Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 2 страница
Раздел
Терпеть страсть легче, чем терпеть то, к чему она ведёт
ерпеть страсть легче, чем | терпеть ,то к чему | она | |||
Тприводит. Поистине, она | либо | приносит | боль | и | |
наказание, либо лишает тебя наслаждения более полного и | |||||
совершенного, либо ты потеряешь время,а его потеря | |||||
принесёт тебе горечь и сожаление, либо ты запятнаешь честь, | |||||
сохранение которой полезнее для раба Аллаха,нежели её | |||||
пятнание, | либо | ты | лишишься имущества,сохранение | ||
которого лучше его потери, либо твоё влияние уменьшится и | |||||
положение понизится, а сохранение их лучше уменьшения и | |||||
понижения, либо ты лишишься милости, сохранение которой | |||||
приятнее и лучше, чем удовлетворение страсти, либо ты | |||||
укажешь низкому дорогу к себе, которую он не мог найти | |||||
прежде, либо она принесёт тебе тревоги,заботы, печали и | |||||
страх, которые перевесят наслаждение от удовлетворения | |||||
страсти, | либо | ты | забудешь | знание,помнить которое | |
приятнее, нежели удовлетворить страсть, либо ты дашь | |||||
недругу повод для злорадства и опечалишь друга,либо ты | |||||
закроешь дорогу милости, которая идёт к тебе , либо ты | |||||
обретёшь изъян, который останется с тобой, ибо поистине, | |||||
деяния | порождают [соответствующие] | качества | и |
нравственность.
Раздел
У нравственности есть предел, и если этот предел перейти, это превращается
в чрезмерность, а если не дойти до него, то это будет недостаток и унижение
нравственности есть предел, и если этот предел перейти, | ||||||||
Уэто превращается в чрезмерность,а если не дойти до | ||||||||
него, то это будет недостаток и унижение. | ||||||||
И у гнева есть предел,и | это — похвальная | смелость, | ||||||
храбрость | и | нетерпимость | по | отношению | к скверным | |||
поступкам и порокам. Это совершенство для гнева. Если же | ||||||||
этот предел перейти, то его обладатель станет проявлять | ||||||||
агрессию и чинить несправедливость,а если не дойти до | ||||||||
этого предела, то это будет означать трусость, и он не будет | ||||||||
питать отвращение к порицаемым поступкам и качествам. | ||||||||
И у стремления есть предел— это достаточность в | ||||||||
мирских | благах, то | есть | обретение | достаточного | их | |||
количества. И если человек не доходит до этого предела,то | ||||||||
следствием станет унижение и жалкое существование, а если | ||||||||
человек переходит этот предел, то он делается ненасытным и | ||||||||
будет стремиться к тому, к чему стремиться не похвально. | ||||||||
И у зависти есть предел — это состязание в стремлении к | ||||||||
совершенству | и | нежелание | уступить | первенство | себе | |||
подобному. Но если перейти предел в зависти,она | ||||||||
превращается в выход за рамки дозволенного и притеснение, | ||||||||
причём | завистник | желает,чтобы | обладающий | |||||
У нравственности есть предел................................................... 311
каким-то | благом | лишился | этого , благаи стремится | ||
причинить ему беспокойство и обидеть его. Если же человек | |||||
не доходит до этого предела,то это обернётся для него | |||||
низостью, слабостью пыла и малодушием. | |||||
Пророк | сказал: «Завидовать можно только двоим: | ||||
человеку, | которому | Аллах | даровал | богатство | и |
предоставил ему возможность расходовать его должным | |||||
образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и | |||||
он выносит решения в соответствии с ней и обучает ей | |||||
людей» [аль-Бухари,№73;Муслим,№816]. | |||||
Эта зависть — состязание, в котором завистник требует | |||||
от души своей уподобиться тому, кому он завидует, и это не | |||||
та порицаемая зависть, которая заставляет человека желать, | |||||
чтобы обладающий | каким-нибудь благом | лишился этого | |||
блага. |
И у страсти есть предел— это отдохновение сердца и разума от трудностей покорности и приобретения достоинств и обращение за помощью в этом76 к удовлетворению страсти. Однако если человек переходит предел в этом, он становится ненасытным сластолюбцем и уподобляется животному. Если
же человек не доходит до этого предела и страсть не удовлетворяется ради достижения совершенства и обретения
достоинств, то это оборачивается слабостью,бессилием и | |||||
унижением. | |||||
И у отдыха есть предел— это передышка для души и | |||||
восстановление сил, отвечающих за восприятие и движение | |||||
и | способствующих | готовности | к | покорности - и | об |
76 То есть в покорности и приобретении достоинств. Иначе говоря, верующий удовлетворяет страсть ради того,чтобы освободить
сердце своё для Аллаха, стремления к Нему и поклонения Ему, | ||||||
испытывая | эти | наслаждения | как | помощь , | и | сил |
способствующую достижению цели. |
312 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ретению достоинств, и сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и труды не ослабляли их, а также для того, чтобы ослабить воздействие этих сил.Если человек переходит предел в отдыхе, то этот отдых превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, он упустит большую часть того,что приносит пользу рабу Аллаха. А если человек не доходит до этого предела,то он наносит вред этим силам и истощает их, и может статься, что
у него не останется сил для продолжения сво деятельности. Он уподобится тому, кто пытается догнать ушедший далеко вперёд караван: он едет день и ночь,не жалея спину верблюда, но никак не может достичь цели,..
И у щедрости есть предел, разделяющий две крайности,
и если человек переходит предел в щедрости,то она
превращается | в | расточительство | и | бесполезную | трату |
средств. Если | же | человек не доходит | до | этого предела,это |
оборачивается скупостью и крохоборством.
И у смелости есть предел, и если человек переходит этот предел, смелость его превращается в безрассудность, а если он не доходит до этого предела, то становится трусливым и малодушным. Предел смелости — отвага там, где требуется отвага, и отступление там, где оно требуется, как сказал Му'авия 'Амру ибн аль-'Асу77: «Не могу я решить для себя, отважен ты или труслив... Ты наступаешь порой так, что я говорю себе: да это же храбрейший из людей! А иногда ты демонстрируешь такую трусость, что я говорю себе: это же трусливейший из людей!» Он сказал:
Я храбр тогда, когда для этого есть возможность.
А если возможности нет, то труслив я...
77 История приводится в перепутанном виде: оригинале всё наоборот, то есть с этими словами 'Амр обратился к Му'авии.
У нравственности есть предел................................................... 313
И у ревности есть предел,и если человек переходит этот
предел, | ревность | превращается | в | болезненную |
подозрительность и | беспочвенные | обвинения.Если | же |
человек не доходит до этого предела,то результатом становится попустительство и равнодушное отношение к собственной чести.
И у скромности есть предел, и если перейти его, то она превращается в унижение. А если человек не доходит до этого предела, то результатом становится высокомерие и кичливость.
И у величественности есть предел, и если перейти его,
то она превратится в высокомерие и станет скверным нравственным качеством. А если не дойти до этого предела,
то результатом станет унижение. | |||||||||||||
Критерием | для | всего | перечисленного | является | |||||||||
умеренность, | которая | представляет | собой предпочтение | ||||||||||
золотой середины, лежащей между двумя крайностями— | |||||||||||||
чрезмерностью и упущениями, и именно на ней зиждется то, | |||||||||||||
что приносит пользу в обоих мирах.Более того, только | |||||||||||||
умеренность способна принести пользу телу, и если человек | |||||||||||||
в | чём-то | выходит | за | рамки | умеренности,проявляя | ||||||||
чрезмерность | или, | напротив, | делая упущения, | он теряет | |||||||||
здоровье | и | силы | пропорционально | степени | своего | ||||||||
отклонения от умеренности. Так же и естественные действия | |||||||||||||
— | сон и | бодрствование, | еда, питьё, половое | сношение, | |||||||||
движения, упражнения, уединение и пребывание в обществе | |||||||||||||
людей, и так далее: до тех пор, пока человек придерживается во всём этом золотой середины,лежащей между двумя крайностями, он придерживается требуемой умеренности. А когда он отклоняется от этой умеренности ради одной из крайностей, то это становится недостатком, и результатом становится несовершенство и изъяны.
314 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
И к самым почётным и полезным знаниям относится знание установленных Всевышним пределов,особенно границ узаконенного Шариатом, то есть велений и запретов, и самый знающий из людей — тот, кто лучше всех знает эти пределы, дабы не вводить в них то, что в них не входит, и не выводить за них то, что входит в них.
Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются
самыми упорными в неверии и лицемерии.Они больше других не знают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику»(сура9 «Покаяние»,аят97).
Самый умеренный и справедливый из людей— тот, кто соблюдает границы нравственности, деяний и узаконенного Шариатом, зная их и претворяя в жизнь.
А Аллах оказывает помощь и поддержку.
Раздел
Раб Аллаха преодолевает путь, ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке
своим сердцем и стремлениями, а не телом
А | бу ад-Дарда | сказал: «Как прекрасен сон | и | питание | ||||
благоразумных, | посредством | которых | они | обходят | ||||
глупцов | с их выстаиванием[ночных | молитв] | и | постами! | ||||
[Благое | деяние | размером ] пылинкус от | обладателя | |||||
богобоязненности | лучше | поклонения | обольщённых | |||||
размером с гору!» [Ахмад; Абу Нуайм]. | ||||||||
Это | одно | из | самых | прекрасных | высказываний, | |||
свидетельствующих о том, как глубоко понимали религию | ||||||||
сподвижники, а также | о том, что | они | превосходили своих |
последователей во всяком благе.Да будет доволен ими Аллах!
И знай, что раб Аллаха преодолевает путь,ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке своим сердцем и стремлениями, а не телом, и истинная богобоязненность — богобоязненность сердца, а не органов тела.
Всевышний Аллах сказал: «Вот так! И если кто
почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах»(сура22 «Хадж»,аят32).
И Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их
[жертвенных животных] не доходят до Аллаха.До Него доходит лишь ваша богобоязненность»(сура22 «Хадж»,
аят 37).
316 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
И Пророк сказал: «Богобоязненность — вот здесь»
— при этом он указал на свою грудь[Муслим].
Разумный человек благодаря настоящей решимости, возвышенности устремлений, чистому и правильному намерению, сопровождаемым небольшим количеством благих дел, преодолевает расстояние во много раз большее, чем тот, кто, не имея всего этого, много утомляет сам себя и проделывает труднейший путь. Поистине, решимость и любовь устраняют трудность и делают дорогу приятной.И успешно продвигаться по пути,ведущему к Аллаху, и опережать в этом других человеку помогают возвышенные устремления, искренность желания [достичь цели своего путешествия] и решимость. Обладатель возвышенных устремлений, порой даже не совершая никаких действий, намного опережает того, кто, не имея такого стремления, совершает множество благих дел.Если же тот человек, совершающий много дел, сравняется с ним в стремлении, то опередит его благодаря своим благим делам.
Этот вопрос нуждается в разъяснении, которое помогло бы нам согласовать ислам и ихсан.
Лучшее руководство — руководство Посланника Аллаха , а он отдавал должное каждому из этих двух понятий . И, несмотря на своё совершенство в исповедании религии, постоянную устремлённость к Аллаху и близость к Нему, он выстаивал молитву так, что ноги его опухали от долгого стояния, и он порой постился ,такчто люди начинали говорить: «Он вообще не оставляет пост!», и он усердствовал на пути Аллаха и общался со своими сподвижниками,не
отделяясь | от | них.И | он | не | оставлял | совершение |
дополнительных | видов | поклонения,[неуклонное] | ||||
совершение которых не под силу обычному человеку. |
Раб Аллаха преодолевает путь... своим сердцем и стремлениями, а не телом 317
Всевышний Аллах повелел Своим рабам соблюдать | |||||||||
установления [нормы] ислама внешне и претворять в жизнь | |||||||||
истины веры внутренне, и Он не принимает от них одно без | |||||||||
другого. | |||||||||
В | «Муснаде» | приводится возводимый | к | Посланнику | |||||
Аллаха | хадис: «Ислам — внешнее[очевидное], | а вера — | |||||||
в сердце»[Ахмад]. | |||||||||
Внешние проявления покорности, не сопровождаемые | |||||||||
истинной внутренней верой, не приносят пользы до тех пор, | |||||||||
пока | не | будут | сопровождаться | внутренней | . веройИ | ||||
внутренние проявления, обладатель которых не исполняет | |||||||||
внешние нормы ислама, не принесут ему пользу, какими бы | |||||||||
они ни были. И если сердце человека разрывается от любви к | |||||||||
Нему и страха перед Ним , но при этом он не поклоняется | |||||||||
Ему посредством исполнения Его велений, то это не спасёт | |||||||||
его от Огня. Точно так же, если человек исполняет внешние | |||||||||
предписания ислама, но внутри у него нет настоящей веры, | |||||||||
то это не спасёт его от Огня. | |||||||||
Исходя из этого, правдивых, идущих к Аллаху и миру | |||||||||
вечному можно разделить на две категории. | |||||||||
Первая | категория: | те, | которые | посвятили | свободное | ||||
время, остававшееся у них после совершения обязательного, | |||||||||
совершению дополнительных телесных видов поклонения, и | |||||||||
это вошло у них в привычку. При этом у них нет стремления | |||||||||
совершать деяния сердца, следить за его положениями и | |||||||||
соблюдать нормы, касающиеся их, хотя основа всего этого у | |||||||||
них всё же есть.Однако стремление их направлено на | |||||||||
умножение благих дел. | |||||||||
Вторая категория: те, которые посвятили свободное | |||||||||
время, | остававшееся | у | них | после | совершения | ||||
обязательного и сунн, исправлению своих сердец, стараясь, | |||||||||
чтобы они были заняты только Аллахом и сосредоточились | |||||||||
на | Нём | и | их | мысли | и | желания | были | св |
318 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
с Ним. Они направили свои усилия в поклонении на деяния сердец — совершенствование любви, страха, надежды, упования и возвращения к покорности Ему через покаяние, обнаружив, что даже незначительное из того, что
приходит к сердцам от Аллаха, любимее для них , чем множество дополнительных телесных видов поклонения.И если одному из них удаётся достичь сосредоточенности и к нему приходит ощущение близости к Аллаху или появляется стремление к Нему, смирение и осознание собственной ничтожности, он не променяет всё это ни на что иное,если, конечно, речь не идёт о велении.Однако если приходит веление [то есть обязательное предписание], он спешит
исполнить | его, | стараясь | совместить | своё | подчинение | |||
внушаемому его сердцу Аллахом стремлению с исполнением | ||||||||
этого веления. | А | если | такой | возможности | , нетто | он | ||
исполняет | веление, даже | если | при | этом | упускает | |||
возможность подчиниться возникающей в его сердце тяге к | ||||||||
совершению иных | благих | деяний.Если же речь идёт о | ||||||
суннах, то здесь начинаются колебания.Если он может | ||||||||
выполнять | их [без | ущерба | для | любимого им | подчинению | |||
упомянутым стремлениям], то он так и делает. А в противном | ||||||||
случае он смотрит, какое из дел самое весомое и угодное | ||||||||
Аллаху: | исполнение | этого | дополнительного | вида | ||||
поклонения, даже если при этом он упустит возможность подчиниться внушаемому его сердцу стремлению?..Это может быть помощь нуждающемуся,указание дороги заблудившемуся, поддержка слабого, увеличение своей веры и так далее.В подобных случаях следует -выпол
78 Подразумевается вкладываемое Всевышним в сердце верующего стремление (варид) к поклонению и благим деяниям:оно возникает внезапно и побуждает верующего к благому и полезному для него.
Раб Аллаха преодолевает путь... своим сердцем и стремлениями, а не телом 319
нять наиболее весомые и значимые из дополнительных видов | |||||||
поклонения. Если человек совершает эти действия ради | |||||||
Аллаха, в стремлении к Нему и желая приблизиться к Нему, | |||||||
то | даже | если | он | упустит | осуществление | чего-то | из |
внушаемых его сердцу стремлений,Аллах возместит ему | |||||||
упущенное в другое время так что он осуществит их даже | |||||||
лучше обычного. | |||||||
Если | же | стремление,внушаемое | его | сердцу, | |||
перевешивает дополнительные виды поклонения,то он | |||||||
должен уделить внимание им , пока это не сокроется от | |||||||
него79, потому что осуществление этого стремления сердца в | |||||||
таком случае можно упустить, тогда как дополнительный вид | |||||||
поклонения он не упустит. | |||||||
Эта тема требует от человека глубокого понимания того, | |||||||
как правильно идти по этому пути, знания степеней деяний и | |||||||
предпочтения | более | важных | менее | важным.А | Аллах |
помогает в этом. Нет божества, кроме Него, и нет Господа, кроме Него.
79 То есть пока сознание его не переключится на что-то другое и его сосредоточенность на совершаемых деяниях сердца не пропадёт.
Раздел
Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств
Основой всех порицаемых нравственных качеств является высокомерие, унижение и низость.
А основой похвальных нравственных качеств является смирение и возвышенность устремлений.
Гордыня, заносчивость, надменность, самолюбование, зависть, выход за рамки дозволенного,кичливость, несправедливость, жестокость, тирания, неприятие истины, нежелание принимать благие советы, эгоизм, стремление к высокому положению, любовь к влиянию и главенству, желание, чтобы тебя хвалили за то, чего ты на самом деле не совершал, и так далее — всё это следствия высокомерия.