Рейганомика», ее сущность и последствия для США.

Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства 0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%B3%D0%B0%D0%BD,_%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4"Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил 0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_%28%D0%A1%D0%A8%D0%90%29"Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих 0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B"развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила 0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F"экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8"инвестиционным и 0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81"инновационным процессам, снижению 0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0"издержек, увеличению0%A1%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F"сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основными пунктами рейганомики были:

• Замедление роста правительственных расходов.

• Сокращение налогов.

• Сокращение вмешательства государства в экономику.

• Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.

В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций 0%9D%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%85%D0%B0%D1%83%D0%B7"Никсона, 0%A4%D0%BE%D1%80%D0%B4,_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4"Форда и 0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8"Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % 0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82"валового внутреннего продуктаHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0"[2], в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %.

Один из архитекторов рейганомики 0%9D%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC"Уильям Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика. Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос 0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A1%D0%A8%D0%90"государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза.

Последствия:

Эпоха Рейгана была длительным периодом экономической экспансии, которая продолжалась до президентства 0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%BB"Клинтона. В этот период безработица постепенно снижалась, достигнув к 2000 г. уровня 3,9 %.

Рейган существенно увеличил расходы государственного бюджета, в особенности на вооружения — от 267,1 миллиарда долларов в 1980 г. до 393,1 миллиарда, что в расчете от величины 0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82"валового внутреннего продукта составило рост от 4,9 % до 5,8 %, а в расчете от расходных статей бюджета — от 22,7 % до 27,3 %. Для мирного периода это были беспрецедентные расходы0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0"[11].

Налоги при Рейгане были существенно уменьшены, в особенности на высокие доходы. В результате в эпоху Рейгана США снова (как после 0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A8%D0%90"гражданской войны) из всемирного кредитора превратились в крупнейшего в мире должника, что разочаровало даже самого Рейгана.

Социальное расслоение в эпоху Рейгана возросло. Количество американцев, живущих за чертой бедности, увеличилось от 29 миллионов в 1980 г. до 31,7 миллиона в 1988 г. Из них 12,5 миллиона были детьми и подростками (19,5 % всех американских детей). Доля национального дохода, приходящаяся на 5 % самых богатых американцев выросла от 16,5 % в 1980 г. до 18,3 % в 1988 г., а на 20 % наиболее богатых за те же годы — от 44,1 % до 46,3 %, в то время как доля самых бедных 20 % за те же годы сократилась от 4,2 % до 3,8 %. Заметной проблемой крупных городов стали 0%91%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5"бездомные, которые обвиняли в своих бедах рейганомику. Сам Рейган утверждал, что 0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"бродяжничество — личный выбор бездомных.

Наши рекомендации