Душевное состояние требующего знания во время требования знаний

Требующие знания бывают разные. Во-первых они различаются относительно того, насколько у каждого есть желание узнать о том, что он слышит. Также они различаются со стороны подготовки, у них разные желания и разная подготовка. Желания бывают разные:
1 - Кто-то присутствует и слушает знания для того, чтобы приобрести их и таковых большинство, хвала Аллаху.
2 - Кто-то требует знания для того, чтобы дать оценку преподавателю и узнать насколько он разбирается в той или иной науке, или узнать как он подготовлен тому или иному знанию.
3 - И из них есть такие, кто приходит на занятие один раз и пропускает занятия десять раз.
Мы видим, что у людей бывают разные намерения и нас волнует тот, кто приходит ради знаний, желая (получить) эти знания. И когда требующий знания приходит для того, чтобы получить пользу, то его душевное состояние должно быть определенным образом подготовленно, и также подготовленным должно быть состояние его разума.
Ты должен изучать эти знания для того, чтобы избавиться от невежества, это и есть искреннее намерение в знаниях. Ведь, требование знаний является поклонением, и искренность в нем является обязательным. Искренность в знаниях (означает) получать их с намерением избавиться от невежества. Однажды Имама Ахмада спросили: «Каким должно быть намерение в требовании знаний?»
Он ответил: «Человек должен иметь намерение избавиться от невежества".
И если кроме этого намерения у него будет желание преподнести это знание кому-то другому, или призывать других к этим знаниям, или писать книги и что-то подобное, то это все является праведным намерением и искренность в этом основывается на двух вещах:
Первое: Должно быть намерение избавиться от невежества.
Второе: Намерение избавить от невежества других людей.
Если же у него нет таких намерений, то это не является правильным. И поэтому, если кто-то хочет требовать знания, он должен иметь намерение избавить себя от невежества. И когда он делает такое намерение, необходимо вспомнить, что Всевышний Аллах создал его, Он приказывает и запрещает ему на основе основ, и Он сказал, что Единобожие - это Его право.
Также он должен знать, что Всевышний Аллах приказывает и запрещает то, что является дозволенным и запретным, соответственно. Должен знать то, что человек может совершить что-то запретное в вопросах убеждения или же в вопросах нравов по причине невежества. Самая главная причина ошибок - это невежество, а только затем следуют другие причины. И поэтому, если человек узнает и избавляет себя от невежества, и узнает что от него хочет Всевышний Аллах, и после этого просит помощи у Всевышнего Аллаха, чтобы Аллах помог ему исполнять то, что требует от него шари‘ат, то это очень хорошее душевное состояние.
Также, очень важным является и второй вопрос, связанный с душевным состоянием. Его душевное состояние должно быть таким, чтобы он доверял тому, кто ему преподает. У него должен быть такой душевный настрой, чтобы он основывался на том, что тот, кто тебе преподает – преподает правильные знания. Если же человек заходит на урок и у него такое убеждение, что учитель преподает ему неправильные знания или то, что знания его учителя являются как хорошими, так и плохими и так далее, и другие причины, которые ослабляют его знания, то он не возьмет пользу от этого учителя. Ведь, когда он придет на урок слушать учителя, то будет слушать не как берущий пользу, а как ищущий ошибку. И поэтому, когда учитель будет говорить о том или ином предложении, он начнет думать ошибся ли учитель или нет? Это лишает человека знаний. И если студент слышит что-то непонятное или он слышал раньше то, что противоречит тому, что говорит учитель, то он должен записать это в листочек или тетрадь, которая у него имеется и не думать об этом и внимательно слушать знания, (о которых рассказывает учитель). А затем после того, как закончится урок, он возвращается в этот день и сам ищет этот вопрос или спросит об этом учителя.
Не является обязательным, чтобы преподаватель был специалистом в том или ином вопросе. И также не является условием, чтобы то, что говорит учитель являлось всегда правильным, так как у него может быть свой подход к тем или иным вопросам, или же он может придерживаться того мнения, которое противоречит общеизвестному мнению, (из-за того, что у него есть довод). Или же он подошел к этому вопросу не тем образом, каким надо было подойти и ошибся в нем. Однако очень важно, чтобы было засвидетельствовано о том, кто тебе преподает, что он достоин этого дела. И если он знает то, о чем говорит и знает то, что говорят люди в этом вопросе, и преподает эти знания, то это не исключает то, что он может подойти небрежно к тому или иному вопросу или ошибиться в том или ином вопросе. Он может ошибиться один раз или же может ошибиться в правильном понимании того или иного вопроса. Это не удивительно, так как учитель является всего лишь человеком, а люди ошибаются. И поэтому является очень важным, чтобы ты брал знания у того, кому ты доверяешь и чтобы твое душевное состояние не было противоречащим ему. Ведь неправильное душевное состояние лишает человека многих знаний, так как, когда он берет знания, у него постоянно возникают какие-то вопросы и недопонимания. И поэтому, когда кто-то часто задает вопросы во время преподавания уроков, то этот человек неправильно требует знания. Однажды, я присутствовал у известного ученого шейха ‘Абдур-Раззаќа аль-‘Афифи, да помилует его Всевышний Аллах, и кто-то спросил его на уроке о Хадже. Шейх ответил, и кто-то (еще) спросил: «А если будет так-то и так-то?» Он хочет брать знания тем, что задает какие-то другие вопросы, которые не связаны с теми, о которых спросили шейха. Шейх, да помилует его Всевышний Аллах, ему ответил: «Знания, таким образом не берутся, а приобретаются через изучение».И это правильно, потому что когда требующий знания присутствует у ученых и слушает их, то если ему что-то приходит в голову, не следует каждый раз задавать вопрос, как это было, когда с нами присутствовали многие из братьев, и они часто приводили вопросы, проблемы, недопонимания. И это из-за недостатка их знаний. Однако, если бы они потерпели это было бы лучше для них.
Такое душевное состояние плохо действует на разум, на его чистоту и на правильное понимание знаний во время урока. Поэтому, когда мы приходим требовать знания, мы должны приходить с таким душевным состоянием, как будто ничего не знаем. Слушай, слушай, слушай, и если во время урока кто-то услышит то, что ему не понравится или то, что не поймет, то он это запишет, а потом будет искать сам или же спросит об этом учителя. И это относительно того, знаниям которого мы доверяем, поэтому если ему доверились, приходим к нему и берем у него знания на основе того, что мы ему доверяем.

مقدِّمــــــة الشارح

Предисловие


Хвала Аллаху, Который послал Своих рабов-посланников с Единобожием и они донесли довод до рабов. Они (посланники) от первого до последнего были единогласны в том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Были единогласны в том, что поклонение кому-то другому является недействительным. И то, что поклонение кому-то другому кроме Аллаха является проявлением беспредела, зла и вражды. И я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, и это подтверждение после подтверждения для донесения значения Таухида. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, да благословит Аллах его, его семью, его сподвижников и приветствует их приветствием до Судного дня, а затем:


Эта книга – «Книга Единобожия» шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба и он не нуждается в представлении. Достаточно того, что Всевышний Аллах благословил его призыв на Востоке Земли и на ее Западе, на Севере и на Юге. Так как Единобожие является призывом Мухаммада ибн Абдуллаха (мир ему и благословение Аллаха).
«Книга Единобожия», которую мы хотим растолковать, является великой книгой. Ученые Единобожия были единогласны в том, что не было написано ничего подобного на эту тему. Это единственная подобная книга в этом разделе, так как он (автор), да помилует его Аллах, разобрал в этой книге вопросы, связанные с «Таухидом ‘ибада», то есть вопросы Единобожия в поклонении. Он разобрал также то, что противоречит этому Единобожию. Нет ни одной книги, которая была написана таким же образом.
И поэтому требующий знания не должен отказываться от изучения этой книги. Он должен изучать ее, понимая то, что несет в себе эта книга, так как она содержит в себе аяты Корана и хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые ученые, описали эту книгу тем, что она часть сборника «Сахих аль-Бухари», и это явно видно, поскольку Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах, написал эту книгу, подобно книге имама аль-Бухари.
Со стороны того, что названия глав в этой книге представляют собой аяты или хадисы, или же хадис указывает на название этого раздела, или же аят указывает на название этого раздела. Также она похожа на "Сахих" имама аль-Бухари тем, что он привел в ней слова ученых, сподвижников, их последователей, имамов в Исламе, подобно тому, как это сделал Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах. Поистине, он (аль-Бухари) приводит в своем сборнике слова, мнения, чтобы растолковать смысл той главы, которую он привел.
Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб начал писать эту книгу в Басре. И побудило его написать эту книгу то, что он увидел распространение многобожия и то, что у мусульман отсутствовала полнота Единобожия. Он увидел проявление большого ширка, малого ширка, скрытого ширка, и начал писать эту книгу.
Он начал собирать эту книгу, начал записывать вопросы, о которых говорится в этой книге. Об этом рассказал его внук и ученик шейх ‘Абдур-р-Рахман ибн Хасан, да помилует его Аллах, в некоторых своих книгах. Затем Шейх, да помилует его Аллах, продолжил писать эту книгу, когда вернулся в Неджд.
Эта книга стала книгой призыва и она представляет из себя призыв к Единобожию, так как Шейх, да помилует его Аллах, объяснил в ней основы Единобожия, указал на смысл Единобожия, на его достоинство, на то, что противоречит ему, указал на то, чего люди должны бояться. Должны бояться того, что противоречит Единобожию. Он рассказал отдельно о разных видах поклонения, в общем, рассказал о Единобожии имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Рассказал о большом ширке и привел примеры большого ширка. Также он рассказал о маленьком ширке и привел его (маленького ширка) примеры и рассказал о том, что приводит к этому ширку. Рассказал о том, какой должна быть защита Единобожия. Также рассказал немного о единстве Аллаха в Господстве. Эта книга - книга Единобожия является великой книгой. И поэтому является великим то, что ты должен стараться выучить эту книгу, изучить ее, задуматься над ней, потому что где бы ты ни был, ты будешь нуждаться в ней, будь это дома, или в мечети; на работе, или где-то в другом месте. Тот, кто поймет эту книгу – поймет большинство вопросов Единобожия в поклонении, поймет почти все, что затрагивается в вопросах Единобожия.
Я думал о том, каким образом толковать эту книгу. Книга, как вы знаете является, длинной, (и поэтому) невозможно растолковать ее в вкратце, (в течении) 18-ти уроков. Ученые, которые толковали эту книгу, а их много, писали либо длинный шарх, либо средний, а кто-то писал краткий. Я посмотрел на их толкования, и решил, что наше толкование будет выглядеть следующим образом:
Мы будем говорить о пользе этой книги, и о тех вещах, в которых путаются многие из требующих знания. Будем объяснять соответствие аятов и хадисов названию той или иной главы. Также будем указывать на «лицо довода» из аята или хадиса. Также будем приводить некоторые доводы тем, у кого есть сомнения в этих вопросах, и может быть, что мы будем говорить о тех вещах, которые вы не найдете в толкованиях тех, кто раньше растолковал эту книгу. Это путь, который мы проложим – путь краткий и мы начнем разбирать эту книгу, если на то будет воля Всевышнего Аллаха. Просим Всевышнего Аллаха помочь нам в этом. И мы разберем эту книгу полностью с дозволения Аллаха, ничего не упуская в объяснении и в толковании смысла этой книги.

Шейх Салих ибн ‘Абд аль-‘Азиз Али аш-Шейх (да хранит его Аллах)

كتـاب التوحيد وقول الله تعالى ﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾

Книга единобожия и слова Всевышнего Аллаха: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне".

Всевышний Аллах сказал: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне". (Сура аз-Зарийат, аят 56). А также: "Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»". (Сура ан-Нахль, аят 36). А также: "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям". (Сура аль-Исра, аят 23). А также: "Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей". (Сура ан-Ниса, аят 36). А также: "Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям". (Сура аль-А'нам, аят 151).
Ибн Мас'уд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на котором есть его печать, пусть прочтёт слова Всевышнего: "Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи", до слов: "Таков Мой прямой путь". Ат-Тирмизи [3072].
Му’аз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха) верхом на осле, и он спросил меня: О Му’аз, знаешь ли ты, в чём состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чём — обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего. Я спросил: "О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима (30).

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Обычно те, кто пишет книги, после того, как поминают имя Аллаха Всевышнего и восхваляют Его, пишут хутбу, в которой рассказывают о том, о чем будет говориться в этой книге. Здесь мы хотим задать известный вопрос а это то, что шейх не поступил так, как поступают другие писатели и не привел в книге хутбу, в которой рассказывал о том, каким образом он написал эту книгу. Напротив, он привел слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾


"Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне". (Сура аз-Зарийат, аят 56).
Шейх не привел хутбу. Причиной этого является то, как мне кажется, что то Единобожие, о котором будет рассказывать шейх в этой книге – это Единобожие Всевышнего Аллаха. И поэтому является правилом из этикета в том месте, где говорится о Единобожии, не ставить ничего между истиной и тем, кто указывает на нее и словами, которые говорят об этой истине. Истина, которая принадлежит Всевышнему Аллаху – это Единобожие. А тот, кто указал на эту истину – это Всевышний Аллах, а доводом этому является Его слова и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И тут шейх не привел хутбу из-за того, что не хотел делить между истиной, и тем, кто указал на нее. Это является тонким опечатком Единобожия на его сердце.
Подобным образом поступил в своем сборнике имам аль-Бухари, который не привел хутбу для своего сборника. Однако он начал свой сборник с хадиса, так как его книга была книгой Сунны. Общеизвестно, что из правил хорошего поведения то, что не следует вставать перед Аллахом и его посланником (мир ему и благословение Аллаха), и поэтому он не поставил свои слова перед словами посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Имам аль-Бухари начал свой сборник словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся”». См. Бухари, 1; Также этот хадис передали Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.
Его книга является книгой Сунны, и поэтому он начал свой сборник – сборник Сунны – со слов того, кто рассказал об этой Сунне, а это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Это является тонким смыслом, на который обращает внимание те, кому Аллах осветил сердца для познания истины и познания прав Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Слово " التوحيد " является отглагольным именем от арабского " وحّد ", то есть что-то делать одним.
Слово «Таухид» в контекстах Ќур‘ана и Сунны пришло немного, но пришел в Сунне призыв к «Таухиду» Аллаха. Как сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посылал Му‘аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он сказал ему: “Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, так пусть же Единобожие будет первым, к чему ты призовёшь их, и, если они признают Аллаха, сообщи (этим людям), что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если они станут выполнять (это), сообщи им о том, что Аллах обязал их выплачивать закят с имущества, который следует отдавать бедным из их числа, если же они подчинятся и этому, то бери с них (закят), однако остерегайся забирать из имущества людей то, что (наиболее) дорого им!”» См. Бухари, 1458; Муслим, 19.
" التوحيد " - то есть делать что-то одним. Например, ты говоришь: " وحّدْتُ المتكلم " - "Я сделал одним говорящего", и тому подобное.
Единобожие, которое от нас требуется, содержит в себе то, что приказал Всевышний Аллах в Своей книге, и оно делится на три вида:
1 - " توحيد الربوبية " - Единственность Аллаха в Его господстве.
Уединение Аллаха в Его действиях. Действий Аллаха много, из них: Создание, обеспечение пропитанием или средствами существования, оживление, умерщвление, управление сущностью, польза, вред, лечение, защита. Он дает защиту и от Него никто не защищает. Он отвечает на призыв нуждающегося. Он отвечает на зов зовущего и так далее. Единственный полноценный в этих действиях – это Всевышний Аллах, то есть никто, кроме Него не совершает подобные действия. Поэтому «Таухид ар-рубубиййа» - это единство Аллаха в Его действиях.

2 - " توحيد الألوهية " - Единственность Аллаха в поклонении Ему.
Что касается Таухида "аль-улюхиййах", то это взято из корня " أَلَهَ " - то есть поклонение кому-то с любовью и возвеличиванием. Есть разница между "аль-'ибада" и "аль-улюхийа". «Аль-улюхиййа» - это поклонение с любовью и возвеличиванием, с надеждой и страхом. Об этом смысле нам сообщил один из арабских поэтов, который сказал:


لله دَرُّ الغانيات المـُــدَّهِ
سبَّحْن واسترجعن من تألُّهي


Удивительно дело хвалящих женщин,
Когда они увидели этого человека, который был занят поклонением, они были удивлены этим.
Этот поэт описывает неких распутных женщин, которые своим распутством соблазняли мужчин, однако эти женщины однажды увидели человека, который был настолько занят поклонением, что даже не обращал внимания на них и тогда они сильно удивились.
«Таухид аль-иляхиййа» или «Таухид аль-улюхиййа» - это единственность Аллаха в поклонении Ему. Это означает то, что ты посвящаешь свое поклонение только Ему Одному.
Поклонение бывает разных видов. Поклонение совершает раб. А Всевышний Аллах - Тот, Кто достоин поклонения раба. Он обладатель права на поклонение Ему и Он Тот, Кто обладает правом, чтобы Ему поклонялись все Его создания. «Таухид аль-улюхиййа» - это то, чтобы рабы посвящали свои действия только одному Аллаху. Твои действия, которые ты совершаешь приближаясь к Аллаху, бывают различными. И если те действия, которые ты совершаешь, приближаясь ко Всевышнему Аллаху, ты посвящаешь только Ему Одному, то ты становишься единобожником. Если же раб посвящает эти свои действия Аллаху и еще кому-то наряду с Ним, то он становится многобожником в этом поклонении. [Конец слов шейха]

И даже сами арабы-многобожники знали, что "Ля иляха иля Ллах", требует от них поклонение только Одному Аллаху, и потому не принимали ислам. Имам Ибн Хузайма передал хадис о том, что когда Абу Суфьян встретился с римским царем, тот спрашивая его о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «А что он вам приказывает?». Тот ответил: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте ему никого в сотоварищи и оставьте то, что говорят ваши отцы…».


[Шейх Салих али Шейх говорит]:
3 - " توحيد الأسماء والصفات " - Единственность Аллаха в Его Именах и Атрибутах.
Раб Аллаха должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах - Один в Своих именах и атрибутах. Но у некоторых созданий есть атрибуты, которые имеют сходства с атрибутами Аллаха. Однако они не соответствуют полноте смысла, которым описаны атрибуты Аллаха. Полнота принадлежит только Всевышнему Аллаху и никому иному. Всевышний Аллах сказал:

﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ﴾


"Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий". (Сура аш-Шура, аят 11).[Конец слов шейха]

Ташбих (подобие) у нас бывает двух видов:
1 - Мутлякъу ташбих - неабсолютная схожесть.
2 - Ташбих мутлякъ - абсолютная схожесть.
Если человек скажет: "Моя рука подобна Руке Аллаха". Это будет называться ташбих мутлякъ и является неверием. А если человек скажет: "У меня есть рука и у Аллаха есть Рука". Это мутлякъу ташбих. И это не значит что они одинаковые. У Него Рука так как подобает Его величию. А у меня рука так как подобает моей слабости.
Также Всевышний Аллах рассказал про эти три вида Единобожия, сказав:

﴿رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَاعْبُدْهُ وَاصْطَبِرْ لِعِبَادَتِهِ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا﴾


"Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем?". (Сура Марйам, аят 65).

«Господь небес, земли и того, что между ними!» - это таухид ар-рубубийа.
«Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему». - это таухид аль-улюхийа.
«Знаешь ли ты другого с таким именем?» - это таухид асма уа-с-сыфат.

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Шейх упомянул про три вида таухида в своей книге. Однако, из-за того, что раньше ученые, которые говорили о Сунне и Акъиде, подробно рассказывали о первом и третьем виде Единобожия, а это - «Таухид ар-рубубиййа» и «Таухид аль-асмау ва-с-сыфат», шейх подробно не разбирал их. Однако шейх рассказал о том, в чем нуждались люди. Люди не находили литературу, в которой подробно говорилось об этом виде Единобожия, а это - «Таухид аль-улюхиййах», и потому шейх решил написать данную книгу. Различные книги шейха, которые он писал, были написаны только из-за нужды людей в них, а не для того, чтобы в исламской библиотеке добавилась еще одна книга, и не для того, чтобы показать искусство написания книг о той или иной науке, однако он писал из-за того, что то люди нуждались в этом. Он не написал для того, чтобы просто написать, а написал для того, чтобы призывать людей, и есть разница между тем, чтобы просто написать и тем, кто написал для того, чтобы призывать.
И поэтому шейх, да помилует его Аллах, разъяснил в этой книге единство Аллаха в поклонении Ему и объяснил единицы этого, такие как:
«التوكل» - /ат-тауакуль/ - упование на Аллаха;
«الخوف» - /аль-хауф/ - страх перед Аллахом;
«المحبة» - /аль-махабба/ - любовь к Аллаху;
«الرجاء» - /ар-раджа/ - надежда на Аллаха;
«الرّغبة» - /ар-рагъба/ - также один из видов надежды, и тому подобное.
«الاستعانة» - /аль-исти'ана/ - прошение о помощи у Аллаха;
«الاستغاثة» - /аль-исти'аса/ - прибегание к Аллаху в тяжелых случаях и трудностях;
«الذبح» - /аз-забх/ - жертвоприношение;
«النذر» - /ан-назр/ - обет, все эти виды поклонения нужно посвящать только Всевышнему Аллаху, и больше никому, кроме Него.
Рассказав об этом, шейх оставил то, что противоречит этому – а это «الشرك» - /ширк/ - многобожие.
Эта книга – книга Единобожия, в которой рассказывается о единстве Аллаха в поклонении, о единстве Аллаха в Его господстве, о единстве Аллаха в Его именах и атрибутах. Также в ней рассказывается о толковании того, что противоречит этому , а это многобожие.
Что означает слово ширк (многобожие)? Ширк - это брать сотоварища, то есть делать одного сотоварищем для другого.
Ширк на языке ученых, разъясняющих это, делится с одной стороны на два вида:
1 - «شرك أكبر» - Большой ширк.
2 - «شرك أصغر» - Малый ширк.
Ширк – это придавание кого-либо в сотоварищи Аллаху в Его Господстве или в поклонении Ему, или в Его именах и атрибутах.
Большой ширк выводит человека из Ислама.
Малый ширк – это то, что в шари'ате названо ширком, но в нем нет полного уподобления, которое входило бы в большой ширк. Также большой ширк бывает явным и скрытым. Явное проявление большого ширка – это ширк тех, кто поклоняется идолам, могилам, мертвым и отсутствующим. Скрытый вид большого ширка – это ширк тех, кто полагается на своих шейхов, на разных божеств или же ширк и куфр лицемеров. Однако, их ширк является скрытым, но он является большим ширком.
Таким же образом можно разделить и малый ширк. Он бывает явным и скрытым. К явному проявлению малого ширка относится одевание какого-то кольца, нитки, амулета, или клятва кем-то другим помимо Аллаха, и тому подобные дела и высказывания.
Скрытый малый ширк – это наподобие показухи и тому подобные вещи.
Исходя из вышесказанного, «الرياء» - /ар-рия/ - показуху можно разделить на два вида:
1 - Большая показуха, как например показуха лицемеров. Как сказал Всевышний Аллах о лицемерах:

﴿يُرَاءُونَ النَّاسَ وَلَا يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلَّا قَلِيلًا﴾


«Показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного». (Сура ан-Ниса, аят 142).
2 - Показуха мусульман, которая бывает у некоторых верующих, которые занимаются показухой в своей молитве или желают славы, посредством своей внешней праведности.
Если ты услышишь, что кто-то говорит, что ширк делится на большой и маленький, то это правильно. Также если ты услышишь, что ширк является большим, маленьким и скрытым, то это также верно.
Ширк также называют словом «التنديد» - /ат-тандид/. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا﴾


«Посему никого не равняйте с Аллахом». (Сура аль-Бакара, аят 22).
А также сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что является величайшим грехом пред Аллахом?” Он ответил: “Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя”. Я сказал: “Это и в самом деле великий (грех”, и) спросил: “А затем?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Убийство собственного сына из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой”(иначе говоря, из страха перед тем, что ты не сумеешь прокормить сына, несмотря на то что заботу о его уделе пообещал взять на Себя Аллах). Я спросил: “А затем?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа”» См. Бухари, 4477; Муслим, 86.
Уподобление кого-либо Аллаху бывает большим, и бывает такое уподобление, в котором нет поклонения кому-либо кроме Аллаха. Если кто-то уподобляет кого-либо Аллаху в поклонении, то это становится полным уподоблением и большим ширком. А если кто-то уподобляет кого-либо Всевышнему Аллаху в деле, и его уподобление не достигает большого ширка, то это является маленьким уподоблением, и это в шариате называется малым ширком. Эти правила являются очень важными.
Имам этого призыва (Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб) сказал: «كتاب التوحيد، وقول الله تعالى» - Книга Единобожия и слова Всевышнего Аллаха.
Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾


«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура аз-Зарийат, аят 56).
То есть поклонялись только Ему Одному. И доводом тому является то, что все посланники были посланы только из-за Единобожия – Единобожия в поклонении.
Его слова: «Я сотворил джиннов и людей только для того…» - в этом есть ограничение. Известно, что частица «مَا» - /ма/ - частица исключения, которая указывает на ограничение. Отсюда мы понимаем, что Всевышний Аллах говорит, что Он создал джиннов и людей только с одной целью, а это поклонение только Ему одному и никому, кроме Него, то есть Он ограничил причину сотворения поклонением.
А частица «إِلاَّ» - /иля/ - частица исключения. То есть для создания джиннов и людей не было никаких причин, кроме одной, а это поклонения.
Под поклонением подразумевается смирение и унижение. Если к этому смирению и унижению еще добавится любовь и следование, то это превращается в шариатское поклонение.
Один из арабских поэтов сказал:


تُبارِي عِتاقاً ناجِياتٍ وأَتْبَعَتْ
وَظيفًا وَظيفًا فَوْقَ مَوْرٍ مُعَبَّدِ


Здесь говорится о верблюдах, о том, что они соперничают, опережая друг друга, по той дороге, которая уже проложена.
А также в другом стихотворении:


إلى أنْ تحامَتْني العَشيرةُ كُلُّها
وأُفرِدْتُ إِفْرادَ البَعيرِ المُعَبَّـدِ


«И меня моя семья изгнала от себя,
И я остался один подобно униженному верблюду».
То есть он превратился в униженного, потому что этот верблюд, которого отдалили от стада является больным, и он превратился в униженного из-за того, что не находится с другими.
В шариате поклонение – это выполнение приказов и запретов, а также отдаление от чего-то, с любовью, надеждой и страом. Некоторые ученые говорят, что поклонение - это то, что приказано человеку независимо от того соответствует это его разуму или нет.
Шейх уль-Ислам Ибн Таймиййа, объясняя что такое поклонение, сказал в начале своей книги «Аль-‘Убудиййа»: «Поклонение – это то, что охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен, будь то речи, будь то дела, будь они явными или скрытыми».
Отсюда следует то, что в этом аяте есть указание на то, что каждая единица поклонения должна быть посвящена только одному Всевышнему Аллаху, так как Он создал их только для того, чтобы они поклонялись Ему. И если кто-нибудь из них будет поклоняться кому-то кроме Аллаха в то время, как Он создал их для того, чтобы они поклонялись (только) Ему, то это будет враждой и несправедливостью. Аллах Всевышний сказал:

﴿أَفَمَنْ يَخْلُقُ كَمَنْ لَا يَخْلُقُ﴾


«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит?» (Сура ан-Нахль, аят 17).[Конец слов шейха]

Поклонение у нас бывает трех видов:
1 - Поклонение сердца.
2 - Поклонение языка.
3 - Поклонение органов.
И тут бывают разные хукмы. Например, «уаджиб», как молитва. Или «мустахаб», как например, поднимать руки во время молитвы. Либо «мубах», например, пить или кушать. Либо «макрух», как например, лишние движения в молитве. Либо «харам», как например, убийство мусульманина.

[Шейх Салих али Шейх говорит]:Затем шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَن اُعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ﴾


«Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»». (Сура ан-Нахль, аят 36).
Этот аят, является тафсиром того аята, который был до него. Посланники были отправлены с этими словами: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»[Конец слов шейха]

Слово «умма» в Коране используется в четырех смыслах.
1 - Община.
Как например, Всевышний Аллах говорит:

﴿وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَن اُعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ﴾


«Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»». (Сура ан-Нахль, аят 36).

2 - Имам.
Всевышний Аллах сказал:

Наши рекомендации