Оценка эффективности технологии обучения

Важное значение для внедрения разработанной технологии обучения имеет оценка ее эффективности. В данном случае решаются две основные задачи:

•получение определенной объективной информации об объекте изучения, независимо от того, для каких целей предполагается его оценка;

•получение измерительных данных исходя из определенных заданных целей.

Для оценки показателей учебного процесса при его исследовании приходится иметь дело главным образом со второй задачей, а именно с измерениями: для выявления знаний обучающегося, для определения причин данного состояния, для прогнозирования будущего состояния знаний.

Характерная особенность технологии обучения (объекта измерения) – бинарность его характеристики:

•определение состояния знаний как суммы и объема научных понятий в определенных связях;

•установление состояния интеллектуального развития и возможностей обучающихся в познавательной учебной деятельности.

Первая особенность – интегральная, она характеризуется определенным накоплением, вторая – функциональная, выражается определенной учебной познавательной работой обучающихся. Эти особенности учебного процесса важны для объективного качественного и количественного измерения, они формируются и оцениваются в основном содержанием обучения, т. е. знаниями, умениями и навыками, которые соответствующим образом сообщаются, усваиваются и применяются.

Оценка эффективности технологии обучения складывается из таких составляющих:

•оценка полноты изложения учебной информации, которая выявляется в ходе объективного контроля учебных занятий и инспектирования (итогового контроля);

•оценка результатов обучения, которая выносится в ходе текущего контроля успеваемости;

•промежуточная аттестация обучающихся;

•итоговая государственная аттестация;

•отзывы из войск на выпускников.

Для оценки эффективности предлагаемой технологии обучения применяются различные методики. Рассмотрим две из них.

Первая методика. Определить согласно учебной программе и тематическому плану, какие требования предъявляются к обучающемуся, изучающему эту дисциплину. Принимаем их за Pmax.

Итоговую оценку за дисциплину (тему) каждого обучающегося обозначаем Ri.

Зная количество обучающихся в потоке (группе) N, устанавливаем степень достижения цели обучения потоком (группой) в целом с учетом применения выбранной технологии обучения (РN ):

Оценка эффективности технологии обучения - student2.ru

Определяем эффективность предлагаемой технологии обучения:

Оценка эффективности технологии обучения - student2.ru

По величине P эф проводим оценку эффективности выбранной технологии обучения: если P эф ≥ 0,6, то она имеет право на существование и дальнейшее применение, если P эф < 0,6, это свидетельствует о ее недостаточной эффективности. Следовательно, от такой технологии лучше отказаться или провести критический анализ ее применения, чтобы выявить все объективные и субъективные факторы, которые привели к низким результатам.

Вторая методика. Можно оценивать эффективность технологии обучения и по другим показателям, например по временным и финансовым затратам.

Уровни Зн (Ум, Н) = const.

Показателем оценки выступает время, затраченное на получение обучающимся нового знания, умения, навыка:

Оценка эффективности технологии обучения - student2.ru

где Т СТТО – время, затраченное по старой технологии;

Т НТО – время, затраченное по новой технологии.

Вывод: если P эф < 1, то новая технология обучения эффективна, если P эф ≥ 1, то неэффективна.

Показателем оценки может выступать стоимость затрат для достижения целей обучения: Зн (Ум, Н):

Оценка эффективности технологии обучения - student2.ru

где Тр НТО – время работы педагога по новой технологии обучения; Тр СТО – время работы педагога по традиционной технологи обучения; С п – стоимость работы одного часа педагога, она может меняться в зависимости от того, кто преподает (профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель).

Вывод: если P эф < 1, то новая технология обучения эффективна, если P эф ≥ 1, то неэффективна.

При условии возрастания уровня Зн (Ум, Н) трудно оценить усвояемость материала теоретически. Это возможно проанализировать только на обширном эмпирическом материале, сравнивая средние баллы успеваемости обучающихся по традиционной и инновационной технологиям.

Таким образом, технология обучения – это научно обоснованная система методов, способов, приемов и технических средств, обеспечивающая обучение с заданными показателями определенной категории учащихся данному предмету в условиях, учитывающих временные и финансово-экономические ограничения.

Применение технологий обучения предполагает организационное упорядочение всех зависимостей процесса обучения, выстраивание его этапов, выделение условий их реализации, соотнесение методов, форм, приемов и средств проведения занятий с возможностями обучающего и обучающихся.

Контрольные вопросы

1. Что такое технология обучения?

2. Каковы основные характерные черты технологии обучения?

3. Как можно классифицировать технологии обучения?

4. Охарактеризуйте основные современные технологии обучения.

5. Обоснуйте структуру и содержание технологии обучения.

6. Раскройте алгоритм построения технологии обучения.

7. Как можно оценить эффективность технологии обучения?

Рекомендуемая литература

Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2004.

Змеев С. И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2006.

Педагогические технологии / Под ред. В. С. Кукушина. М., 2004.

Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ, 2002.

3.6. Подготовка и проведение занятий по предметам боевой подготовки

Боевая подготовка проводится как в мирное, так и в военное время, и от содержания и качества ее проведения зависит боеспособность и боеготовность подразделений, частей и соединений Вооруженных сил.

Боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава Вооруженных сил в целях обеспечения его готовности к ведению боевых действий или выполнению других задач в соответствии с предназначением.

Мероприятия боевой подготовки осуществляются в целях освоения личным составом тактических действий на поле боя, приобретения навыков в выполнении функциональных обязанностей, изучения устройства, правил эксплуатации и боевой работы на штатном вооружении и военной технике.

Для достижения указанных целей реализуются различные виды подготовки личного состава: огневая, тактическая, специальная, тактико-специальная, техническая, физическая и др.

Каждый из видов подготовки реализуется путем проведения соответствующих занятий. Различные виды занятий имеют и много общего, и свои особенности, определяемые видом подготовки и спецификой военно-профессиональной деятельности.

Подготовка к проведению занятий

В процессе подготовки к различным видам занятий можно выделить основные ключевые элементы (этапы):

•подготовка руководителя;

•разработка документов для проведения занятий;

•подготовка обучающихся;

•подготовка района (места) проведения занятия и его материального обеспечения.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов.

Подготовка руководителя к занятию означает:

•определение и уяснение исходных данных (к ним относятся состав обучаемых, тема, учебные цели и вопросы (содержание) и условия проведения занятия, продолжительность, район (место) проведения, нормы расхода моторесурсов и других материальных средств, состав обеспечивающих (обслуживающих) подразделений);

•изучение необходимых учебных материалов и литературы;

•разработку документов для проведения занятия;

•проведение рекогносцировки района (места) занятия;

•планирование материального и технического обеспечения места (района) занятия;

•завершение разработки документов для проведения занятий;

•определение задач на подготовку обучаемых к занятию;

•определение помощников руководителя занятия и их инструктирование (при необходимости).

Руководитель разрабатывает один из следующих документов: план (краткое отражение хода занятия), план-конспект или конспект (полное, развернутое отражение содержания занятия). Он вправе выбрать сам тип документа, что зависит от уровня его подготовки, сложности изучаемого материала и удобства пользования. Кроме указанного, по своему усмотрению его также разрабатывает схемы, графики, выписки и т. д.

План проведения занятия может быть представлен текстуально в тетради, на схеме (карте) или текстуально с приложением схемы. В нем отражаются исходные данные; тактический замысел (при необходимости) или ход занятия – общий и для отработки каждого учебного вопроса (при необходимости); мероприятия, проводимые руководителем занятия, с расчетом времени; материально-техническое обеспечение; порядок обозначения и имитации противника в ходе занятия (при необходимости); сигналы оповещения, управления и взаимодействия и др.

План-конспект включает исходные данные и излагает ход занятия (общий и для отработки каждого учебного вопроса). Последний расписывается, как правило, по трем частям: вступительной, основной и заключительной.

Во вступительной части отражаются: порядок приема доклада от командира подразделения (дежурного); порядок проверки наличия обучаемых, их внешнего вида и материального обеспечения; порядок осуществления контроля подготовленности обучаемых к занятию (при необходимости); требования безопасности (при необходимости); тема занятия, ее актуальность, учебные и воспитательные цели, вопросы занятия; порядок отработки учебных вопросов.

Основная часть содержит: наименования учебных вопросов и время их отработки; действия руководителя при отработке каждого учебного вопроса; ожидаемые действия обучаемых при этом.

Заключительная часть включает: порядок подведения итогов занятия (степень достижения целей, оценки обучающихся, выводы о качестве их подготовки к занятию, ответы на возникшие вопросы); постановку задачи на подготовку к очередному занятию; указания по проверке наличия материально-технического обеспечения и литературы, использованных в ходе занятия.

Степень детализации зависит от опыта и методических навыков руководителя. Если для проведения занятия назначается помощник руководителя, то его действия также отображаются в плане (плане-конспекте).

План (план-конспект) для проведения занятия утверждается старшим (обычно непосредственным) начальником и заблаговременно: командиром части – за неделю; командиром батальона (дивизиона) – за 3-4 дня; командиром роты (батареи) – за 2-3 дня. При этом утверждение должно стать элементом методической подготовки руководителя, так как старший командир (начальник), изучая представленный план (план-конспект) и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материальному обеспечению занятия.

Кроме плана (плана-конспекта), для подготовки и проведения занятия могут разрабатываться другие документы: частные планы, задания, справочные данные, схемы, выписки и т. д. Порядок создания частного плана аналогичен рассмотренному выше.

В ходе подготовки обучающихся к занятию руководитель строит работу следующим образом:

•оповещает личный состав о предстоящем занятии;

•организует самостоятельную работу обучающихся накануне занятия;

•ставит задачу по изучению личным составом боевых уставов, наставлений, руководств, своих функциональных обязанностей по занимаемой должности, нормативов, подлежащих отработке, а также требований безопасности на занятии;

•контролирует подготовку обучающихся к занятию.

При подготовке района (места) занятия и материально-технического обеспечения руководитель обязан: определить, что требуется для обозначения противника, соседей и имитации огня (при необходимости); какие работы следует провести в целях подготовки района (места) занятия; конкретно указать, какие материальные средства, в каком количестве и к какому сроку подготовить.

Подготовка района (места) для проведения занятия возлагается на его руководителя, а в отдельных случаях и на других должностных лиц. Эта работа осуществляется заблаговременно. Выбирая место проведения, руководитель должен продумать и определить, где наиболее удобно отработать тот или иной учебный вопрос и какую материальную базу при этом использовать.

Подготовка штатной техники, вооружения, приборов, средств связи и других материальных средств возлагается на командиров подразделений, привлекаемых на занятия.

3.6.2. Проведение занятий по боевой подготовке

В занятиях по предметам боевой подготовке есть общие структурные элементы.

Занятие проводится в соответствии с разработанными и утвержденными планами, в которых изложен ход его проведения, включающий вступительную, основную и заключительную части.

Методика вступительной части нацелена на проверку наличия личного состава, его готовности и готовности учебно-материальной базы к занятию.

Занятие начинается с приема доклада. В установленном месте (районе) руководитель принимает доклад (рапорт) от командира подразделения или иного должностного лица о готовности подразделения к занятию. В ходе приема доклада (рапорта) руководитель обращает внимание на выполнение личным составом команд, а также дисциплину в подразделении.

После приема доклада руководитель проверяет наличие обучающихся, их внешний вид и материальное обеспечение занятия. Иногда для проверки материального обеспечения он может привлечь своих помощников, если таковые назначаются. Результаты проверки наличия обучающихся заносятся в журнал боевой подготовки.

В ходе проверки материального обеспечения обращается внимание на обеспеченность литературой, тетрадями, письменными принадлежностями, личным оружием и средствами защиты, если они необходимы, а также на решение тех вопросов материального обеспечения, которые были поставлены в задании, если оно давалось. По завершении проверки указанных элементов руководитель занятия вправе дать команду на устранение выявленных недостатков, которые можно устранить на месте.

Без точного знания степени готовности обучающихся к занятию приступать к его проведению нецелесообразно. Определить ее призван контроль, который осуществляется либо по ранее изученному материалу, либо по той тематике, которая указана в задании для подготовки к занятию.

В ходе контрольного опроса необходимо ставить вопрос всей группе (подразделению), предоставив некоторое время на обдумывание ответа, и только после этого называть воинское звание и фамилию обучающегося, который должен ответить. По каждому контрольному вопросу целесообразно заслушать 1–2 обучающихся, затем подвести итоги услышанного и выставить оценки в журнал боевой подготовки.

Количество контрольных вопросов определяет руководитель занятия, который должен руководствоваться потребностью знать, какова степень усвоения обучающимися пройденного материала и насколько они готовы к новому занятию.

Переход к нему начинается с объявления темы занятия. При этом обучающимся необходимо делать ссылку на расписание занятий, программу боевой подготовки или другой документ.

В ходе доведения до обучающихся актуальности изучаемой темы нужно учитывать требования руководящих документов, опыт боевой подготовки, перспективу изучения данного вопроса и т. д. Учебные цели необходимо доводить до обучающихся таким образом, чтобы те понимали, с чем должны ознакомиться, что им предстоит изучить, о чем иметь представление, какие умения и навыки приобрести. Воспитательные цели обучающимся, как правило, не сообщаются.

Вопросы занятия обычно излагаются все одновременно или в порядке их изучения (по желанию обучающихся).

Если позволяет обстановка, условия, то тему занятия и учебные вопросы обучающиеся должны записать в свои конспекты.

Далее указывается порядок проведения занятия с детализацией – вплоть до отдельных аспектов. В зависимости от вида занятий необходимо сообщать, сколько времени будет выделяться на отработку данных аспектов, какие теоретические положения будут рассмотрены, предусматриваются ли контрольные вопросы, на что обратить особое внимание.

Основная часть начинается с напоминания обучающимся формулировки учебного вопроса, его записи, если это не было сделано ранее, и в случае его отработки по частям – отдачи указаний, как они рассчитаны по времени.

Порядок действий определяется многими факторами, прежде всего учебными целями и содержанием учебного вопроса, временем, отведенным на его отработку, уровнем подготовки обучающихся, местом проведения занятия и его материальным обеспечением.

Руководитель занятия может проверить теоретические знания обучающихся по данной теме или предоставить время для самостоятельного изучения.

В ходе некоторых занятий руководитель последовательно объясняет учебный материал, используя наглядные пособия, макеты, а затем, чтобы убедиться в усвоении материала обучаемыми, задает несколько контрольных вопросов.

Они могут быть поставлены как после прояснения отдельных аспектов, так и в конце занятия с обязательным анализом ответов и выставлением оценок.

При проведении занятия очень важно правильно и своевременно реагировать на работу обучающихся. Если доклады обучающихся правильные, следует воздерживаться от замечаний и не прерывать их. Различного рода неточные формулировки нужно подмечать и указывать на них после окончания доклада. Если доклады не удовлетворяют требованиям руководителя, он должен сам сделать образцовый доклад, выступая в роли обучающегося. Ему не следует навязывать своего решения. Это в значительной степени снижает активность обучающихся и сковывает инициативу. При необходимости руководитель занятия может задавать дополнительные вопросы.

При проведении занятия руководитель должен придерживаться разработанного и утвержденного плана (плана-конспекта).

Степень детализации действий руководителя в плане (плане-конспекте) зависит от уровня его подготовленности.

Руководитель должен предвосхищать ожидаемые действия обучающихся при решении учебных проблем. Они должны действовать по предлагаемому руководителем варианту (замыслу), изучать необходимый материал, отвечать на контрольные вопросы, дополнять доклады своих товарищей, внимательно слушать руководителя, выполнять необходимые действия, вести записи, принимать целесообразные решения и т. д.

Намеченные в ходе подготовки к занятию ожидаемые действия (ответы) обучающихся при отработке всех учебных вопросов могут быть скорректированы.

После выполнения всех учебных заданий либо по окончании занятия руководитель переходит к заключительной части, чтобы подвести итог. Это происходит, как правило, на том же учебном месте (классе), где отрабатывались учебные вопросы, за исключением занятий с вооружением и военной техникой в поле, таких как тактические учения, комплексные занятия, проверочные занятия и т. д. Итоги здесь подводятся в указанном руководителем месте после прибытия в пункт постоянной дислокации, постановки техники и вооружения в парк, сдачи оружия. Готовиться к подведению итогов руководитель начинает еще до самого занятия и в ходе его проведения.

Подводя итоги, руководитель последовательно излагает тему, учебные цели и вопросы занятия. Затем кратко анализирует характерные действия обучающихся (положительные и отрицательные стороны), выделяет лучших исполнителей, иногда отмечает и слабоуспевающих.

Делается вывод о качестве подготовки обучающихся и в целом подразделения к занятию и др.

Затем ставится задача на подготовку к очередному занятию. При этом руководителю следует указать обучающимся (при необходимости), что им предстоит доработать по изученной теме, что подготовить (изучить) к предстоящему занятию, какое материальное обеспечение иметь к нему, его особенности.

В заключение руководитель отдает указания проверить наличие и исправность материально-технического обеспечения занятия. В дальнейшем он обязан убедиться в наличии секретной литературы (изделий, узлов и др.), литературы для служебного пользования. С этой целью руководитель занятия может лично проверить отдельные элементы или принять доклады, а потом объявить обучаемым об окончании занятия.

Рассмотренные положения являются общими для проведения занятий по всем видам боевой подготовки. Но в каждом из них есть свои особенности, которые следует учитывать для достижения эффективности и результативности занятий.

3.6.3. Проведение тактической подготовки

Тактическая подготовка – одна из основ деятельности военнослужащих. Она наиболее полно обеспечивает их комплексное обучение умелым и слаженным действиям на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевым.

Основные задачи обучения по тактической подготовке таковы:

•изучение основ общевойскового боя и требований боевых уставов по действиям подразделений во всех видах боя;

•приобретение навыков в применении индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки;

•выработка умения приводить себя в полную боевую готовность и умело действовать по предназначению, вести бой в сложной и резко меняющейся обстановке, переходя от одного вида боя к другому, в условиях применения обычного, в том числе высокоточного и ядерного оружия;

•совершенствование навыков и умений командиров в организации и обеспечении боевых действий, а также в непрерывном управлении подразделениями и огнем в бою;

•формирование у личного состава высоких морально-боевых, психологических и физических качеств, сознательной воинской дисциплины.

В тактической подготовке для успешного решения перечисленных задач используются различные виды занятий: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, тактико-строевые занятия, тактические занятия, боевые стрельбы, тактические учения.

Порядок подготовки и проведения лекций, семинаров, самостоятельной подготовки не имеют существенных отличий от изложенных выше. Поэтому рассмотрим виды занятий, относящиеся непосредственно к тактической подготовке.

Тактико-строевое занятие– первая и необходимая ступень слаживания подразделений. Сущность его состоит в том, что с личным составом и подразделениями отрабатываются тактические и строевые приемы, способы действий в различных видах боя: сначала по элементам в медленном темпе, затем в целом в пределах установленного нормативами времени. При неудовлетворительной отработке того или иного приема (способа действия) проводятся повторные тренировки до получения положительного результата. При этом процесс слаживания подразделений не должен быть «натаскиванием». Здесь совершенно противопоказаны шаблон, механическое применение освоенных приемов при действиях в новой обстановке и на новой местности.

Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнение (тренировка). Могут применяться также объяснение, показ, демонстрация. Так, на тактико-строевых занятиях с отделением (расчетом) и взводом обучение проводится путем показа с пояснением и последующей тренировкой солдат и подразделений в целом для их слаживания; на тактико-строевых занятиях роты (батареи) и батальона (дивизиона), как правило, методом последовательных тренировок подразделений.

Количество тактико-строевых занятий для каждого подразделения, их продолжительность и тематика определяются программами боевой подготовки.

Количество и объем учебных вопросов на каждом занятии зависят от темы, учебных целей, степени подготовки личного состава и времени, отводимого на занятие. Обычно на одном занятии продолжительностью 4–6 часов отрабатываются 2–3 учебных вопроса.

Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Тактико-строевые занятия проводятся на местности с выводом боевой техники и вооружения. Отдельные вопросы могут отрабатываться в пешем строю («пеший по-машинному»). Для более эффективного использования моторесурсов и времени целесообразно проводить занятия по замкнутому кругу, а иногда сокращать расстояния между элементами боевого порядка.

Тактико-строевые занятия организуют и проводят непосредственные командиры (со взводом – командир взвода, с ротой (батареей) – командир роты (батареи) и т. д.), а показные и совместные с подразделениями других родов войск – старшие начальники.

Тактическое занятие– основная форма слаживания отделения (расчета), взвода. Сущность его заключается в том, что все учебные вопросы отрабатываются в полном объеме, в комплексе и строгой последовательности, соответствующей развитию боя, в единой тактической обстановке. При необходимости в целях устранения ошибок, допущенных в ходе тактических занятий, отдельные приемы и действия могут отрабатываться так же, как и на тактико-строевых занятиях, т. е. делаются короткие перерывы (выключения из обстановки).

В ходе тактических занятий командиры получают практические навыки в управлении подразделениями и углубляют знания по организации боя.

Основной метод обучения на тактических занятиях – практическая работа . Для проведения тактического занятия подразделения выводятся с положенным вооружением и техникой.

Занятие с расчетом (отделением) организует и проводит командир взвода, со взводом – командир роты (батареи).

Продолжительность тактического занятия определяется программой боевой подготовки и может составлять 3–6 часов с расчетом и 6–8 часов со взводом.

Боевая стрельба в составе отделения, взвода – высшая форма их тактической выучки. При этом условия проведения занятия должны быть максимально приближены к боевым. Главная задача здесь – в обучении личного состава подразделений правильным тактическим действиям и выработке у командиров знаний и умений правильного применения оружия в бою и управления действиями и огнем своих подразделений.

В ходе боевых стрельб личный состав обучается не только ведению огня из штатного оружия, но и сочетанию на практике огня и маневра, осуществлению огневого прикрытия по принципу: солдат прикрывает солдата, отделение – отделение. Таким образом, личный состав в ходе боевых стрельб вырабатывает навыки, обеспечивающие формирование условий достижения успеха в бою.

Руководитель занятия обучает подчиненных ведению огня на максимальные дальности, по малоразмерным и хорошо замаскированным целям. Обучающиеся командиры взводов вырабатывают и совершенствуют умения управлять не только действиями и огнем подчиненных, но и приданных огневых средств.

С пулеметными, гранатометными и противотанковыми отделениями и взводами самостоятельные боевые стрельбы не проводятся. Они привлекаются на боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой с мотострелковыми подразделениями.

С артиллерийскими подразделениями перед тактическими учениями проводится проверочное занятие на допуск к боевой стрельбе.

Это занятие – необходимый шаг для принятия решения на допуск подразделения к тактическим учениям с боевой стрельбой. Оно предназначено для проверки готовности к тактическому учению. Основной метод обучения – практическая работа.

Тема занятия должна быть близкой к теме предстоящего учения. Занятие не предполагает боевой стрельбы. Для его проведения создается комиссия. Проводит его один из заместителей командира, руководителя учения. Все должностные лица в комиссии назначаются из состава руководства учения, посредников и контрольной группы. По результатам проверочного занятия разрабатывается акт на допуск подразделения к тактическому учению c боевой стрельбой. Продолжительность его устанавливает руководитель учения (не более суток).

Тактическое, тактико-специальное учение –высшая и наиболее эффективная форма тактической подготовки частей и подразделений, важнейшее средство повышения их боевой готовности, подготовки к боевым действиям в современном бою. Их основная цель – совершенствование боевого слаживания и полевой выучки войск для умелых и решительных действий при выполнении задач по поражению противника в различных видах боя, проверки боевой готовности.

Сущность тактических учений заключается в том, что в их ходе командиры, штабы и войска продолжительное время практически выполняют свои задачи в общей, непрерывно развивающейся тактической обстановке, по единому замыслу, на разной местности, на большую ее глубину (дальность), непрерывно днем и ночью и в любое время года. Основной метод обучения на тактических учениях – практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей . Кроме того, могут применяться объяснение и показ (демонстрация).

Учения проводятся по комплексным темам, предусматривающим отработку боевых задач в нескольких видах общевойскового боя (оборона или наступление). В содержание темы могут включаться также вопросы встречного боя, передвижения подразделений, расположения на месте, отхода и выхода из боя, ведения боя в окружении.

При этом командиры подразделений учатся сами и одновременно обучают подчиненных. Подразделения готовятся к ведению боевых действий в различных условиях, практикуются в умелом использовании вооружения и техники на поле боя. Кроме того, в ходе тактических учений у них формируются высокие морально-боевые и психологические качества, чувство войскового товарищества, повышается физическая выносливость; совершенствуются приемы и способы ведения общевойскового боя; проверяются проекты уставов, наставлений и руководств, новых теоретических положений тактики артиллерийских подразделений; вырабатываются способы боевого применения новых образцов вооружения и техники.

На учение подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением и необходимым количеством боевой техники, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно с подразделениями и средствами усиления и поддержки.

С подразделениями сокращенного состава кадров учения проводятся только в период их развертывания (учебного сбора), при укомплектованности не менее 50%.

С подразделениями связи, специальных войск, тыла проводятся тактико-специальные учения.

Плановые учения организуются и проводятся в соответствии с планом боевой подготовки: с ротой (батареей) – командиром батальона (дивизиона), с батальоном (дивизионом) – командиром полка, что в полной мере отвечает требованию, чтобы каждый начальник учил подчиненных.

Темы тактических учений для рот (батарей) определяет командир части, для батальона (дивизиона) – командир соединения.

В год планируется проведение следующего количества тактических учений: ротных (батарейных) – два, в том числе одно с боевой стрельбой; батальонных (дивизионных) – два, в том числе одно с боевой стрельбой.

Динамика боевых действий в ночных условиях должна составлять 30% от общего времени.

Продолжительность учения определяется программами боевой подготовки.

3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих

Техническая подготовкапредназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.

Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:

•изучение устройства штатной боевой техники и приборов;

•приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.

Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).

Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.

Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.

Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.

Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.

Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.

При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.

Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.

Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.

Наши рекомендации