Притяжение и отталкивание

Рассмотрим, как тратятся силы под воздействием закона притяжения и отталкивания. Нас случайно влечет этот закон, как один из многих, управляющих Вселенной, и мы, подобно животным, слепо повинуемся ему.

Влечение притягивает нас к другим на разнообразных уровнях существования. Мы можем быть привлеченными к людям, которые обладают очарованием, но у которых нет принципов в жизни. Нас просто притягивает к ним, и мы так тесно сливаемся с ними, что в некотором смысле мы исчезаем в них, утрачивая силу должной оценки. Сильные привязанности, которые являются невзаимными, могут представлять особую опасность, поскольку из-за них мы полностью лишаемся энергии, оставаясь истощенными и опустошенными. Благодаря контролю даже над самыми обычными мгновенными влечениями энергия сохраняется.

В результате обусловленности цивилизацией мы обычно подавляем нашу неприязнь, но это подавление не искореняет ее. Мы отвергаем некоторые виды пищи из-за их непривычного вкуса. На другом уровне мы испытываем неприязнь к определенным людям, возможно, только потому, что видим собственные недостатки, отраженные в них; подобное признание может помочь нам выяснить и изменить наше отношение к ним. Проявив настойчивость в исследовании, мы обнаружим другие факторы, которые привели к неприятию, такие как инстинктивный ревнивый страх возможного соперничества или конкуренции в личной и профессиональной жизни. Этот страх может надолго захватывать, до тех пор пока не ослабеет, но мы продолжаем быть в плену наших изначальных реакций.

Если в течение определенного промежутка времени мы живем, сознательно борясь и сопротивляясь тому, что привлекает нас, в то же время сталкиваясь с тем, что нам неприятно, и тем самым изменяя обычный ход вещей, то мы заслужим отдых на день или два! Тогда мы можем позволить себе удовольствие быть только с людьми, которые нам нравятся, употреблять пищу, которая нам особенно приходится по вкусу, и заниматься деятельностью, которая приносит нам наслаждение. К этому времени в нас сформируется определенная осознанность. И даже живя в полном изобилии наших привычных удовольствий, мы все еще будем хранить в памяти небольшую тонкую нить осознанности как продолжающееся безмолвное понимание.

Иисус говорил о законе притяжения и отталкивания. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». (Матф.5:38-42). Это живой символ. Иисус предлагает нам не жить спонтанными рефлексивными реакциями. Многие не верят в то, что эту идею возможно осуществить. Но вполне вероятно, что однажды к нам придет свет понимания нашего обретенного внутреннего покоя. Люди плохо говорят о нас, а мы воздаем им добром. Люди оскорбляют нас, ранят нашу гордость и причиняют боль, даже если мы несем им любовь. Но если мы будем придерживаться своих идеалов твердо и неизменно, мы захотим защитить ту любовь пониманием, что они наносили нам раны во сне: без осознания или участия внутреннего я. Помогая тем, кто нуждается в нас, даже если мы не ощущаем положительного отклика в общении с ними, мы основываем наши действия на наших принципах, контролируя нашу неприязнь.

И все же как часто мы отдаем себя и то, чем мы владеем, только тем, кто нам нравится. Например, день может выдаться особенно прекрасным; у нас все хорошо, и мы внезапно проникаемся добротой и великодушием по отношению к тому, кто менее всего заслуживает этого, кого мы случайно встретили в тот момент. Начав в этом духе по прихоти, мы не можем остановиться.

Мы можем доверять себе только тогда, когда способны контролировать этот закон противоположностей. Одной из целей нашего временного пребывания на земле является поиск истины и последующее знание о борьбе с этими случайными потоками.

Какое огромное удовлетворение заключается в способности отвергать мимолетные привязанности или противостоять желанию удалиться от людей, которых мы уважаем, только потому, что общение с ними вызывает у нас больше напряжения! Однако наши мимолетные бессмысленные привязанности редко основываются на уважении. Мы предпочитаем быть беспечными и наслаждаться праздностью.

Мы не сможем приобрести новый опыт, если будем ограничивать себя двумерным существованием. Необходимо внести в жизнь новые желания и восприимчивость, освобождая себя от воздействия привязанностей и неприязни, которые являются сопутствующими факторами нашего сегодняшнего образа жизни.

Осознанность увеличивается через возвышение над приятным и неприятным. Мы руководствуемся поверхностными колебаниями и так привязаны к ним, что несправедливы к тем, кто нам не нравится. Из-за того, что мы создаем ложную картину как следствие противоречивых реакций, мы лишаем себя определенных отношений. Привносится ли соревновательный момент, или изменяется точка зрения, или наступает новая фаза жизни, мы зачастую начинаем ставить под сомнение образ другого человека, который у нас сложился, и отношения прекращаются из-за недоверия и подозрения.

Давая объективную оценку, мы судим других по тому, чем они занимаются в жизни и в работе и по их принципам. Таким образом, мы никогда не позволим себе судить других, основываясь на множестве субъективных мнений, к которым мы склонны; и мы понимаем и прощаем любые совершенные ошибки.

Прощение других, а не себя приводит к чудесному внутреннему покою и счастью. У нас нет ни права, ни силы прощать себя, поскольку снятие с себя ответственности требует высшей силы, божественной по природе. Если мы будем стремиться к той высшей силе и соединимся с ней, то мы будем прощены.

Для того чтобы прощать всех, необходимо пробужденное сознание. Если мы не пробуждены в жизни, мы колеблемся между прощением и местью во внутренней борьбе противоположных сил. Благодаря нашему пробужденному сознанию мы уравновесим две противоположные силы и придем к объективному суждению.

Память

Два огромных потока жизни сходят на нас: один имеет божественное происхождение, другой передается по наследству через кровь. Некоторые люди, сравнивая свою наследственность с другими, озабочены своим убеждением, что они пришли в мир в невыгодных обстоятельствах, плохо подготовленные своей наследственностью для жизненной борьбы. Они действительно могут быть изначально ограничены наследственностью, но тем не менее они имеют возможность расширить и улучшить ее. Если они живут в истине, а не в иллюзии, основанной на жалости к себе относительно наследственных изъянов, они будут внимательно изучать и безжалостно рассматривать черты, которые были им переданы по крови. У них есть возможность восстановить и пополнить то, что было слабым в их наследственности, и когда возможности внутреннего знания станут доступны, появятся также возможности изменения.

Когда мы изучаем характерные черты предыдущих поколений, на нас может удручающе подействовать сила наследственных влияний. Но необходимо выяснить точно, каково наше устройство и где его слабые места. Однако мы редко хотим посмотреть правде в глаза и поэтому усердно маскируем истину, чтобы придать ей более приятный вид и убедиться, что черты наших предков не обязательно являются слабыми. Мы самодовольно убеждаем себя, что все в порядке, и забываем о них. На самом деле возможно преодолеть любые недостатки нашей наследственности, если точно знать, с каким материалом мы должны работать, осознавая, что недостатки должны быть исправлены, а также отбросив любую ложную картину, которой мы могли бы утешаться. Если мы приложим все необходимые усилия, чтобы поднять нашу жизнь на более высокий уровень, мы сможем стать силой, которая будет влиять и поднимать всех, кто связан с нами.

Мы живем в ограниченном мире и в то же время мы живем в мире абсолютно безграничном. Хотя мы и состоим из определенных наследственных элементов, у нас также есть доступ к непреходящему миру идей, который никогда не исчезает, хотя человек пытается уничтожить его войной, тщеславием, жадностью и завистью. Возможности божественных качеств существуют внутри нас в ограниченной форме, но если наш внутренний слух заслонен, мы не услышим внутренний голос, который постоянно передает нам истину. Даже в то время, когда мы, как нам кажется, свободны от тревог и забот материального существования, мы знаем сердцем, что живем не в соответствии с возможностями этого иного, безграничного качества, которое пронизывает нашу жизнь. Даже когда мы пытаемся жить в полном соответствии с ними, мы лишь частично изменяемся, и остальная часть нашей жизни проходит в сравнительном забвении.

Нашей целью является увеличение силы концентрации с помощью постоянного вспоминания о большой необходимости стать полностью осознанными. Когда

что-то трудно осмыслить, мы должны сосредоточиться на этом сильнее, чем когда-либо, искать, пробовать и настаивать на поиске ответа. Удерживая наше внимание на нем, мы можем избежать погружения в обычное оцепенение, которое является продуктом нашей животной наследственности. Требуя от себя постоянно возрастающей ясности понимания, мы сохраняем прочность материала, который получили.

Когда мы планируем и осуществляем наши дела в течение дня, мы можем использовать нашу память так, что наша жизнь будет освещена поддержанием Осознания себя и очищением памяти от наших предыдущих действий и мыслей. Но так как мы действуем без присутствия нашего внутреннего «Я», мы помним мало. Вечером, когда мы пытаемся вспомнить события дня, отматывая ленту памяти назад как можно дальше, чтобы вспомнить детальные изображения и внутреннее содержание, мы поражаемся, обнаружив, как много нами забыто. Если мы будем продолжать жить в этом полубессознательном состоянии, в конце жизни мы спросим: «Как же прошла моя жизнь? Что я сделал? Я ничего не достиг». Мы можем избежать этого трагического конца, помня как события, так и их внутреннее содержание, постоянно напоминая себе: «Это я должен запомнить. Это моя собственная жизнь. Я должен сохранить это живым в моей памяти. В любой момент жизни я смогу пережить это вновь, если захочу».

Конечно, мы не можем предвидеть то, что могут преподнести нам условия нашей жизни. Есть моменты, которые могут оказать большую помощь, принести обогащение или же смертельные последствия, воскресить в нас переживания радости или печали. Двадцать лет спустя мы, возможно, пожелаем вновь пережить события и атмосферу какого-то определенного дня. И это вполне реально – заставить все это ожить в нас, когда мы намеренно этого пожелаем. Тогда мы действительно живем, и наша жизнь связана нитью от прошлого через настоящее к будущему. Каждый из нас может стать единой живой сущностью вместо отвлеченного накопления связей и беспорядочных мыслей, чувств и ощущений.

Мы можем улучшить нашу способность запоминания, выполняя несколько простых упражнений. Это можно делать в любом месте в моменты, когда у нас бывает свободное время – например, во время ожидания в кабинете врача или на железнодорожной станции. Когда мы просмотрели все журналы и нам совершенно нечем заняться, но мы вынуждены ждать, можно развлечь себя, сконцентрировав свое внимание на каком-то конкретном объекте и изучая его. Мы наблюдаем его цвета и формы, будь они приятны или уродливы, свет и тени, которые падают на него, гладкость или шероховатость его поверхности, его примерную высоту и ширину. Затем, закрыв глаза, мы можем попытаться представить себе этот объект во всех его мельчайших деталях.

Когда мы исчерпали все аспекты этого объекта, мы добавляем еще один. Сначала мы отдельно изучаем новый объект. Затем, когда он достаточно зафиксирован в нашей памяти, мы пытаемся визуализировать два объекта вместе. Это практическое упражнение поможет сохранять нашу память острой. У слабой памяти недостаточно сил для реального внимания. Но под контролем нашей воли бдительная память может получить и сохранить большую часть нашего опыта, который в противном случае был бы безвозвратно утерян.

В связи с этим важно отметить, что великие художники Востока, в частности мастера Китая и Японии, как правило, презирали технику рисунка или резьбы с натуры, считая, что такое воспроизведение мертво и что лишь рисунок, живопись или резьба по памяти внутреннего опыта может обладать жизнеспособностью.

Не имея силы сознания, даже великие переживания будут утрачены, потому что они не были закреплены в нашей памяти. Память - это наша жизнь.

Мы все имели опыт внезапного вспоминания чего-то такого, что происходило задолго до настоящего момента, и мы знаем, как неуловимы воспоминания. Память была дана нам в виде глубоких внутренних впечатлений, внутренних сил нашего мозга. Но в нашей бессознательной жизни мы не можем вспомнить их по собственному желанию. Если мы живем на Земле осознанно, то мы будем развивать силу восприятия до такой степени, что сможем в нашей будущей жизни вспомнить определенные прошедшие события жизни.

Не только случаи столкновения противоположных сил внутри нас, но и многое другое из пережитого нами может оставить сознательное впечатление. Впечатления от окружающего нас мира, некоторые сильные, некоторые незначительные, вливаются в нас целыми днями. Они, как правило, получаются нами бессознательно, вместо того чтобы сознательно впитываться и использоваться. Мы можем научиться принимать пищу для нашего внутреннего «Я» из этого богатства впечатлений и использовать его, в свою очередь, в наших внешних проявлениях. Если мы не будем предаваться инерции и сну, мы не ослабим ткань нашего внутреннего бытия, и память о наших удовольствиях и страданиях, радостях и печалях будет сохраняться.

Когда мы становимся старше, мы убеждаем себя, что знаем очень много, или считаем, что должны знать, но, к сожалению, это верно, только если в прошлом мы были пробужденными и осознающими. Не имеет большого значения, сколько нам лет, если большую часть жизни мы спим. Мы не можем ожидать того, что вдруг проснемся с великим знанием.

Сила концентрации способствует памяти, и сама память – есть сознание. Это наше бытие, наша жизнь. Сознательно возрождая свою память и избавляясь от того, что не хотим помнить, мы можем подготовить нашу совесть к восприятию прошедших событий. Тогда мы сможем увидеть прошлый опыт в правильном свете и сказать, когда наше собственное участие в определенных событиях было неправильным или неразумным. Хотя проступки, возможно, были совершены много лет назад, мы должны обратиться к себе, какими мы были тогда и все еще, может быть, остаемся, и страдаем за те дела, не имея возможности оправдаться. Таким образом мы сможем сохранить нашу совесть живой, прежде всего избегая соблазна убаюкать ее отказом встретиться лицом к лицу с собственными ошибками. Тем не менее воспоминания о прошлых проступках могут повлиять на нас негативно и тяжело, если им позволить проникнуть в наше сознание случайно. Когда эти воспоминания настойчиво отключают или парализуют нашу работу, мы должны учиться вспоминать о них по собственной воле. Это прекрасно – вспоминать моменты, когда мы действовали в соответствии с высокими принципами, так же ясно, как и моменты нашего падения. Со временем, когда нам это удастся, мы сможем научиться не повторять тех же ошибок снова. Это наша общая привычка – обелять свои дела самооправданием, которое является нашим смертельным врагом. Мы отрезаем себя от реальности и становимся в действительности несуществующими. Только когда мы твердо желаем помнить, переживания остаются с нами. В этом и заключается разница между сознательной и бессознательной жизнью.

Результаты действий

Оценивая себя результатами наших действий, мы обретаем истинное знание. Иногда действие кажется нам заслуживающим одобрения, и мы считаем, что выполнили определенные обязательства. Однако часто результат оказывается совершенно отрицательным – противоположным нашим ожиданиям. Дальнейший внутренний прогресс не может быть достигнут, пока действия не будут непосредственно рассматриваться вместе с их результатами. Но совершая действия в полном неведении, мы получаем поочередно как хорошие, так и плохие результаты. Это происходит потому, что мы редко оцениваем действия, которые приводят к результатам, бесконечно повторяем одни и те же ошибки и всегда обнаруживаем себя в том же положении, независимо от того, как меняются условия жизни.

Всякий раз, когда наши действия исходят от центральной линии нашего бытия – неуловимых принципов, которые являются волей Бога и к которым мы всегда тянемся духовно, – результаты правильны. Но когда мы отходим от центральной линии, мы теряемся в лабиринтах бессознательных действий, которые снова и снова приводят к бесполезным результатам, и наша жизнь разделяется, становится бесполезной, распадается, так сказать, на несвязанные части. Единственный путь, с помощью которого мы можем достичь непрерывности нашей жизни, – беспощадное изучение самих себя, в котором нет места отрицанию реальных фактов жизни.

Если вспомнить различные влияния, которые мы испытываем за день, мы можем оценить, учесть их и приблизиться к нашему реальному «Я».

Например, предположим, что самый несущественный, но неприятный случай происходит в ранние утренние часы. Мы обнаруживаем, что падаем вниз головой, как снежный ком, накапливая все больше и больше негативных переживаний, тем самым разрушая все содержание нашего дня. Хорошо, если мы можем отметить такие дни, запечатлеть их в нашей памяти, так что в следующий раз, после первого неприятного опыта столкновения с подобным, мы можем сделать мгновенную внутреннюю паузу.

Таким образом мы прерываем цепь негативных действий и реакций, которые действуют случайно. Мы получаем еще один шанс двигаться в сторону нашего внутреннего бытия и вести себя сознательно в оставшуюся часть дня.

Это трагедия – жить вдали от реального себя слишком долго, потому что становится слишком легко отрицать какой-либо опыт, каким бы священным и драгоценным он ни был, когда он происходит, накладывая на него новый. Так мало остается отпечатков в сознании, что память о нем теряется, и ценности жизни в нем стираются. Люди живут в отрицании опыта из-за наложения новых впечатлений, которые размывают осознание реальности, прочную субстанцию опыта. Человек так непостоянен, так быстро переходит к самообману, так готов поверить в иллюзию, что легко предает самого себя.

Когда мы сбиты с толку изменчивыми условиями нашей повседневной жизни и повторением незначительных изменений, мы упускаем из виду принцип, который должен быть движущей силой нашего бытия. Принцип – это божественный внутренний план, на основе которого постигается Вселенная. Он проявляется через центральную ось всего живого. Поэтому этот внутренний план – принцип – остается неизменным, а его внешние проявления принимают бесконечные, постоянно изменяющиеся формы. Принцип не меняется, как и любовь, как Бог. Суть его нетленна, и любое отклонение от принципа приводит к безобразию. Если мы невольно засыпаем, реагируя на повседневную жизнь лишь с помощью поверхностных рефлексов, мы неизменно удивляемся, когда обнаруживаем последствия наших бессознательных реакций.

Когда человек раздувает свое маленькое эго выше всякой меры, он начинает неизбежно реагировать на других людей с небрежением. Это непропорциональное преувеличение бросает соответственно углубляющиеся тени на его жизнь. Все преувеличения есть искажения; гармония меры во всех человеческих отношениях теряется. Иногда человек может достигнуть чувства меры в своей работе, но в его внутреннем мире несоразмерность остается гротескной.

Искаженное восприятие порождает искаженное изображение внутри нас, и это, в свою очередь производит искажение функций в повседневной жизни. Есть моменты, когда вся жизнь человека становится серией искажений как себя, так и других.

Наша жизнь разрушается отсутствием внутреннего чувства меры, как переоценкой, так и недооценкой себя. Когда человек, например, живет большую часть своей жизни в унынии и неудовлетворенности, он передает эту неудовлетворенность другим. Он может чувствовать временное облегчение, но он заразил других своим унынием. По вине его собственной преувеличенно низкой самооценки и вечных жалоб на свои неспособности и недостатки он становится обузой для общества. Он – эгоист наоборот.

Жить героически значит воспринимать как можно больше красоту жизни, насколько это возможно в условиях ежедневных забот и трудностей. В героических обстоятельствах многие живут героической жизнью, но редкий героизм состоит в том, чтобы сохранять цели в повседневной жизни и помнить о нашем божественном наследии, параллельно справляясь с трудностями и невзгодами повседневности. Мы должны сохранять живую веру в то, что мы найдем наш путь к Богу. Возможность есть всегда, но также присутствует опасность, что мы вполне можем упустить эту возможность, нами же созданные тени могут помешать нам видеть себя как проявленный образ Бога.

Страх и ложное «я»

В некоторой степени каждый находится под влиянием страха. Страх препятствует тому, чтобы мы столкнулись с предрасположенностями и склонностями внутри нас, которые имеют столь глубокое воздействие на нашу жизнь. Страх мешает нам принять существование этих установок в себе и других, даже у тех, кому мы верим и доверяем. Мы боимся разоблачить себя, возможно, чтобы выявить такие пристрастия, как алкоголизм, ипохондрия или другие вредные наклонности нашей натуры.

Они не причинят вреда, если вовремя задержать их развитие и отвести им соответствующее место внутри. Но страх не избавляет от них, а просто погружает глубже, пока они, как кажется, не исчезают из виду. Однако ничто не может исчезнуть в человеческой душе. Мы состоим из всех видов предрасположенностей: желательных или нежелательных, и, через некоторое время в течение нашей жизни, тот или иной вид становится преобладающим. Против вредных наклонностей мы можем бороться по мере роста знания. Трудно бороться с ними самостоятельно. Мы нуждаемся в руководстве того, кто обладает бóльшим знанием, чем мы, и кто может указать нам путь к познанию себя. Это руководство может заключаться только в периодическом наставлении в правильном направлении. Если мы скрываем наши предрасположенности, мы, естественно, не можем узнать их качество без посторонней помощи, мы только становимся все более и более несведущи относительно материала, из которого мы сделаны. Мы можем бороться годами и не найти никакого спасения от самих себя. Когда прекращаются работа и деятельность, мы остаемся лицом к лицу с самими собой. И эта встреча может оказаться не из приятных.

У страха есть много вредных форм выражения. Например, мы должны признать тот факт, что боимся быть в зависимом положении.

Бессознательно гонимые страхом, мы вовлекаемся в борьбу за превосходство, которое так часто отравляет дружбу и супружество. Энергия нашего страха толкает нас к попытке быть выше других любыми средствами. И в результате взаимоотношений, основанных на страхе, что другой превзойдет нас, мы разрушаем богатство жизни. Таков страх и такова наша потребность в превосходстве, которую мы приводим в действие, о чем впоследствии сожалеем. Если мы поймем животную природу стремления к превосходству, мы будем знать, как с ней бороться. Желание превосходства есть в каждом животном. Оно имеет инстинктивную природу. Если позволить ему превалировать, то оно сделает нас властными и приведет к комплексу превосходства. Большинство человеческих отношений приносит страдание из-за желания управлять.

Когда мы хотим доказать нашу точку зрения, происходит ли это потому, что мы чувствуем, что мы правы благодаря знанию? Или это только потому, что нам бы хотелось доминировать любой ценой? Если это так хоть в малейшей степени, то мы попадем в паутину лжи, чтобы сохранить превосходство ложного «я». Таким образом, ложное «я», установленное на пьедестал, будет и впредь заявлять о себе, и не имеет значения, сколь многое оно разрушает на своем пути.

Видение и знание себя все еще кажется самым трудным из всех знаний, которое необходимо приобрести. Истина часто печальна и мучительна, но никогда не вредна. Жить в иллюзорном мире намного проще, но вскоре мы узнаем, как неопределенна эта разновидность жизни, подвергающая нас, как это постоянно происходит, неожиданному, неуправляемому страданию в результате случайных обстоятельств.

В самом деле, какой порядок может быть в жизни человека, если он действует из ложных предпосылок? Ни один аспект его жизни не может занять должное место, если из страха он ничего не желает знать о самом себе. Даже если бы он мог узнать о себе правду от других людей, он заслонит себя от столкновения с таким знанием, вместо этого лихорадочно цепляясь за доказательство того, что у него высший разум или высшие прародители, или высшее понимание, или, в чем бы то ни было, его бессознательные слабости заставляют его чувствовать особую гордость. Без цели или необходимости его энергия растрачивается на доказательства того, что во всем он лучше, чем другие. Та же энергия могла бы применяться к трудным, но полезным достижениям самопознания. Потому борьба с желанием превосходства крайне трудна.

Существует старая история о муже и жене, которые спорили, была ли шерсть овцы пострижена или отрезана. Муж сказал, что она была отрезана, а жена говорила, что пострижена. Они спорили так неистово, что муж бросил жену в реку. Когда она тонула, ее пальцы, скрывающиеся в воде, по-прежнему изображали стрижку – чик, чик, чик, доказывая ее точку зрения до последнего.

Настоящий друг может попытаться помочь нам, дав совет, либо постаравшись доказать, что мы неправы в данной ситуации. Тогда мы вынуждены слушать, несмотря на то, что трудность слушания находится в прямой пропорции с мерой истины, которую мы слышим. Для того, чтобы слушать и принимать во внимание, необходимо бороться с импульсами ложного «я» внутри нас и безжалостно признаться самим себе, что стремление к превосходству является разрушительным.

Чтобы помочь понять и контролировать действия ложного «я», мы можем создать для себя интересный опыт:

Выделим день в течение недели, чтобы говорить как можно меньше. Мы будем отвечать на вопросы, стараясь не сделать наше молчание очевидным для всех. По большей части мы просто задаем вопросы и слушаем, не выражая своих мнений или разногласий, каким бы сильным не было наше желание сделать это. Мы удерживаем наши поводья и в то же время сознательно направляем наше внимание на слушание и запоминание всего, что нам говорят, отмечая наши внутренние реакции. Назовите эти дни «днями молчания». Таким путем мы можем начать дисциплинировать наше ложное «я». Мы с удивлением обнаружим, какое количество усилия необходимо для молчания, когда ложное «я» протестует внутри, не соглашаясь.

Многие живут во внутреннем беспорядке, находя трудным различение ложным и истинным «я». Они редко различают источник своего поведения или понимают, что столь многое из того, что с ними происходит, происходит случайно. Если ложное «я» случайно угадано правильно, то временно все идет хорошо. Если случайно оно не угадано, все пойдет не так. В этой энергии, разрушающей случайное метание из одной крайности в другую, важно стремиться к ясности в различии между ложным и истинным «я».

Истинное «я» всепрощающее, всепонимающее и всепринимающее. Оно всегда последовательно, терпеливо ожидает участия в нашей жизни, в то время как качества ложного «я» постоянно меняются, оставляя нас в состоянии неопределенности даже в нашей временной самоудовлетворённости. Если мы отбросим ложное «я», мы поймем, что не существует того, что нам не нравится, наша неприязнь превратится в понимание. Без этого осознания люди страдают от страшных ударов, и даже в моменты острой боли по-прежнему лгут самим себе и тем, чьей помощи они требуют и ищут. Таким образом, они беспомощно останавливают дальнейшую возможность роста. Они бы уберегли себя от этих ненужных страданий, если бы знали, что все это с ними происходит из-за собственного невежества, страха и сомнения. Но сказать им, что их страдания соответствуют их самообману, – скорее всего, отдалить их, нежели помочь. Может быть, в конечном итоге, после страданий, которые прожгут глубокие отверстия в ложном «я», человек будет способен видеть реальность.

Превосходный способ выявления ложного «я» возможен через вездесущий страх причинения боли. Когда мы хотим избавиться от него, он сопротивляется из-за страха за свою безопасность и вынуждает нас к постоянной лжи. Например, несмотря на то, что мы знаем, что каждый человек завистлив, мы боимся признаться самим себе, что мы тоже таковы. Существуют различные виды зависти: можно завидовать чужой способности красиво говорить, или его знанию того, когда молчать, или его способности хорошо работать. Человек может завидовать тому, у кого есть кто-то, кто заботится о нем. Зависть может принимать различные формы, и каждый может являться предметом зависти в той или иной степени, но ложное «я», настаивая на необходимости казаться самым лучшим, требует неприкосновенности даже от столь общей характерной черты. Это самообман, когда мы говорим, что никогда не завидуем.

Зависть и ревность тесно взаимосвязаны. Зависть отнюдь не всегда активна. Часто она полностью сводит на нет желание действовать. Вместо того, чтобы стать причиной стремления к большему, как правило, это просто подавляет человека. Ревность или зависть, однако, являются обычной составляющей каждого человека. Тот, кто никогда не был ревнив, просто пассивен и не обладает энергией, необходимой для работы. Мы постоянно производим энергию, и тот, кто одержим завистью и ревностью, может обратить свою энергию в другие каналы для сконцентрированной работы. Можно бороться против этих тенденций и учиться одерживать победу над ними путем стремления к достижению тех самых вещей, которым мы завидуем.

Не существует ничего, чего человек не мог бы добиться, если он хочет этого всем своим существом. Если он продолжает использовать зависть как систему запуска стимулирования энергии, он может заставить ее работать в любом направлении. Это может заключаться в изучении и практике превосходного и свободного изложения мыслей, и если случилось быть неловким, или слишком разговорчивым, то необходимо сознательно учиться делать паузы, чтобы извлечь выгоду из молчания. Если практиковать то или иное терпеливо, это станет одним из самых возвышенных качеств в распоряжении человека. Это будет его реальным знанием. Так зависть используется конструктивно.

Чем более высокоразвитым становится человек, тем легче получить знания о трансформации негативной субстанции в позитивную силу в соответствии с его способностью знать и признавать, чем являются данные элементы внутри него. С другой стороны, если из боязни признать он просто подавляет эту субстанцию, она всплывет в какой-нибудь нежелательной форме, иногда после многих лет пребывания в глубине его души.

Наши рекомендации