Полоролевые (гендерные) различия характера

Некоторые особенности характера людей обусловлены их половой принадлежностью.

Половые психические особенности связаны не только с био­ логическими факторами, но и с исторически сложившейся диф­ ференциацией мужских и женских социальных ролей, разделе­ нием труда по половым признакам, различием в традиционном воспитании девочек и мальчиков в соответствии с культурно-историческими стереотипами женственности и мужественности.

Половая идентификация — самоотнесение индивида к опреде­ ленному полу— связана с его половой социализацией, развити­ем соответствующего полового самосознания, овладением со­ циально- половой ролью. Половое самосознание индивида фор­ мируется в социальной среде, которая подкрепляет правильное половое поведение и порицает возможные отклонения.

Полоролевые нормы, система мужских и женских стереоти­ пов поведения формируют у человека образ мужчины или образ женщины. Первичная половая самоидентификация формирует­ ся уже к 2 годам, а в 6—7 лет интенсивно формируются половые

234 Глава 7. Психология личности

установки,проявляющиеся в выборе игр, стиле поведения, по­ловой сегрегации (формирование общностей одного пола).

В подростковом возрасте полоролевые ориентации особенно усиливаются, становятся ведущими в общении сверстников. (При этом традиционно маскулинные (мужские) особенности несколько переоцениваются по сравнению с фемининными особенностями.)

Гормональные сдвиги вызывают в этом возрасте половые изменения в строении тела и пубертатный (от лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) эротизм. Половая идентич­ ность в подростковом возрасте критически осмысливается. (При этом может возникнуть синдром дисморфобии — боязни поло­ вого несоответствия.)

Дисгармония физического и психосоциального развития ос­ тро переживается, происходит интенсивное полоролевое само­ утверждение, формируется психосексуальная направленность личности. Дефекты полоролевой социализации, недостатки по­ лового воспитания могут вызвать отклонения в полоролевом по­ ведении индивида (транссексуализм, гомосексуализм и др.).

Какие психологические особенности связаны с половой при­ надлежностью индивида?Научных данных по этой проблемепока еще крайне недостаточно. Некоторые исследователи счи­ тают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в рече­ вых способностях, а мальчики имеют преимущество в зритель­ но-пространственных способностях, мужчины более агрессив­ ны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен.

Девочки и женщины лучше справляются с рутинными одно­ сложными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализированно, эмоционально они чув­ ствительнее мужчин. Психика женщины более обусловлена на­ следственностью, психика мужчины — влиянием среды.

Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тревожности, соревновательности и доминантности1. Для жен­ щин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль по­ ведения, для мужчин — предметно-инструментальный.

Более высокие уровни культурного развития общества харак­ теризуются тенденцией к преодолению противопоставления

1 См.: Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психо­ логии. 1981. №2. С. 47-57.


§ 5. Характер

мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общест­ венном производстве, овладение женщинами «мужскими» про­ фессиями ведет к формированию у них и соответствующих психических качеств. Однако это порождает некоторую неопре­ деленность полоролевых ожиданий, ломку традиционных сте­ реотипов половых ролей, что может вызвать конфликтность межличностных отношений1.

Образы «идеального мужчины» и «идеальной женщины» в настоящее время менее определенны.

В связи с эмансипацией женщин в прогрессивных обще­ ственных условиях все более расширяются сферы совместной деятельности мужчин и женщин. Это ведет и к уменьшению психических различий между ними. В разных сферах жизнеде­ ятельности проявление половых психических различий неоди­ наково. Более заметно эти различия проявляются в психофизи­ ологической сфере — характеристиках сенсомоторных реакций, особенностях эмоциональных и волевых проявлений.

Акцентуации характера

Акцентуация — крайние варианты нормы, при которых отдель­ ные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида.

Приводим классификацию акцентуации характера, разрабо­ танную немецким психологом К. Леонгардом2.

1. Застревающий (ригидный) тип.Характеризуется умереннойобщительностью, склонностью к нравоучениям, неразговорчи­ востью. Люди, принадлежащие к этому типу, в конфликтах обычно выступают инициаторами. Стремятся добиться высоких показателей в любой деятельности, за которую берутся, предъявляют повышенные требования к себе. Чувствительны к социальной справедливости. Обидчивы, уязвимы, подозритель­ ны и мстительны. Иногда чрезмерно самонадеянны, честолю­ бивы, ревнивы, предъявляют непомерно высокие требования к близким и подчиненным по работе.

2. Возбудимый тип.Данному типу присуща низкая контак­тность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко люди этого типа зануды, угрюмы, склонны

1 См.: Кон И. С. Равенство? Одинаковость? // Приглашение на се­ мейный совет. М., 1976. С. 107—117.

2 См.: Леонгард К. Акцентуации личности. Киев, 1981.

236 Глава 7. Психология личности

к брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Неучтивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа добросовестны, аккуратны, любят животных, маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения раз­ дражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведе­ ние.

3. Демонстративный тип.Иногда называют этот тип истероид-ным. Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Люди этого типа демонстрируют высокую приспособляемость к другим лю­ дям и вместе с тем склонность к интригам при внешней мягкости общения. Они раздражают окружающих своей самоуверен­ ностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Общительны, артистичны, обходительны, проявляют неорди­ нарность в мышлении и поступках. Однако негативные их черты (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы) оттал­ кивают многих.

4. Педантичный тип. Люди данного типа в конфликты вступа­ ют редко, на службе ведут себя как бюрократы, предъявляют окружающим многие формальные требования. Вместе с тем охот­ но уступают лидерство другим. Иногда изводят домашних чрез­ мерными требованиями в отношении аккуратности. Привлека­ тельные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, на­ дежность в делах. Негативные — формализм, брюзжание.

5. Гипертимный тип.Этот тип характеризуется чрезмернойконтактностью, словоохотливостью, выраженностью жеста, ми­ мики и пантомимики. Часто люди этого типа отклоняются в разговоре от первоначальной темы. Бывают инициаторами кон­ фликтов, огорчаются, если по этому поводу им делают замеча­ ния. Положительные черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Негативные: легкомыслие, прожек­ терство, недостаточно серьезное отношение к своим обязанно­ стям. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, моно­ тонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимный тип.Его характеризует низкая контактность,немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно являются домоседами, тяготятся шумным обществом, легко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех, кто с ними дружит,


§ 5. Характер

готовы им подчиняться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Нега­ тивные черты: пассивность, замедленность мышления, непово­ ротливость, индивидуализм.

7. Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный, неустойчивый) тип.Этому типу свойственны частые смены на­строения, манеры обращения с другими. Такие люди общитель­ ны в периоды повышенного настроения, а в периоды подавлен­ ного — замкнуты. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

8. Экзальтированный (аффективно-экзальтированный) тип.Этому типу свойственны высокая контактность, словоохотли­ вость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем они привязаны и внимательны к близким и друзьям. Альтруи­ стичны, сострадательны, имеют хороший вкус, проявляют яр­ кость и искренность чувств. Негативные черты: паникерство, приверженность к сиюминутным настроениям.

9. Тревожный тип.Люди данного типа имеют низкую контак­тность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Редко вступают в конфликты с окружающими, в которых игра­ ют лишь пассивную роль. Привлекательные черты: дружелю­ бие, самокритичность, исполнительность. Часто такие люди бывают «козлом отпущения», мишенью для шуток.

10. Эмотивный тип.Люди с таким типом акцентуациихарактера предпочитают общение в узком кругу избранных, ко­ торых они понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты,

а если это происходит, то играют в них пассивную роль. Обиды носят в себе. Привлекательные черты: сострадательность, обост­ ренное чувство долга, исполнительность. Такие люди рады чу­ жим успехам. Негативные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

11.Экстравертированный тип.Отличается высокой контакт­ностью. У таких людей масса друзей и знакомых. Они слово­ охотливы до болтливости, открыты для любой информации.

В общении часто уступают роль лидера другим, предпочитают подчиняться, находиться в тени. Привлекательные черты: го­ товность внимательно выслушать другого, исполнительность. Негативные черты: подверженность влиянию, легкомыслие,

238 Глава 7. Психология личности

необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к распрос­ транению сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип.Люди этого типа характери­зуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванно­ стью от реальности, склонностью к философствованию. Любят одиночество, редко вступают в конфликты, и только при по­ пытках других бесцеремонно вмешиваться в их личную жизнь. Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеж­ дений, принципиальность. Негативные черты: упрямство, ри­ гидность мышления, упорное отстаивание своих идей несмотря ни на что1.

Наши рекомендации