Безупречность и недоступность. Что значит бережное отношение к себе и к другим
Избавившись от чувства собственной важности, жалости к себе, страха смерти и склонности к индульгированию, обретя отрешенность, воин становится безупречным. И здесь мы еще раз встречаемся с понятием, толкование которого у Кастанеды отличается от привычного для нас.
Безупречность в его книгах – это вовсе не совершенное владение чем-то, и не строгое следование морально-нравственным устоям.
...
Безупречность – это способность не тратить энергию на все то мелкое, пустое и никчемное, на что тратят силы обычные люди, и речь идет прежде всего об эмоциональных реакциях.
Если вы не ответили руганью на ругань и обидой на обиду, а сохранили спокойствие и отрешенность – вы ведете себя как безупречный воин.
Если вы не поддались жалости к себе, не требуете сочувствия и помощи, когда вам причинен какой-то вред, а вместо этого принимаете ситуацию как есть и делаете все возможное, чтобы исправить ее – вы безупречны.
Если вы честно, без отговорок, жалоб, недовольства и отлынивания стремитесь делать свое дело как можно лучше, даже если оно вам не очень по душе – вы знаете, что такое безупречность. И пусть вы не достигнете совершенного, идеального результата – это не так важно, важно ваше стремление к этому и то, что ваше состояние в процессе работы было безупречностью воина.
Если вы голодны или больны, но не плачетесь и не жалуетесь, не впадаете в апатию, не поддаетесь чувству собственного бессилия, а вместо этого мобилизуете все свои силы и возможности ради спасения и выживания, активно ищете способы решения этих проблем – вы действуете безупречно.
Примеры можно продолжать бесконечно, но вы, конечно, уже поняли, в чем тут суть.
Сейчас мы поговорим еще об одном аспекте безупречности, который дон Хуан называет недоступностью воина. Недоступность здесь надо понимать как умение оградить себя от разрушительных воздействий других людей, как способность не поддаваться влияниям и не позволять всем и каждому отбирать наши жизненные силы.
Если вы научились не поддаваться обидам и прочим негативным эмоциям, если вы умеете быть отрешенным – то вы уже знаете, как не позволить себя разрушать, а следовательно, способны стать недоступным.
Но чтобы реально осуществить это на практике, нужно соблюдать важное условие: самому не оказывать на других разрушающего влияния.Дон Хуан не раз говорит Кастанеде о необходимости бережного отношения к себе и к другим. И не только к людям, но ко всем живым существам, к природе, к миру вообще. Если мы не бережны к себе и к другим – мы неизбежно истощаем себя и других.
Что значит быть бережным? Можно сказать так: не выжимать из мира, людей, обстоятельств и из себя самого все до капли. Не обрушивать на других все свои эмоции, и не требовать того же в ответ. Не претендовать на то, чтобы другие отдавали вам всю любовь, на какую они способны, а также все свое время и все силы. Не брать больше, чем тебе на самом деле нужно. Не стараться наесться впрок, съев сразу несколько порций, которые организм потом не сможет переварить. Не пытаться заработать сразу все деньги и скупить все богатства.
...
Собственно, быть бережным – это значит, знать во всем меру, никуда не вторгаться и не брать свое силой, довольствоваться лишь необходимым. Научиться этому бережному
прикосновению к миру – значит, и самому стать недостижимым, то есть защищенным.
Однажды Кастанеда вместе с доном Хуаном охотились, и Карлос поймал пять перепелов. Он хотел зажарить все пять, но дон Хуан сказал, что двух будет достаточно и остальных выпустил, заметив Кастанеде, что иначе вся окружающая природа восстанет против них, и вряд ли они смогут уйти живыми. Такое небережное, расточительное отношение к природе мгновенно лишит их защищенности, сделает слишком доступными для любых недружественных сил.
Вот что после этого эпизода дон Хуан говорит Карлосу о недостижимости:
...
Быть недостижимым – значит бережно прикасаться к окружающему миру. Съесть не пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно из тех, кого любишь .
«Путешествие в Икстлан», глава 7
Не правда ли, такая позиция очень отличается от потребительского настроя, очень распространенного сейчас в обществе, от идеологии, согласно которой «надо брать от жизни все»? Но посмотрите на тех, кто уже «взял от жизни все». К чему они, как правило, приходят? К саморазрушению, к истощению собственных сил, к потере смысла жизни, принося только беды и страдания себе и другим.
Дон Хуан учит Кастанеду не выжимать из своего мира все до последней капли, а лишь слегка касаться его, беря ровно столько, сколько необходимо, и уходить, не оставляя следов. Так ведет себя настоящий воин и охотник. И именно поэтому в его ловушки всегда попадает самая богатая добыча.
Подумайте над тем, что значит «уйти, не оставляя следов». Может, общаясь с близким другом, не навешивать на него свои проблемы? Не оставлять в его душе неприятного осадка, появившегося от ваших неосторожно сказанных обидных слов? Или вовремя заметить, что собеседник устал от разговора, и прекратить общение? Или не мучить себя и любимого человека скандалами и судебными тяжбами, а расстаться тихо и мирно, если отношения исчерпали себя?
А может, это означает не требовать, чтобы кто-то отдал последнюю рубашку, только чтобы вам помочь? И вообще не требовать от других того, чего они вам вовсе не должны?
Или – не претендовать на то, чтобы за вашу хорошую работу и доброе дело на вас свалились сразу все почести и все богатства мира?
Не обижать, не требовать, не манипулировать людьми, не пытаться властвовать и подчинять, не выжимать из других все соки ради своей выгоды или потакания своему эгоизму, не гнаться за излишествами, не предъявлять претензии, не хотеть всего и сразу…
Не правда ли, это красивый образ – осторожного охотника, тихо ступающего по незаметной тропе, легко прикасающегося к миру и не оставляющего следов? Такая стратегия позволяет охотнику выжить, не подставиться хищнику, не стать самому жертвой, добычей.
...
В мире действует такой закон: если мы разрушаем других – мы разрушаем и себя. И наоборот: если мы бережны к миру – мир бережен к нам.
Практика
Попробуйте прожить хотя бы день или два, настроив себя на некоторое самоограничение. Никто не требует от вас самоотречения и аскезы – откажитесь только от того, что не является необходимым, без чего можно обойтись. Например, от какого-нибудь вредного десерта, от чтения пустой развлекательной книги, от компьютерной игры, от избыточного общения, приводящего лишь к утомлению, еще от чего-то, что является расточительством сил и энергии (а может, и денег), что приводит к чувству опустошения, разочарованию, усталости, апатии.
Откажитесь от спора, от конфликта, от пустых разговоров, от неконтролируемых выплесков эмоций, от попыток заставить других что-то делать для вашей пользы и вести себя так, как вам удобно.
Заметьте, нет ли у вас привычки «вцепляться» в людей: чего-то от них постоянно требовать, ждать, хотеть. Научитесь «отпускать» их – позволять им быть собой и вести себя так, как они хотят. Это тоже будет для вас уроком бережного отношения к другим и хорошим способом самовоспитания.
Даже если вы начнете всего лишь с одного-двух несложных для вас самоограничений, то обязательно почувствуете, что у вас прибавилось сил и улучшилось настроение. Это будет означать, что вы накопили личную силу, которая прежде расходовалась впустую.
Начните и дальше хотя бы время от времени придерживаться такого режима самоограничения, и скоро вы заметите, что вам это стало нравиться, это сделало ваше внутреннее состояние более приятным, и повысило качество вашей жизни.