Чистота и награда за неё
Чистота является необходимым условием поклонения и щ знаком любви к Аллаху Всевышнему. Вселяя уверенность в проявляющих смирение мусульман, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разъяснил, что все действия верующего по поддержанию чистоты своего тела и своей одежды в процессе подготовки к тайной беседе с его Гоcподом представляют собой одно из важных и ясных проявлен воздействия веры, поскольку поступая так, верующий выражает покорность велению Господа и отвечает на призыв Аллаха, сказавшего:
"O люди! Поклоняйтесь Господу вашему, который сотворил вас..." "Корова", 21.
Аллах Всевышний также сказал:
"O те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы и (омывайте) ноги до щиколоток, а если вы осквернены, то очищайтесь (полностью)" "Трапеза", 6.
Аллах Всевышний также сказал:
"...и одежды свои очисть..." "Завернувшийся", 4.
И верующий выполняет это, перенося затруднения, чтобы предстать пред Аллахом Всевышним чистым и богобоязненным благоухающим и не утратившим тот прекрасный образ, который придал ему Аллах, что обязательно вызовет к нему любо Всемогущего и Великого Аллаха, ведь Он сказал:
"Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся." "Корова", 222.
- а - Половина веры.
Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разъяснил, что награда за очищение, например, за частичное омовение и тому подобные виды очищения, умножается у Аллаха, и может достичь половины размера награды за веру. Так происходит по той причине, что вера стирает большие и малые грехи, совершённые в прошлом, тогда как очищение, особенно частичное омовение /вуду/, стирает предыдущие мелкие прегрешения, в силу чего и уподобляется половине веры.
Передают со слов Усмана, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Прегрешения будут покидать тело того, кто станет хорошо совершать омовение, выходя даже из-под его ногтей". ( Муслим.)
Кроме того, вера служит средством очищения от внутренней грязи, например, многобожия /ширк/, лицемерия и тому подобных вещей. Очищение служит также и средством удаления внешней грязи, и поэтому в День воскресения оно станет признаком верующих.
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Поистине, в День воскресения к (членам) моей обшины будут обращаться, называя их "гурран мухаджжалина " из-за следов омовений, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это". ( Аль-Бухари; Муслим.)
Это значит, что волосы, спадающие им на лоб, а также руки и ноги будут сиять.
- б - Очищение - половина молитвы.
В соответствии с одним из комментариев, под верой в этом хадисе подразумевается молитва. Основанием для подобного толкования являются слова Аллаха Всевышнего, которого сказал:
"...и не пристало Аллаху губить вашу веру...""Корова" 143
Здесь под словами "ваша вера" подразумевается ваша молитва, которую вы совершали, обращаясь лицами в сторону Байт аль-Макдис (Иерусалима). Комментаторы, придерживавшиеся вышеупомянутого мнения, говорили, что очищение является половиной веры, иначе говоря, половиной молитвы в силу того, что очищение является необходимым условием правильности молитвы, а условие рассматривается как половина дела.
- в - Омовение является ключом к раю.
В Книге Аллаха Всевышнего говорится, что неверные вeдут в огонь по той причине, что они не присоединились к рядам мусульман.
Аллах Всевышний сказал:
"...(и спросят их самих): "Что привело вас к адскому пламени?"
Они ответят: "Не были мы из тех, кто молился..." "Завернувшийся", 42
Таким образом, молитва является спасением от огня и пути перехода в рай. Что же касается очищения, то оно является ключом к молитве, а косвенно - и ключом к раю. Сообщается, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Для любого мусульманина, который совершит омовение и сделает это хорошо, после чего встанет на молитву и совершит два раката, обратившись к ним своим сердцем и лицом, рай станет обязательным". (Муслим)
Сообщается так же, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Перед любым из вас, кто тщательно (или: .. .должным образом...) совершит омовение, после чего скажет: "Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - раб Аллаха и Его посланник", - непременно откроются восемь врат рая, и он войдёт(туда), через какие пожелает". (Муслим)
- г - Омовение как свойство веры.
Омовение является одним из тайных качеств веры, и неуклонно совершает его только верующий. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Не станет неуклонно совершать омовение никто, кроме веруюшего". ( Ибн Маджа и аль-Хаким.)
Дело в том, что омовение не является чисто внешним действием и иногда сопровождается тем, что может быть для человека затруднительным, и поэтому совершающий его неуклонно войдёт в рай прежде других.
Сообщается, что однажды утром посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), позвал Биляла и сказал:
"O Билял, как (мог) ты опередить меня (, оказавшись в) раю? Поистине, вчера я вошёл в рай и услышал перед собой стук твоей обуви!"
Билял сказал: "О посланник Аллаха, когда бы я ни произносил азан, после этого я обязательно совершал (молитву в) два ракaта, и когда бы я ни осквернялся, после этого я всегда вершил омовение ",
- и тогда пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал; "Вот почему!" (ибн Хузайма.)
- д - Очищение есть то, что доверено человеку /амана/
А в хадисе, передаваемом со слов Абу-д-Дарды, да будет; волен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"И, поистине, не вверил Аллах человеку из Своей религии ничего, кроме (очищения) ".
Объясняется это тем, что очищение является духовным и узаконенным шариатом делом, имеющим отношение к телу, свидетелем совершения которого является только Всемогущий и Великий Аллах, а из людей знает о нем лишь сам человек, занимающийся очищением. Оно становится недействительным только вследствие действий человека и его намерений. В большинстве случаев действий человека никто не видит, если же говорить о намерениях, то и они являются тайными, и поэтому устранение осквернения с помощью очищения имеет отношение к возвращению доверенного.
- е - Очищение сердца.
Чистота тела ничего не стоит, если за внешней чистотой скрывается отсутствие чистоты духовной, а поэтому очищение того верующего обязательно должно сопровождаться очищением сердца, благими намерениями, правильными устремлениями и прямотой в его действиях. Аль-Газали даже истолковал очищение, о котором говорится в этом хадисе, как очищение сердца от обмана, зависти, ненависти и прочих сердечных недугов, так как благодаря этому и поддерживается вера. И он истолковал очищение как отказ от ослушания и прегрешений. В Коране Аллах Всевышний поведал о том, как отзывались о Луте и членах семьи, сторонившихся разврата, его соплеменники.
Они говорили: "...поистине, они - люди, стремящиеся к очищению." "Преграды", 82; "Муравьи" 56