Язык социального статуса в СМИ. Речевой этикет и речевая культура

I курс магистратуры

Уч.год I семестр

Практические – 18 часов (9); зачет.

Рейтинговый контроль

Конспектирование научных источников – max 30 баллов. Срок сдачи – третье занятие семестра (на неделе с 26 сентября 2016 г.).

Коллоквиум «Медиаобразование и медиаграмотность журналиста» – max 20 баллов (на неделе с 26 сентября 2016 г.).

Домашняя контрольная работа «Язык и стиль СМИ (языковая личность журналиста / издания)» - max 40 баллов. Срок сдачи – 6, 20 декабря 2016 г. на занятии.

4. Посещение занятий – 0-5-10 баллов (10 баллов при отсутствии пропусков, 5 баллов – если пропущено не более 50%, 0 баллов – если пропущено более 50%).

«зачтено» – 51-100 баллов (30 % экзаменационной оценки)

«не зачтено» – 0 – 50 баллов

«5» – 85 – 100 баллов; «4» – 76 – 84 балла, «3» – 51 – 75 баллов; «2» - 0 – 50 баллов.

БОНУС – до 5 баллов.Аудиторная работа – по 1 баллу на практическом занятии, если студент выполнил домашнее задание и активно работал в аудитории.

Например, если max 20 баллов,то «5» - 17-20 баллов, «4» - 15-16 баллов, «3» - 11-14 баллов, «2» - 0-10 баллов

Практическое занятие № 1-2

Понятие речевой культуры и коммуникативной компетентности журналиста

  1. Основные тенденции изменения языка и стиля современных российских СМИ.
  2. Понятие речевой культуры. Критерии речевой культуры журналиста.
  3. Критерии эффективности коммуникации в СМИ. Соблюдение коммуникативных норм. Критерии коммуникативной компетентности журналиста.
  4. Кто из современных журналистов для Вас является образцом речевой культуры? Аргументируйте свое мнение. Иллюстрируйте примерами из текстов данного журналиста.

Литература (список открытый)

Самостоятельно подберите литературу по теме занятия, используя материал журнальных статей.

Язык средств массовой информации: / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

Энциклопедия «Русский язык». М., 1997.

Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. М.: АСТ:Восток-Запад, 2007.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол Классик, 2002.

Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005.

Практическое занятие № 3

Коллоквиум «Медиаобразование и медиаграмотность журналиста»

Max 10 баллов (на неделе с 26 сентября 2016 г.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТОВ

Конспектирование научных источников – max 20 баллов.

Срок сдачи – на неделе с 26 сентября 2016 г. на занятии

  1. Самостоятельно подберите научные источники, в которых исследуются понятия «медиатекст», «медиалингвистика», «медиаграмотность».
  2. Сопоставьте объем понятий «медиатекст», «медиалингвистика», «медиаграмотность» в их соотношении с понятиями «текст», «лингвистика», «грамотность».

3. На основании изучения не менее 3 источников (включая научные статьи и монографии) напишите реферат, обозначив один-два аспекта исследования обозначенных выше понятий. Требования к реферату: титул, 3 страницы текста (компьютерный набор, интервал одинарный, кегль 12). Список использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа 2003 г., дать в конце реферата, ссылки в тексте на источник оформлять по типу [Сметанина 2002, с. 104].

В реферате обязательно обозначить:

1) цель исследования,

2) актуальность исследования,

3) аспекты исследования,

4) предлагаемые решения и точки зрения,

5) иллюстративный материал (и др. по мере необходимости).

Практическое занятие № 4

Лексикографический аспект медиалингвистики

  1. Современная лексикографическая практика. Анализ словарей нового типа. Использование словарей разного типа в деятельности журналиста.
  2. Из «Толкового словаря русского языка начала ХХI века. Актуальная лексика» под ред. Г.Н. Скляревской (М.: ЭКСМО, 2006 г. или более позднее издание) выпишите 10 слов, которые Вам незнакомы, но могли бы быть полезными в Вашей профессиональной деятельности. Составьте с ними предложения.
  3. Проанализируйте 1 выпуск «Словарного запаса» Ксении Турковой [https://snob.ru/selected/blog/428/author/28538], выберите 5 слов, которые Вы не употребляете в своей речи или значения которых Вы не знаете. Объясните их значения, укажите, какой источник Вы использовали для определения значения.

Практическое занятие № 5

Аксиологический аспект медиалингвистики

1. Понятие аксиологии. Базовые ценности в разных типах СМИ.

2. Концептуальный анализ текстов СМИ: ценности, коммуникация, этика.

3. Проанализируйте выпуск «Словарного запаса» Ксении Турковой «ИТОГИ 2015» [https://snob.ru/selected/entry/102656], охарактеризуйте его с точки зрения аксиологического параметра. Какие ресурсы медиалингвистики использовал автор текста (ключевые слова, средства и способы оценки и речевого воздействия и др.). Отмеченные Вами особенности выделите в медиатексте. Подготовьтесь к выступлению в группе.

Практическое занятие № 6

Социокультурный аспект медиалингвистики.

Язык социального статуса в СМИ. Речевой этикет и речевая культура

1. Прочитайте книги В.И. Карасика «Язык социального статуса» (М., 2002 или любое другое издание), «Языковые ключи» (Волгоград, 2007), Е.В. Клюева «Речевая коммуникация» (М.: Рипол Классик, 2002), статью И.А. Стернина «Можно ли культурно формировать культуру в современной России?» (Сборник статей «Культурно-речевая ситуация в современной России». Екатеринбург, 2000) и др.

  1. Определите особенности социального статуса целевой аудитории публикаций о языке современной российской массовой коммуникации («Словарный запас», Слово года», интервью российских лингвистов и т.п.). Обоснуйте свои наблюдения конкретными примерами из публикаций «Слово года» [https://snob.ru/profile/27356/print/101993?v=1449760303]. Какие социокультурные параметры целевой аудитории данного издания Вы можете назвать? Какие особенности речевого этикета и речевой культуры демонстрируют журналисты в этих публикациях? Обоснуйте свой вывод.

Наши рекомендации