Принципы составления опорных конспектов

1. Лаконичность. Информационный комплекс (ИК) с точки зрения восприятия должен содержать 350–500 бит. Если в конспекте отражаются 6–8 ИК, то общее количество информации опорного конспекта не должно быть более 3000–4000 битов или 600–800 печатных знаков. Второй аспект этого принципа требует, чтобы преподаватель смог рассказать материал по ИК за 20–25 минут. Иначе говоря, материал двухчасовой лекции по опорному конспекту должен быть изложен за 20–25 минут.

2. Структурность . При составлении опорных конспектов используется прием укрупнения дидактических единиц усвоения информации, что позволяет излагать материал целыми блоками, связками. Опорный конспект содержит около 4–5 блоков, структура расположения которых должна быть удобной для воспроизведения и запоминания, т. е. опорные сигналы располагаются не обязательно построчно, а самыми разнообразными способами.

3. Акцент . Материал опорного конспекта делается «рельефным» путем заключения его в рамки самой необычной конфигурации, применением различных шрифтов, цветов, расположением слов (по вертикали, наискосок и т. п.).

4. Унификация . Символика, применяемая в качестве опорных сигналов, должна быть единой. Не допускается такое положение, чтобы в разных блоках один и тот же по начертанию символ имел бы разное содержание. Удобно вводить определенные значки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов (либо целых сочетаний).

5. Автономность . Каждый из 4–5 блоков опорного конспекта отображается отдельно, мало или почти не имея связей с другими блоками. Таким образом, если один из блоков будет забыт, то остальные легко воспроизвести без него.

6. Привычные ассоциации и стереотипы . Нужно умело подбирать ключевые слова. Удачная шутка, образ, анекдот, рисунок и т. п. позволяют оживить в памяти целый рассказ.

7. Непохожесть . Очень часто при составлении опорных конспектов допускается одна и та же ошибка: они схожи как две капли воды. Бесконечные таблицы, круги, треугольники, квадраты и пр. – в результате блоки трудно сохранить в долговременной памяти. Опорные конспекты следует разнообразить по форме, структуре и графическому исполнению.

8. Простота . Опорный конспект должен быть прост и для запоминания, и для воспроизведения. Нужно избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей, рисунков, графиков, диаграмм и пр.

9. Четкость, ясность . Четкость, ясность, удобочитаемость и простота графических форм с точки зрения психофизиологических свойств человека позволяют «схватывать» глазом одновременно группу букв или даже слов, повысить скорость опознания букв и осмысливания увиденного.

10. Цветовая гармония . Опорные конспекты желательно составлять в цвете, психологический аспект которого состоит во влиянии на психическое состояние, которое может либо затормозить процессы усвоения, либо, наоборот, способствовать им. Во-первых, цветовое оформление конспекта должно обеспечивать четкое и удобное восприятие; во-вторых, способствовать созданию эмоционального подъема.

После того как создан опорный конспект, необходимо перенести его на плакат или сделать слайд и размножить.

Следующее занятие по данной дисциплине начинается с того, что обучающиеся (обычно сидя спиной к доске) на отдельных листочках воспроизводят по памяти конспект материала предыдущего занятия. А в это время 4–5 обучающихся пишут (рисуют) этот конспект на классных досках.

На втором этапе, когда все сдадут свои контрольные работы, практикуется устное изложение материала вызванным к доске слушателем (курсантом). При этом каждый обучающийся проверяет себя, сравнивает в уме свои ответы с услышанным.

Очевидно, что за два учебных дня конспект столько раз оказывается перед глазами слушателя (курсанта), а материал столько раз кодируется-декодируется, что забыть его становится невозможным.

Преподаватель проверяет знания в полном объеме, не тратя на проверку ни минуты своего внеурочного времени. Причем контроль обеспечивается каждый день и всех, поскольку знания проверяются в свернутом виде.

Если изучение материала было домашним заданием, то в начале следующего занятия обучающиеся в быстром темпе пишут по памяти лист сигналов и через 10–15 минут сдают его преподавателю. Он тут же сортирует их по стопкам (пятерки, четверки, тройки) и объявляет всему классу неоспоримые оценки. Не справившимся с заданием или не выполнявшим его без всяких упреков и назиданий в журнале ставится прочерк, и им придется изучать и писать лист сигналов еще раз.

С задачами и примерами преподаватель обходится иначе: он не выставляет оценки за их решение и никаких контрольных работ не проводит до самого конца учебного года. На занятии решаются, как правило, 2–3 типовые задачи, обязательные для всех. Решает задачу у доски один слушатель (курсант), но остальные ничего не пишут, они следят за доской, думают, рассуждают и помогают. Дома каждый из них должен решить эту задачу повторно, самостоятельно, так, что даже самый слабый обучающийся сможет справиться. Важно, что на самостоятельную подготовку слушатель (курсант) индивидуально получает тот или иной набор задач различной степени трудности.

Автор данной технологии обучения считает, что каждый должен учиться весело, с отвагой и победно. Он их сам приводит к победе тем, что безмерно увеличивает меру помощи и контроля. «Бездарных учеников, – пишет В. Ф. Шаталов, – не существует». И своей многолетней педагогической практикой показывает, что в его классах все дети – умники и почти все учатся на отлично. Использование данной методики подтверждает, что она обеспечивает повышение интенсивности обучения в 1,2–1,5 раза.

Методика Шаталова получила широкое применение и распространение во многих школах России и ряда других стран. Ею успешно овладели и пользуются учителя средних школ и преподаватели как гражданских, так и военных вузов, но с учетом специфики профессионального образования.

Наши рекомендации