Высказывания, наставления

Кто занят самим собой, телесно или психологически, не имеет времени заняться другим, и не интересуется. Он становится эгоцентричным.

Существует то, что называют «духовная гордость». Но где гордость, там нет Духа, значит, остаётся одна гордость.

Снисхождение и кротость - оружие и признаки духовно сильного человека. Он всё «понимает» и всё прощает.

Господь попускает испытания любящим Его, во-первых, для укрепления их веры в Него, и, во-вторых, для примера окружающим.

Не забывай в церкви всегда поставить и одну свечу «за недугующих и путешествующих».

Истинный пост: прекратим пустые разговоры, не ищем выгоды, не смотрим на сучок в глазу брата, не судим чужого раба.

Если хочешь, что-то сделать, не сообщай никому. Если «осуществится» на словах, то не осуществится на деле. Держи в тайне до последнего момента от всех!

Сколько обсуждаем событие, столько оно остаётся в нашей жизни. Тогда как нормально оно ушло бы в своё время.

В глазах Божиих нет чёрных, белых, красных, жёлтых детей. Это души, которые Бог извёл из Своего сердца, как капли Крови... Кто может сказать, какая капля стоит дороже.

Когда мы хотим кому-нибудь помочь, нужно половину себя отождествить с другим. Другая половина, даже и при противоречии, сможет найти правильное решение.

Бог действует в Вечности. Не со спешкой временной нашей жизни. Всё будет, как и когда хочет Он.

Молюсь, да будете в состоянии, дабы Бог использовал вас в Своём деле на земле Своей.

Любовь к ближнему по Богу, радость и тишина приобретаются постоянной молитвой.

Постоянно говори с Ангелом Хранителем. Обо всём. Особенно в трудных обстоятельствах, и когда не можешь прийти к взаимопониманию с кем-либо. Он всегда помогает.

Две вещи имеют большое значение: «Любите друг друга» и: «Не бойся, только веруй».

Без Духа Святого ничего не движется. Ничего не бывает. Ничего не су­ществует. Ничто не просвещается. Святой Дух - это Божие Дуновение в чело­ века... Так я Его чувствую. Мы имеем Святого Духа, печать Его, от крещения.

...В Церкви Божией существует Святый Дух, Который приходит во вре­мя Божественной Литургии и нас просвещает. И если мы посидим там ещё не­ много с закрытыми глазами, после того как уйдёт народ, мы «увидим» Бога душевными глазами. Мы поймём, что такое Ангелы... Поймём, что означает «Огради нас святыми Твоими Ангелами, да ополчением их соблюдаемы и наставляемы достигнем в соединение Веры - чтобы нам не сомневаться друг в друге - и в познание неприступных Твоея Славы...» Неприступную Славу Божию мы не можем видеть этими душевными глазами, но мы можем ее увидеть, если Святой Дух исполнит ум наш и разумение и всё существо наше, и тогда мы сможем понять, что говорит Свящ. Писание... Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею, всем сердцем твоим и всем разумением твоим, т.е. Вселенную. Всё наше - любит Его. И тогда что происходит? Автоматически... Возлюби ближнего твоего, яко сам себя. Ты не можешь уже отделять самого себя от дру­гих...

...Большое заблуждение думать, что твоим старанием можешь изменить человека. Никогда. Своей жизнью можешь. Попытками, беседой, противоре­чием и всем таким, никогда, или очень, очень редко. Исправление придёт, когда придёт время Божие. Если ты изменишь самого себя и станешь живым при­мером для того, кого хочешь исправить, идеалом, и он увидит тебя счастли­вой, тогда изменится. Когда кто молится о человеке, это нормально. Но когда пытается его исправить, нет. Это - только в руке Божией. У Бога своя программа для каждого из нас. Для всех. Мы свободны. Он знает наше шествие до последней минуты нашей жизни. Мы его не знаем. И если постараемся ещё более соединиться с Богом, тогда не будем иметь необходимости что-либо де­лать. Потому что автоматически станем примером для тех, кого желали бы ви­деть на Его пути... Однажды, когда я уже поняла, что молитва есть всё, я увидела на дороге двоих детишек, во гневе дерущихся до крови. Я не пошла их разнимать, но применила на деле то, во что верила. Повернула на другую сторону голову и сказала: «Господи, вложи Ты мир Твой между ними». И когда повернулась посмотреть, вижу их снова смеющихся и играющих. Это был ответ Божий. Знай это. Мир и тишина наша, и как мы жи­вём, показывают, как мы веруем. Поэтому один человек может нам говорить самые лучшие учения, но, если мы видим, что он сам возмущается, беспоко­ится и шатается, не можем поверить тому, что он нам скажет. Итак, если хо­тим помочь другим, целью нашей жизни должно быть - приблизиться, сколь­ко можем, к Первообразу, т.е. к Господу.

Мы слепы и немы к ежедневным чудесам Божиим и к урокам, какие Он даёт нам каждый день. И непокорны. И всё это из-за того, что мы грешные. Это верно, мы грешные. И говорят: «Ба... да я не сделала ни одного серьёзного греха... Зачем мне иметь сокрушение?» А, нет! Ибо, по сути, ты - грешный и, поскольку не признаёшь этого, вдвойне грешный.

Древние говорили: «Если что приносит тебе несущее, неси и переноси; если же вознегодуешь, и себя пожалеешь, то и несущее тебя понесёт». Т.е. если жизнь принесёт тебе неудачи, иди и ты с неудачами. Спокойно. Но если восстанешь и пожалеешь себя, то снова приходят эти несчастья.

...Кто вступает в брак, тот вступает как бы в монастырь. Потому что брак - священный. Это таинство Божие и церковное... Потому что от одних концов земли идёт один человек и от других концов - другой, а се­годня они оба супруги. Как это произошло? По моему разумению, родиться, выйти замуж, умереть - отнюдь не в наших руках. Это установлено Богом. Итак, эти два человека стали супругами. Супруга своего ты должна считать игу­меном... Почему? Потому что основа счастья в этом мире - перестать иметь свою волю, из-за эгоизма. Итак, когда мы перестаём иметь свою волю, и оба хотим слушаться воли Божией, тогда приходит благословение Божие.

Не следует судить. Но когда мы не судим, нас судят все. Это надо знать. Как-то мне довелось проводить беседы о разных случаях, и, если заканчивала, говорили: «Но она не осуждала этих, не осуждала тех, не осуждала других»... Тебя осудят, если ты не судишь.

Т.е. что нам нужно делать? Именно это: не беспокойся, если тебя осудят.А если услышим, что осуждают других? Не принимай участие в беседе.

...Когда человек имеет любовь, терпение, послушание и смирение, он при­обрёл и этот мир и Рай. Но кто препятствует? Всегда сила тьмы, которая го­ворит нам, что мы правы... Всегда «прав» другой! Это очень важно... По­тому что он своим «Я» - прав. (Мы) делаем, что считаем правильным, но не будем вести с ним бесцельные беседы, не будем осуждать, не будем терять ти­шину. Он будет продолжать свой путь, и оставим его на волю Божию. Он не может нам повредить. Потому что мы имеем над собой некое Начало, которое согласно с нашей правдой. Есть духовник, есть геронтисса, есть Владыка, есть вся Церковь, которая согласна. Сверх всего, есть Евангелие, которое говорит: «Вот - правда, вот - заповедь»... Порой при­дёт безбожник, какой-нибудь противник, начнёт бесцельные беседы с мыслью расстроить вас. Никогда этого не показывайте, хотя вы огорчены, ранены... Не показывайте этого. Ибо тогда он выиграл свою игру... В другой раз придёт ещё большая сила. Если же вы снова проявите бесстрастие, то он скажет: «Напрасно я бью здесь. Пойду бить в другом месте...» Поэтому, преж­де всего, нет - гневу! Потому что Господь говорит: «Не противься злому» (Мф 5,39).Потому что, когда мы идём против чего-нибудь, убиваем себя в ссоре. Если придёт кто-нибудь в это время и увидит нас, поймёт ли он, кто прав, а кто не прав? Никогда! Мы становимся оба лукавыми и от лукавого. Поэтому говорю вам: когда начинается беседа, которая идёт к ссоре, один из двоих, если он Божий человек, должен молчать и говорить в себе: «Господи, Иисусе Хрис­те, помилуй нас».Через две минуты всё прекращается.

...Любовь, какую мы питаем к друго­му лицу, никогда не должна доходить до степени идолослужения. Где кончается любовь и где начинается идолослужение, многие люди не осознают. Ска­жем, мы - родители, и имеем ребёнка. И мы его любим, любим, любим... И по­том этот ребёнок занимает место Бога. Я это видела много раз. Малыш стано­вится идолом, и мы забываем Бога ради этого ребёнка. У одного так было с его сыном. Ребёнка взял Бог. Было что-то ужасное. Но и такое посвящение себя было ужасающим. Требуется большое внимание... Когда мы любим человека, друга, товарища, и в один день узнаём, что он не таков, как мы думали? Как бы спадает маска...

Не так. Он не виноват перед нами. Ибо мы любим некий идеал и хотим его воплотитьв человеке. Восхищаемся им, тогда как он не достоин восхище­ния. И если будем восхищаться и восхищаться им, и придёт и трение, и мы узнаем его лучше, то однажды он падёт с пьедестала, который мы ему сотво­рили, и мы... гневаемся вместе с ним. Однако он с самого начала не виноват. Виноваты мы, что своей фантазией поставили его на пьедестал. Сделали его идолом, восхищались им, а потом сбросили вниз. В то время как он был, есть и будет тот, кто он есть!

...Когда мир с другими людьми не восстановлен, Христос говорит нам: «Когда идёшь помолиться и вспомнишь, что брат твой имеет что-то на тебя, - не ты на брата, - тогда оставь жертву и дар твой Богу, т.е. молитву, пойди и примирись с братом и возвращайся». Другими словами, если совесть твоя не спокойна по отношению к людям, не можешь иметь спокойной свою совесть по отношению к Богу. Но то, что Он говорит, очень важно: что другой будет виноват, а ты будешь просить прощения. И говорю, как на исповеди: это было самым трудным делом, которое я ввела в практику в своей жизни. Дело не в том, что мне нужно смириться и пойти сказать (ибо я ходила и говорила от всего сердца), но в том, как, каким образом, принимал это другой человек. По­тому что иной раз он может сказать: «Да, но, наверное, она виновата, раз при­шла и просила у меня извинения...» Тогда как это не так: мы просто стараемся ввести в практику Евангелие. Потому что иначе, когда мы вечером идём на мо­литву, не можем (молиться) и спокойствия, которое должно быть, не имеем. Не будем смотреть, что делает другое лицо. Оно как бы в скобках, и не имеет никакого значения. Во всяком случае, нам нужно следить за буквой Еванге­лия, потому что тогда, говорит оно, «обрящете покой душам вашим».Всё в том, чтобы быть в примирении с Господом, Который в тебе.

Когда чувствуешь себя рабом, а не свободным, это значит, что ты раб страсти. Некоторые люди говорят: «Я свободен. Ни с кем не считаюсь. Сам за­рабатываю, сам трачу». По сути, он величайший раб. Потому что ты ещё не ос­вободился от самого себя. Имеешь похоти, нужды, имеешь главным образом отличия. Итак, когда хочешь отсечь их с помощью Божией, возьми Евангелие и сделай его рецептом жизни. Тогда начнешь мало-помалу покорять свои стра­сти. Например, чувствуешь, что ты приклеенный к деньгам? Хотя и зарабаты­ваешь их один, отложи 10%, как говорит Ветхий Завет. Но главное, давай их не лично. Не жди и «благодарю» за то, что даёшь; иногда лучше совсем не да­вать. Свобода, как и Истина, - одна. Не может быть одна свобода для одного, другая для другого. Ибо тогда мы имеем компромиссы и ложь. Таким образом, ты освободился, скажем, от сребролюбия, с великим трудом. Может быть, прой­дёт и двадцать лет, и в один прекрасный день ты обнаружишь, что не освобо­дился. Затем захочешь освободиться от различия, какое ты делаешь между со­бой и другим. И это от эгоизма. Если не придёшь к тому, чтобы ощущать, что ты и другой - Одно - кто бы ни был другой: и африканский чёрный, и индус, и китаец, и мусульманин, и еврей, и христианин - осознать, что все мы Дети Божий. Если не сможешь это почувствовать поистине главенствующей Аль­фой, тогда... Ты ещё раб!

Прекращение помышлений о людях приходит потом. После того как покоришь самого себя. Не можешь почувствовать себя свободным по отношению к людям, не принимать в рас­чёт, что скажут и что сделают в отношении тебя, если прежде не освободишь­ся от самого себя. И для того чтобы освободиться от самого себя, нужно поко­рить всё то, что сделал по эгоизму, по греховности, одним словом, человечес­кого рода...

И ещё. Без веры никто не может быть свободным... Свобода может тогда только придти по божествен­ной благодати - когда мы перестанем иметь эгоизм, и когда возлюбим друг дру­га. Для этого и дал нам Христос это как новую заповедь. Ибо только так мы обрящем совершенную свободу. Ибо Бог - Любовь есть. Истинная Свобода...

...Остерегайтесь искать благодарности. Не ищите ни­когда благодарности, но вы будьте благодарными, сколько бы кто ни получил. Если осознаете это, тогда будете иметь великое благословение от Бога... Потому что когда Бог намерен помочь человеку, например тебе, то Он пошлёт кого-нибудь. Этот кто-нибудь - случайный. Т.е. его по случаю послал Бог. Ибо, если бы не послал его, послал бы другого, чтобы онпомог тебе. По­мощь моя от Господа. Он пришёл бы, и помощь была бы от другого. Кто я, этот случайный, этот другой, чтобы мне получить через них? Потому что иной раз слышим: «Если бы не я, этого бы не произошло! Если бы меня не было, такого бы не совершилось!» Поняли? В то время как всё совершалось бы. Потому что, говорит, Бог может сотворить из камней чада Авраамаи послать их помогать миру!

Опыт моей жизни научил меня, что никто не может помочь кому-либо в его проблемах, пока не придёт время Божие. Тогда дастся решение. Не как мы хотим, но как хочет Он. Решение это часто нас ранит, но по прошествии лет мы поймём мудрость его.

Не нужно нам идти против того, что нас искушает. Об этом говорит и Евангелие: «Не противься злу».В это время сотворите молитву, и дело изме­нится, но без вашего возмущения. Потому что, как только человек начинает возмущаться, лукавый находит предлог. Всегда в неустройстве, в несуразице, в тревоге, всегда там пища его. И приходит плохая мысль. Придёт, уйдёт. Снова приходит. В этом помысле мы виноваты, если долго его держим, если приме­няем его на деле. Грех имеет ступени. Приходит как мысль. Она приходила и к Святым, и ко всем. Одни её держали, другие избегали. Иные применяли на деле и падали очень низко и согрешали и каялись. И совершали посты и нала­гали наказание на себя, и так возвращались на путь Божий. Вообще, проти­виться злу - нечто очень плохое... Возьми теперь и Ганди, который припадает в молитве и посте, и его зак­лючают в тюрьму, и он говорит народу: «Не бери оружия! Англия уйдёт толь­ко при пассивном противостоянии». И произошло чудо! Чудо Индии, которое изумило весь мир. Пятьсот миллионов освободились почти без пролития кро­ви.

Сколько будете преуспевать в духовной жизни, столько увидите, что случаются несовершенства. Чтобы сделать вас бо­лее совершенными. Они посланы Богом. Так вы будете принимать их, потому что каждое из них приходит от Имени Его. Один вас воспитывает, другой лю­бит вас, один утешает вас, другой искушает. Поскольку всё бывает либо по попущению, либо так хочет Господь... Когда увидишь это, тогда становится интересно жить!

...Ничего не бывает иначе, чем по воле Божией, или по попущению Его... Поскольку Он - Всемогущий. Поэтому я не могу быть подавленной всем тем, что случается вокруг нас. Потому что, покоряясь воле Божией, я не могу от неё пострадать... Когда я переживаю, я как бы говорю Богу: «Ты не так сделал, как нуж­но было, как я хотела...» Кто я, чтобы так говорить? Или: «Почему мне гово­рят это? Почему мне делают другое?» Но могло ли это произойти без Него, без Его попущения? Нет! И тогда мы спокойны!.. Имеем постоянную тишину. Без этой постоянной тишины Бог не может послать Святого Духа в помощь нам. Святой Дух приходит только в человеческой тишине. И тогда он наста­вит тебя, как сказал Христос: «Пошлю вам Утешителя, и Он наставит вас, и научит вас будущему...»Поэтому говорит тебе иной раз: «Не ходи туда». По­ тому, что это не было бы во славу Его...

О двух состав­ных частях Креста старица Гавриила говорила следующее: «Вертикаль - это любовь к Богу, молитва, уединение. Го­ризонталь - это любовь к людям... Когда бывает готова вертикаль, ты будешь в состоянии без различия полюбить очень легко всех остальных. И тогда увидишь, что только улыбкой, и только немногими словами, и только од­ним «добрый день», не получая ничего от твоих слов, они получают то, что им даст Бог посредством твоей молитвы, и посредством твоих чёток. Но, а если однажды мы затворимся в молитве по чёткам о ком-нибудь, этот кто-нибудь может нас перегнать духовно и на десять лет, а мы останемся там, где мы есть. Потому что эта сила - не наша. Эта сила - Божия. И поскольку только в уеди­нении открывается и встречается Бог...»

*Геронтисса (произносится Герондисса) - так называют в Греции и пожилую монахиню, и игуменью монастыря, и старицу.

Наши рекомендации