Часть пятая: процесс взросления

Глава 14

ЧТО ТАКОЕ ЗРЕЛОСТЬ?

Сара все время испытывала чувство беспокойства.

– Я никогда не могу расслабиться, – призналась она мне при первой встрече, – несмотря на то что дела у меня идут очень успешно и все вокруг просто прекрасно. Я всегда думаю о том, что вот-вот что-нибудь произойдет или что я все-таки что-то сделала не так.

Ее беспокоило в основном, что о ней думают другие люди. Постоянно держа себя в узде, она делала все, что только могла, чтобы вышестоящие оценили по достоинству ее работу.

Кроме того, у Сары подругами всегда были пожилые женщины, на которых она постоянно равнялась, но почему-то никогда не могла им угодить. Начиная с того времени, когда ей было двадцать лет, и вплоть до настоящего времени, когда ей исполнилось уже тридцать восемь, в жизни Сары все время были женщины, которые всегда выглядели приличными, милыми и заботливыми. Они досаждали Саре все эти годы. Несмотря на всю их "хорошесть", у них был критический склад характера, перекрывающий все остальное. "Твоя спальня будет выглядеть теплее, если ты повесишь занавески другого цвета", – обычно говорили они. Или: "Если бы ты более строго воспитывала своих детей, они бы больше тебя слушались". Что бы они ни говорили, Сара тут же соглашалась с их советами и ждала их одобрения. Когда они не одобряли ее, она страдала от чрезмерного ощущения вины, но когда получала их одобрение, то получала всего лишь кратковременное удовлетворение.

Сара пыталась удовлетворить не только этих женщин, она также изо всех сил старалась угодить своему мужу. Она жаждала его одобрения и чувствовала себя ужасно, если не получала его. В сексуальном плане она была скованной и не получала удовлетворения, потому что всегда беспокоилась, вела ли она себя "достаточно хорошо" для своего мужа и не пыталась ли сама получить удовольствие. С годами она совсем потеряла интерес к сексу, но не хотела, чтобы ее муж видел в ней холодную партнершу.

Бедная Сара! Она была просто маленьким человечком, который пытался выжить в таком огромном мире. Что же она делала не так?

Сара проигрывала во всех важных для нее взаимоотношениях. Ее муж и все ее подруги были над ней, и ее задачей являлось получение их одобрения. Только так она могла почувствовать, что в ее жизни все нормально. Как ребенок, она постоянно ждала родительской похвалы. Она была "маленьким человечком в мире больших людей".

Сара не могла наслаждаться взаимоотношениями со своими сверстниками и другими взрослыми людьми. Свобода, свойственная взрослым людям, – свобода принимать собственные решения без разрешения других, свобода положительно и отрицательно оценивать собственную деятельность, свобода выбирать собственные ценности и мнения, не соглашаться с мнением другого человека сразу и наслаждаться сексуальными отношениями с равноправным супругом, – эта свобода каким-то образом прошла мимо нее.

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Каждый человек, рожденный на земле, обязательно испытывал ощущение, что в этом большом мире он маленький человечек, которому дано задание со временем обязательно стать большим. Мы рождаемся детьми и находимся под властью взрослых, а со временем сами получаем власть над собой и становимся ответственными за свои жизни.

Эта глава посвящена вопросу, как выйти из взаимоотношений зависимости во взрослый мир и принять на себя роль взрослого человека, равного другим взрослым. Взросление – это процесс перемены взаимоотношений зависимости на равноценные взаимоотношения с другими взрослыми. Взросление предполагает приобретение власти над собственной жизнью, что является важнейшей частью образа Божьего.

Власть имеет несколько граней: сила, компетентность, управление, влияние и свобода подчинения. У взрослых есть сила, или право давать повеления, требовать послушания, совершать действия и принимать конечное решение. Взрослые часто получают власть благодаря компетентности, или запасу знаний. Они также имеют власть управлять благодаря положению, или позиции, которую занимают. Родители, например, имеют власть над своими детьми, потому что они их родители. Кроме того, взрослые обладают влиянием на своем поле деятельности. То, что они делают, влияет на других людей. Последняя грань власти – это способность сдать свои права и отдать себя в подчинение другим.

Как образ Божий, мы должны командовать в собственной жизни, на той территории, которую Бог дал нам, управлять, когда в этом возникнет необходимость, иметь влияние на собственное владение, иметь достаточно для этого знаний и подчиняться власти Божьей и других людей без возражений. Очевидно, что взросление – это очень тяжелый труд. Очень много внешних сил и обстоятельств вмешиваются в этот процесс; однако, несмотря ни на что, мы должны завершить процесс зрелости, так как этого хочет от нас Бог. Если мы не достигаем зрелости, если мы остаемся во внутреннем своем человеке ребенком, мы будем страдать от серьезных психологических и эмоциональных проблем.

Взрослые, которые не смогли стать "большими людьми", постоянно проигрывают своим сверстникам, или, защищаясь, занимают позицию подавления окружающих. В любом случае, задача развития заключается в установлении равенства по отношению к другим взрослым. Это возможно только в том случае, если чувство вины, тревожность, депрессия, сексуальные расстройства были признаны и проработаны, если были развиты таланты и духовная связь служения. Процесс развития начинается со счета "ноль – один" в пользу взрослого мира и, в конечном итоге, приводит к возрастанию в премудрости и любви (Лк. 2:52). Тогда человек становится взрослым во взрослом мире.

Взросление – это процесс приобретения новой и новой силы и ответственности, так как с возрастом мы можем правильно этим пользоваться. По-настоящему взрослый человек может решать жизненные проблемы без конфликтов. Сюда входят и проблемы, связанные с карьерой, с сексуальной жизнью, дружескими отношениями, развитие отношений с другими взрослыми как с равноценными партнерами и высказывание собственной точки зрения. Взрослый человек приобретает чувство уверенности в жизни.

Этот процесс, в начале которого мы являемся маленькими людьми и постепенно становимся равными с большими людьми, начинается с установления взаимосвязи, определения границ, отделения от других людей и объединения добра и зла. Но в конечном итоге сущность этого процесса заключается в том, чтобы выйти из отношений зависимости, которые имеет ребенок, и войти в мир взрослых равноценным человеком, твердо стоящим на ногах. Это конечная ступень развития, на которой каждый может использовать дары, данные Богом, и принять ответственность за свою жизнь. Это большой скачок во взрослый мир, но мы обязаны его сделать и стать равноценными взрослыми людьми. Только тогда мы сможем стать братьями и сестрами – детьми одного небесного Отца.

Иисус призывает нас выйти из отношений, строящихся по принципу зависимости, и все же повелевает подчиняться власти.

"На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди... любят... приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос" (Мф. 23:2-5,7-10).

Иисус говорит о том, что нужно выполнять заповеди Моисея, но не возвышать одних людей над другими. Не стоит видеть в людях отцов, ибо Бог – единственный Отец взрослых христиан, а взрослые между собой являются братьями и сестрами. Не стоит видеть в других людях начальников, потому что Христос является единственным начальником. Он призывает нас к всеобщему единству как верующих, но Он не отменяет власти тех, кто поставлен управлять нами. Мы должны воспринимать других как равных братьев и сестер, даже если они находятся в позиции руководителя. Подчиниться им – означает подчиниться Богу, а нелюдям.

Люди, которые верят, что другие находятся над ними, остаются в положении ребенка, ставя выше себя человека, но не Бога. Это убеждение оказывает неблагоприятное воздействие на способность следовать за Богом и искать Его одобрения, вместо того чтобы делать то, что прикажут люди. Люди, которые остановились в своем развитии на стадии "удовлетворения других", не могут взять управление жизнью в свои руки, как это повелевает Бог. "Впрочем и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (Ин. 12:42,43). Эти верующие не могли исповедовать свою веру, потому что хотели одобрения земного начальства. Им еще предстояло вырасти во взрослых людей.

Сравните поведение фарисеев с тем, что сказано об Иисусе в Евангелии от Марка (12:14): "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь". Иисус не боялся того, что скажут о нем люди; Ему также не требовалось одобрение людей. В результате Он говорил истину и позволил людям решать, нравится им это или нет.

Иисус также предостерегал нас: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лк. 6:26). Скорее всего, в случае, когда все говорят о нас хорошо, мы занимаем позицию удовлетворения людей. Мы должны говорить от полноты нашего сердца. Люди, заботящиеся об удовлетворении других, закрывают половину своего сердца. И в закрытую часть их сердца не проникает даже истина от Бога: "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?" (Ин. 5:44).

Павел тоже говорит о том, что нам не следует искать "человеческого ободрения", так как это ловушка: "Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши" (1 Фес. 2:4). И Иисус, и Павел понимали, что значит зрело относиться к выполнению порученного им задания; нельзя говорить истину Божью и при этом искать одобрения других людей. Так поступают дети, а дети не могут выполнять работу взрослых. Поэтому желание получить Божье ободрение, а не одобрение других людей, является важным аспектом возрастания в зрелый возраст.

Взрослые принимают решения, отстаивают свои взгляды, устанавливают ценности, не размышляя о том, будут ли они приняты другими взрослыми, и понимают, что могут понести наказание от закона за свои действия. Вместе со зрелостью приходит полная свобода и высокое чувство ответственности. Но главное заключается в том, что взрослым не нужно получать "разрешение" от другого человека, чтобы думать, чувствовать или действовать. Взрослые сами отвечают за последствия своих мыслей, чувств и поступков.

Сара – это пример человека, не ставшего взрослым. У нее не было внутреннего "разрешения" от самой себя на управление своей жизнью, она не могла самостоятельно думать и действовать. Ей нужно было постоянное одобрение и разрешение от других взрослых. И она будет страдать повышенным чувством тревожности и беспокойства до тех пор, пока не выйдет из позиции ребенка, которым управляют другие.

Взросление – это процесс приобретения власти над своей собственной жизнью. Вы, вероятно, можете вспомнить людей, которые "управляют" собственной жизнью и ведут себя как взрослые. Они знают, во что верят, сами думают за себя, самостоятельно принимают решения, не зависят от одобрения других людей, и у них есть достаточный запас знаний для области, в которой они функционируют, или в нескольких областях. Они стали взрослыми.

Вы также можете, наверное, вспомнить людей, пытающихся угодить всем вокруг. Это люди, которые ждут, когда другие скажут им, что делать, которые слепо следуют тому, что сказал человек, "наделенный властью". Они легко впитывают мысли и мнения других. Их легко заставить поменять направление на противоположное. Другие люди оказывают влияние на их личность, при этом ведомые постоянно испытывают сильное чувство вины, тревожность. Эти люди не стали взрослыми.

Вот и все, что я хотел сказать вначале для рассмотрения вопроса взрослости. Взрослость необходима, чтобы человек сам мог решить, подчиняться ему Богу или нет. Давайте рассмотрим библейский взгляд на власть и подчинение.

Наши рекомендации