Звукоподражательная теория происхождения языка

Лекция № 9.

Проблема происхождения языка

План.

1. Как возник человеческий язык?

2. Основные теории происхождения языка:

1) Логосическая теория происхождения языка.

2) Звукоподражательная теория происхождения языка.

3) Междометная теория происхождения языка.

4) Теория происхождения языка из жестов.

5) Теория общественного договора.

6) Теория трудовых выкриков.

7) Трудовая теория происхождения языка.

Как возник человеческий язык?

На протяжении многих веков человечество волновал и продолжает волновать извечный вопрос, как и почему люди начали говорить. Этот любопытный вопрос, однако, не поддавался и не поддаётся научному решению.

В современной науке принято считать, что проблема происхождения языка является частью более общей проблемы происхождения человеческого общества. При этом процесс становления человека как биологического вида Homo sapiens связывают с очеловечением обезьяны.

Языки, существующие сегодня на земле, находятся уже на достаточно высоком уровне развития. Тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей. Сегодня лингвистические методы позволяют проникнуть в глубину веков не более, чем на 10 тысяч лет, поэтому все теории происхождения языка в известном смысле гипотетичны, - значит умозрительны и бездоказательны.

В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык появился естественным путём, 2) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала.

Наибольшее число гипотез породил первый вопрос — кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык?

Логосическая теория происхождения языка

На ранних этапах развития цивилизации существовала логосическая теория(от лат. logos- «слово», «язык») происхождения языка - гипотеза, в соответствии с которой в основе зарождения мира лежало духовное начало, означаемое разными словами «Бог», «Дух», «Слово», «Логос». Дух, воздействуя на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, творил мир. Конечным актом этого творения явился человек.

В библейской традиции носителем слова был Бог. Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как древнегреческий философ Платон (IV до н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г.Лессинг и др. Слово, согласно этой теории имело не только божественное, но и человеческое происхождение, поскольку человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова.

Первые сомнения в божественном происхождении языка появились ещё в античности. Некоторые древнегреческие и древнеримские мыслители пришли к выводу о том, что язык создали сами люди без участия богов. Тогда же были выдвинуты другие гипотезы происхождения языка. Однако распространение христианства в средние века вновь привело к победе логосической теории.

В 17-18 веках логосическая теория стала подвергаться сомнению. Появление в европейских странах научной картины мира и исторического поддхода к изучению человеческого общества привели к тому, что мыслители 17-18 вв. начали искать новые объяснения появления языка. Человек ещё считался божьим творением, но творение языка уже рассматривалось как дело человеческое. К 18 в. стало окончательно ясно, что языки изменяются, что не все языки мира существуют изначально, что одни языки произошли от других и т.п.

Недостатком логосической теории является то, что человек в ней предстаёт как пассивное существо, которому язык дан в дар от высших сил.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Проблема происхождения языка никогда так активно не обсуждалась как в 18 веке. Люди были будто опьяненными идеей о происхождении языка. Практически все ведущие учёные того времени высказывали те или иные идеи.

Одной из самых популярных была звукоподражательная теория,согласно которой язык возник из подражания звукам природы. Суть этой гипотезы заключалась в том, что древний человек осознанно или неосознанно стремился подражать звукам окружающего мира (крикам животных, шуму стихии), поэтому первые слова были звукоподражаниями. Эту теорию отстаивали древнегреческий философ Демокрит, немецкий философ и учёный Г.Лейбниц, американский учёный У.Уитни и др. Они понимали звукоподражание широко: как собственно звукоподражание и как звукосимволизм- обозначение в звуках свойств предметов (например, слова типа бублик, боб, губы обозначают что-то круглое).

Действительно, в каждом языке есть звукоподражательные слова типа кукушка, хрюкать, шуршать, шелест. Слова такого рода похожи в разных языках, например: кукушка, в чешском языке кукачка, в болгарском - кукувица, в немецком - кукук, во французском - куку, в итальянском - куколо, в турецком - гукук и т.п. Однако на украинском языке зозуля, на китайском - дуцзюанъ, на японском - хототатису.

В этой гипотезе остаётся много неясного. Даже если звукоподражания были первыми словами, то непонятно, как от них люди перешли к основной массе слов, совсем непохожих на звуки природы. И чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чего первобытный человек с неразвитой гортанью делать не мог.

Таким образом, недостатком звукоподражательной теории является то, что
в ней не учитывались биологические, психические и общественные
предпосылки возникновения языка. Однако существование звукоподражательных слов не позволяет нам утверждать о её «неправильности».

Наши рекомендации