Глава 1. История создания мемориальных музеев в России

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что в связи с возросшим интересом к вопросам сохранения и возрождения культуры народов многие исследователи обращают пристальное внимание к вопросу о мемориальных музеях-квартирах. Музеи такого профиля очень важны, так как они посвящены выдающемуся человеку или важному историческому событию и созданы в месте, связанном с меморируемым лицом или событием. Для мемориального музея эта связь является определяющим фактором и подавляющий объем комплектования, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности направлен на выявление и интерпретацию этой связи. В мемориальном музее комплектуются в первую очередь коллекции музейных предметов, связанных с меморируемым лицом или событием.

Исследование по данной проблеме актуально, так как некоторые задачи и проблемы плохо изучены, и проведенная работа направлена на преодоление этой проблемы. Тема курсовой работы отражает не только историю и развитие мемориальных музеев, но и их современное состояние, а также рассказывает о знаменитых мемориальных музеях-квартирах.

Цель курсовой работы – изучить работу и особенности мемориальных музеев-квартир и показать их значимость в международном развитии музейного дела.

Объект исследования – мемориальные музеи-квартиры.

Предмет исследования – музейная деятельность мемориальных музеев-квартир.

Ценным источником работы послужила справочно-информационная литература.

При написании работы использованы следующие методы исследования:

1. Метод описания – при написании второй главы;

2. Историко-генетический метод применен для раскрытия содержания обеих глав; Новизна работы заключается в том, что нами сделана попытка обратиться к некоторым малоизученным вопросам – таким, как мемориальные музеи-квартиры как виды музеев.

Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на занятиях и в воспитательной работе в общеобразовательной школе, колледже, вузе.

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во «Введении» раскрыта актуальность курсовой работы, сформулированы цель и задачи работы, установлены объект и предмет исследования.

В 1 главе дано понятие мемориального музея, мемориальных музеев-квартир, даны их основные черты.

Во 2 главе описана история создания музеев-квартир, их особенности и деятельность. Также описана мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, ее обстановка, экспозиции, экскурсии и музейные программы.

В заключении даны выводы по заявленной теме, определена проблема дальнейшего исследования.

Глава 1. История создания мемориальных музеев в России.

1.1.Виды мемориальных музеев

На протомузейном этапе развития культуры идея мемориализации в России воплощалась в форме сохранения реликвий, связанных с именами святых, в т.ч. канонизированных исторических деятелей. Память о важных событиях фиксировалась постановкой храмов.

Первые мемориальные музеи России связаны с именем Петра 1. В 1726 г. выкупается по просьбе вдовы императора Екатерины I для сохранения в качестве реликвии дом ремесленника Иоганна Луде в Нарве, в котором останавливался великий преобразователь России. На основе личных вещей, инструментов, коллекций и специально созданной "восковой персоны" Петра I был устроен "Императорский кабинет" (в составе Петербургской Кунтскамеры с 1729 г.). Позднее мемориальными объектами, а затем и настоящими музеями становятся дома Петра I в Петербурге (1831 г.), на о. Маркове в устье Северной Двины. В 1803 г. близ Переславля-Залесского строится музей для сохранения мемориального ботика и остатков др. петровских кораблей.

На протяжении 19-начала 20 вв. в России возникло около 20 мемориальных музеев. Только 6 из них финансировались государством, большинство возникало по инициативе общественных организаций и частных лиц. Первым "народным" мемориальным музеем стала "Кутузовская изба". В особняках, дворянских усадьбах сохранялись в неприкосновенности помещения, в которых останавливались знаменитости ("Карамзинский кабинет" в Остафьево, Дворец в Таганроге, в котором умер Александр I). Память о знаменитых людях фиксировалась созданием музеев в учебных заведениях и местах службы (Библиотека-музей А.С. Пушкина при Царскосельском Лицее, Музей-квартира Д.И. Менделеева при Московском университете и др.). В 1894 г. был музеефицирован первый мемориальный дом, принадлежавший деятелю русской культуры — Дом-музей П.И. Чайковского в Клину.

После 1917 г. были национализированы и превращены в музеи некоторые усадьбы, дома, квартиры, связанные с именами выдающихся деятелей русской культуры ("Ясная поляна", "Хамовники"). Бурно развивалась сеть мемориальных музеев, посвященных событиям и деятелям революционного движения (музеи П. Кропоткина, Н.Г. Чернышевского, Подпольная типография и др., со 2-й половины 1920-х гг. — музеи В.И. Ленина, с 1930-х — музеи И.В. Сталина). После Великой Отечественной войны важное место в музейном мире заняли мемориальные объекты, связанные с ее героями и событиями. Многочисленными и популярными всегда были музеи, посвященные писателям, поэтам, художникам, ученым. В 1967 г. было принято "Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры", утвердившее в качестве критерия мемориального музея нахождение в мемориальном месте и наличие экспозиции, включающей подлинные предметы (до этого мемориальными могли признаваться любые музеи, посвященные выдающемуся человеку или событию).

В 1990-е гг. состав сети мемориальных музеев РФ меняется. Возникает значительное число музеев, посвященных деятелям культуры, интерес к которым ранее не поощрялся по идеологическим причинам: М. и А. Цветаевой, В. Высоцкому, П. Флоренскому, Н. Федорову и др. Однако из-за отсутствия или крайне малого количества сохранившихся подлинных мемориальных объектов отнюдь не все эти музеи могут считаться мемориальными. Закрывается ряд историко-революционных музеев, другие меняют свой профиль. Так, музей-заповедник "Сибирская ссылка В.И. Ленина" был преобразован в 1993 г. в Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское". Основным объектом сохранения и экспонирования в нем стала сохранившаяся историко-культурная среда старинного сибирского села, а мемориальные места, здания и экспозиции, связанные с именем В.И. Ленина, вошли в него составной частью. Современная тенденция в целом связана с расширением профильной направленности мемориальных музеев и круга хранимых и экспонируемых ими объектов наследия.

В Республике Марий Эл также существуют мемориальные музеи-дома, такие как дом-музей И.С. Ключникова-Палантая, дом-музей Н.С. Мухина, дом-музей С.Г. Чавайна, и др.

Профиль мемориального музея определяется сферой деятельности, в которой прославила себя меморируемая личность. Наиболее многочисленны в РФ мемориальные литературные музеи, что определяется нашим особым отношением к литературе и к роли писателя как пророка и учителя. Представительные группы составляют мемориальные художественные музеи ("Поленово", Васнецова В.М. дом-музей в Москве), музыкальные и театральные музеи (Дом-музей П.И. Чайковского в Клину, "Новоспасское"), научно-технические музеи (Циолковского дом-музей в Калуге, Дом-музей Н.Е. Жуковского в д. Орехово Владимирской обл.). А также военно-исторические, историко-революционные и др. исторические музеи ("Горки Ленинские", Домик игуменьи Марии — М. Тучковой в Спасо-Бородинском м-ре).

Среди мемориальных музеев преобладают такие виды, как дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские.

Экспозиции мемориальных музеев по сложившейся в РФ традиции разделяются на мемориальную часть, где сохраняется, или воссоздается на основе типологических предметов обстановка, в которой жил или творил выдающийся человек, или происходило значимое историческое событие, и построенную по хронологическому или тематическому принципу историко-биографическую часть. Соотношение этих частей и степень достоверности мемориальной части экспозиции зависит от сохранности подлинной обстановки, здания, наличия подлинных мемориальных предметов.

Виды мемориальных музеев.

1.Дома-музеи - группа мемориальных музеев ансамблевого типа, созданных на основе музеефикации домов, в которых жили выдающиеся деятели истории и культуры или происходили значительные исторические события. В названии этой группы, как правило, присутствует имя меморируемого лица или обозначается событие.

В музейной практике РФ сложились определенные подходы к экспонированию мемориальных домов, зависящие, в первую очередь, от сохранности дома и наличия мемориальных предметов. При высокой степени сохранности задача музейного работника - как можно более бережно сохранить подлинную среду, осторожно внося необходимые уточнения. При значительных утратах и малом количестве подлинных мемориальных вещей обстановка нередко дополняется типологическими предметами. Ансамблевые экспозиции домов-музеев, как правило, дополняются также историко-биографическими экспозициями. В отдельных случаях, когда подлинных вещей и достоверных свидетельств практически нет, в доме-музее создается образная экспозиция-метафора, призванная художественными средствами создать духовный портрет обитателя дома.

В зарубежном музееведении различают мемориальные дома-музеи и дома-музеи, представляющие собой характерный образец искусства и быта определенной эпохи. Дома-музеи 2-го типа, относящиеся к историко-бытовому профилю, были широко распространены в России в 1920-е годы. В конце 20 века в России вновь стали создаваться дома-музеи, не связанные с конкретной личностью или событием, но с типологической обстановкой и бытом определенной эпохи и социального слоя: дом купца, дом боярина, дом эпохи модерн, дом-музей одной семьи и т.п.

1. Музеи-мастерские - Мемориально-художественный музей, созданный на базе музеефикации мастерской выдающегося художника, восстанавливающий обстановку, в которой протекала его творческая деятельность и призванный раскрыть особенности его творческого метода. В музее-мастерской сохраняется или реконструируется мемориальная рабочая обстановка, экспонируются произведения меморируемого художника, эскизы, неоконченные работы, создаются историко-биографические экспозиции. Официально наименование "музей-мастерская" сегодня имеют немногие российские музеи, однако целый ряд самостоятельных объектов и экспозиций, созданных на базе мастерских, входит в состав домов-музеев, музеев-усадеб, музеев-заповедников, посвященных жизни и творчеству прославленных деятелей культуры (напр., "Аббатство", студия-мастерская В.Д. Поленова в составе Мемориального музея-заповедника "Поленово"; Мемориальная мастерская старейшего мастера палехской лаковой миниатюры Н.В. Давыкина в составе Музея палехского искусства в с. Палех Ивановской обл.; мастерская Э.К. Циолковского в Доме-музее Циолковского в г. Калуга).

Наши рекомендации