Самосознание личности и ее жизненный путь

Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с ок­ружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознания, о личности как Я, кото­рое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответствен­ность в качестве их автора и творца.

Реальная история развития самосознания неразрывно связа­на с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произволь­ных движений, которые вырабатываются в процессе формиро­вания первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало ходь­бы, самостоятельного передвижения. Здесь важна не столько техника передвижения, сколько то изменение во взаимоотноше­ниях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как самостоятельного овладения предметом, посредством хватательных движений. Одно как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружаю­щими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осозна­ния другого человека как самостоятельного субъекта. Са­мосознание является относительно поздним продуктом со­знания.

Существенным звеном в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играет значи­тельную роль в развитии сознания ребенка, и вместе с тем уве­личивает возможности ребенка, изменяя т.о. взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того, чтобы быть лишь объек­том, направляющихся на него действий окружающих его взрос­лых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направ­лять действия, окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его созна­нии, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям. В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду вне­шних событий жизни личности сюда включается все, что реаль­но делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся спо­собность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого( начало собственной трудовой деятельности, делающей его мате­риально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и .свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение человека взаимоотношений с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние челове­ка, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, не исчерпывается процесс становления личности и ее развития. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта не исчерпывается способностью выполнить задания, она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоя­тельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юно­шей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него есть особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у под­ростка и юноши самосознания. Развитие самосознания прохо­дит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все большему углубленному само­познанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого раз­вития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней сто­роне, от отражения более или менее случайных черт к характе­ру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяет­ся как личность в более высоком плане.

В широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его Я, человек признает не все, что отразилось в его психике, а толь­ко то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.

Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только та­кое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это – и мысли, и чувства, и желания - человек в большей части в луч­шем случае признает своим, в собственное Я он включает лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая отражаясь в своем самосознании осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отно­шения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяются ее обще­ственной ролью, поэтому отражаясь в ее самосознании, это об­щественная роль тоже включается человеком в его Я. Самосоз­нание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально.

Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведе­ние, даже и тогда, когда он стремиться правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие, его действия.

Самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осозна­ние реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооцен­ка человека существенно обусловлена мировоззрением, опреде­ляющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но происходит глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни.

Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно вспыхнувших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать, куда в жизни идти и зачем – это нечто бесконечно превосходящее всякую учёность, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

Наши рекомендации