Формирование грамматической стороны речи у доимольников


Части речи

5-6 пет

Возраст

6—7 пет


Имена сущест-вительмьмэ Лексика Названия военных специальностей: летчики, моряки и др. Предметы формы: бескозырка, шлем, фуражка, каска; тельняшка,мундир; бинокль, планшет, ружье; военная техника Инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы Синонимы: друг — товарищ; антонимы: правда—ложь Россия, Русь; русская дружина, ополчение, стрелецкое войско Старинное и современное вооружение: кольчуга, пика, щит, меч, пищаль, сабля, топорРусские военачальники: А. Невский, М. В. Суворов, М. И. Кутузов Антонимы: мать— мачеха
Глаголы Подбор существительных к глаголам плывет, петит, вдет Синонимы: бежать —• мчаться Антонимы: говорить — молчать Переносное значение: идет (солдат, снег); бежит (ручей, поезд, солдат); падает (настроение, камень, температура) Антонимы: строит—разрушает, болеет — здоровеет
Имена прилагательные Синонимы: смелый — храбрый Антонимы: хороший — плохой Антонимы: смелый—трусливый Переносное значение: жепезньй (инструмент, характер)
Наречия Синонимы: опасно— страшно, грустно— печально Антонимы: спокойно — тревожно; хорошо — плохо Антонимы: много— один
Числительные Один Один, три. пять
Местоимения Мы, я, он Она
Имена существительные Словообразование Однокоренньи слова; род — народ — родители — родственники Сложные слова: землетрясение Суффиксы; танк — танкист; летать — летчик; смелый — смелость, гордый— гордость Однокоренные слова: честь — честный
Глаголы Приставки е-, вы-, от-, об-, под-: входит, выходит, подходит Образование деепричастий: играют — играя, строят — строя
Имена прилагательные От существительных: сила — сильиьй, храбрость — храбрый Фамилии: Саблин(сабля); Пункин(пушка); Стрельцов (стрела)
Наречия От прилагательных: храбрый — храбро, смелый — смело
Числительные Порядковые: первый ■— второй
Имена существительные Словоизменение По числам: моряк — моряки, летчик — летчики По падежам.- я буду моряком, защищать Родину, подавал отвертку, молоток Согласование с числительными: три бескозьрки По падежам: Р. п.: укого какое оружие, П. п.: о ком рассказ
Глаголы По числам: мы пойдем — я пойду По лицам: стрелять — стреляю — стреляем По лицам в ед. ч.: поспешить— насмешить; поспешишь — насмешишь
Имена прилагательные По родам: отважный, отважные, отважная Сравнительная степень: танк страшнее ружья По родам
Наречия Сравнительная степень: низко — ниже, спокойно — спокойнее
Числительные Один, одна, одно, одни Согласование 1,3,5с существительными м. и ж. р-
Местоимения Он, она, оно, они Она, ее, с ней, за нее

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Формирование грамматической стороны речи у доимольников - student2.ru

Игра «Кто такие военные!»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных; употреблять существительные в творительном и родительном падежах; изменять глаголы будущего времени по числам, образовывать существительные с помощью суффиксов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: расскажите ребенку о празднике — Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества — это праздник всех военных. А кто такие военные? Военные — это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живем. Когда мы вырастем, то сможем защищать свою Родину.

Предложите ребенку изменить слова в рассказе так, чтобы вместо слова «мы» звучало «я». («Родной свой край я Родиной зову...») Спросите ребенка: «Кого защищают военные?» (Меня, маму, братика и т. д.) Скажите, что военные имеют разные специальности. Расскажите ребенку, что он сам сможет их назвать, если научится образовывать новые слова по образцу: танк — танкист, десант —десантник, артиллерия — артиллерист, море — моряк, граница — пограничник, связь — связист, телефон — телефонист.

Предложите ребенку посмотреть на картинки и показать, где десантник, где моряк, где пограничник, где зенитчики и т. д. Расскажите, что у моряков особая форма. У матросов бескозырки с ленточками, полосатые тельняшки, матросские воротники. Зенитчики носят каски. Про пограничника с собакой и десантника попросите ребенка рассказать самостоятельно.

Следующее задание: предложите ребенку изменить слово так, чтобы оно звучало во множественном числе: моряк — моряки, летчик — летчики, пограничник — пограничники, танкист — танкисты, артиллерист — артиллеристы, десантник — десантники. Предложите ребенку ответить на вопрос, кем он будет, когда вырастет. (Моряком, летчиком...) Попросите его посчитать, сколько на картинках нарисовано летчиков, танкистов...

Игра «Кому — что!»

Чему учится ребенок: понимать значение слов; употреблять имена существительные в родительном падеже, а также обогащает словарь.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: расскажите ребенку, что у разных военных разная форма. У летчиков — одна, у пограничников — другая. На картинках нарисованы различные головные уборы — фуражка, бескозырка, шлем, каска. Предложите ребенку показать, где бескозырка, где каска и т. д., а затем определить, какие головные уборы носят военные разных специальностей . Попросите ребенка договорить начатую вами фразу. Бескозырки с ленточками — ... (у моряков). Шлемы — ... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки — ... (у пограничников). Каски — ... (у мотопехоты).

Игра «Найди пару»

Чему учится ребенок: подбирать местоимения к именам существительным; согласовывать числительные с существительными; уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару, соединив их карандашом: бинокль — очки; планшет — портфель; ружье — пистолет; мундир — костюм; фуражка — шляпа; сапоги — кроссовки. Предложите ребенку каждое существительное заменить подходящим местоимением: планшет — он, ружье — оно, фуражка — она и т. д. Предложите каждое существительное произнести вместе со словом «один». (Один бинокль, одни очки, один планшет, одна фуражка.)

Игра «Найди картинку»

Чему учится ребенок: понимать значение слов; игра способствует развитию слухового внимания, обогащает словарный запас.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картинки. Попросите его найти и назвать картинку с изображением техники, о которой можно рассказать, используя предложенные слова: аэродром, крылья, небо, пилот; колеса, броня, механик-водитель; причал, капитан, море, палуба, моряк; люк, броня, гусеница, орудийная башня.

Игра «Ктобольше!»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имя числительное «один» с существительными, личные местоимения 3-го лица с существительными, а также обогащает словарный запас за счет имен существительных и глаголов, уточняет значение слов.

Оснащение; предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).

Ход игры: назовите действие. Попросите ребенка по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы.

Лексический материал: плывет... {корабль, лодка, пароход, катер); летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...); едет... (танк, поезд, автомобиль).

Предложите ребенку к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они); затем — числительное (один, одна, одно, одни).

Игра «Угадай профессию»

Чему учится ребенок: обогащает словарный запас, уточняет словарный запас; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: предложите ребенку, глядя на картинки, отгадать загадки и назвать профессию.

Мчится крепость, Конь бежит— земля дрожит,

Вся в броне, Из ноздрей дым валит.

Тащит пушку на себе. (Поезд; профессия — машинист.)
(Танк; профессия — танкист.)

Есть такой большущий дом, Не стоит на месте он. Не зайти в него никак, Ведь бежит он ло волнам. (Корабль; профессия — моряк.)

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась.

(Самолет; профессия — летчик.)



Игра «Кто это или что ото!»

Чему учится ребенок: различать одушевленные и неодушевленные предметы.

Оснащение: мяч.

Ход игры: называйте слова и бросайте ребенку мяч. Предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.

Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость.

Игра «Образуй новое слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку образовывать слова по образцу.

Лексический материал: сила — сильный, храбрость — ... (храбрый), смелость — ... (смелый), быстрота — ...(быстрый), ловкость — ... (ловкий), находчивость — ... (находчивый), ум — ... (умный). Храбрый— храбрец, удалый-» удалец, умелый— умелец. Летать — летчик, заправлять — заправщик, грузить — грузчик. Быстрый — быстро, смелый — смело, храбрый ~ храбро, отважный — отважно, легкий — легко.

Наши рекомендации