N.Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия

* Часть первая. ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ *

Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство

прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все

пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности!

Что хочет поведать нам этот безумный миф?

Миф вечного возвращения per negationem [В отрицании (лат.)] говорит,

что жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не

повторяется, подобна тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была

она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота

ровно ничего не значат. Мы должны воспринимать ее не иначе, как, скажем,

войну между двумя африканскими государствами в четырнадцатом столетии,

ничего не изменившую в облике мира, невзирая на то, что в ней погибло в

несказанных мучениях триста тысяч чернокожих.

Изменится ли что-то в войне двух африканских государств в четырнадцатом

столетии, повторяйся она бессчетное число раз в вечном возвращении?

Несомненно, изменится: война превратится в вознесшийся на века монолит,

и ее нелепость станет непоправимой.

Если бы Французской революции суждено было вечно повторяться,

французская историография куда меньше гордилась бы Робеспьером. Но поскольку

она повествует о том, что не возвращается, кровавые годы претворились в

простые слова, теории, дискуссии и, став легче пуха, уже не вселяют ужаса.

Есть бесконечная разница между Робеспьером, лишь однажды объявившимся в

истории, и Робеспьером, который вечно возвращался бы рубить французам

головы.

Итак, можно сказать: идея вечного возвращения означает определенную

перспективу, из ее дали вещи предстают в ином, неведомом нам свете;

предстают без облегчающего обстоятельства своей быстротечности. Это

облегчающее обстоятельство и мешает нам вынести какой-либо приговор. Как

можно осудить то, что канет в Лету? Зори гибели озаряют очарованием

ностальгии все кругом; даже гильотину.

Недавно я поймал себя на необъяснимом ощущении: листая книгу о Гитлере,

я растрогался при виде некоторых фотографий, они напомнили мне годы моего

детства; я прожил его в войну; многие мои родственники погибли в

гитлеровских концлагерях; но что была их смерть по сравнению с тем, что

фотография Гитлера напомнила мне об ушедшем времени моей жизни, о времени,

которое не повторится?

Это примирение с Гитлером вскрывает глубокую нравственную извращенность

мира, по сути своей основанного на несуществовании возвращения, ибо в этом

мире все наперед прощено и, стало быть, все цинично дозволено.

Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы

прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Вообразить такое ужасно. В

мире вечного возвращения на всяком поступке лежит тяжесть невыносимой

ответственности. Это причина, по которой Ницше называл идею вечного

возвращения самым тяжким бременем (das schwerste Gewicht).

А коли вечное возвращение есть самое тяжкое бремя, то на его фоне наши

жизни могут предстать перед нами во всей своей восхитительной легкости. Но

действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое

бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но в

любовной лирике всех времен и народов женщина мечтает быть придавленной

тяжестью мужского тела. Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно и

образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь

ближе к земле, тем она реальнее и правдивее.

И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек

делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного

бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и

бессмысленны.

Так что же предпочтительнее: тяжесть или легкость? Этот вопрос в шестом

веке до Рождества Христова задавал себе Парменид. Он видел весь мир

разделенным на пары противоположностей:

свет - тьма; нежность - грубость; тепло - холод; бытие - небытие. Один

полюс противоположности был для него позитивным (свет, тепло, нежность,

бытие), другой негативным. Деление на полюс позитивный и негативный может

нам показаться по-детски простым. За исключением одного примера: что же

позитивно - тяжесть или легкость?

Парменид ответил: легкость - позитивна, тяжесть - негативна. Прав ли он

был или нет? Вот в чем вопрос. Несомненно одно: противоположность "тяжесть -

легкость" есть самая загадочная и самая многозначительная из всех

противоположностей.

Я думаю о Томаше уже много лет, но лишь в свете этих раздумий увидел

его явственно. Увидел, как он стоит у окна своей квартиры, смотрит поверх

двора на стены супротивного дома и не знает, что делать.

Он впервые встретил Терезу три недели назад в одном маленьком чешском

городке. Едва ли час провели они вместе. Она проводила его на вокзал и

ждала, пока он не сел в поезд. Десятью днями позже она приехала к нему в

Прагу. Они познали друг друга еще в тот же день. Ночью начался у нее жар, и

затем она неделю пролежала в гриппе у него дома.

Томаш почувствовал тогда неизъяснимую любовь к этой почти незнакомой

девушке; ему казалось, что это ребенок, которого положили в просмоленную

корзинку и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берег своего ложа.

Она пробыла у него неделю, пока не поправилась, а потом снова уехала в

свой городок, что в двухстах километрах от Праги. И тут наступила та минута,

о которой я говорил и которая представляется мне ключом к его жизни: он

стоит у окна, смотрит поверх двора на стены супротивного дома и размышляет.

Надо ли ему навсегда позвать ее в Прагу? Он боялся этой

ответственности. Позови он ее сейчас, она приедет и предложит ему всю свою

жизнь.

Или уж вовсе не напоминать ей о себе? Это значит, Тереза останется

официанткой в ресторане того захолустного городка, и он никогда не увидит

ее.

Хотел ли он, чтобы она приехала к нему, или не хотел?

Он смотрел поверх двора на супротивные стены и искал ответ.

Вновь и вновь он вспоминал, как она лежала на тахте; она не вызывала в

памяти никого из его прошлой жизни. Она не была ни возлюбленной, ни женой.

Это был ребенок, которого он вынул из просмоленной корзинки и опустил на

берег своего ложа. Она уснула. Он наклонился к ней. Ее горячечное дыхание

участилось, раздался слабенький стон. Он прижался лицом к ее лицу и стал

шептать ей в сон утешные слова. Вскоре он заметил, что ее дыхание

успокаивается, и ее лицо невольно приподнимается к его лицу. Он слышал из ее

рта нежное благоухание жара и вдыхал его, словно хотел наполниться

доверчивостью ее тела. И вдруг он представил, что она уже много лет у него и

что она умирает. Им сразу же овладело отчетливое ощущение, что смерти ее он

не вынесет. Ляжет возле и захочет умереть вместе с нею. Растроганный этим

воображаемым образом, он зарылся лицом в подушку рядом с ее головой и

оставался так долгое время.

Теперь он стоял у окна и воскрешал в памяти ту минуту. Что это могло

быть еще, как не любовь, которая вот так пришла к нему заявить о себе?

Но была ли это любовь? Ощущение, что он хочет умереть возле нее было

явно преувеличенным: он тогда виделся с ней лишь второй раз в жизни! Уж не

истерия ли это человека, осознавшего свою неспособность к любви и потому

разыгравшего перед самим собой это чувство? К тому же его подсознание

оказалось столь малодушным, что избрало для своей комедии всего-навсего

жалкую официантку из захолустного городка, не имевшую почти никакого шанса

войти в его жизнь!

Он смотрел поверх двора на грязные стены и понимал, что так до конца и

не знает, была ли это истерия или любовь.

И ему было грустно, что в таком положении, когда настоящий мужчина

сумел бы не мешкая действовать, он колеблется и лишает самые прекрасные

мгновения в жизни (он стоял на коленях у изголовья Терезы, и казалось ему,

что он не вынесет ее смерти) их значения.

Он злился на себя, но потом вдруг его осенило, что не знать, чего он

хочет, вполне, по сути, естественно.

Мы никогда не можем знать, чего мы должны хотеть, ибо проживаем одну-

единственную жизнь и не можем ни сравнить ее со своими предыдущими жизнями,

ни исправить ее в жизнях последующих.

Лучше ли быть с Терезой или остаться одному?

Нет никакой возможности проверить, какое решение лучше, ибо нет

никакого сравнения. Мы проживаем все разом, впервые и без подготовки. Как

если бы актер играл свою роль в спектакле без всякой репетиции. Но чего

стоит жизнь, если первая же ее репетиция есть уже сама жизнь? Вот почему

жизнь всегда подобна наброску. Но и "набросок" не точное слово, поскольку

набросок всегда начертание чего-то, подготовка к той или иной картине, тогда

как набросок, каким является наша жизнь, - набросок к ничему, начертание,

так и не воплощенное в картину.

Einmal ist keinmal, повторяет Томаш немецкую поговорку. Единожды - все

равно что никогда. Если нам суждено проживать одну-единственную жизнь - это

значит, мы не жили вовсе.

Но как-то раз, в перерыве между двумя операциями, сестра подозвала его

к телефону. В трубке он услышал Терезин голос. Звонила она с вокзала. Он

обрадовался. К сожалению, на сегодняшний вечер у него уже было назначено

свидание, и ему пришлось пригласить ее к себе на следующий день. Но едва он

повесил трубку, как стал попрекать себя, что не позвал ее тотчас. Еще было

время отменить свидание! Он представил, как Тереза проведет в Праге целых

полтора дня до их встречи, и его охватило желание немедля сесть в машину и

поехать искать ее на пражских улицах.

Пришла Тереза вечером следующего дня. На плече у нее висела сумка на

длинном ремне, и она показалась ему элегантнее, чем в прошлый раз. В руке

она держала книгу. Это была "Анна Каренина" Толстого. Вела она себя

оживленно, даже несколько шумно и старалась всячески подчеркнуть, что зашла

к нему случайно, благодаря особым обстоятельствам: в Праге она по делу,

возможно (ее объяснения были весьма туманны), ей удастся найти здесь работу.

Потом они лежали рядом, голые и уставшие, на тахте. Была уже ночь. Он

спросил ее, где она поселилась, чтобы отвезти ее туда на машине. Она в

растерянности ответила, что гостиницу только собирается поискать и что ее

чемодан в камере хранения на вокзале.

Eine вчера он боялся, что позови он ее к себе в Прагу, она приедет и

предложит всю свою жизнь. Когда она сейчас сказала ему, что ее чемодан в

камере хранения, у него вдруг мелькнула мысль, что в том чемодане ее жизнь и

что прежде, чем предложить ему, она ее оставила пока на вокзале.

Он сел с ней в машину, стоявшую перед домом, заехал на вокзал, взял

чемодан (большой и невероятно тяжелый) и повез его вместе с ней обратно к

себе.

Как же случилось, что он так быстро принял решение, если чуть не две

недели колебался и не мог заставить себя послать ей даже открытку?

Он сам был поражен. На этот раз он поступал вопреки своим принципам.

Десять лет назад он развелся с женой и переживал развод в праздничном

настроении, в каком иные празднуют свадьбу. Он понял, что не создан жить

вместе ни с одной женщиной и что может оставаться самим собой лишь в

положении холостяка. Он всеми силами старался создать такую систему жизни,

при которой уже ни одна женщина не смогла бы поселиться у него с чемоданом.

Из этих соображений в его квартире стояла лишь одна тахта. Хотя она и была

достаточно широкой, Томаш уверял всех своих возлюбленных, что не способен ни

с кем уснуть в одной постели, и после полуночи всегда отвозил их домой.

Впрочем, и когда у него впервые оказалась Тереза, больная гриппом, он не лег

с нею рядом. Первую ночь он провел в большом кресле, а затем уезжал в

больницу, где у него был свой кабинет, а в нем кушетка, которой он

пользовался в ночные дежурства.

На этот раз он уснул возле нее. Проснулся рано и обнаружил, что она,

все еще продолжая спать, держит его за руку. Неужели они провели так всю

ночь? Это казалось ему фантастичным.

Во сне она глубоко дышала, держала его за руку (так крепко, что он не

мог высвободиться из этих тисков), а немыслимо тяжелый чемодан стоял возле

постели.

Боясь разбудить Терезу, он, не высвобождая своей руки, лишь осторожно

повернулся на бок, чтобы лучше видеть ее.

И снова подумалось, что Тереза ребенок, которого положили в

просмоленную корзинку и пустили по течению. Но можно ли позволить корзинке с

ребенком плыть по бушующей реке?! Если бы дочь фараона не выловила из волн

корзинку с младенцем Моисеем, не было бы Ветхого Завета и всей нашей

цивилизации! Столько старых мифов начинается с того, что кто-то спасает

подкидыша. Не прими Полиб маленького Эдипа, Софокл не написал бы своей самой

прекрасной трагедии!

Томаш тогда еще не понимал, что метафора - опасная вещь. С метафорами

шутки плохи. Даже из единственной метафоры может родиться любовь.

Он жил с женой менее двух лет и произвел с ней на свет одного ребенка.

На бракоразводном процессе суд присудил ребенка матери, а Томаша обязал

платить на него треть своего заработка. При этом гарантировал ему право

видеть сына каждое второе воскресенье.

Однако всякий раз, когда Томаш собирался встретиться с мальчиком, его

мать находила какую-нибудь отговорку. Конечно, приноси он им дорогие

подарки, свиданий он добивался бы куда легче. Да, за любовь сына надо было

платить, а то и переплачивать. Он представлял себе, как в будущем

по-донкихотски захочет привить сыну свои взгляды, в корне противоположные

взглядам матери, и его уже заранее охватывала усталость. Когда в очередное

воскресенье бывшая жена снова в последнюю минуту отказала ему в свидании с

сыном, он внезапно решил, что уже никогда в жизни не пожелает его видеть.

Почему, впрочем, он должен был испытывать к этому ребенку, с которым

его не связывало ничего, кроме одной неосмотрительной ночи, нечто большее,

чем к любому другому? Он будет аккуратно платить алименты, но пусть уж никто

не заставляет его бороться за право на сына в угоду каким- то отцовским

чувствованиям.

Естественно, такие рассуждения ни у кого не вызвали симпатии. Его

собственные родители осудили его и объявили, что коль скоро Томаш

отказывается интересоваться своим сыном, то и они, родители Томаша,

перестают интересоваться своим. При этом они остались в демонстративно

хороших отношениях с невесткой и похвалялись всем и вся своим примерным

поведением и чувством справедливости.

Так, в течение короткого времени, ему удалось избавиться от жены, сына,

матери и отца. Единственное, что они по себе оставили в нем - это страх

перед женщинами. Он желал их, но боялся. Между страхом и желанием ему

пришлось создать некий компромисс; он определял его словами "эротическая

дружба". Он убеждал своих любовниц: лишь те отношения, при которых нет ни

следа сентиментальности и ни один из партнеров не посягает на жизнь и

свободу другого, могут принести обоим счастье.

И желая заручиться уверенностью, что так называемая эротическая дружба

никогда не перерастет в агрессивность любви, он встречался с каждой из своих

постоянных любовниц лишь после весьма длительных перерывов. Он считал этот

метод совершенным и пропагандировал его среди друзей. "Следует

придерживаться правила тройного числа. Либо видеться с одной женщиной в

течение короткого промежутка времени, но при этом не более трех раз. Либо

встречаться с ней долгими годами, но при условии, что между свиданиями

проходит по меньшей мере три недели".

Эта система давала Томашу возможность не расходиться со своими

постоянным любовницами и параллельно иметь множество непостоянных. Его не

всегда понимали. Среди подруг с наибольшим пониманием к нему относилась

Сабина. Будучи художницей, она говорила: "Я люблю тебя, поскольку ты полная

противоположность кича. В империи кича ты считался бы монстром. В любом

сценарии американского или русского фильма ты не мог бы представлять собою

ничего, кроме примера устрашающего".

Именно к Сабине Томаш обратился за помощью, когда ему понадобилось

подыскать для Терезы работу в Праге. Следуя неписаным правилам эротической

дружбы, Сабина пообещала ему сделать все, что в ее силах, и вскоре

нашла-таки место в фотолаборатории одного иллюстрированного еженедельника.

Это место не требовало никакой особой квалификации, однако сразу же

возвысило Терезу: от уровня официантки до статуса сотрудника прессы. Она

сама привела Терезу в редакцию, и Томаш тогда говорил себе, что в жизни у

него не было лучшей подруги, чем Сабина.

Неписаный договор эротической дружбы предполагал, что Томаш исключает

любовь из своей жизни. Если бы он нарушил это условие, все прочие его

любовницы сразу бы оказались на второстепенных ролях и взбунтовались.

Вот почему он постарался снять для Терезы квартиру, куда ей пришлось

отнести свой тяжелый чемодан. Ему хотелось заботиться о ней, оберегать ее,

наслаждаться ее присутствием, но у него не было ни малейшего желания

изменить свой образ жизни. Никто не должен знать, что Тереза спит в его

доме. Общий сон, выходит, был corpus delicti [Вещественными доказательствами

(лат.)] любви.

С другими любовницами он не спал никогда. Посещая их, он мог уйти в

любое время. Хуже было, когда они приходили к нему, и он вынужден был им

объяснять, что страдает бессонницей, что рядом с другим человеком не может

уснуть и потому после полуночи отвезет их домой. Эти объяснения были

недалеки от правды, но главная причина крылась в другом, гораздо худшем, и

он не осмеливался ее высказать: в минуту, следовавшую за любовной близостью,

его охватывало непреодолимое желание остаться одному; пробуждаться посреди

ночи рядом с чужим существом ему было неприятно; общее утреннее вставание

его отвращало; ему вовсе не хотелось, чтобы кто- то слышал, как в ванной он

чистит зубы, не привлекал его и завтрак тет-а- тет.

Поэтому он был так поражен, когда, проснувшись, осознал, что Тереза

крепко держит его за руку. Он смотрел на нее и не мог достаточно ясно

понять, что случилось. Он вспомнил о только что пережитых часах, и ему

казалось: от них исходит запах какого-то неизведанного счастья.

С той поры они оба наслаждались совместным сном. Я бы даже сказал,

целью соития был для них не оргазм, а сон, следовавший за ним. И особенно

она не могла спать без него. Когда случалось ей оставаться одной в снятой ею

квартирке (все больше становившейся лишь алиби), она не могла уснуть всю

ночь. А в его объятиях засыпала, какой бы возбужденной она ни была. Он

шепотом рассказывал сказки, которые сочинял для нее, молол всякую чепуху или

монотонно повторял слова, то успокоительные, то смешные. Эти слова

превращались в путаные видения, которые уводили ее в первое забытье. Он

полностью владел ее сном, и она засыпала в то мгновение, какое избирал он.

Когда они спали, она держалась за него, как в первую ночь: крепко

сжимала его запястье, палец, лодыжку. Если он хотел удалиться, не разбудив

ее, ему приходилось пускаться на хитрости. Он высвобождал из ее тисков палец

(запястье, лодыжку), что всегда отчасти будило ее, поскольку и во сне она

чутко сторожила его. И успокаивалась лишь тогда, когда он всовывал ей в руку

вместо пальца какую-нибудь вещь (свернутую пижаму, туфлю, книгу), которую

она сжимала затем так же крепко, как если бы это был кусочек его тела.

Однажды, когда он только усыпил ее и она, пребывая еще на первой

ступеньке сна, способна была отвечать на его вопросы, он сказал ей: "Так. А

теперь я уйду". - "Куда?" - спросила она. "Ухожу отсюда", - сказал он

строгим голосом. "Я иду с тобой!" - сказала она и привстала на постели.

"Нет, нельзя. Я ухожу навсегда", - сказал он и вышел из комнаты в переднюю.

Она поднялась и с прищуренными глазами пошла за ним. В одной короткой

сорочке, под которой ничего не было. Лицо неподвижное, без выражения, но

движения энергичны. Он из передней вышел в коридор (общий коридор многих

обитателей дома) и закрыл перед ней дверь. Она тут же отворила ее и пошла за

ним, убежденная во сне, что он хочет уйти от нее навсегда и что надо

удержать его. Он спустился на лестничную площадку этажом ниже и там подождал

ее. Она сошла к нему, взяла его за руку и повела назад в постель.

Томаш говорил себе: быть в близких отношениях с женщиной и спать с

женщиной - две страсти не только различные, но едва ли не противоположные.

Любовь проявляется не в желании совокупления (это желание распространяется

на несчетное количество женщин), но в желании совместного сна (это желание

ограничивается лишь одной женщиной).

Среди ночи Тереза начала стонать во сне. Томаш разбудил ее, но, увидав

его лицо, она сказала с ненавистью: "Уходи! Поди прочь!" А чуть погодя

рассказала ему, что ей снилось: они вдвоем и Сабина оказались в большой

комнате, в центре которой была постель, точно подмостки в театре. Томаш

велел ей стоять в углу, а сам у нее на глазах стал любить Сабину. Это

зрелище причиняло ей невыносимые страдания. Стремясь перебить боль души

болью тела, она стала всаживать себе под ногти иголки. "Было ужасно больно",

- говорила она и сжимала в кулак пальцы, словно они и вправду были изранены.

Он обнял ее, и она медленно (еще долго дрожа) засыпала в его объятиях.

Думая об этом сне на следующий день, он кое-что вспомнил. Он открыл

письменный стол и вынул из него пачку писем, которые ему писала Сабина. Он

быстро нашел это место: "Я хотела бы любить тебя в своей мастерской, словно

это сцена. Вокруг стояли бы люди, не смея приблизиться ни на шаг. Но и глаз

они не могли б от нас оторвать..."

И что хуже всего: на письме была дата. Была сравнительно свежей, тогда

как Тереза уже долгое время жила у Томаша.

- Ты рылась в моих письмах! - накинулся он на нее.

Не отпираясь, она сказала: - Ну так выгони меня!

Но он не выгнал ее. Он будто видел ее перед глазами: она стоит,

прижавшись к стене Сабининой мастерской и вонзает себе иголки под ногти. Он

взял ее пальцы, стал гладить их и, поднеся к губам, целовать, словно на них

еще были следы крови.

Но с той поры словно все взбунтовалось против него. Почти каждый день

она узнавала какие-то новые подробности его тайной интимной жизни.

Поначалу он все отрицал. Если находились доказательства слишком

очевидные, он утверждал, что его полигамная жизнь отнюдь не перечеркивает

его любви к ней. Правда, он не отличался последовательностью: то отрицал

свои измены, то оправдывал их.

Однажды он позвонил какой-то женщине, чтобы договориться о встрече.

Когда кончил разговаривать, услышал из соседней комнаты какой-то странный

звук, точно у кого-то громко стучали зубы.

Оказалось, Тереза по чистой случайности пришла к нему, а он и не

заметил этого. Сейчас она держала пузырек с успокоительным, лила содержимое

прямо в рот, и рука ее так тряслась, что пузырек стучал о зубы.

Он бросился к ней, будто хотел спасти утопающую от гибели. Пузырек упал

на пол, забрызгав валерьяновыми каплями ковер. Она сопротивлялась, пыталась

вырваться, но он чуть ли не четверть часа сжимал ее в объятиях, словно в

смирительной рубашке, пока она не успокоилась.

Он понимал, что оказался в положении, которому нет оправдания, ибо оно

основано на полном неравенстве.

Еще до того как она обнаружила его переписку с Сабиной, он был с нею и

несколькими друзьями в баре. Отмечали новую Терезину должность. Она покинула

лабораторию и стала фотографом еженедельника. Поскольку он сам не любил

танцевать, Терезой завладел его молодой коллега. Эта пара прекрасно

смотрелась на танцевальной площадке бара, и Тереза казалась ему красивей

обычного. Он изумленно наблюдал, с какой точностью и послушностью она на

какую-то долю секунды предупреждает волю своего партнера. Этот танец словно

бы говорил о том, что ее жертвенность, какая- то возвышенная мечта исполнить

то, что она читает в глазах Томаша, вовсе не была нерасторжимо связана

только с ним, а готова была ответствовать зову любого мужчины, который

встретился бы ей вместо него. Не было ничего проще вообразить себе, что

Тереза и его коллега - любовники. Простота этого воображаемого образа больно

ранила его! Он вдруг осознал, что Терезино тело без труда представляемо в

любовном соитии с другим мужским телом, и впал в уныние. Лишь поздно ночью,

когда они вернулись домой, он признался ей в своей ревности.

Эта абсурдная ревность, исходившая всего лишь из теоретической

возможности, была доказательством того, что Терезину верность он считал

безусловной предпосылкой их любви. Так мог ли он попрекать ее тем, что она

ревновала к вполне реальным его любовницам?

Днем она старалась (хоть и с частичным успехом) верить тому, что

говорил Томаш, и быть веселой, какой была до сих пор. Однако ревность,

укрощенная днем, тем безудержнее проявлялась в ее снах, кончавшихся

рыданиями, которые он обрывал, лишь разбудив ее.

Сны повторялись, как темы с вариациями или как телевизионные

многосерийные фильмы. Ей часто, например, снились сны о кошках, которые

прыгали на лицо и впивались когтями в кожу. Мы можем найти для этого

достаточно простое объяснение: "кошка" в чешском арго означает красивую

женщину. Тереза постоянно чувствовала над собой угрозу, исходившую от

женщин, от всех женщин. Все женщины были потенциальными любовницами Томаша,

и она боялась их.

В другом цикле снов ее посылали на смерть. Однажды, среди ночи, когда

он разбудил ее, кричавшую от ужаса, она стала рассказывать: "Это был большой

крытый бассейн. Нас было около двадцати. Одни женщины. Мы все были голые и

маршировали вокруг бассейна. Под потолком была подвешена корзина, и в ней

стоял мужчина. На нем была широкополая шляпа, затенявшая его лицо, но я

знала, что это ты. Ты подавал нам команды. Кричал. В строю мы должны были

петь и делать приседания. Стоило какой-нибудь женщине неудачно присесть, ты

стрелял в нее из пистолета, и она мертвая падала в бассейн. В ту минуту все

начинали смеяться и петь еще громче. А ты не спускал с нас глаз, и если

какая снова допускала оплошность, ты убивал ее. Бассейн был полон трупов,

они плавали под самой водяной гладью. Я чувствовала, что у меня нет уже сил

сделать еще одно приседание, и что ты застрелишь меня!"

В третьем цикле снов она была мертвой.

Она лежала на катафалке, таком же большом, как фургон для перевозки

мебели. Вокруг нее были одни мертвые женщины. Было их столько, что задние

двери не закрывались, и ноги некоторых торчали наружу.

Тереза кричала: "Я же не мертвая! Я все чувствую!"

"Мы тоже все чувствуем", - смеялись трупы.

Они смеялись совершенно таким же смехом, как и те живые женщины,

которые когда-то с радостью убеждали ее, что если у нее будут плохие зубы,

больные яичники и морщины, так это в порядке вещей: у них тоже плохие зубы,

больные яичники и морщины. С таким же смехом они теперь объясняли ей, что

она мертвая и что это совершенно нормально!

Потом ей вдруг захотелось помочиться. Она крикнула: "Мне же хочется по-

маленькому! Это доказывает, что я не мертвая!"

А они снова смеялись: "Это нормально, что тебе хочется писать. Все эти

ощущения надолго еще останутся. Как если кому отнимают ногу, а он потом еще

долго ее чувствует. У нас уже нет мочи, а нам все время хочется по-

маленькому".

Тереза прижималась в постели к Томашу: - И все мне говорили "ты", будто

издавна знали меня, будто это были мои подруги, и меня обуял ужас, что

теперь я останусь с ними навеки!

Все языки, восходящие к латыни, образуют слово "сострадание" с помощью

приставки "со-" (corn-) и корня, который изначально означал "страдание"

(поздняя латынь: passio). На другие языки - например, на чешский, польский,

немецкий, шведский - это слово переводится существительным, состоящим из

приставки того же значения, сопровождаемой словом "чувство" (по-чешски:

soucit; по-польски: wspolczucie; по-немецки: Mitgefuhl; по- шведски:

medkansla).

В языках, восходящих к латыни, слово "сострадание" (compassion)

означает: мы не можем с холодным сердцем смотреть на страдания другого; или:

мы соболезнуем тому, кто страдает. От другого слова, имеющего приблизительно

то же значение (от французского pitie, от английского pity, от итальянского

pieta и так далее), исходит даже некая снисходительность по отношению к

тому, кто страдает. Avoir de la pitie pour une femme означает, что нам

лучше, чем женщине, что мы с жалостью склоняемся над ней, снисходим до нее.

Вот причина, по которой слово "сострадание" вызывает определенное

недоверие; кажется, что оно выражает какое-то худшее, второразрядное

чувство, имеющее мало общего с любовью. Любить кого-то из сострадания значит

не любить его по-настоящему.

В языках, образующих слово "сочувствие" не от корня "страдание"

(passio), а от корня "чувство", это слово употребляется приблизительно в том

же смысле, но сказать, что оно выражает какое-то худшее, второразрядное

чувство, было бы нельзя. Тайная сила этимологии этого слова озаряет его иным

светом и придает ему более широкий смысл: сочувствовать (или же иметь

сочувствие) значит не только уметь жить несчастьем другого, но и разделять с

ним любое иное чувство: радость, тревогу, счастье, боль. Такого рода

"сочувствие" (в смысле soucit, wspolczucie, Mitgefuhl, medkansla) означает,

стало быть, максимальную способность эмоционального воображения, искусство

эмоциональной телепатии. В иерархии чувств это чувство самое высокое.

Когда Тереза рассказывала Томашу о своем сне, в котором вонзала себе

под ногти иголки, она тем самым призналась в том, что украдкой просматривала

его ящики. Сделай это какая-нибудь другая женщина, он бы в жизни уже с нею

не разговаривал. Тереза это знала и потому сказала ему: "Выгони меня!" Но он

не только не выгнал ее, но схватил ее за руку и стал целовать кончики

пальцев, ибо в ту минуту сам почувствовал боль под ее ногтями, словно нервы

ее пальцев врастали прямо в кору его мозга.

Любой, кто не наделен дьявольским даром, называемым "сочувствие",

способен лишь холодно осудить Терезу за ее поступок, ибо личная жизнь другою

человека - священна, и ящики с его интимными письмами открывать не положено.

Но поскольку сочувствие стало уделом Томаша (или проклятием), ему

представилось, что это он сам стоял на коленях перед открытым ящиком

письменного стола и не мог оторвать взгляда от фраз, написанных Сабиной. Он

понимал Терезу и не только не в состоянии был сердиться на нее, но любил ее

еще больше.

Ее движения становилась резкими и беспорядочными. С тех пор как она

обнаружила его измены, прошло два года, но чем дальше, тем становилось ей

хуже. Выхода не было.

В самом деле, неужто он не мог оборвать свои эротические дружбы? Нет,

не мог. Это разрушило бы его. У него не было сил перебороть свою тягу к

другим женщинам. Да он и не видел в том нужды. Никто не знал лучше, чем он,

что все его похождения ничем не угрожают Терезе. Так надо ли отказываться от

них? Ему казалось это столь же бессмысленным, как если бы он ни с того ни с

сего перестал ходить на футбол.

Но можно ли при этом говорить о радости? Уже в ту минуту когда он

уходил к своей очередной любовнице, он испытывал к ней неприязнь и зарекался

больше никогда не встречаться с нею. Перед его мысленным взором стояла

Тереза, и дабы не думать о ней, он был вынужден оглушать себя алкоголем. Да.

с той поры как он познал Терезу, он не мог сблизиться ни с одной женщиной

без спиртного. Но именно дыхание, отдававшее алкоголем, было тем следом, по

которому Тереза еще легче дознавалась о его изменах.

За ним захлопнулась ловушка: в минуту, когда он шел к любовнице, он

переставал желать ее, но стоило ему остаться хоть на день без женщины, как

он уже набирал номер телефона, мечтая о встрече с одной из них.

По-прежнему ему ни с кем не было так хорошо, как с Сабиной. Он знал,

что она не болтлива и что не надо опасаться разглашения их тайны. Ее

мастерская встречала его как воспоминание о его прошлой жизни, идиллической

жизни холостяка.

Он, пожалуй, и сам не сознавал, как изменился: боялся поздно прийти

домой, ибо там его ждала Тереза. Сабина однажды даже заметила, что он

смотрит на часы во время любовных утех и тщится ускорить их завершение.

Затем, все еще обнаженная, она прошлась ленивым шагом по мастерской,

остановилась перед мольбертом с начатой картиной и краем глаза стала

наблюдать, как Томаш поспешно одевается.

Вот он уже оделся, хотя одна нога все еще была босая. Он поозирался,

потом встал на четвереньки и заглянул под стол.

Сабина сказала: - Смотрю на тебя, и у меня возникает ощущение, что ты

превращаешься в вечную тему моих картин. Встреча двух миров. Двойная

экспозиция. За силуэтом Томаша-либертина проглядывает удивительное лицо

романтического любовника. Или наоборот: сквозь фигуру Тристана, который не

думает ни о чем другом, кроме как о своей Терезе, виден прекрасный,

отверженный мир либертина.

Томаш выпрямился, рассеянно слушая Сабинины слова.

- Что ты ищешь? - спросила она.

- Носок.

Она вместе с ним оглядела комнату, и он снова встал на четвереньки и

посмотрел под стол.

- Нет здесь твоего носка, - сказала Сабина. - Ты, наверное, пришел без

него.

- Как я мог прийти без него? - вскричал Томаш и посмотрел на часы. - Не

пришел же я в одном носке!

- Не исключено. В последнее время ты ужасно рассеян. Все куда-то

торопишься, смотришь на часы и потому неудивительно, что забываешь о носке.

Он уж был готов надеть ботинок на босу ногу.

- На улице холодно, - сказала Сабина. - Возьми мой чулок.

Она подала ему длинный белый модный чулок, вязанный крючком крупными

петлями.

Он прекрасно понимал, что это месть за то, что он смотрел на часы,

когда они были вместе. Она явно спрятала носок. Было действительно холодно,

и ему ничего не оставалось, как подчиниться. Он уходил в носке на одной ноге

и в закатанном над щиколоткой белом чулке на другой.

Положение его было отчаянным: для любовниц он был отмечен постыдным

клеймом своей любви к Терезе, для Терезы - постыдным клеймом своих любовных

похождений.

Наши рекомендации