Общественно-политическая деятельность В. Ф. Каховского

Довольно содержательной и плодотворной была деятельность В. Ф. Каховского на посту министра просвещения Чувашской АССР (1955 – 1957 гг.) В соответствии с приказом министра просвещения РСФСР И. Каирова № 103 К-4 от 29 января 1995 г. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР назначил министром просвещения ЧАССР В.Ф. Каховского, что было признанием большого вклада ученого-педагога в развитие народного образования и просвещения ЧАССР, а также свидетельством высокого доверия со стороны руководства республики [118].

В связи с изменением руководства Министерства просвещения ЧАССР распоряжением Совета Министров республики № 441 – Р от 7 мая 1955 г. учебно-методический совет Министерства просвещения ЧАССР был утвержден в следующем составе: 1) В. Ф. Каховский – Министр просвещения ЧАССР (председатель); 2) Н. И. Иванов – Зам. Министра просвещения; 3) А.С. Отачкин – Зам. Министра; 4) С. С. Ромашкин – инспектор отдела школ Министерства просвещение ЧАССР; 5) С. П. Горский – доктор педагогических наук, профессор кафедры чувашского языка и литературы ЧГПИ; 7) Г.В. Васильев – к.и.н., декан историко-филологического факультета ЧГПИ; 8) М. Я. Сироткин – доктор филологических наук, ст. преподаватель кафедры чувашского языка и литературы ЧГПИ; 9) Н. С. Павлов – старший преподаватель кафедры русской литературы ЧГПИ; 10) М. Т. Тимофеев – директор Чувашского института усовершенствования учителей; 11) М. С. Степанов – завуч Чувашского института усовершенствования учителей; 12) А. А. Ляпидовский – зав. кабинетом языка и литературы Чувашского института усовершенствования учителей; 13) И. П. Павлов – кандидат филологических наук, зав. сектором языка ЧНИИ ЯЛИЭ; 14) А. М. Токарев – зам. заведующего отделом школ и вузов Обкома КПСС; 15) В. И. Иварбеев – директор базовой средней школы № 6 Чувашского пединститута; 16) П. Т. Золотов – главный редактор Чувашского государственного издательства; 17) М. Н. Николаев – инспектор по учебникам Министерства просвещения ЧАССР (секретарь)[119].

Работая министром просвещения ЧАССР, В. Ф. Каховский очень много сделал для республики.

По постановлению Совета Министров СССР № 147 от 22 января 1955 г. в г. Москве летом 1956 г. была проведена Спартакиада народов СССР по 20 видам спорта с общим количеством участников до 10 тысяч человек, в которой самое активное участие приняли и чувашские спортсмены, а также учащиеся педагогических учебных заведений Чувашской АССР. В этом постановлении совета министров СССР указывалось: «Спартакиада народов СССР должна явиться проверкой состояния физической и спортивной работы в Союзных Республиках, в спортивных обществах, среди учащихся школ и учебных заведений и способствовать дальнейшему массовому развитию физической культуры и спорта в стране, активизации и организационному укреплению коллективов физической культуры, улучшению физической подготовки молодежи и новому подъему мастерства советских спортсменов»[120]. В целях коренного улучшения постановки учебной и массовой работы по физическому воспитанию учащихся и студентов Чувашской АССР в соответствии с приказом В. Ф. Каховского директорами педагогических учебных заведений республики в течение апреля месяца 1955г. на заседаниях советов учебных заведений был обсужден вопрос о состоянии физического воспитания учащихся и студентов и о мерах по улучшению этой работы в связи с подготовкой к Спартакиадам народов РСФСР и СССР. Были разработаны и утверждены планы конкретных мероприятий по улучшению работы по подготовке значкистов ГТО и разрядников, по повышению качества проведения массовых спортивных мероприятий, по подготовке физкультурных кадров, по строительству спортивных сооружений при учебных корпусах и общежитиях учащихся, студентов и преподавательского состава по развертыванию широкой агитационной работы за вовлечение детей, учащейся молодежи, взрослого населения в систематические занятия физкультурой и спортом. Были приведены в порядок гимнастические залы и спортивные площадки, отремонтированы и приобретены спортивный инвентарь и оборудование. В целях вовлечения основной массы учащихся и студентов в систематические занятия спортом в учебных заведениях Чувашской АССР в течение 1955 -1956 гг. были организованы и проведены внутригрупповые, курсовые и межфакультетские соревнования по различным видам спорта, входящим в программу Спартакиады народов СССР и РСФСР и в комплекс ГТО. Кафедры и преподаватели физического воспитания значительно усилили работу по круглогодичной тренировке спортсменов, по систематическому повышению спортивного мастерства студентов и учащихся. Не без поддержки Министерства просвещения Чувашской АССР и лично В. Ф. Каховского студенты Чувашского государственного педагогического института приняли участие летом 1955 г. на VIII Всероссийских лично-командных соревнованиях студентов и аспирантов педагогических и учительских институтов по легкой атлетике, плаванию и прыжкам в воду, волейболу, баскетболу, велосипедному спорту, фехтованию и борьбе[121]. Следует отметить, что В. Ф. Каховский сам дружил с физкультурой и спортом, и даже будучи пожилым совершал многочасовые лыжные прогулки.

В соответствии с приказом Министра просвещения РСФСР № 117 от 22 июня 1955 г. «О новом учебном плане начальных, семилетних и средних школ РСФСР» в связи с осуществлением задач перехода на всеобщее среднее образование и введения политехнического обучения в школах ЧАССР был утвержден в действие с 1955 – 1956 учебного года новый учебный план начальных, средних и семилетних школ. Для обеспечения преемственности в работе школ по новому и ранее действовавшему учебному плану в качестве переходной меры разрешалось: а) в VII классе – оставить преподавание Конституции СССР при 2-х часах в неделю за счет часов, отведенных в новом учебном плане на труд; установить на географию 3, а на биологию 2 часа в неделю; б) в VIII классе – сохранить преподавание экономической географии СССР при 3-х часах в неделю за счет уменьшения на 0,5 часа времени, установленного новым учебным планом на практикум; в) в IX классе – в связи с тем, что в IX классе в 1955 – 1956 гг. предполагалось изучение экономической географии зарубежных стран, на нее отводилось в соответствии с новым учебным планом 2,5 часа в неделю, а освободившиеся 0,5 часа передавались на биологию, преподавание которой в 1955 – 1956 гг. учебном году проводилось по старой программе и старому учебнику; г) в X классе – не проходить курса Конституции СССР ввиду того, что учащиеся, которые в 1955 – 1956 гг. занимались в X классе, этот предмет изучали в VII классе[122].

В целях обсуждения вопроса о состоянии и мерах дальнейшего улучшения преподавания русского и родного языков в нерусских школах Поволжья по инициативе министра просвещения РСФСР И. Каирова в Казани с 11 по 14 августа 1955 г. Прошло совещание учителей нерусских школ, методистов, работников отделов народного образования и министерств просвещения автономных республик Поволжья. Чувашскую АССР здесь представлял директор Чувашского института усовершенствования учителей М. Т. Тимофеев, который выступил с докладом «Опыт организации методической работы с учителями родного и русского языков в чувашских школах»[123]. В целом совещание имело огромное значение в плане изучения, обобщения и распространения передового опыта в работе учителей нерусских школ.

С 1 сентября 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25 августа 1955 г. № 1102 все учительские институты были реорганизованы в педагогические училища. Приказом по министерству просвещения РСФСР от 30 августа 1955 г. № 426 в список учительских институтов, реорганизуемых в педагогические училища попал родной для В. Ф. Каховского – Канашский[124]. Изменения также коснулись порядка преподавания отдельных предметов. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1955 г. № 829 министр просвещения РСФСР И. Каиров приказал: «1) ознакомление учащихся средней школы с основными понятиями логики проводить в курсе психологии, сняв в связи с этим с 1955 – 1956 учебного года преподавание логики в средней школе как самостоятельного предмета; 2) Главному управлению школ (Н. В. Наумову) в месячный срок подготовить программу по психологии с включением в нее основных понятий логики; 3) Учпедгизу (С. М. Языкову) подготовить и издать к 1956 – 1957 учебному году учебник по психологии в соответствии с программой; 4) Главному управлению школ подготовить к первому полугодию методические указания учителям о развитии логического мышления учащихся в процессе преподавания общеобразовательных предметов; 5) министрам просвещения АССР трудоустроить учителей логики оказав им необходимую помощь в переквалификации по новой специальности»[125].

Между тем, инспекторская проверка и данные с мест показали, что в большинстве школ республики учебные занятия начались организованно. В подготовке школ к новому 1955 – 1956 учебному году школам была оказана большая помощь партийными, советскими, хозяйственными организациями. Проведенные перед началом учебного года съезды учителей и совещания по народному образованию, а также районные и городские августовские учительские совещания способствовали мобилизации учителей на улучшение учебно-воспитательной работы в новом учебном году. Школы в основном были обеспечены руководящими и учительскими кадрами. Были введены новый учебный план и новые программы, проведена значительная работа по хозяйственной подготовке школ к учебным занятиям[126].

В связи с тем, что Министерство просвещения РСФСР располагало материалами, свидетельствующими о неудовлетворенном состоянии работы по гигиеническому воспитанию учащихся и серьезных недостатках в изучении разделов учебных программ, предусматривающих сообщение учащимся гигиенических сведений, министром просвещения Чувашской АССР В.Ф. Каховским был усилен контроль за состоянием работы по охране здоровья и гигиеническому воспитанию школьников, была повышена ответственность директоров школ за организацию этой работы и ее результаты. В первом полугодии 1955 – 1956 гг. учебного года совместно с органами здравоохранения Министерство просвещения ЧАССР проводило выборочную проверку работы по гигиеническому воспитанию учащихся в отдельных районах и школах республики. Была установлена тесная связь с местными органами здравоохранения, домами санитарного просвещения и санитарно-эпидемиологическими станциями и совместно с ними были разработаны конкретные мероприятия по повышению уровня гигиенической подготовки учителей и улучшения гигиенического воспитания учащихся. Были приняты меры к организации во всех учебных учреждениях плановой работы по санитарному просвещению (демонстрация санитарно-просветительских кинофильмов, пленочных диапозитивов, организация выставок по гигиене школьниками режиму дня и т. д.). Совместно с органами здравоохранения также были приняты меры к организации пропаганды по вопросам санитарного просвещения родителей и гигиенического воспитания школьников в семье и в школе по СМИ, радио и т. д.[127]

26 января 1955 г. Министром просвещения РСФСР был издан приказ «Об упорядочении бюджета времени учителя». Этот приказ объяснялся тем, что руководители многих школ и профсоюзные организации беззаботно относились к организации труда учителя, перегружали его излишними заседаниями и совещаниями, составлением многочисленных отчетов, планов, выполнением различных поручений канцелярского характера. Министерство просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР не обеспечили должного руководства вопросами организации труда учителей и не приняли своевременных мер к устранению их перегрузки. Все это мешало учителю глубоко и всесторонне готовиться к урокам, систематически повышать свою квалификацию, знакомиться с новинками методической и художественной литературы, посещать кино и театры, знакомиться с искусством и т.д. Министерство просвещения РСФСР предложило принять следующие меры по упорядочению бюджета времени учителя и созданию ему необходимых условий для успешного выполнения сложных и ответственных задач по обучению и воспитанию учащихся:

1. максимально сократить количество планов и отчетов учителей и классных руководителей, оставив составление ими в обязательном порядке только следующих документов:

а) учителями: составление поурочных планов, ведение классных журналов по своему предмету и составление в конце учебного года отчета о выполнении программы;

б) классными руководителями: составление планов работы на четверть или полугодие, в конце учебного года краткого отчета о воспитательной работе с учащимися класса и ведение личных дел учащихся своего класса;

2. Сократить количество заседаний и собраний по методическим и другим вопросам, руководствуясь при этом следующим:

а) заседания педагогического совета проводить один раз в учебную четверть, а также перед началом учебного года и в конце учебного года;

б) занятия районных и кустовых методических объединений учителей сельских школ проводить не чаще трех раз в год: перед началом учебного года, в зимние и весенние каникулы, в таком же порядке проводить занятия городских и районных методических объединений и предметных комиссий; занятия внутри школьных методических объединений учителей и предметных методических комиссий учителей проводить не чаще двух раз в учебную четверть. Посещение учителями учебно-методических кабинетов институтов усовершенствования учителей (за исключением обязательных курсов), лекций организуемых районными (городскими) педагогическими кабинетами, и открытых уроков должно осуществляться по усмотрению учителей;

в) семинары классных руководителей в составе, устанавливаемым директором школы проводить не чаще одного раза в четверть;

г) собрания родителей проводить по усмотрению директоров школ и классных руководителей;

д) общешкольные собрания (конференции) учащихся проводить один раз в полугодие, классные собрания – раз в четверть;

3. В целях более экономичного и рационального расходования времени учителям установить:

а) продолжительность занятий педагогических советов, методических объединений, собраний родителей, как правило, не свыше 2-3 часов;

б) продолжительность внеклассных кружковых занятий, заседаний и собраний учащихся в пределах 45 мин. – 1,5 часа, в зависимости от возраста учащихся.

4. Упорядочить дежурство учителей в школе в соответствии с их учебной нагрузкой;

5. Категорически закрепить выполнение учителями школ общественных поручений в учебное время[128].

7 августа 1955 года Министерство просвещения РСФСР направило министрам просвещения АССР нормативные программы по русскому языку и литературе для нерусских школ, которые содержали минимум знаний и навыков по русскому языку и литературе для всех нерусских школ РСФСР. С получением нормативных программ Министерство просвещения Чувашской АССР организовало разработку программ по русскому языку для 1-4 классов, русскому языку и литературному чтению для 5-7 классов и русской литературе для 8-10 классов чувашских школ ЧАССР и РСФСР. При этом министр просвещения Чувашской АССР В. Ф. Каховский предложил руководствоваться следующим. В начальных классах начало обучения русскому языку в виде разговорных уроках предусматривалось со второй учебной четверти, обучение грамоте русского языка – со второго полугодия первого года обучения. Программы по русскому языку для начальных классов чувашских школ с подготовительным классом составлялись на основе соответствующей программы для I-IV классов школ без подготовительного класса. При составлении программ учитывались особенности чувашского языка, трудности, вытекающие из различий в звуковой системе и грамматическом строе русского и чувашского языков. С учетом этого были уточнены и конкретизированы объяснительные записки к программам. Учитывались также и методические требования, которые обуславливались необходимостью взаимной связи при изучении русского и родного языков. Как подчеркивал министр просвещения ЧАССР В. Ф. Каховский, «стихи, рассказы и статьи на темы из местной жизни, включенные в программы по литературному чтению, должны быть разнообразными по тематике, обладать необходимыми идейно-художественными достоинствами и быть доступными пониманию учащихся». Программы по русскому языку и литературе были обсуждены на совете по народному образованию с участием лучших учителей, методистов и научных работников ЧАССР[129].

В соответствии с приказом министра просвещения РСФСР И. Каиров от 14 марта 1955 г. «Об издании учебников для нерусских школ на 1955-1956 учебный год» министры просвещения АССР РСФСР были обязаны по согласованию с национальными издательствами и книготоргами полностью удовлетворить заявки на учебники для нерусских школ, находившихся в пределах и за пределами автономных республик. Главное управление школ должно было оказать необходимую помощь Министрам просвещения автономных республик и издательств в подготовке рукописей учебников для нерусских школ, обеспечить национальные издательства всем необходимым[130]. Между тем, существовали определенные трудности в издании учебников, программ и методических пособий. Министр просвещения Чувашской АССР сообщает в отдел нерусских школ Министерства просвещения РСФСР следующее: «До сих пор министром культуры РСФСР положительно не решается вопрос об оставлении порядка издания методический литературы – на бумаге и средствах Чувашгосиздата. На наш запрос зам. Министра культуры РСФСР тов. Пашков ответил, что Чувашиздат не в праве расходовать бумагу и нести убытки по выпуску методической литературы для учителей чувашских школ, что учебно–методические пособия, как и заказанная литература, должны печататься на бумаге и за счет Министерства просвещения ЧАССР. Это означает, что Министерство просвещения ЧАССР и Чувашгосиздат вообще будут лишены возможности издавать методические пособия и сборники для учителей чувашских школ своей республики и для чувашских школ других областей и республик. Министерство просвещения ЧАССР на издание учебно–методической литературы не имеет ни бумаги, ни денежных ассигнований. Министерство просвещения ЧАССР неоднократно обращалось по этому вопросу в Министерство просвещения РСФСР, которое обещало обратиться с этим вопросом в Министерство культуры РСФСР, однако вопрос о сохранении существовавшего до сих пор порядка издания учебно–методической литературы остается не разрешенным. В июле 1956 г. Директор Чувашгосиздата тов. И.Д. Кузнецов был в Главиздате по вопросу предварительного рассмотрения плана изданий Чувашгосиздата на 1957г. В этот план была включена и учебно – методическая литература. Но Главиздат предложил ее снять с плана издания на 1957г. Министерство просвещения ЧАССР еще раз просит Министерство просвещения РСФСР договориться с Министерством культуры РСФСР о сохранении прежнего порядка издания учебно – методической литературы»[131]. Следует отметить, что в последствии этот вопрос был положительно разрешен.

Из обращения Министра просвещения Чувашской АССР В. Ф. Каховского к начальнику Главного Управления школ Министерства просвещения РСФСР тов. Н. В. Наумову: «Министерство просвещения ЧАССР сообщает, обсудив вопрос о подготовки учебников по иностранным языкам для не русских школ Министерство просвещения ЧАССР пришло к выводу о целесообразности на первое время подготовки общих учебников по иностранным языкам для не русских школ РСФСР на базе русского языка с изданием их в Москве. При этом мы считаем, что в качестве соавторов к подготовке этих учебников желательно бы привлечь специалистов по иностранным языкам с мест из числа учителей и методистов, знающих родной язык учащихся и имеющих опыт преподавания иностранных языков в нерусских школах. В дальнейшем можно было бы перейти на подготовку учебников иностранного языка на местах, на базе родного языка учащихся. Решение вопроса о переводе учебников иностранного языка на базу родного языка учащихся будет зависеть от наличия в национальных республиках специалистов по иностранным языкам, знающих родной язык учащихся и имеющих значительный опыт преподавания иностранных языков в нерусской школе, а также от мощности полиграфической базы»[132].

Следует отметить, что правительство уделяло большое внимание улучшению постановке преподавания иностранных языков в школе. В октябре 1947 г. было принято постановление Совета Министров СССР, в котором отмечалось неудовлетворительное состояние преподавания иностранных языков и низкий уровень знаний учащихся. Совет Министров обязал министерство просвещения и органы народного образования провести ряд мероприятий по улучшению преподавания иностранных языков. В этих целях министерство просвещения Чувашской АССР провело ряд мер: 1) был усилен контроль за преподаванием иностранных языков со стороны руководителей школ, инспекторов отделов народного образования и методистов Чувашского института усовершенствования учителей; 2) при обследовании преподавания иностранного языка инспекторами школ привлекались лучшие учителя иностранных языков; 3) в 1955 – 1956 учебном году была проведена проверка состояния преподавания иностранных языков и результаты проверки были широко обсуждены с учителями иностранных языков и руководителями школ; 4) Чувашский институт усовершенствование учителей был укомплектован методистами по всем трем иностранным языкам (английский, немецкий и французский); 5)учителей, преподающих иностранный язык, но не имеющих специального языкового образования и желания продолжить преподавательскую работу в школе, обязали включиться в систему заочного обучения при педагогических институтах;

6) было упорядочено снабжение школ учебниками и учебными пособиями по иностранным языкам, литературой для дополнительного чтения и наглядными пособиями. 7) Чувашский институт усовершенствования учителей проводил семинары и циклы лекций по иностранным языкам и методике их преподавания для учителей как городских, так и сельских школ[133]. В целом, мероприятия, проведенные Министерством просвещения ЧАССР и органами народного образования, дали возможность несколько улучшить преподавание иностранных языков и повысить качество знаний и навыков учащихся, главным образом в городских школах. Следует также отметить, что Чувашский институт усовершенствования учителей с целью выполнения утвержденного плана курсовых мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров в 1956 г. провел 17 видов курсов и семинаров, охватив ими 1174 учителей и других работников народного образования[134].

В соответствии с приказом Министра просвещения РСФСР № 123 от 18 августа 1955 г. «Об организации музыкальных кружков по обучению игре на музыкальных инструментах в начальных, семилетних и средних школах» министр просвещения ЧАССР В. Ф. Каховский обязал директоров (заведующих) начальных, семилетних и средних школ организовать в школах музыкальные кружки для учащихся, желающих обучаться игре на музыкальных инструментах. Занятия в музыкальных кружках проводились на основе программ музыкальных школ Министерства культуры СССР. Ежегодно, начиная с 1955 – 1956 гг. учебного года в марте-апреле проводился смотр музыкальной работы во всех школах и на основе этого делались практические выводы для дальнейшего улучшения данной работы. Итоги смотров музыкальной работы освещались в годовых отчетах о работе школ, представленных в министерство просвещения РСФСР[135].

В 1954 – 1955 учебном году школы РСФСР приступили к переходу на новый учебный план и новые программы, которые по своей научно-методической основе не отличались от прежде действовавших программ, но они были значительно сокращены и упрощены, приведены в соответствие с возрастными особенностями детей и содержали более правильное распределение учебного материала по классам[136]. Большое значение придавалось политехническому обучению учащихся. Совет Министров СССР распоряжением от 16 мая 1955 г. Предоставил право министрам и ведомствам СССР и союзных республик передавать безвозмездно общеобразовательным школам не используемые в производстве, но годные для целей политехнического обучения станки, двигатели внутреннего сгорания, электромоторы, сельскохозяйственные машины, тракторы, автомобили, детали машин, инструменты лабораторное и другое оборудование.[137] Это распоряжение Совета Министров СССР открыло широкие возможности для органов народного образования и школ в деле создания учебно-материальной базы, необходимой для осуществления задач политехнического обучения. Многие школы Чувашской республики, реализуя решения XIX и XX съездов КПСС, накопили некоторый положительный опыт в осуществлении политехнического обучения. С целью обобщения накопленного учителями и руководителями школ положительного опыта и обсуждения задач дальнейшего развития политехнического обучения учащихся, Министерством просвещения Чувашской АССР совместно с Чувашским обкомом профсоюза работников просвещения и институтом усовершенствования учителей 11 – 13 июля 1956 г. была проведена республиканская научно-практическая конференция. В работе конференции приняли участие учителя, руководители школ работники органов народного образования, научные работники вузов, представители промышленных предприятий, партийных, комсомольских, профсоюзных организаций – в общей сложности 600 человек. На пленарном заседании и заседаниях секций конференции было заслушано 38 докладов учителей и руководителей школ, работников отделов народного образования, в которых докладчики осветили накопленный ими положительный опыт в осуществлении политехнического обучения в процессе преподавания физики, химии, биологии, математики, географии, ручного труда, практических занятий в мастерских и на школьных учебно-опытных участках, практикумов по основам сельского хозяйства, машиноведению и электротехники, а также через включение учащихся сельских школ в активный общественно-полезный труд в помощь колхозам и через организацию различных видов внеклассной работы в городских и сельских школах. За проявленную инициативу и значительную работу, проделанную по осуществлению политехнического обучения в школе, и выступление на республиканской конференции с докладом об опыте осуществления политехнического обучения многие были награждены Почетной грамотой Министерства просвещения ЧССР[138].

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 марта 1955 г. № 327 увеличился объем капиталовложений по школьному строительству Министерства просвещения ЧАССР на 1,38 млн. руб., в том числе на продолжение строительства Вурнарской средней школы на 1050 тыс. руб., Мариинско-Посадской средней школы на 180 тыс. руб., Бахтигильдинской средней школы на 50 тыс. руб., Нискасинской средней школы Сундырского района на 100 тыс. руб[139]. В целом в период работы В. Ф. Каховского на посту министра просвещения Чувашской АССР, были введены в эксплуатацию следующие объекты народного образования: Янтиковская средняя школа (280 мест), Марпосадская – 280 мест, Вурнарская – 440 мест, Нискасинская – 160, Бахтигильдинская – 280, Яльчикская – 280, Моргаушская – 280 мест, Ядринский интернат – 175 мест, Канашский детсад – 100 мест. Началось строительство Дворца пионеров в г. Чебоксары, школы в Порецком на 400 мест, школы в д. Янгильдино Козловского района на 280 мест; школы в д. Русская Сорма Аликовского района на 280 мест, школы в д. Б. Атмени Красночетайского района на 280 мест[140]. Общий объем государственных капиталовложений и строительно-монтажных работ Министерства просвещения ЧАССР составил 16 млн. рублей.

Хотелось бы особо отметить положительный опыт перестройки методической работы в школах ЧАССР. Заслушав доклад министра просвещения ЧАССР тов. Каховского В. Ф. «Об опыте методической работы в школах ЧАССР», коллегия Министерства просвещения РСФСР отметила, что Министерство просвещения и Институт усовершенствования учителей ЧАССР проявили ценную инициативу по перестройке методической работы с учителями сельских школ в соответствии с задачами, поставленными перед школами и органами народного образования XIX и XX съездами КПСС о переходе от семилетнего к всеобщему среднему образованию. Министр просвещения РСФСР Е. Афаносенко отметил, что в Чувашской АССР за 1954 – 1957 гг. сложилась система и организационная структура методической работы с учителями сельских школ, при которой центрами этой работы стали средние школы. При каждой сельской школе были созданы межшкольные методические объединения, включающие учителей данной школы, а также семилетних и начальных школ, входящих в ее микрорайон. При межшкольных методических объединениях были организованы предметные комиссии учителей родного языка и литературы, иностранного языка, истории и географии, биологии, химии, математики и физики, труда, черчения и практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике; объединения учителей I-IV классов; объединения классных руководителей. Кроме того, при педагогических кабинетах всех 26 сельских районных отделов народного образования работали районные методические объединения руководителей школ: директоров, заведующих учебной частью средних и семилетних школ, заведующих начальными школами, старших пионервожатых, школьных библиотекарей. Таким образом, в республике был создан методический актив, который состоял из 123 директоров средних, 10 директоров семилетних школ, 1340 наиболее опытных и теоретически подготовленных учителей. Межшкольные методические объединения при ряде средних школ (Юманайской Шумерлинского района, Кугесьской Чебоксарского района, Калининской Вурнарского района, Аликовской Аликовского района, Ибресинской Ибресинского района, Тобурдановской Канашского района, Урмарской Урмарского района, Эльбарусовской Октябрьского района) проводили разнообразную по форме, целенаправленную по содержанию методическую работу; которая предполагала: взаимное посещение уроков учителями средней, семилетней и начальных школ и проведение открытых уроков с последующим их анализом: просмотр и анализ работ учащихся, поурочных, календарных планов и классных журналов школ данного микрорайона; заслушивание и обсуждение докладов, лекций сообщений об опыте работы обсуждение программ и учебников по чувашскому, русскому языкам и литературе; проведение экскурсий ознакомление состоянием учебных кабинетов, мастерских, учебно-опытных участков, изготовление некоторого учебного оборудования учителями и мастерских для школ данного микрорайона. Планы работы межшкольных методических объединений разрабатывались руководителями объединений и предметных комиссий в начале учебного года, исходя из задач стоящих перед школами и органами народного образования, анализа итогов учебно - воспитательной работы за предыдущий год с учетом специфики работы школ, запросов и предложений учителей данного микрорайона. Преимущество этой системы заключались в том, что она способствовала укреплению и роли значения средней общеобразовательной школы как основного звена в осуществлении всеобщего среднего образования, создавало благоприятные условия для выроботки и осуществления согласованных мероприятий по повышению уровня всей учебно-воспитательной работы и претворения в жизнь задач политехнического обучения, а также единых требований к уровню знаний, умений и навыков учащихся как в средней, так и входящих в ее микрорайон семилетних и начальных школ, создавала возможности для оказания практической помощи учителям начальных и семилетних школ квалифицированными и опытными педагогами средней школы, а также для рационального использования учебно-материальной базы школ микрорайона. Деловое содружество учителей средней, семилетних и начальных школ помогало им сосредоточить внимание на главных педагогических и методических вопросах; осуществлять преемственность в обучении и воспитании школьников, переходящих из начальных и семилетних школ для завершения среднего образования в данную среднюю школу; организовать широкий обмен опытом работы. Создание межшкольных методических объединений при сельской средней школе способствовало лучшей активизации и развитию творческой инициативы учителей и территориально приближало центр методической работы к учителю сельской школы[141].

Министерством просвещения и Институтом усовершенствования учителей Чувашской АССР в течение 1955 – 1957 гг. было проведено два республиканских совещания-семинара с директорами средних школ – руководителями межшкольных методических объединений, четыре научно-практические конференции по вопросам преподавания русского, чувашского языков, истории и политехнического обучения и конференция по обмену опытом работы по физическому воспитанию, на которых было заслушано свыше ста докладов опытных учителей. В помощь учителям и руководителям школ были составлены методические пособия и сборники статей. С сентября 1955 г. по апрель 1957 г. работники Чувашского института усовершенствования учителей посетили 416 школ, заслушали и проанализировали 2794 урока, проверили работу всех районных педагогических кабинетов, 63 межшкольных методических объединений. В методической работе с учителями приняли участие преподаватели и научные работники Чувашского педагогического института по единому плану, утвержденному советом по народному образованию при Министре просвещения ЧАССР В. Ф. Каховском[142]. В течение 1955 – 1957 гг. значительная работа была проделана районными отделами народного образования и их педагогическими кабинетами по охвату учителей самообразованием, по инструктированию учителей начальных школ и классов по вопросам организации занятий по ручному труду, пению, рисованию, физическому воспитанию, постановке работы на школьных учебно – опытных участках, практических занятий в учебных мастерских.

Министр просвещения РСФСР Е. Афанасенко одобрил сложившуюся в Чувашской АССР систему и организационную структуру методической работы с учителями сельских школ с превращением средних школ в центры методической работы, отметил работу Министерства просвещения и Института усовершенствования учителей ЧАССР, проведших большую работу по организации и осуществлению методической работы с сельскими учителями. В связи с этим министру просвещения Чувашской АССР В. Ф. Каховскому была объявлена благодарность, а Главное управление школ совместно с Министерством просвещения ЧАССР подготовило к печати, и издало в 1958 г. брошюру с описанием опыта методической работы с учителями сельских школ в Чувашской АССР[143].

Таким образом, перестройка методической работы с учителями сельских школ ЧАССР, как показала проведенная Министерством просвещения РСФСР проверка, сыграла важную роль в поднятии уровня учебно – воспитательной работы и осуществлении политехнического обучения в школе, что способствовало тому, что знания, умения и навыки учащихся стали более прочными.

В целом, выполняя решения XX съезда КПСС в области народного образования, Совет министров, Министерство просвещения и исполкомы Советов депутатов трудящихся добились заметного улучшения работы школ, детских домов и детских садов. Была проведена большая работа по упорядочению сети школ, в результате которой произведено слияние ряда начальных и семилетних школ и расширена сеть средних школ.

Наши рекомендации