Специфические особенности туристского рынка.

Таблица 1.

Признак специфической услуги Пояснение
1. Комплексность Туристская услуга всегда комплексом услуг, который обязательно включает услуги размещения, питания, транспортировки, экскурсионного обслуживания и ряд других, которые обеспечивают реализацию цели путешествия. Этому комплекса присуще взаимодополнения и взаимозаменяемости в пределах каждого вида услуг (например, путешествовать можно различными видами транспорта или одним видом, но разными классами и т.д.)
1. Мобильность Предусматривает обязательное перемещение потребителя к месту обслуживания;
2. Нераздельность процесса обслуживания Связана с предыдущими признаками. Обслуживание в туризме является процессом непрерывным, поскольку только так может быть реализована цель путешествия. При этом момент производства и потребления туристской услуги совпадает и во времени и в пространстве. Оценить качество обслуживания также возможно только в момент потребления;
3. Ритмичность Эта черта отражает характер деятельности на туристском рынке. Механизм регулирования спроса и предложения в данном случае основывается на постоянной изменчивости спроса и относительной стабильности предложения. Спрос населения на туристские услуги подвержен колебаниям в зависимости от цикла жизнедеятельности: суточного, недельного, годового.

Кроме того, он колеблется в зависимости от соотношения объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. То есть, существует определенный разрыв во времени между подвластным колебаниям спросом и постоянной предложением. Этот диссонанс усиливается узкой специализацией большинства предприятий, задействованных в создании туристской услуги, совокупно, негативно влияет на эффективность деятельности в туризме.

Структура мирового рынка (по А. А. Любицева)

Таблица 2.

Специфические особенности туристского рынка. - student2.ru Специфические особенности туристского рынка. - student2.ru

Туристской услугой может считаться только комплекс услуг по удовлетворению разнообразных потребностей туриста: в отдыхе, питании, перемещении и других, которые способствуют обеспечению цели путешествия. Туристские услуги по значению в процессе путешествия подразделяются на основные, без которых невозможно путешествия (услуги размещения, питания, транспортного и экскурсионного обеспечения), дополнительные, способствующие комфортности путешествия (бытовые, торговые, коммуникативные, информационные, банковско-финансовые, медицинские, спортивно -оздоровительные, культурные и т.д.) и сопутствующие, которые повышают эффективность и способствуют полной реализации цели путешествия (производство и реализация сувениров и туристского снаряжения, обустройство пляжей, обзорных площадок, реставрация памятников и т.д.). Каждая из основных услуг может выступать туристским продуктом, отличается стабильностью предложения, но только их сочетание является туристской услугой.

Структура непроизводственной сферы

Рисунок 1.

Специфические особенности туристского рынка. - student2.ru

Туристские услуги или услуги, предназначенные для потребления путешествующих частью населения, в процессе потребления дополняются туристскими товарами специального и общего назначения. К товарам специального назначения относятся сувениры, полиграфическая продукция информационно-справочного характера (картосхемы и планы, буклеты, листовки, справочники и др.)., Туристское снаряжение и товары для отдыха и т.д.. Товары общего назначения включают значительную номенклатуру и потребляются в зависимости от разницы в ценах или наличия на внутреннем рынке страны постоянного проживания. Туристы потребляют также имеющиеся материальные (памятники) и нематериальные (природные особенности) блага.

Именно комплекс туристских услуг, благ и товаров, которые обеспечивают реализацию цели путешествия, является туристским продуктом (турпродуктом). Турпродукт в форме тура выступает товаром на туристском рынке. Таким образом, рынок туристских услуг можно рассматривать как сферу реализации туристского продукта и товаров туристского назначения.

Характерной особенностью туристского рынка Испании является преобладание реализации туристских услуг за товарами (в приблизительном соотношении 75-80% к 25-15%). По экономическим мерам реализация турпродукта подобна реализации товаров, но характер экспортно-импортных связей, связанных с движением турпродукта, кардинально отличают рынок туристских услуг от товарного рынка. Реализация турпродукта связана с обязательным перемещением потребителя к месту потребления. Выезд туристов за границу (зарубежный туризм) и потребление ими туристского продукта другой страны является пассивным туризмом и рассматривается как импорт, так как ведет к падению спроса на внутреннем рынке. Напротив, въезд туристов из других стран (иностранный туризм) и потребление ими национального туристского продукта является источником роста национального дохода, поскольку увеличивает спрос на внутреннем рынке страны как на туристские услуги, так и на услуги и товары, косвенно связанные с туризмом (мультипликационный эффект). Поэтому иностранный туризм рассматривается как экспорт услуг. Существует на рынке туристских услуг и реэкспорт турпродукта, который заключается в реализации иностранным туристам на национальном рынке туруслуг и товаров, потребление которых состоится в третьей стране.

Создают турпродукт и реализуют его потребителям специализированные предприятия, которые выступают субъектами рыночной деятельности. То есть, рынок туристских услуг можно рассматривать и как сферу функционирования специализированных предприятий, удовлетворяющих специфические потребности туриста.

Концептуальные положения исследования рынка туристских услуг заключаются в выявлении процессов и явлений, которые возникают в результате производства, обмена и потребления туристских благ, услуг и товаров, закрепляясь в определенных формах геопространственной организации. [Пистун М. Д. Основы теории общественной географии: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1996. - С. 231 .]. Пространственно-временные закономерности функционирования туристского рынка на основе комплексно-пропорционального развития его составляющих составляют предметную сущность исследования.

Исследование рынка туристских услуг Испании как формы общественной организации потребления заключаются в системном подходе к оценке свойств и механизма функционирования явления, который предусматривает определение элементов (субъектов рынка), их структурированности (по существенным признакам рынка), иерархии как элементов, так и выявленных структур, связей между ними, которые определяют наличие и интенсивность взаимодействия между составляющими рынка и позволяют рассматривать его как некую функциональную целостность с присущими ей качественными и количественными параметрами. Соблюдение принципов комплексно пропорционального развития рыночных элементов и структур, их интеграции в системы другого порядка, историзма, регионализма и управляемости позволяет определить рациональные с точки зрения перспективности общественных потребностей формы территориальной организации туристского рынка. Рынок туристских услуг можно рассматривать как открытую систему, по многим каналам (производственно-технологичных, ресурсных, кадровых, информационных, финансовых и др.) связана с рынками высших рангов (рынок услуг, мировой рынок) и с хозяйственным комплексом определенной территории, как с социально-экономической системой выше порядке.

Специфика туристской услуги обусловливает комплексообразующих характер туристской деятельности и обеспечивает мультипликационный эффект, который позволяет определить связи и степень интегрированности туризма в национальную систему. Структурообразующим единицами рынка Испании являются потребители и производители туристской услуги, различные связи и отношения между которыми формируют рыночные структуры спроса и предложения.

Внутренняя организация системы содержится динамическим равновесием между спросом и предложением, сбалансированной по структурным параметрам во времени и пространстве. Пространственно-временные структуры спроса/предложения являются функциональными территориальными образованиями, которые характеризуются взаиморасположение, наличием пространственных связей, выраженных прежде всего перемещением туристов и развитием, фиксированным динамикой туристского процесса. Туристский процесс рассматривается как обобщающая характеристика, которая воспроизводит взаимодействие рынков потребителя и производителя турпродукту и пространственно-временную соответствие спроса/предложения в параметрах объема и структуры потребления. Понятие "туристский процесс" позволяет определиться с временным вектором рыночной системы и установить объективные параметры территориальной дифференциации потребления.

Туризм проявляется как форма общественного потребления специфических благ, услуг и товаров, объективно развившейся вследствие социализация воспроизводственной функции, образовав область деятельности по созданию этого специфического продукта и организации его потребления, которая по конечному назначению и характеру деятельности относится к потребительским отраслей хозяйства [Любицева А. Рынок туристских услуг. - М.: Альтпрес, 2003. - С. 59 .].

Организация потребления основана на устойчивых связях между потребителями и производителями и между производителями в процессе создания турпродукта и зафиксирована в рыночных структурах. Локализация потребления, основанная на устойчивости указанных взаимосвязей в соответствии с условиями формирования спроса и предложения, закрепилась в определенных территориальных структурах, отражающие взаимодействие данного вида человеческой деятельности и территории, связанные с обязательным преодолением пространства является основой туристского процесса.

Взаимодействие туристского рынка и территории происходит в двух направлениях: [Там же. - С. 60.]

1) целевом, сущность которого заключается в обеспечении потребностей населения услугами туризма, в результате чего формируются распределительно-потребительские связи между производителями турпродукта и его потребителями. При этом и потребление, и производство турпродукта территориально ограничены, то есть любой субъект рынка может разработать и предложить на рынок любой продукт, а потребитель в любой точке мирового рынка может им воспользоваться

2) ресурсном, который обеспечивается потреблением туристами природных благ (условий и ресурсов) и культурно-исторических ресурсов определенной территории и проявляется в формировании рекреационных связей.

Параметры этих связей (направление, величина, устойчивость и т.д.) зависят от уникальности предложения, разработанной на основе уникальности ресурсов. То есть теоретически пространственное распространение уникального предложения на рынке неограниченное, поскольку притягивает к себе потребителей с любого уголка мирового рынка, а уже дальше на формирование рекреационных связей начинают действовать ограничивающие факторы оптимизации потребительских связей (расстояние, стоимость, комфортность).

Указанные особенности существенно влияют на формирование территориальной структуры туристского рынка, определяя ее дуалистический характер. Геопространственные формы потребления турпродукта закрепляются формированием множества территориальных рынков и это формирование является процессом согласования спроса/предложения в пределах определенной территории. Границы территориального рынка определяются доступностью предлагаемого турпродукта. Доступность является понятием, которое включает наличие предложения, которая по уникальности, разнообразием и объемом соответствует объему и структуре спроса и целесообразность расходов денег, времени и усилий для реализации определенной туристской цели. То есть, доступность является пространственно-временным параметром, характеризующим оптимальные в настоящее время пространственные связи, которые формируются в рамках определенного потребительского рынка (видового или территориального).

Процесс формирования рынка является комплексообразующих процессом, социально-экономическим по содержанию, который характеризуется ростом и разнообразием спроса и предложения, структурированием по видовым и территориальным признакам, закрепленными формами общественного организации деятельности: территориальной специализации, дифференциации и концентрации производства/потребления туристских благ, услуг и товаров.

Поскольку рынок Испании является системой организации потребления, то первичным элементом рынка туристских услуг как системы является потребитель (турист).

Совокупность местных рынков действуют и взаимодействуют в едином экономическом и правовом пространстве, образуют национальный рынок туристских услуг [Любицева А. Рынок туристских услуг. - М.: Альтпрес, 2003. - С. 115 .]. Национальные рынки по туристско-географическим положением и особенностями туристского процесса объединяются в региональные туристские рынки, которые, в свою очередь, формируют глобальные структуры мирового рынка туристских услуг, как составляющей мирового хозяйства.

В этой иерархической структуре особое место занимают субрынки. Субрынки формируются на разных иерархических уровнях. Их обнаружение и исследование зависит от подхода.

Согласно общественно-географических основ исследования как целесообразно следует выбрать мотивационный, ресурсный и краиноцентричний подходы. Мотивационный подход (согласно цели путешествия) позволяет выявлять видовые субрынки. Причем, чем елитарнишим по характеру спроса является вид туризма, тем требуется большая зона влияния для субъектов туристской деятельности, действующие в данном сегменте (например, рынок спелеотуризма или рынок туристских услуг для яхтсменов, осуществляющих кругосветное путешествие и т.д.) чем стандартнее спрос (например, семейный отдых в июле-августе на побережье моря или озера в пределах своей страны), тем плотнее этот рынок, тем меньше его радиус и скорее всего он будет континуальным, "вписанным" иерархическую структуру, в то время как рынок "элитарного "туризма" разреженный ", дискретный и секущий по отношению к элементам иерархической структуры.

Практически каждая классификация, построенная по мотивационным признакам, является основанием для выделения субрынке, поэтому правомерно говорить о туристском рынке молодежного (по возрасту), социального (по форме расчетов), круизного (по способу передвижения), зимнего (по сезону) или альпийского (по региону) туризма. Соответственно, каждый из субрынков имеет свою иерархическую структуру, охватывает все уровни от локального до мирового.

Наши рекомендации