Конфликт: причины возникновения и группы ролей

Conflict: causes and groups of roles

Бычков Н.И.

студент 3 курса направления «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Клину

Аннотация Раскрывается понятие и содержание конфликта, объективные и субъективные причины его возникновения, а также ролевое взаимодействие людей.

Ключевые слова Конфликт, группы причин конфликта, виды ролей

Annotation The concept and content of the conflict, the objective and subjective reasons for its occurrence, as well as the role interaction of people are revealed.

Keywords Conflict, groups of conflict causes, types of roles

Конфликт(лат.conflictus-столкнувшийся)–наиболееострыйспособ разрешенияпротиворечийвинтересах,целях,взглядах,возникающихвпроцессесоциальноговзаимодействия,заключающийсявпротиводействииучастниковэтоговзаимодействияиобычносопровождающийсянегативнымиэмоциями,выходящийзарамкиправилнорм.

Существуетчетырегруппыпричинконфликтов:

- объективные

- организационно-управленческие

- социально-психологические

- личностные-субъективные

Объективныепричины,какправило,приводятксозданиюпредконфликтнойобстановки.Иногдаонимогутбытьреальными,аиногда мнимымиивэтомслучаебудуттолькоповодом,искусственнопридуманнымчеловеком.

Субъективныепричиныначинаютдействоватьтогда,когдапредконфликтнаяобстановкаперерастаетвконфликт.Практически влюбойпредконфликтнойситуацииучеловекаостается выборконфликтногоилиодногоизнеконфликтныхпутейееразрешения.Толькоисходяизиндивидуальныхпсихологическихособенностей,человеквыбираеттоилииноеповедение.Вспоре,какивссоре,небываетодноговиноватого.Ссорятсявсегдадвестороны.Ненадосниматьссебячувствоответственностиивыяснять,ктопервыйначал.Выподдержали,следовательно,самивыбраликонфликт.Есливамбудетнужно неспорить,например,сначальством,вынайдетемножествоспособов,какизбежатьконфликта.Ноесливаш«противник»равенвамилислабее,тутвыврядлиуступите.

Разумеется,водномконфликтеобъективныепричиныисубъективныечеткоразграничены.Граньпровестидовольносложно.Однаитажеобъективнаяпредпосылкадляоднихлюдейконфликтогенна,длядругих–нет, поэтому и самиобъективныепричинывомногомсубъективны. С другойстороны, и субъективные причины во многом объективны,потому что агрессивность

Человекавомногомформируетсяагрессивностьюсреды,вкоторойонформировалсякакличность.

Условновыделяютсяобъективныеисубъективныепричиныконфликта.

Кчислунаиболеечастныхобъективныхпричинможноотнестиследующие:

- естественноестолкновениематериальныхидуховныхинтересовлюдейвпроцессежизнедеятельности.

- слабаяразработанностьправовыхнорм,регулирующихнеконфликтноерешениепроблем.Например,еслиначальникоскорбилподчиненного,топоследнийчастовынуждендлязащитыдостоинстваприбегатькконфликтномуповедению.Внашемобществепоканеразработаныэффективныестандартные,всемизвестныеконфликтныеспособызащитыинтересовподчиненныхотпроизволаначальников.Подчиненный,конечно,имеетправообжаловатьнеправильные,поегомнению,действияначальника.Однакопроцедуратакогообжалованиямалоэффективна.Поэтомуподчиненныереальнопользуются ею лишьвкрайнихслучаях.Вбольшинствепредконфликтныхситуацийтакогородаонипредпочитаютлибоуступить,либопойтинаконфликт.

- недостатокзначимыхдлянормальнойжизнедеятельностилюдейматериальныхидуховныхблаг.То,чтомыживемвобществевсевозможныхдефицитов,естественно,заметносказываетсянажизнилюдей,наколичествеихарактереконфликтовмеждуними.Основнымдефицитомсегоднясталиденьги.Есливорганизациипоявляетсявозможностьполучитьхорошооплачиваемуюработудляограниченногочисласотрудников,товозникаютестественныеконфликтымеждутеми,ктополучаетэтуработу, иостальнымиработниками.Распределениематериальныхидуховныхресурсовявляетсяобъективноконфликтнымпроцессом.

Втораягруппаобъективныхпричинконфликтовноситорганизационно-управленческийхарактер.Этимпричинамэлементсубъективизмаприсущвнесколькобольшейстепенипосравнениюсобъективнымипричинами.Организационно-управленческиепричиныконфликтовсвязаны с созданием и функционированиеморганизаций, коллективов, групп.

Структурно-организационные причины конфликтовзаключаются внесоответствииструктуры организациитребованиямдеятельности,которойоназанимается.Структураорганизациидолжнаопределятьсязадачами,которыеэтаорганизациябудетрешатьилирешает,структурасоздаетсяподзадачи.Однакодобитьсяидеальногосоответствияструктурыорганизациирешаемымзадачампрактическиневозможно.В основномдопускаютсядвеошибкиприсозданииорганизации:ошибкаприпроектированииорганизацииипрогнозированииеезадач,инепрерывноеизменениезадач,стоящихпередорганизацией.Функционально-организационныепричиныконфликтоввызванынеоптимальностьюфункциональныхсвязейорганизациисвнешнейсредой;междуструктурнымиэлементамиорганизации;междуотдельнымиработниками.Личностно-функциональныепричиныконфликтовсвязаныснеполнымсоответствиемработникапопрофессиональным,нравственнымидругимкачествамтребованиямзанимаемойдолжности.Ситуативно-управленческиепричиныконфликтовобусловленыошибками,допускаемымируководителямииподчиненнымивпроцессерешенияуправленческихидругихзадач.Принятиеошибочногоуправленческогорешенияобъективносоздаетвозможностьконфликтовмеждуавторамирешенияиегоисполнителями.Невыполнениеработникамизадач,поставленныхруководством,такжевызываетопасностьконфликтапоэтомуповоду.

Третьягруппапричинимеетсоциально-психологическийхарактер.

Однойизтакихпричинстановятсявозможныезначительныепотериинформациииискажениеинформациивпроцессемежличностнойимежгрупповойкоммуникации.Человеквпринципе не можетпередатьбезискажениявпроцессеобщенияинформацию.

Второйтипичнойсоциально-психологическойпричиноймежличностныхконфликтовявляетсянесбалансированноеролевоевзаимодействиедвухлюдей.СогласнотеорииЭрикаБерна,каждыйчеловеквпроцессевзаимодействияиграетопределенныероли.Всвоейжизнивзависимостиотконкретнойситуациичеловекможетигратьнесколькоролей.Соднимион–друг,сдругими–начальник,стретьими – подчиненный. И т.д. К сожалению,этиролимы не всегда играем достаточноуспешно.Вотношениивозникновенияконфликтанаиболеесущественныролируководителяиподчиненного(ребенкаиродителя, старшего,равного,младшего) Бернвводитпонятиетрансакции–единицы взаимодействияпартнеровпообщению,сопровождающейсязаданиемихпозиций.

Выделяютсятриосновныхгруппыролей:

«Ребенок»–проявляетчувства (обиды, страха,вины…),подчиняется,шалит,проявляетбеспомощность,задаетвопросы«Почемуя?»,«Зачтоменя?»,извиняетсявответназамечания.

«Родитель»–требует,оценивает(осуждаетиодобряет),учит,руководит,покровительствует.

«Взрослый»–работаетсинформацией,рассуждает,анализирует,уточняетситуацию,разговариваетнаравных,апеллируеткразуму,логике.

Когдаруководительобщаетсясподчиненным,то онведетсебя какстаршийпоотношениюкмладшему.Еслиподчиненныйтакжеоцениваетраспределениеролей,т.е.считаетсебямладшим,тотакоевзаимодействиесточкизрениясбалансированностиролейбудетдлитьсябесконфликтноскольугоднодолго.

Однако,можетсложитьсяситуация,прикоторойучастникивзаимодействияопределятсеберавныероли.Притакомдисбалансевозможенролевойконфликт.

Взаимодействиелюдейосложняетсятем,чтоонииграютсразунесколькоролей.Допустимвы,работаякорреспондентом,приходитебратьинтервьюудиректорапредприятия.Естественно,онбудетчувствоватьсебявэтихусловияххозяином,значитстаршим,иотноситьсяквам,каккмладшему.Сдругойстороны,выабсолютноравнывсвоихгражданскихправах.Болеетого,отжурналистазависит,в какомсветепоказатьдеятельностьэтогоруководителя.Ивысчитаетестаршимсебя.Происходитдисбаланс,которыйможетвосприниматьсякакнеуважениеидажеоскорблениедостоинства.Сдругойстороны,многимилюдьмиснизкимуровнемобразованностииобщейкультуры,журналиствоспринимаетсяеслинекакбог,тоужвовсякомслучае,какначальник.Вэтомслучаенестоитигратьвдемократиюипытатьсяобщатьсянаравных.Вытолькособьетестолкутакогочеловека,ипроцессполучения информациибудетзначительнозатруднен.Обэтомнужнопомнить,работаяслюдьми.Ролевойуровеньжурналистадолженбытьмобильным.Необходимоуметьподстраиватьсяподчеловека, с которым выработаете.Отэтогозависитуспехинтервью.

Однойизтипичныхсоциально-психологическихпричинмежличностныхконфликтовявляетсянепониманиелюдьмитого,чтоприобсуждениипроблемы,особенносложной,несовпадениепозицийчастоможетбытьвызванонедействительнымрасхождениемвовзглядах наодноитоже,аподходомкпроблемесразличныхсторон.Вспомнитедревнююпритчуослоне.Вчемзаключаласьпричинаэтогоконфликта?Втом,чтокаждыйсумелоценитьлишьчастьпроблемыиподошелкэтойоценкеодносторонне.Твердостьвотстаиваниисвоейпозициибыламотивированнатем,чтопо-своемукаждыйбылправ.Каждыйбылуверенвсвоейправоте,нонепонимал,чтоегоправдасоставляетлишьчастьболееобщейправды.

Проблемы,которыеобсуждаютлюди,какправило,сложныиимеютмногосторониоттенков.Партнерыповзаимодействиюнередкоподходяткпроблемесразныхсторон.Обладаяразнымжизненнымопытомизнаниемпроблемы,онидополняютэтупроблемудоцелостнойкаждыйпо-своему.Вслучаетакогоконфликтанеобходимовслухпроговоритьпроблемукаждойизсторониприйтикединомуееопределению.

Типичнойсоциально-психологическойпричинойконфликтоввовзаимодействиилюдейявляетсявыборимиразличныхспособовоценкирезультатовдеятельностииличностидругдруга.Восновелюбойоценкилежитсравнение.Существуетпятьвозможныхспособовоценки:сравнениесидеалом,снормой,сдостижениямидругихлюдей,сисходнымположениемдел.

Анализконфликтовпоказал,чточащевсегоихпричинойстановитсятотслучай,когдачеловекберетзаосновуоценкинето,чтодостигнуто,ато,чтонеудалось.Всемнамизвестенлозунг:«Давайтеобсуждатьто,чтоесть,ането,чегонет».Ксожалению,вжизнимы онем забываем,оцениваядругих,но не забываем,оцениваясебя,-отсюдаипротиворечие.

Существуетидругиесоциально-психологическиепричиныконфликтов:внутригрупповойфаворитизм,т.е.предпочтениечленовсвоейгруппыпредставителямдругихгрупп;конкурентныйхарактер взаимодействиясдругимилюдьмиигруппами;ограниченныеспособностичеловекакдецентрации,т.е.изменениюсобственнойпозицииврезультатесопоставленияееспозициямидругихлюдей;Желаниеполучатьбольше,чемотдавать;стремлениеквласти;психологическаянесовместимостьидругие.

Личностныепричиныконфликтовсвязаны,преждевсего,синдивидуально-психологическимиособенностямиегоучастников.Ониобусловленыспецификойпроцессов,происходящихвпсихикечеловекавходееговзаимодействияс другимилюдьмииокружающейсредой.

Еслиговоритьопричинахконфликтов,которыеможноотнестикпсихологическим,товажнойсрединихбудетследующая.

Впроцессесоциальноговзаимодействияучеловекасуществуетопределенныйдиапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. если нет - либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству, рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

Еще одна психологическая причина возникновения конфликта ‒ значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Вы можете использовать какое-либо воздействие на человека, считая его достаточно нейтральным или слабым, но для вашего оппонента оно может оказаться достаточно сильным.

Такую же злую шутку может сыграть с человеком низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.

К конфликту может привести завышенныйилизаниженныйуровеньпритязаний.

Охарактеризованныеличностныепричинывозникновенияконфликтавстречаютсянаиболеечасто,нонеисчерпываютпереченьпричинподобногорода.

Списоклитературы

1. РозановаВ.А.Психологияуправления:учебноепособие.М.,2000.

2. ПаркинсонС.Н.Искусствоуправления.М.,2002.

УДК 316.61

Наши рекомендации