Развитие массовой прессы в россии

Массовая пресса стала интенсивно развивать в XIX в. Посмотрим, как это было в России.

Начало журналистике XIX в. положил журнал «Вестник Европы», выходивший почти тридцать лет, с 1802 по 1830 гг. Первым его редактором был Н. М. Карамзин, но после назначения его в 1804 г. придворным историографом он уходит из «Вест­ника», и журнал теряет былую современность и злободневность: политические об­зоры и публицистические статьи теперь появляются редко. В начале двадцатых годов «Вестник Европы» был, по мнению В. Г. Белинского, «идеалом мертвеннос­ти, сухости, скуки и какой-то старческой заплесневелое™» [29]. (Заметим, что че­рез 38 лет после крушения первого «Вестника», растерявшего своих читателей, появился второй, более удачливый, о котором речь впереди).

Значительную роль в развитии общественном мысли сыграло созданное в 1801 г. в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», от имени которого издавались альманах «Свиток муз» (1802,1803), журналы «Перио­дическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804) и «Санкт-Петербургский вестник» (1812), который, по сути, явился первым в России критико-библиографическим изданием.

Возникают такие ведомственные и частные газеты, как «Северная почта, или Новая Санкт-Петербургская газета» (орган Департамента почт Министерства внут­ренних дел), «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», «Северная пчела» и другие. «Северная почта» имела три раздела: известия внутренние; известия ино­странные; смесь, где сообщалось о новых открытиях в промышленности и сель­ском хозяйстве, разных достопримечательностях, происшествиях и «похвальных деяниях. Здесь же систематически публиковались «Ведомости о продажных ценах на хлеб», цены на русские и иностранные товары, вексельный курс на рубль и про­чая коммерческая информация. На титуле «Северной почты» впервые появляется термин «газета». Правда, раньше всех это слово стало встречаться у Карамзина — для обозначения иностранных ежедневных органов печати. Со второй половины

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики27

XIX в. слово «газета» полностью вытеснило слово «ведомости» и совершенно обосо­билось от термина «журналистика», тогда как в первой половине XIX в. некоторые газеты назывались по воле издателей еще журналами [30]. «Северная почта», вы­ходившая дважды в неделю на четырех полосах тиражом до 5400 экземпляров, со­действовало развитию отечественной промышленности, торговли и сельского хозяй­ства. Слившись в 1811 году с «Санкт-Петербургскими коммерческими ведомостя­ми», это издание стало выходить под названием «Коммерческая газета». В 1811 г. при Казанском университете выходит первое русское провинциальное издание «Ка­занские известия. Газета политико-учено-литературная». В 1821 г. на базе этой га­зеты был создан журнал «Казанский вестник».

И в других крупных городах России началось издание местных газет и журна­лов. Выходят «Восточные известия» в Астрахани, «Украинский вестник» в Харь­кове, расширилась издательская деятельность Академии наук, университетов, ли­тературных обществ. Стали выходить «Экономический журнал», «Статистический журнал», «Медико-физический журнал», «Военный журнал», «Московские запис­ки», «Артиллерийский журнал» и др.

В первом десятилетии века возникло 77 периодических изданий (преимуще­ственно журналов) разного направления: либерального («Сын Отечества» Н. И. Гре­ча, выходивший с 1812 по 1820 гг.), консервативного («Русский вестник»), буржуаз­ного («Московский телеграф»). Созданное в 1801 г. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств издает ряд альманахов и журналов. С благотвори­тельными целями с 1813 г. стала выходить газета «Русский инвалид». Под идей­ным влиянием будущих декабристов находились журналы «Невский зритель» и «Соревнователь просвещения и благотворения». Незадолго до восстания декабри­сты начали выпускать журнал «Полярная звезда» (1823-1825) в Петербурге и аль­манах «Мнемозина» в Москве [31].

Различный подход к социальной действительности, свойственный изданиям различной ориентации, можно проследить по отношению их к Отечественной вой­не 1812 года. «Сын Отечества» считает ее освободительной, борьбой за нацио­нальную независимость Родины, показывая в зарисовках рядовых солдат, храбрых, выносливых, готовых пожертвовать собой за Отчизну. Иной взгляд у «Русского вестника» (1808-1820), издающегося писателем С. Глинкой на средства московско­го военного губернатора Ф. В. Растопчина. «Вестник» рассматривал войну как за­щиту православной церкви, престола, помещиков, а к истинным «сынам отечества» причислял только царя и дворянство [32].

Но самое яркое издание тех лет — «Московский телеграф» (1825-1834). Он из­давался Н. А. Полевым, человеком купеческого звания, без систематического об­разования, который, по словам А. И. Герцена, «родился быть журналистом». А вот что пишет В. Г. Белинский о журнале и его издателе: «Журнал с первой же книжки изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком». Полевой же «каждую книжку его издавал с тщанием, обдуманно, не жа­лея ни труда, ни издержек. И при этом он владел тайной журнального дела, был одарен для него страшною способностью» [33]. Угадав, что грамотный читатель интересовался уже не только литературой, но и политикой, хозяйством, торговлей, достижениями науки, Полевой решил сделать «Московский телеграф» массовым,



Глава 1

энциклопедическим, привлекая к сотрудничеству известных ученых и писателей (в том числе А. С. Пушкина и А. Мицкевича). Он шел впереди читателя, воспиты­вал его вкус в отличие от других, кто или замыкался на узкий читательский круг, или шел навстречу широкому читателю, потакая его вкусам. Журнал был закрыт в 1834 г. из-за опубликованной рецензии Полевого на драму Н. В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла»: рецензент высказывал мысль о том, что спасите­лем в 1612 г. был все-таки купец Минин. Через три года Нолевой переезжает в Пе­тербург, где становится неофициальным редактором журнала «Сын Отечества» и сотрудником «Северной пчелы», в 1841-1842 гг. вместе с Гречем редактирует жур­нал «Русский вестник», в котором выступает против «Героя нашего времени» и сти­хотворений Лермонтова, против «Мертвых душ» Гоголя, В 1844 г. Полевой все же отошел от Булгаринаи Греча, сблизился с Краевским и начал редактировать «Ли­тературную газету» (выпустив всего несколько номеров, умер в феврале 1846 г.).

Для журналистики 1830-х гг. характерно сокращение числа общественно-ли­тературных изданий, но в то же время возрастает объем специальной периодики — экономической и научно-технической. В эти годы в русскую журналистику и лите­ратуру впервые проникают денежные отношения: введение гонорара способство­вало профессионализации труда литератора и журналиста.

Газеты все еще отстают в своем развитии от журналов. Из частных изданий наи­более интересной была «Литературная газета» А. А. Дельвига и О. М. Сомова, в редак­тировании которой участвовал и А. С. Пушкин. Всем частным газетам, кроме реакцион­ной «Северной пчелы» Ф. В. Булгарина (начала выходить с 1825 г.), запрещалось ка­саться вопросов политики. «Неужто, кроме "Северной пчелы", никто не смеет у нас объявить, что в Мексике было землетрясение, и что Камера депутатов закрыта до сен­тября?» — возмущался Пушкин в письме к П. А. Вяземскому 2 мая 1830 г.

В эти годы в провинции возникают новые газеты, которые носят официаль­ный характер: в 1838 г. в 42 губерниях стали выходить губернские «Ведомости», в последующие годы — во всех остальных регионах. Губернские «Ведомости» под­чинялись губернатору и редактировались чиновниками по особым поручениям, газеты состояли из двух частей: официальной (постановления губернской админи­страции, награждения, кадровые перемещения, чинопроизводство, казенные объяв­ления) и неофициальной (статьи по истории, географии, этнографии, произведения местных авторов, частные объявления о купле-продаже). Наиболее интересными были «Ведомости», в которых сотрудничали политические ссыльные. Например, «Владимирские губернские ведомости», неофициальную часть которых редакти­ровал в 1838-1839 гг. А. И. Герцен, сосланный во Владимир [34].

В 1830-1840 гг. центральная фигура русской журналистики — В. Г. Белинский. Сначала он сотрудничает в московских изданиях — журналах «Телескоп» и «Мос­ковский наблюдатель», а также в газете «Молва», а в 1839 г. переезжает в Петер­бург, где становится ведущим сотрудником и фактическим редактором журнала А. А. Краевского «Отечественные записки». Два года как был убит на дуэли Пуш­кин, связанные с его именем журнал «Современник» и «Литературная газета» бо­ролись с реакционным триумвиратом издателей: Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин изда­вали журнал «Сын Отечества» и газету «Северная пчела», а О. И. Сенковский — журнал «Библиотека для чтения».

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики 29

Вторая половина XIX века — время окончательного формирования российской журналистики. Выходят авторитетные журналы либеральной ориентации («Русская мысль», «Вестник Европы»), народническое «Русское богатство», монархический «Рус­ский вестник», ежемесячники «Мир божий», «Жизнь», «Начало», иллюстрированные семейные журналы «Нива», «Родина», «Вокруг света». Особую нишу в истории зани­мают «Полярная звезда» и «Колокол», издаваемые А. И. Герценом и Н. П. Огаревым на Вольной русской типографии, созданной Герценом в Лондоне в 1853 г.

Заметное оживление в газетном деле было связано с общественной активностью, вызванной окончанием Крымской войны, но, главное, реформами 1861 г. После 1855 г. почти всем столичным газетам было предоставлена возможность обсужде­ния вопросов внешней и внутренней политики, легче стало получить право на из­дание новых газет. В 1855-1864 гг. было разрешено к изданию 60 газет, хотя реаль­но в 1865 г. выходило лишь 28 газет [35]. Это был период интенсивного развития публицистики, появления новых жанров, рубрик, форм творчества.

С развитием капитализма и ростом городов появились новые массовые чита­тели (купцы, приказчики, мелкие служащие, ремесленники, прислуга и т.д.). Воз­рос темп жизни, стало невозможным обходиться лишь раз в месяц журнальными сведениями о политической жизни. В этих условиях большое значение приобрета­ет частная газета, поскольку правительственная, казенная печать не могла удов­летворить повысившийся читательский интерес и обслужить различные обществен­ные группировки. Правительство вынуждено было пойти на расширение рамок частного газетного предпринимательства, что и было зафиксировано во «Времен­ных правилах о печати» 1865 г. К газетному делу потянулись не литераторы, а люди коммерческого склада, купцы, банкиры, которые могли найти 400-500 тысяч руб­лей, необходимых для основания новой газеты. У литераторов таких денег не было. Если в 1860 г. появилось 15 газет, а в 1861-м — 20, то в 1865-м — уже 28, а в 1870-м — 36 газет. Среди них — ремесленные, «народные» издания, рассчитанные на читате­лей из низов: «Воскресный досуг» (СПб.), «Друг народа» (Киев) и др.

На основании «Временных правил» была официально разрешена продажа га­зет уличными разносчиками. При этом только наличие нагрудной бляхи — номер­ного знака давало разносчикам право продавать газеты на улицах столицы. Известно «дело» 13-летнего мальчика Ефремова, отданного под суд за незаконную торговлю в Петербурге газетами. В 1872 г. полиция задержала мальчика Егора Яковлева, под­вергнув его штрафу в 25 копеек, а крестьянский мальчик Павел Голубин, 12 лет, был освобожден от наказания по малолетству [36]. В 1877 г. было оштрафовано 58 разносчиков, а в мае 1878 г. для упорядочения уличной торговли была учрежде­на первая Петербургская артель газетных разносчиков, организован «Общий склад для разносной торговли произведений печати».

Новым стимулом развития журналистики дали события русско-турецкой вой­ны 1877-1878 гг. Если в 1870 г. было 36 газет общего содержания, то в 1877-м их стало 51, а в 1881-м — 83 [37]. По отношению к войне с Турцией в журналистской среде не было единодушия. Если петербургская печать воспринимала ее как способ отвлечь общественность от внутренних проблем России: от необходимости проведе­ния реформ ( «Вестник Европы») или от коренного переустройства общества («Оте­чественные записки»), то московская пресса (газета «Русские ведомости» Н. Н. Сквор-



Глава 1

цова, издающиеся М. Н. Катковым журнал «Русский вестник» и газета «Московские ведомости», другие издания) считала войну необходимым, первостепенным делом и была в этом выразителем общественного мнения. Катков считал особенно значитель­ной роль русского царя в деле освобождения балканских народов [38].

Одним из долговечных ежемесячных журналов был «Вестник Европы», вы­ступающий за законность, свободу предпринимательства, за реформы. Постоянный круг читателей среди русской интеллигенции обеспечил ему ровный тираж на протяжении десятилетий (6 тысяч в 70-х гг. XIX в. и 6400 подписчиков в 1905 г.). Устойчивым был и состав сотрудников, выражающих либеральное направление издания. Журнал выходил регулярно, имел хорошую полиграфию, славился акку­ратностью в выплате гонораров — все это было не столь частым явлением. Он состоял из двух разделов: в первом помещались беллетристика и статьи научно-исторического содержания; второй отдел состоял из ряда обозрений (внутреннего, иностранного, ли­тературного) и отдельных публицистических статей, библиографических заметок. Охват событий текущей жизни весьма внушителен: от мелочей провинциальной жизни до всемирной выставки в Париже.

Лидером развлекательной прессы стал семейный еженедельник «Нива», вы­ходивший с 1869 по 1918 гг., который стремился быть разносторонним по содержа­нию при малом объеме (три печатных листа). «Нива» имела литературный отдел (романы, повести, рассказы, очерки, стихотворения), отдел характеристик и био­графий выдающихся современников и исторических лиц, отдел географических и этнографических очерков, научный отдел по археологии, астрономии, медицине и т.п. Тираж журнала увеличился с 9 тысяч экземпляров в первый год издания до 235 тысяч к началу XX в. (для сравнения тираж наиболее читаемых толстых жур­налов — «Русской мысли» и «Вестника Европы» в 1900 г. не превышал 14 тысяч экземпляров).

На рубеже двух столетий ведущим, преобладающим типом журналистики ста­новится газетная печать: издается 125 газет общественно-политического содержа­ния, корме них выходили справочные, театральные, медицинские, церковные изда­ния. По оперативности и объему информации газеты далеко обогнали журналы, хотя многие теоретические вопросы по-прежнему решались преимущественно в журна­лах. Всего же по официальным данным в 1894 г. в России легально распространя­лось 785 периодических изданий. Почти половина из них — 342 — печаталась в Пе­тербурге и Москве, остальные — в провинции. Большинство изданий выходило на русском языке, 79 газет — на латышском, 64 — на польском, 41 — на немецком, 11 — на эстонском, 5 — на грузинском, 5 — на армянском, 8 — на французском, 3 — на ев­рейском языке [39]. Растут и тиражи газет, доходящие до сотен тысяч экземпляров.

Технический прогресс облегчал организацию изданий. Увеличивается произ­водство бумаги, появляются мощные печатные машины, телеграф во много раз уско­рил поступление информации, фотография пришла на смену рисованным иллюст­рациям. Укрепляется не только материальная база газет, но и создаются первые га-зетно-журнальные объединения. Крупные издания выходят не только утром, но и вечером; появляются и самостоятельные вечерние газеты.

Ведущей газетой становится «Новое время», которой руководил талантливый издатель А. С. Суворин.

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики31

Среди столичных изданий можно выделить группу газет либерального толка: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Голос», издававшиеся в Петербурге, и «Рус­ские ведомости», выходившие в Москве. «Санкт-Петербургские ведомости», поддер­живающие реформы Александра II и высказывавшиеся за преобразования, после 1875 г. перешли к банкиру Баймакову и быстро потеряли популярность. В москов­ских «Русских ведомостях» публиковались Г. Успенский, А. Чехов, Д. Мамин-Си­биряк и многие другие демократические публицисты. Среди новых газет быстро завоевывал популярность «Голос» А. А. Краевского. Опытный издатель, сделав ставку на массовость издания, за несколько лет (1865-1877) сумел поднять тираж с 5 тысяч до 20 тысяч подписчиков.

Монархическая печать на рубеже XX столетия была представлена журналом «Русский вестник», газетами «Гражданин», «Свет» и др. Все ответственность за недостатки жизни она возлагала на интеллигенцию, земство, «инородцев», поли­тику иностранных государств. «Русский вестник» Каткова, например, защищал со­словные права дворянства, осуждал женское образование, отвращающее женщину от семейного очага. Газету «Гражданин», издающуюся на субсидии правительства князем Мещерским, в течение года редактировал Ф. М. Достоевский.

Кратко историю журналистики XIX века можно рассмотреть по десятилетиям.

• 1801-1810гг. возникло 60 журналов, 9 газет, 15 сборников; все они были не­долговечны, за исключением «Вестника Европы» (1802-1830). Выходит «Се­верная почта, или Новая Санкт-петербургская газета», на титуле которой впервые появляется слово «газета» (1809, Почтовый департамент).

• 1811-1820гг. Идеи патриотизма в связи с войной 1812 г. в журналах — про­правительственном «Русском вестнике» С. Н. Глинки и недостаточно благо­намеренном «Сыне Отечества» Н. И. Греча.

• 1821-1830 гг.Альманахи декабристов: «Полярная звезда» А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, «Мнемозина» В. Ф. Одоевского и В. К. Кюхельбекера, «Русская старина» А. О. Корниловича. Газета Ф. В. Булгарина «Северная пчела». Изда­тель «Московского телеграфа» Н. А. Полевой впервые вводит в обиход слово «журналистика» (1825). «Литературная газета» А. А. Дельвига и О. М. Сомова, редактирование издания А. С. Пушкиным (1830).

• 1831-1840гг. В. Г. Белинский в «Московском наблюдателе». Журнал А.С. Пуш­кина «Современник» (1836), Издания Н. И. Надеждина — «Телескоп» и «Мол­ва», газета мод и новостей, издаваемая при «Телескопе»». Повсеместное из­дание «Губернских ведомостей».

• 1841-1850 гг.В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов — переход из «Оте­чественных записок» в «Современник» (1846). «Москвитянин» как орган офи­циальной народности.

• 1851-1860гг. А. И. Герцен и Н. П.Огарев. «Полярная звезда» (1855) и «Ко­локол» (1857). Журналы братьев Ф. М и М. М. Достоевских «Время» и «Эпо­ха». Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Некрасов в «Современ­нике». «Вестник Европы» (1866-1918).

• 1861-1870гг. Д. И. Писарев в «Русском слове». Газета «Неделя».

• 1871-1880гг. М. Е. Салтыков-Щедрин в «Отечественных записках». «Дело». Издания М. Н. Каткова: журнал «Русский вестник» и газета «Московские ведо-



Глава 1

мости» о русско-турецкой войне. Н. Г. Короленко в «Русском богатстве» (1876-1918). «Новое время» А. С. Суворина. Газета И. Д. Сытина «Русское слово».

• 1881-1890гг. А. П.Чехов в «Русской мысли».

• 1891-1900гг. А. М. Горький в «Самарской газете». А. П. Чехов в «Осколках» [40].

1.2.1. Развитие массовой прессы в зарубежных странах

На Западе периодическая печать в XVI-XV1II вв. проявляется в трех основ­ных типах — еженедельная и ежедневная газета, журнал. В XIX веке происходит разделение прессы на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, коммерциализацией журналистики в странах Западной Европы и США, создают­ся и выходят на международный рынок информационные агентства; в связи с изоб­ретением фотографии, телеграфа, телефона и радио возникают новые коммуника­ционные технологии.

На рубеже Х1Х-ХХ веков, когдав Англииначалось разделение прессы на ка­чественную и массовую, «Тайме» становится ведущим качественным изданием. Се­годня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К каче­ственной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» (The Daily Telegraph — «Ежедневный телеграф», 1855 год основания), «Гардиан» (The Guardian — «Страж», 1821), «Файнэншл тайме» (Financial Times — «Финан­совое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содер­жательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением, пожалуй, является «Дейли телеграф» — 1,3 млн экз.).

Печать Франциисыграла важную роль в подготовке Июльской революции 1830 г.. Февральской и Июньской революций 1848 г. Период 1870-1914 гг. отмечен бурным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, а в массовые газеты приходит в качестве обязатель­ного и важнейшего компонента «кровь на первой полосе» [41]. А в Новой рейнской газете» (Германия)в 1840-е гг. начиналась общественно-журналистская деятель­ность К. Маркса и Ф. Энгельса, позже их произведения публиковала газета «Фоль-кештаат» («Народное государство») — орган социал-демократической партии Гер­мании, выходившая с 1869 по 1876 гг.

В1820 г. в СШАвыходило уже 24 ежедневных и 422 еженедельных газет. В1827 г. появилась первая негритянская газета «Райте фор олл» («Права для всех») и пер­вая рабочая газета «Джорнимен микеникс эдвокейт» («Защитник квалифициро­ванного поденщика»), а в 1829-1847 гг. издавалась еженедельная газета «Уоркинг мэн эдвокейт» («Защитник трудового человека»).

В 1830-1840 годы рекламе отводилось уже до трех четвертей площадей газет, которыми стали управлять как торгово-промышленными предприятиями. Коммер­ческая революция проходила в условиях революции технологической (строились железные дороги, прокладка трансатлантического кабеля способствовала разви­тию телеграфных коммуникаций, осваивались новейшие ротационные печатные машины). В среде нью-йоркских типографов родилась идея прессы нового типа — «пенсовой» газеты, «пенни-газеты». В начале 1830 г. стал выходить еженедельник

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики33

«Нью-Йорк морнинг» (цена экземпляра — 2 цента или 1 пенни по тогдашнему кур­су), а через три года — ежедневная пенсовая газета «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись»). Многие из пенсовых газет — убогие по содержа­нию и слабые в финансовом отношении — погибали, едва появившись на свет. Прав­да, тираж такой центовой газеты как «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка», 1833 г.) составлял 30 тысяч экземпляров. Рассчитанная на массового и малогра­мотного читателя, газета первой стала публиковать вымышленную информацию и лживые репортажи. Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» составила лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»). Джеймс Гордон Беннет (1795-1872), начав выпускать газету с капиталом в 500 долларов, сумел резко поднять тираж (в 1839 г. — 30 тыс. экз., в 1855 г. — 75 тыс. экз.): расши­рил тематику публикаций, направлял в командировки спецкоров, стремился при­влечь читателя «историями человеческого интереса и эмоций» (преступления, про­исшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы и т.п.). С Беннета в Амери­ке начала развиваться бульварная пресса.

Бывший сотрудник «Нью-геральд» Гораций Грили отверг журнализм в стиле Беннета и в 1841 г. создал газету «Нью-Йорк трибюн». В редакционных статьях он стал выступать против аморальной и упадочнической прессы, во имя защиты инте­ресов общества и справедливости. Серьезная и строгая, «Нью-Йорк трибюн» стала прототипом качественных газет США. По пути, проложенному Грили, пошла газе­та «Нью-Йорк тайме» («Нью-Йоркские времена»), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 г. (первоначально называлась «Нью-Йорк дейли тайме»). Она привлекла читателей высоким литературным уровнем, многочисленностью и разнообразием рубрик, принципами ее основателя Г. Реймондса — отвечать перед читателями и быть независимым от различных партий.

В1860-1865 годывСША проходила Вторая американская революция --граждан­ская война между Севером и Югом. Война изменила стиль новостей, репортер стал центральной фигурой в газетном мире, а журналистская профессия — опасной и тре­бующей отваги. Новые веяния в американской журналистике особенно ярко воплоти­лись в Джозефе Пулитцере, имя которого носит сегодня высшая журналистская пре­мия в США. В 1883 г. он приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), сделав ее моделью того журнализма, который основан на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисунки и комиксы, га­зетные сенсации — все было направлено на то, чтобы расширить аудиторию читате­лей, привлекая прежде всего иммигрантов, слабо знающих английский. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года — до четверти миллиона. Он особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панамского канала, искусно использовал на страницах драматизацию новостей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. Начиная с 1889 г., на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картин­ки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению термина «желтая пресса» [42].

2 Зак. 649



Глава 1

Этот термин закрепился благодаря «войне» между двумя газетными магната­ми — Пулитцером и Херстом. Уильям Рендолф Херст переманил создателя персо­нажа сериала комиксов «Желтого малыша» — художника из пулитцеровской газе­ты «Уорлд» — в свою газету «Джорнел». Пулитцер нанес ответный удар, наняв другого иллюстратора, который создал отдельный сюжет о «Желтом малыше». Этот термин был пущен в ход конкурирующими газетами «Трибьюн» и «Пресс», теряю­щими тиражи по вине «Джорнел» и «Уорлд». Таким образом, термин «желтая прес­са» первоначально обозначал газеты, печатающие определенный вид комиксов с определенным героем. Немного позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, который сохранился и по сей день.

Примерно до 1830 г. крупные газеты в Нью-Йорке и остальных городах ориен­тировались на интересы коммерческих и политических кругов, то есть националь­ной элиты. По мере роста крупных городов газеты стали обращать внимание на им­мигрантов и средний класс. Начали появляться статьи на темы политики, образова­ния, здравоохранения, преступности, правосудия и спорта. Местным репортерам, писавшим эти материалы, платили скромное жалование — от 10 до 20 долларов в неделю. Так появилась «копеечная пресса» (penny-press), предвестница «желтой». Историки характеризуют этот период как период перехода от прессы мнений к прес­се новостей.

Эти новые веяния с наибольшей полнотой и последовательностью аккумулиро­вал в себе Джозеф Пулитцер. Главной причиной своего успеха Пулитцер считал «ре­дакционную позицию»: опираясь на свой главный жанр — «истории человеческого интереса», он открыл новые методы привлечения читательского внимания. Искусно используя на страницах своих газет драматизацию новостей, Пулитцер широко и каждодневно практиковал «сториз» (stories), к которым добавлялись редакционная страница, забавные истории, сцены нравов, полицейская хроника. Вторая крупней­шая фигура американской журналистики на стыке двух столетий Р. Херст (1863— 1951) действовал в том же ключе. Его картера началась с приобретения в 1896 г. газе­ты «Нью Йорк джорнел». Ради повышения тиража он требовал от журналистов по­давать новости в сенсационном духе. Когда подходящих новостей не было, их, не долго думая, изобретали. Передовые статьи были написаны со знанием психологии читателя, а высокие по уровню исполнения иллюстрации оживляли «серые океаны газетной бумаги». Через несколько лет его новый «Икземинер» имел колоссальный успех. К 1920-му г. он наводнил своими изданиями Америку от побережья до побе­режья. В среднем каждый четвертый американец читал его газеты. Едва ли суще­ствовал город в Америке, который не был бы затронут корпорацией Херста.

Р. Херст экспериментировал с каждым аспектом газетного производства: от маке­тирования газетной полосы до разработки редакционных «крестовых походов». Его газеты первыми внедрили многие новшества: цветная печать, полутоновые фотогра­фии на газетной бумаге, первые комические разделы и создание пресс-синдикатов.

Таким образом, Пулитцер и Херст стали основателями «желтой» прессы в США, они разработали редакционную политику подобных изданий, внесли изме­нения в журналистскую практику.

Имя Херста символизирует во многом отрицательные стороны американской ка­питалистической прессы, ибо для него не существовало барьера благопристойности.

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики 35

В конце XIX в., тогда, как «Нью-Йорк уорлд» имела тираж 600 тыс. экз., газета «Нью-Йорк тайме» выходила тиражом всего 19 тысяч экз., но в 1890 г. ее купил Адольф Оке, который в обстановке засилья в стране желтой прессы заявил о намере­нии изменить характер газеты, адресовать ее думающей публике. Талант Окса спо­собствовал быстрому подъему газеты «высокого журнализма»: в 1900 г. ее тираж возрос с 25 тыс. до 82 тыс. экз., в 1905 г. — до 121 тыс., 1910 г. — до 192 тыс. экз. [43].

Наши рекомендации