Депрессия и чувство вины

В депрессию может перерасти ощущение вины за совершенный грех: вы знаете, что ослушались Бога, провинились перед Ним. Однако я пишу не об этом. Вы спросите: «Как мне распознать депрессию, ставшую результатом греха?». Это хороший вопрос, особенно если вы перфекционист, человек болезненно совестливый, серьезно относящийся к своим обязанностям, постоянно испытываете беспокойство, неловкость за свои поступки и чувство вины. Позвольте мне познакомить вас с общим принципом, который, я думаю, окажется полезен. Конкретное, определенное ощущение вины, явно привязанное к конкретному поступку или помыслу, — это и есть истинное и достоверное чувство вины. Оно вызывает определенные эмоции — чувство вины и депрессию, которые являются результатом реального проступка.

Но если вы в чем–то вините себя напрасно, испытываете безосновательную тревогу — это, вне всякого сомнения, признаки псевдовины или обычной депрессии эмоционального характера. Греховность может привести к депрессии, но не всякая депрессия — результат греховного поступка. Корни депрессии очень глубоки и запутанны: многие обиды и травмы детства люди приносят с собой во взрослую жизнь.

Депрессия и личность

Депрессия связана с особенностями личности, конституцией человека, его характером, функционированием желез внутренней секреции, эмоциональным складом, с тем, как он привык проявлять свои чувства. Как христиане, мы должны понять и принять все это. Если каждый из нас будет руководствоваться здравым смыслом, как герои старого детского стишка, то нам станет только лучше.

Джек Спрэт ест только постную еду;

Его жена лишь жирную предпочитает.

Живут они в согласье и в ладу,

Тарелки чистыми все время оставляют.

Удивительно глубокий анализ структуры личности, хотите — верьте, хотите — нет. По своему складу Джек Спрэт и миссис Спрэт абсолютно разные. Не пытайтесь принудить их есть одинаково или жить одинаково. Это будет насилием над их личностями. Они оба добропорядочные люди, и мы полагаем, сильно любят друг друга, хотя по природе своей они разные. Я желаю, чтобы побольше проповедников, учителей, благовестников и особенно родителей постигли благой здравый смысл этого детского стишка.

Кто–то скажет: «Постойте. Вы забыли: когда мы рождаемся во Христе, мы становимся новыми людьми, все старое умирает. Разве перерождение и освящение не меняет склад характера?». На что я отвечаю: «Нет! Слава Богу, не меняет!»

Рождение свыше не меняет ваш характер. Оно может заложить в вас, как любил выражаться Освальд Чамберс, «расположение духа Христова», но оно не меняет ваш изначальный характер. Вы стали христианином, но это не означает, что вы перестали быть самим собой. После своего обращения Павел так и остался Павлом. Петр остался Петром, а Иоанн — Иоанном. Ни один из них не стал кем–то другим. По Божьему плану не бывает двух одинаковых предметов. Нет двух одинаковых снежинок. С помощью единства многообразия Бог демонстрирует чудо Своего промысла. Мы все разные по характеру и складу личности.

Мы каждый по–своему видим и чувствуем, реагируем и интерпретируем увиденное.

Апостол Павел напоминает нам: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Коринфянам 4:7). Есть люди нервного склада, по природе своей постоянно испытывающие состояние тревоги и страха. Они крайне впечатлительны, их легко задеть за живое, им свойственны частые смены настроений. Подчас мне кажется, что Павел был одним из них. Будучи сильной личностью, Павел все же пришел в Коринф «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Коринфянам 2:3). Он был легковозбудимым молодым человеком, «отвне — нападения, внутри — страхи» (2 Коринфянам 7:5).

То же можно сказать и о молодом предстоятеле церкви — Тимофее. Создается впечатление, что все Второе Послание к Тимофею было написано Павлом, чтобы вывести Тимофея из состояния депрессии. Биограф Бренгля назвал его «меланхоликом от природы». Люди, склонные к самокопанию и крайне мнительные, чаще всего переживают самые тяжелые формы депрессии.

Неспособность реально признать собственную депрессию — главная причина большинства депрессий. Если мы считаем, что связи между естественным (нашим характером и складом личности) и сверхъестественным (нашей духовной жизнью) не существует, то мы серьезно ошибаемся. Наши чувства, наша вера сосуществуют в рамках одной личности — нашей. Бог не подойдет к нам тайной тропкой, ведущей в обход нашей личности, или напролом, или по запасной колее. Он не станет сверлить отверстие в вашем черепе, чтобы через него влить Свою благодать. Склад вашей личности, в которую входит вера, —- это еще и вместилище ваших чувств.

Возможно, мы сможем понять это, если представим себе внушительного вида, крупный, дорогой видеоцентр, состоящий из телевизора, магнитофона и радио. Это красивый прибор. Но случись что–то неладное с транзисторами огромного агрегата — аудиосистема выйдет из строя. Почему? Каждый компонент — часть единого механизма. Если где–то происходит размыкание, портится конденсатор или транзистор, то это влияет на работу всех узлов. Почему? Они функционируют в одной системе.

Источники депрессий могут находиться за пределами чисто духовной сферы. Депрессия наступает потому, что вышло из строя какое–то «оборудование» — возможно, в узле физического самочувствия или в блоке балансировки эмоций и личности. Транзисторы испортились, связь нарушилась, и это отразилось на духовной жизни.

Вот что писал о себе Бренгль, этот великий верующий: «И меня охватило такое уныние и такая депрессия, которых раньше у меня не было… Казалось, что Бога не существует. Смерть казалась моей бесконечной целью. Жизнь потеряла свою славу, прелесть и смысл… Молитва не приносила облегчения; казалось, что я утерял дух и силу молитвы» («Портрет пророка», с. 214).

Используя предыдущий пример, можно сказать: с нашим передатчиком ничего не случилось; Божья любовь продолжала поступать. Радиостанция транслировала прекрасную музыку, телевизионный передатчик посылал точное изображение, но мы не слышали звука, и экран телевизора «рябил». Почему? Потому что произошли неполадки в принимающем блоке.

То же случилось с Бренглем. Он был очень мудрым человеком. Несмотря на бунт своих чувств, он осознавал, что Бог есть. В каждом предложении он использует слово «казалось». «Казалось, что Бога не существует… Смерть казалась моей целью». Это сам Бренгль выделил курсивом слово «казалось»!

Вам случалось переживать момент полной перемены чувств? Вечером вы ложились спать, и все было прекрасно. На следующее утро вы просыпались, и не было ничего прекрасного. Вы не можете понять, отчего это произошло. Вчера вы были счастливы. Вы предвкушали наступление великого дня. Но что–то случилось, и ваше отношение изменилось. Ваши чувства, действия и восприятие действительности сегодня совершенно иные. Дело в том, что вы никогда не бываете один. Бог рядом, но и Сатана не дремлет. Сатана сидит на краю вашей кровати и старается разглядеть щель, через которую можно проникнуть в вашу личность. Почему? Потому что Сатана — житель духовного мира, он знает то, что нам с вами еще предстоит узнать: то, что влияет на ваше физическое состояние, может повлиять и на духовное. Поэтому он старается превратить эмоциональную депрессию в депрессию духовную. Сатана всем своим естеством желает вашего духовного поражения. Он хочет, чтобы ваши вышедшие из строя эмоции вывели из строя веру. Он в курсе ваших немощей; он видит глубины вашего духа и старается пробраться в самый центр вашего естества.

Знаете, как Сатана добивается победы? Он хочет вывести вас из игры. Он хочет, чтобы депрессия физиологическая вылилась в духовное поражение, сомнение, упадок духа.

Наши рекомендации