Глава 1.5. Археология

В последней четверти XIX в. большого размаха достигла работа по античной археологии. Немцы, французы и англичане вели раскопки в материковой, островной и малоазийской Греции: в Пергаме, Дельфах, Афинах и других местах. Особенно грандиозными были раскопки Олимпии(1875— 1881 гг.), проводившиеся под руководством Э. Курциуса и архитектора Ф. Адлера на средства правительства Германии.


Высоким качеством работ и тщательностью публикаций отличались раскопки А. Конце (Австрия) в Самофракии (1873—1875 гг.). Работы Конце и Курциуса послужили подлинной школой методов и техники археологических исследований памятников античности. С этой точки зрения большое значение имели раскопки Дж. Фиорелли в Помпеях (с 1852 г.).

Систематические, основанные на стратиграфическом анализе, одним из пионеров которого был Фиорелли, эти раскопки также служили школой раскопочной методики для итальянских и зарубежных археологов. Следует отметить и планомерные раскопки храма Артемиды в Эфесе, проводившиеся Д. Т. Вудом с 1863 г., и раскопки храма Аполлона в Делосе, проводившиеся Ф. Омоллем с 1877 г.

В 1871 г. Г. Шлиман (1822—1890) начал раскопки древней Трои на холме Гиссарлык. Здесь он провел четыре кампании: в 1871—1873 гг.; в 1879 г.; в 1882—1883 гг. и с 1889 г. по год его смерти (1890).
В последних двух кампаниях участвовал В. Дерпфельд, продолжавший раскопки Трои до 1894 г. Между кампаниями на Гиссарлыке Шлиман вел раскопки в Микенах и на Итаке (1874—1876 гг.), в Орхомеие (1880—1881 гг.) и в Тиринфе (1884—1885 гг.). В результате 20-летних раскопок Шлиман открыл неведомый до того Эгейский мир до гомеровской Греции. Хорошо известно, что Шлиман вел раскопки, применяя весьма несовершенную методику. Не без оснований археологи с сарказмом замечали, что Троя была разрушена не греками, а Шлиманом. Действительно, в погоне за гомеровской Троей он разрушал и засыпал мусором все, что ему мешало. Однако имя Шлимана недаром занимает почетное место в истории археологии. Он не только открыл догреческую цивилизацию Восточного Средиземноморья, но и сделал археологию одной из самых популярных наук в Европе.

Шлиман вел подробные дневники раскопок и незамедлительно публиковал их результаты: в 1874 г. вышли «Древности Трои», в 1878 г.— отчеты о раскопках Микен, в 1881 г.— Илиоса, в 1884 г.— Трои, в 1881 г.— Орхомена, в 1886 г.— Тиринфа, в 1890 г.— Трои. Однако, так как он не имел понятия, что археология обладает своей методикой и техникой, и публиковал результаты раскопок без нужной документации, его книги не имеют большой научной ценности. Долгое время археологи вообще не пользовались книгами Шлимана, считая их такими же дилетантскими, как и его раскопки. Только в 1880 г. Шлиман пригласил в качестве помощника одного из лучших раскопщиков того времени Дерпфельда, и тот уже после смерти Шлимана установил стратиграфию девяти «городов», последовательно существовавших на холме Гиссарлык. В последующие годы Троя с ее стратиграфией стала опорным пунктом для относительной датировки всех памятников Восточного Средиземноморья. Шлиман стремился найти гомеровскую Трою, но сделал гораздо больше: он обнаружил догомеровские, «доисторические» поселения и негреческую, «варварскую» культуру.
В Микенах Шлиман откопал основание «Львиных ворот» и несколько богатых шахтных гробниц, а также два толоса (купольные гробницы), так называемые сокровищницу Атрея (или Агамемнона) и сокровищницу Клитемнестры. В Тиринфе был найден дворец, а в Орхомене — «сокровищница Миния». Шлиман доказал, что гомеровский эпос имеет солидную фактическую основу, в частности, что отраженный у Гомера греческий бронзовый век есть историческая реальность.

На Кипре с 1865 г. предпринимались периодические ненаучные раскопки, проводившиеся случайными лицами. Они все же дали некоторые материалы, позволявшие говорить о культуре раннего бронзового века, сходной с культурой Трои II, но развивавшейся независимым путем.
В конце века Британский музей организовал на Кипре серию раскопок, важнейшими из которых были в Энкоми и Хала Султан Текке. Их результаты опубликованы в 1900 г.
В материковой Греции после работ Шлимана продолжалось изучение микенской культуры. В частности, много было раскопано купольных гробниц. Велись раскопки Димини в Фессалии и Вафио в Лаконии. В 1889 г. К. Цунтас, ведший раскопки в Вафио по поручению Греческого археологического общества, нашел знаменитые золотые кубки с изображением ловли быка.

Греческое археологическое общество продолжило (в 1886—1893 гг.) раскопки Микен, где были найдены ульевидные гробницы, дворец и дома. Были исследованы также новые толосы и скальные погребения. На Афинском акрополе были найдены остатки дворца, подобного тиринфскому и микенскому.

Первые данные для абсолютной датировки микенской культуры были получены в результате работ Флиндерса Питри (1853—1942). Этот замечательный английский археолог, работавший в Египте, указал на значение египетских и греческих вещей для перекрестной датировки сравнительным методом31. Важный научный прием перекрестной датировки и поныне играет большую роль в археологии. В 1889 г. Флиндерс Питри нашел в Гуробе в Египте микенскую керамику вместе с вещами, относящимися к концу XVIII династии. В следующем году в Кахуне он нашел расписную эгейскую керамику вместе с вещами XII династии. В 1891 г. Питри посетил Микены и обнаружил там предметы египетского экспорта, также относящиеся к XVIII династии. На основании установленного синхронизма Питри датировал начало Эгейской цивилизации временем около 2500 г. до н. э., а позднюю микенскую культуру отнес к 1500—1000 гг. до н. э. В. Дерпфельд в своей книге «Троя и Илион», изданной в 1902 г., опубликовал хронологию Трои, которая служила основой для европейских датировок в последующие четверть века.

Абсолютная хронология крито-микенской культуры, установленная А. Эвансом, основывалась на методе, предложенном Флиндерсом Питри» Английский археолог Артур Эванс (1851—1941) начал свои исследования на Крите в 1900 г. 32 Он открыл остатки огромного дворца, который назвал дворцом Миноса, меньший дворец предшествующего времени и раннюю додворцовую фазу культуры. Оказалось, что критская культура предшествует микенской, а культуре бронзового века предшествует неолитическая, отложения которой в самом Кноссе составили холм высотой в 6,5 м. Таким образом, исследования Эванса дали микенским открытиям историческую перспективу и отодвинули в глубь веков начало этой цивилизации. Эванс назвал культуру Крита эпохи бронзы миной- ской. Он доказал, что Крит в то время был культурным и политическим центром Эгейского мира.

Одновременно с Эвансом, копавшим в Кноссе, различные экспедиции вели раскопки в других частях Крита. Итальянская экспедиция раскапывала дворец в Фесте и большую гробницу в Агиа-Триаде. Английская экспедиция раскапывала Праисос и Палекастро, а американская — небольшой город бронзового века Гурнию и поселения на островах Псера и Мохлос. Критские археологи также активно участвовали в раскопках: И. Хатцидакис исследовал минойский дворец в Тилиссосе, а С. Ксанту- дидес — гробницы в Кумасе и Месаре. Позже, в 20-х годах XX в. французская экспедиция раскопала дворец в Маллии.

Эванс на основании изучения археологических материалов дал общую картину истории Крита. Он установил, каковы были государственный строй, религия, определил этапы развития Критского государства, периоды подъема и упадка и датировал эти периоды. Он разделил историю Крита на три периода и три субпериода и датировал их временем между 3400— 1100 гг. до н. э.

Среди других замечательных находок Эванса на Крите были глиняные таблички с письменами. В 1909 г. Эванс издал их в томе I «Scripta Minoa». Он надеялся издать следующие тома с расшифровкой письменности. Это не удалось сделать ни ему, ни другим ученым. Только в 1953 г. английские исследователи М. Вентрис и Д. Чэдвик прочитали один из видов критской письменности, так называемое линеёное письмо.

Исследования крито-микенской культуры продолжаются и поныне. Их ведут ученые разных стран, но руководящую роль сохраняет греческая археологическая служба. С 1920 г. британские ученые под руководством
А. Д. Вэйса провели несколько экспедиций по раскопкам микенской цитадели и камерных гробниц. Греческое археологическое общество организовало экспедицию под руководством Д. Пападеметриу, раскопавшую второй погребальный круг в Микенах. Британский институт в Афинах вел, кроме Микен, раскопки в Лаконии, Итаке, Македонии и Фессалии.
Американцы копали в Коринфии, Арголиде и Мессении. Французы раскопали дворец Гла в Беотии и камерные гробницы близ Аргоса. Нем- цы провели ряд кампаний в Тиринфе и небольшие раскопки в других частях Греции. Шведы в Мессении и Арголиде раскопали Асину, Мидею (Дендру) и Бербати. Итальянцы вели раскопки на Лемносе, Крите и Родосе. На Кипре велись раскопки Энкоми (криприоты и французы), Ки- тиона (киприоты), Воуни (шведы). Англичане раскапывали Филакопи на Милосе, они же вели исследования на Хиосе, немецкие ученые — на Самосе, американские — на Кеосе 33.
Одним из самых значительных было открытие К. Блегеном и Н. Ку- руниотисом в 1938—1939 гг. в Мессении, в юго-западной части Греции, грандиозного дворца в Пилосе. Раскопки в Пилосе были возобновлены в 1952 г.

Наши рекомендации