Для человека, то это излагается в форме пожелания с упоминанием одного из имен Всевышнего

Аллаха — ас-Салам — через которое и просят от Него благополучия. Само же слово "ас-Салам"

Содержит в себе два значения: упоминание Аллаха и пожелание благополучия, являющиеся целью

приветствующего. Поэтому "ас-саламу алейкум" содержит в себе одно из имен Аллаха и просьбу о

Ниспослании Им благополучия. Вдумайся в пользу этого. Именно с этим является освобождение и

Избавление от зла и пороков. Именно с этим смыслом данное приветствие и находится в обращении»

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТДЕСЯТЬ ВТОРОЙ

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смысл этого, сказав:

Поистине, Аллах Сам есть Источник мира (ас-Салам. — Ред.). Всевышний — ас-Салам: Он

Свободен от любых недостатков и изъянов, и нет Ему подобного среди Его творений. Он избавляет

Своих рабов от любых невзгод и несчастий, они же не могут принести Ему ни вреда, ни пользы. Они

Стремятся к Нему и нуждаются в Нем во всех ситуациях, в то время как Он — Самодостаточный и

Достохвальный.

Глава 53

О ВЫРАЖЕНИИ «О АЛЛАХ, ПРОСТИ МЕНЯ,

ЕСЛИ ЭТО УГОДНО ТЕБЕ!»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Запрещение исключающих условий при взывании к Аллаху.

Указание причины этого запрета.

Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Необходимо решительно

Просить желаемое...

Указание на необходимость усиливать пожелание обращающегося с мольбой.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да

благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Пусть ни один из вас не говорит: «О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!» или «О

Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!» Необходимо решительно просить желаемое, ибо [в

любом случае. — Ред.] ничто не может принудить Аллаха к чему-либо. (Аль-Бухари 11/118,

Муслим (2679).

В ривайе у Муслима говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

Настойчиво просите желаемое, поскольку Аллах не станет гордиться тем, что даровано

Им Самим.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТЬ ТРЕТЬЕЙ

Как известно, все дела вершатся по воле и желанию Аллаха. Данная глава указывает на то, что

Всевышний повелел Своим рабам решительно и настойчиво обращаться к Нему со своими просьбами,

Будь то просьбы чисто религиозного характера, такие как испрашивание милости и прощения, или же

Мирские просьбы, связанные с религией, например, испрашивание благополучия, пропитания и т.п.,

Поскольку это испрашивание является сутью и сущностью поклонения.

Просьба должна быть решительной, ее нельзя ограничивать какими-либо условиями типа «если

Хочешь...» или «если Тебе угодно...», поскольку именно на это указывает повеление посланника

Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Причина же этого заключается в том, что просьба

— это чистое добро без всякого вреда, и, кроме того, в любом случае никто не может заставить

Всевышнего Аллаха принять какое-либо решение.

Однако существует разница между подобными просьбами и испрашиванием определенных

Вещей, в пользе и добре которых нет уверенности, и неизвестно, принесет ли их достижение выгоду

Рабу Аллаха или нет. В таких случаях раб обращается к своему Господу, оставляя за Ним право

выбора одного из двух вариантов, ибо Он прекраснее всех знает, какой из них лучше. Это видно на

Примере широко известной мольбы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: О

Аллах, продли мне жизнь, если это лучше для меня, и дай мне смерть, если Тебе известно, что в

Этом есть добро для меня. В этом заключается молитва «аль-истихара».

Необходимо осознать эту тонкую разницу между просьбой о том, польза чего известна и что

Человек обязан испрашивать со всей решительностью, и просьбой о том, последствия чего рабу

Аллаха не известны. В тех случаях, когда вероятны как польза, так и вред, обращающемуся с мольбой

Следует оставить право выбора за Господом, Которому. Всемогущ Он и Милостив, все ведомо

Наилучшим образом.

Глава 54

О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ

«МОЙ РАБ» ИЛИ «МОЯ РАБЫНЯ»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Запрещение выражений «мой раб» и «моя рабыня».

Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами «мой господь», а хозяину не следует

Говорить своему слуге «накорми своего господа».

Хозяину следует обращаться к слуге со словами: «мой юноша», «моя девочка» или «мой

Мальчик».

Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами: «мой господин» или «мой

Государь».

Цель этого заключается в соблюдении таухида даже в речи.

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник

Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Пусть никто из вас не говорит [своему слуге. — Ред.). «Накорми своего господа», либо:

«Соверши омовение своего господа». Следует говорить «...своего господина» или «...своего

Государя». Пусть никто из вас не говорит: «Мой раб» или «моя рабыня». Следует говорить «мой

юноша» «моя девочка» или «мой мальчик»*. (Аль-Бухари 5/129—131, Муслим (2249) и (15), Ахмад

2/316).

* Этого следует избегать, чтобы не приобщать к Аллаху равных в речи, даже если человек и не

Преследует подобной цели. Это будет являться отражением утвердившегося в душе полного таухида,

Наши рекомендации