А) Медитация на идеях, связанных с Брахманом
Это медитация на ниргуна-брахмане. Это ахамграха-упасана. Это медитация на ОМ. Это медитация на отвлеченной идее. Сядьте в падмасану. Мысленно повторяйте ОМ. Постоянно удерживайте в голове содержание ОМ. Ощутите себя Всепроникающим Бесконечным Светом. Ощутите, что вы —шуддха-Сат-Чит-Ананда, вьяпака Атман, нитья шуддха буддха мукта (чистое существование-сознание-счастье, все-наполняющий Атман, вечный, чистый, мыслящий, освобожденный), вечно свободный Брахман. Почувствуйте себя чайтаньей (чистым сознанием). Ощутите себя «акханда парипурна экараса шанта» (неделимым, исполненным полноты, однородным, спокойным), Бесконечным, Вечным, Неизменным Бытием. Каждый атом, каждая молекула, каждый нерв, вена, артерия тела должны мощно вибрировать в согласии с этими мыслями. Бессмысленное повторение ОМ не принесет пользы. ОМ нужно произносить сердцем, умом и душой. Нужно всей душой ощущать, что являешься утонченным всепроникающим сознанием. Следует всегда поддерживать в себе это ощущение.
Мысленно повторяя ОМ, отказывайтесь от идеи тела. Распевая ОМ, ощущайте:
Я — Бесконечность ОМ ОМ ОМ
Я — Свет ОМ ОМ ОМ
Я — Радость ОМ ОМ ОМ
Я — Величие ОМ ОМ ОМ
Я — Могущество ОМ ОМ ОМ
Я — Знание ОМ ОМ ОМ
Я — Ананда ОМ ОМ ОМ
Постоянно медитируйте на таких идеях. Нельзя обойтись без непрестанных усилий, рвения и усердия. Неутомимо повторяйте эти слова. Вы добьетесь Осознания. Через два-три года придет атма-даршана, видение Атмана.
Сила воли и манана, умение размышлять, — вот два условия, играющие решающую роль в ниргуна-медитации и ведантистской садхане. Манане предшествует шравана, слушание шpymu. Манана влечет постоянную, ревностную и усердную нидидхьясану, глубокую медитацию. Нидидхьясана влечет сакшаткару, или апарокшу (прямое восприятие). Падая на раскаленный металл, капля воды испаряется. Точно так же поглощаются Брахманом разум и абхаса-чай-танья (отраженное сознание). Остается чинматра, чайтанья-матра — «только сознание», Абсолютное
Сознание. Шравана, манана и нидидхьясана ведантистской садханы соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи в раджа-йоге Патанджали Махариши.
При религиозном поклонении, медитации и джапе разум принимает форму объекта поклонения и на некоторое время очищается чистотой этого объекта, иштадэваты. Благодаря постоянной практике (абхьясе), разум наполняется этим объектом, вытесняющим все прочие. Он утверждается в своей чистоте и не устремляется к нечистому. Пока разум живет и действует, ему требуется объект восприятия, а цель садханы заключается в том, чтобы предоставить разуму полный чистоты объект.
Постоянно повторяющийся мелодичный звук, возникающий при джапе, воссоздает в восприятии соответствующий объект, то есть дэвату. Опираясь на могущество санскар, мантры набирают созидающую силу благодаря многократному повторению.
В самадхи разум теряет независимое сознание и отождествляется с объектом медитации. Медитирующий и объект медитации, поклоняющийся и предмет поклонения, мыслитель и мысль объединяются в неразрывное целое. Субъект и объект, ахам и идам («я» и «это»), дрик и дришья (видящий и видимое), воспринимающий и воспринимаемое становятся одним. Пракаша (свет истины) и вимарша (обдумывание) сливаются воедино. Единство, Тождественность, Однородность, Единственность, Одинаковость — вот что такое нирвикальпа-самадхи.
Есть два рода нирвикальпа-самадхи. В одном случае джняна-йог видит весь мир внутри себя в форме движения мыслей, образа бытия и собственного существования; он уподобляется Брахману, покоящемуся в Брахмане (сварупа-вишранти, успокоение в самосуществовании). Брахман наблюдает мир в самом
Себе как собственную санкальпу (плод воображения), или виварту (видимость, иллюзию). Таким видит его и джняни. Это высшее состояние Осознания, которого достигли Господь Кришна, Даттатрейя, Шри Шанкара, Джнянадэва и другие.
«Сарвабхутастхам атманам Сарвабхутани чатмани Икшатэ йогайюктатма Сарватра самадаршана».
«Все существа пребывающими в Атмане, и Атма-на, пребывающего во всех существах, видит предавшийся йоге, везде зрящий Одно». («Гита», 6:29)
Тот, кто не достиг Осознания, видит мир как нечто внешнее, постороннее и независимое. Это вызвано авидьей.
Во втором виде нирвикальпа-самадхи мир полностью исчезает из восприятия и джняни обретает покой в шуддха-ниргуна Брахмане, разрешив проблему радджу-сарпа ньяя, змеи и веревки1. Покинув савикальпа-самадхи, раджа-йог встречается с джняни в ниргуна Брахмане благодаря брахма-кара-вритти (мыслям исключительно о Брахмане).
1 Аналогия, иллюстрируюая парадоксальность восприятия иллюзорного и проблему его существования: если веревку ошибочно принимают за змею, то что можно сказать о существовании подлинного и кажущегося предметов?
За всеми названиями и формами кроется всеобщая одушевленная Сила, Разум. Медитируйте на этой лишенной формы Мыслящей Силе. Это первоначальная ниргуна-медитация, рано или поздно приводящая к постижению Абсолютного, ниргуна и ниракара сознания.
Примите падмасану и концентрируйтесь на воздухе. Это ведет к осознанию лишенного названий и форм Брахмана, Единой Живой Истины.
Вообразите, что за всеми явлениями кроется парама, ананта, акханда джьотис (Высшая, Бесконечная, Неделимая Лучезарность), превышающая по яркости свет мириадов солнц. Медитируйте на ней. Это еще один пример ниргуна-медитации.
Сосредоточьтесь и медитируйте на беспредельном небе. Это тоже ниргуна, ниракара медитация. Благодаря предшествовавшим приемам концентрации разум прекращает мыслить о конечных формах, начинает медленно таять в океане Покоя, так как лишается содержимого — разнообразных форм. Он становится все утонченнее.
Ниргуна-медитация — это абстрактная медитация на ниргуна Брахмане. С бхавой (чувством) мысленно повторяйте ОМ, связывая с этим идею Сат-Чит-Ананды, Чистоты-Совершенства-Блаженства. Думайте: «Я — Счастье. Я — Блаженство. Я — сварупа. Асангохам (я ни с чем не связан). Кевалохам (я единственен). Акханда-экараса-чинматрохам (я неделимое, единообразное Сознание)».