Новгородская и псковская феодальные республики

До начала XII в. Новгородская земля была частью Киевского государства. В 1136 г., воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя и его изгнанием, бояре Новгорода захватили власть и установили свое политическое господство. С этого времени Новгород стал феодальной республикой (просуществовавшей до конца XV в.). Псковская земля входила в Новгородскую республику до середины XIV в. В 1348 г. Псков, крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода, также став феодальной республикой.

Особенности общественного и государственного строя Новгорода определялись, прежде всего, своеобразием экономического развития этого крупнейшего торгового и ремесленного центра, имевшего большие колонии, зависимые земли. Господствующий класс - феодалы, крупные землевладельцы - был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения зависимых земель, дававшего ему меха, лен, мед и другие товары для экспорта. Феодалы жили, как правило, в Новгороде, имели большие усадьбы, где кроме них проживали зависимые ремесленники, мелкие торговцы, челядь. Кроме феодальной ренты (чаще оброка), бояре получали доходы от торговли, ростовщичества, поборов с колоний.

Государственный строй Новгорода (а затем, после получения независимости, и Пскова) отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен как феодальная (боярская) республика. Новгород не только столица Новгородской земли, но как бы олицетворение государства, носитель государственного суверенитета "Господин Великий Новгород". Юридически высшим органом власти считалось вече - собрание полноправных жителей мужского пола. Новгородское вече должно было решать важнейшие вопросы государственной жизни: заключать договор с князем, приглашенным в Новгород, выбирать высших должностных лиц города, утверждать законы, регулировать отношения с иностранными государствами, назначать посольства, решать вопросы войны и мира, устанавливать повинности горожан и т.п. Имелась вечевая администрация (вечевые дьяки, вечевая изба), вечевые грамоты скреплялись печатью "Господина Великого Новгорода". Вече собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда - по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала боярскому совету ("осподе"). Этот совет формировался из бояр и высших чинов администрации: посадника, тысяцкого, "старых" (т.е. бывших) посадников и тысяцких, старост городских концов. Возглавлял совет "владыка" - архиепископ Софийского собора. Его мог заменять архимандрит - настоятель крупнейшего в Новгороде Юрьевского монастыря. Боярский совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственной значимости: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики.

Князья приглашались в Новгород после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на "осподе". Затем эта кандидатура предлагалась вечевому собранию. Князь, согласившийся княжить в Новгороде, должен был подписать договорную грамоту, в которой подробно регламентировались его права и обязанности.

По договорам князь, прежде всего не имел права приобретать землю и раздавать ее своим приближенным. Новгородское боярство, верно понимая основу могущества княжеской власти, зорко следило за тем, чтобы князья не создали своего домена в республике. Князья не могли торговать с иностранцами без посредничества новгородских купцов, не имели права издавать законы и по своей инициативе, объявлять войну и заключать мир и т.д. Тем не менее князь был важной фигурой в Новгороде, одним из его высших должностных лиц. Организация защиты республики от внешних врагов - вот главнейшая цель приглашения князей в Новгород. Князь возглавлял собственную дружину и стоял (но вместе с посадником и тысяцким) во главе всех вооруженных сил новгородцев. За свою деятельность князья получали доходы: "дар" с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных владений Новгорода; часть судебных и проезжих (за право проезда) пошлин; пользовались угодьями для охоты, рыбной ловли, сенокосами (все это регламентировалось договорами со скрупулезной точностью).

Во главе управления в Новгороде стоял посадник - первое по важности должностное лицо, избиравшееся на вече из знатнейших боярских фамилий. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, выполнял вместе с ним все его важнейшие функции (командование вооруженными силами, суд), ведал администрацией, внешнеполитическими делами, строительством оборонительных укреплений, следил за взысканием податей с населения.

Второе по значению должностное лицо в Новгороде - тысяцкий. Его также избирали на вече из знатнейших и аристократических фамилий. Тысяцкий ведал торговлей и судом по торговым тяжбам, следил за созданием гор-го ополчения и вместе с князем и посадником стоял во главе вооруженных сил Новгорода. За свою службу посадник и тысяцкий получали право сбора в свою пользу определенных повинностей.

Управление Новгородом строилось следующим образом: город делился на 5 "концов": Плотницкий, Словенский, Загородский, Неревский и Гончарский. "Концы" подразделялись на "сотни" (их было 10), "сотни" на "улицы". Каждый "конец" созывал свое кончанское вече с выборным кончанским старостой во главе. Такая же организация управления существовала и в более мелких административных единицах города. "Сотни" были одновременно и административными, и военными единицами, при необходимости выставлявшими определенную часть ополчения. Сотники (или сотские) выполняли и полицейские, и судебные функции. Все местные выборные органы должны были следить за благоустройством города и, конечно, за торговлей.

Территория Новгородского гос-ва делилась на 5 частей, "пятин", кот-е подчинялись 1му из "концов" Новгорода. "Пятины" делились на волости, управлявшиеся новгородскими "мужами", волости - на погосты. В крупные города (например, в Псков - до 1348 г.) посылались наместники Новгорода. Но города пользовались и относительной самостоятельностью - имели вече, выборных должностных лиц.

ПРАВО НОВГОРОДА И ПСКОВА

Важная роль в развитии права Новгородской республики принадлежала Русской Правде. Она применялась непосредственно и оказала заметное влияние на правовые документы всего периода существования самостоятельной государственности Новгорода (а затем и Пскова).

Интереснейшим памятником права является Новгородская судная грамота XV в., сохранившаяся в отрывке, в единственном списке. Она содержала нормы судоустройства и процессуального права. Особое место занимает Псковская судная грамота XV в. Псковская судная грамота содержала 120 статей, включавших нормы гражданского права, положения о судоустройстве и процессе, нормы уголовного права.

Особенностью правовой системы Новгорода и Пскова была значительная разработка институтов гражданского права по сравнению с Русской Правдой и документами других русских земель периода феодальной раздробленности. Так, довольно подробно определялось вещное право. Кроме права собственности, Новгороду и Пскову известны право пожизненного пользования ("кормля"), залоговое право.

Псковская судная грамота уделяла большое внимание охране права собственности (отличая право собственности на недвижимость - земли, лес, двор, рыболовный участок от права собственности на движимое имущество). Способы приобретения права собственности могли быть разными: купля, получение по наследству, получение так называемого приплода, истечение срока давности владениями и т.д.

Другой вид вещного права - "кормля" (временное пользование чужой собственностью) - устанавливался для пережившего супруга (до его смерти или заключения нового брака). Залог движимого имущества отличался от залога недвижимости. В первом случае заложенная вещь передавалась заимодавцу до уплаты долга. При залоге недвижимости она не переходила во владение залогодержателя, собственник давал ему лишь соответствующие документы.

Бол-е развитие получило обязательственное право. Известны 3 способа заключения договоров: устный, "запись" и "доска". К заключению устного договора иногда привлекались свидетели. "Запись" - письменный документ, передававшийся на хранение в Софийский собор в Новгороде (или в Троицкий собор в Пскове). "Доска" - письменный документ, который составляли без особых формальностей и не сдавали в архив собора.

Документам Новгорода и Пскова известны следующие виды договоров: купля-продажа, мена, дарение, заем, ссуда, поклажа, имущественный и личный наем. Купля-продажа недвижимости оформлялась письменно, при свидетелях. Большое внимание уделялось договору поклажи (хранения имущества). Он оформлялся письменно (составлялась "запись"). Псковская судная грамота предусматривала случаи потери товара от пожара, грабежа, восстания, в пути или в чужой земле. Подробно регламентировался договор займа: он должен был совершаться в письменном виде (если сумма займа превышала один рубль), или на "доске" (частная расписка), или "записью". Возвращение долга оформлялось распиской, копия которой могла сдаваться в государственный архив.

Новгороду и Пскову было известно наследование по закону и завещанию. Наследниками по закону признавались переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Завещание оформлялось письменно, с составлением "записи", с передачей на хранение в архив.

Уголовное право рассматривало как преступление (уголовно наказуемое деяние) не только причинение вреда отдельному частному лицу, но и государству ("Господину Великому Новгороду" или Пскову). Складывалось, таким образом, понятие преступления как общественно опасного деяния. Субъектом преступления признавались все (кроме холопов).

Псковская судная грамота упоминала государственную измену, каравшуюся смертной казнью. Этот вид преступления был известен и Новгороду. Известны преступления против судебных органов - тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение судебного учреждения, оскорбление судебного должностного лица. Подробно определялись имущественные преступления: татьба (простая и квалифицированная, например, конокрадство или кража, совершенная в третий раз), разбой, грабеж, поджог, наход (разбой, произведенный шайкой). Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство.

Наиболее тяжким наказанием, применявшимся за государственные и иные наиболее опасные преступления (поджог, конокрадство, кража в третий раз), была смертная казнь. Второй вид наказания (чаще всего применяемый) - штрафы (денежные взыскания). Их размеры колебались в зависимости от тяжести преступления.

Система штрафов была сложной. Псковская судная грамота называла продажу - штраф, поступавший в пользу князя; возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам (в случае убийства); Новгородская судная грамота говорила о штрафах в пользу князя и Великого Новгорода; о судебных пошлинах, шедших владыке, посаднику, тысяцкому и иному судье.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер. На форму процесса в Новгороде и Пскове повлияла Русская Правда, но в обоих государствах досудебное следствие и судопроизводство значительно более подробно и четко определялись законом. Роль суда и судебных должностных лиц возросла; изменилась в определенной мере система судебных доказательств.

Дело начиналось, как правило, с подачи искового заявления. Но суд (в отличие от Русской Правды) д.б. произвести расследование ("обыскать"). Этот термин понимался и современном смысле. Было и понятие о выемке: изъятые вещи сдавались на хранение в суд. На суд ответчика вызывал пристав вручением официальной повестки. В случае сопротивления применялся привод. Устанавливался и спец-й порядок вызова в суд свидетелей ч/з судебных агентов. Допускалось судебное представительство для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних.

Судебное дело оформлялось документами: сторона, выигравшая судебный спор, получала "правую" грамоту. Решение суда оформлялось судной грамотой. При судах имелись канцелярии с дьяками, ведавшими делопроизводством. Судебные доказательства в основном совпадали с известными по Русской Правде: свидетельские показания, показания послухов, присяга, вещественные доказательства (поличное). Значительно более важную роль играли письменные доказательства: "записи" и "доски".

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежали прежде всего социально-экономические факторы: интенсификация сельскохозяйственного производства, связанные с ней рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи; появление новых и укрепление старых городов - центров торговли и ремесла; расширение экономических связей и товарноденежных отношений. Изменения социально-экономического порядка неминуемо приводили к более интенсивной эксплуатации крестьян и закрепощению их. Рост сопротивления со стороны крестьянства, обострение массовой борьбы требовали от господствующих классов проведения политических реформ, которые могли бы способствовать упрочению их власти.

Развитие городов - центров ремесла и торговли - обусловливало необходимость упразднения многочисленных таможенных барьеров, политических границ. Дальнейший прогресс в области экономики был возможен только на основе ликвидации бесконечных столкновений, феодальных войн, характерных для всего периода феодальной раздробленности. Укрепление экономических связей, как и обострение классовой борьбы, требовало совершенствования аппарата управления, ставило перед государственной властью задачи, ранее решавшиеся отдельными крупными феодалами: организация управления, суда, сбора податей и новые: создание дорог, почтовой связи и т.п. Политически вадсным моментом в процессе централизации могла быть (и она имела значение в истории ряда государств Европы) необходимость зашиты от внешних врагов. Процесс создания Русского централизованного государства во многом идентичен общим закономерностям исторического развития феодального государства, но он имел и свои особенности.

Предпосылки ликвидации феодальной раздробленности на Руси наметились еще в XIII в., особенно на северо-востоке, во Владимирском княжестве. Однако дальнейшее развитие русских земель было прервано монгольским завоеванием, нанесшим большой ущерб русскому народу и значительно замедлившим его прогресс. Только в XIV в. русские княжества начали постепенно возрождаться: восстанавливалось сельскохозяйственное производство, отстраивались города, возникали новые торгово-ремесленные центры, усиливались экономические связи. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория которого постоянно (начиная с XIII в.) расширялась.

Крупными городами были Владимир, Дмитров, Можайск, Переяславль, Углич, Тверь, Нижний Новгород, Рязань и др. Многие из них стали укрепленными пунктами (например, Москва с каменным Кремлем XIV в.). Это играло немаловажную роль в борьбе с внешними врагами и соперниками - князьями, давало определенные гарантии защиты жителям. В связи с развитием торговли возрастало значение старых торговых путей и появившихся новых. Стремление овладеть ими было причиной острой политической борьбы, требовало расширения территории княжеств, политической централизации.

В условиях развития производительных сил в сельском хозяйстве существенно изменялся характер феодального землевладения. Земля приобретала все большую ценность, свободных площадей становилось все меньше, и борьба за них усиливалась. Стремление удержать за собой (в порядке верховного собственника) огромные земельные владения, обеспечить их защиту во время междоусобиц и эксплуатацию крестьянского населения приводило в XIV-XV вв. к раздаче князьями земель в условное, "служилое" владение, к развитию поместной системы. Владельцы поместий, средние и мелкие феодалы-землевладельцы, получившие землю за службу (или на время службы), становились важной опорой великокняжеской власти. Рассматриваемый период был переломным в истории русского крестьянства. Интенсификация сельскохозяйственного производства происходила не только (и не столько) в связи с развитием производительных сил, совершенствованием орудий труда, но и за счет усиления эксплуатации крестьян. Рост феодальных повинностей вызывал все больший протест зависимого сельского населения, уход от старых владельцев в поисках лучшего, требования зафиксировать в особых грамотах размер оброка или барщины. Крестьяне открыто выступали против феодалов (разбой, поджоги, душегубство). Острая классовая борьба велась и в городах. Так называемый "черный посад" городские низы - не раз поднимался на восстания, протестуя против увеличения поборов, податей, усиления гнета. Развитие классовых противоречий заставляло господствующий класс феодалов действовать с большим единством, применять новые формы политических связей, усиливать государственный аппарат. Таковы основные предпосылки образования Русского централизованного государства. Важную роль в этом процессе сыграло внешнеполитическое положение русских земель, необходимость военного объединения перед лицом иноземных захватчиков, и особенно борьба с Золотой Ордой. Только объединившись, русские княжества сумели выиграть сражение на Куликовом поле, а в конце XV в. окончательно сбросить гнет монгольского владычества, продолжавшегося двести с лишним лет.

Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государствкняжеств в одно - Московское великое княжество; а во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества.

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества начинается в конце XIII в. и заканчивается в конце XV в. - начале XVI в. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск и др. Иван III и его сын Василий III - великие князья Московские - стали именовать себя "государями всея Руси".

По мере складывания единого государства менялся и его характер. Определившиеся во второй половине XV в. - начале XVI в. процессы изменения политического строя не получили, однако, завершения одновременно с объединением земель Русского государства. Политический аппарат централизованного государства в полной мере сложился только во второй половине XVI в. В конце XV в. был принят первый судебник централизованного государства - Судебник 1497 г., положивший начало созданию общегосударственной системы права. Объединение русских княжеств произошло на территории, на которой в то время формировалась великорусская народность. Но наряду с русскими землями в состав государства вошли территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Централизованное Русское государство складывалось как многонациональное.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ПЕРЕОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

В рассматриваемый период на Руси происходили довольно существенные изменения в формах феодальной собственности на землю и в правовом статусе основных группировок господствующего класса феодалов.

Класс феодалов подразделялся на несколько разрядов. Во главе иерархической лестницы стоял великий князь - крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными (чернотяглыми) землями. Дворцовые земли принадлежали князю и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу ("служни" земли). Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину и управлялись дворцовыми слугами. Черносошные земли принадлежали князю как главе государства. Крестьяне этих земель несли тягло, повинности в пользу великокняжеской власти (государства) и управлялись его наместниками. Служилые князья (княжата) превратились (по мере подчинения их власти великого князя Московского) в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем - его подданными. Боярское землевладение уже к XV в. не совпадало с оставшимися от политической раздробленности границами удельных княжеств. Вассальные отношения с удельными князьями разрушались и заменялись службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти правовой статус бояр-вотчинников существенно изменялся: было ограничено, а затем и отменено "право отъезда" (переход от 1го князя к др.); вотчины стали приобретать характер условного землевладения (иначе говоря, устанавливалась зависимость владения вотчиной от службы великому князю); были сокращены их иммунитетные привилегии (ряд судебных дел о душегубстве, разбое, татьбе передавался из их ведения в суд княжеских наместников). Эти изменения привели к некоторому ограничению власти бояр, что еще не означало утрату ими привилегированного положения. Бояре - по-прежнему крупные землевладельцы, эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов. Они были свободны от податей и повинностей, судили (за исключением некоторых дел) своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав феодального совета при князе (так называемой Боярской думы), занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде. Боярское звание ранее могло быть получено только по наследству. С изменением положения старой феодальной знати звание бояр стало придворным чином, жалуемым великим князем. Появились "введенные" бояре, окольничий (наиболее привилегированные бояре), принадлежность которых к верхушке феодальной знати устанавливалась князем. Другие слои феодалов имели чины думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др.

Служилые люди - дворяне - владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Дворянство становилось все более многочисленной группой господствующего класса, причем группой, теснейшим образом связанной с великокняжеской властью и становившейся ее важной политической опорой. Дворянство было крайне заинтересовано в укреплении власти единого государя, так как не могло само справиться ни с внутренними, ни с внешними врагами. Оно было заинтересовано в захвате новых земель и расширении предоставляемых ему "дач", в активизации развития торговли, появлении новых торговых путей, так как хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях связей с рынком, развития барской (господской) запашки, увеличения повинностей (что вело к усилению эксплуатации крестьян, прежде всего в дворянских хозяйствах). В последующем права дворян на землю (а равно и их политические привилегии) были значительно расширены.

К средним и мелким феодалам относились слуги вольные и дети боярские. Среднее и мелкое дворянское землевладение имело более прогрессивный и жизнеспособный по сравнению с боярско-княжеской вотчиной характер, о чем свидетельствовали многочисленные факты разорения бывших княжат и бояр, их долги, заклады земель, продажа их новым владельцам.

Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники имели до трети всех частновладельческих земель в Русском государстве. Церковное и монастырское землевладение продолжало интенсивно развиваться на протяжении XIV-XV вв. Оно, как правило, не совпадало с границами отдельных княжеств. Духовенство, естественно, связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только великокняжеская власть могла помочь церковникам справиться с крестьянским движением. Крестьяне все чаще поднимались на борьбу, захватывали земли феодалов, убегали на окраины страны. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства, создать необходимые условия для усиливавшейся эксплуатации непосредственных производителей. Но в то же время широкие привилегии, иммунитета церковных феодалов мешали централизации государства. В начале XVI в. определилась тенденция к некоторому их изменению, ограничению: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духовенства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях (с передачей великокняжескому суду). Была сделана попытка ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения путем запрещения продажи монастырям земли или передачи ее "на помин души" без разрешения великого князя.

Городское население. Рост городов, ремесленного производства и торговли привел к увеличению численности городского населения и к усилению социальной дифференциации его состава. Верхушку городского (посадского) населения составляли купцы - гости (они вели иноземную торговлю), сурожане, торговавшие с Крымом, люди "суконной сотни" и др. "Лутчие" люди посада получали привилегии - освобождались от части государевых повинностей, создавали свои корпорации ("сотни", "ряды", у ремесленников - "улицы") с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы, "черных", "молодших" людей. Часть торгово-ремесленных дворов была собственностью церковников. Население слобод, принадлежавших духовным и светским феодалам, не платило городского тягла (поэтому эти слободы и получили название "белых").

Крестьяне подразделялись на несколько основных групп: чернотяглые (черносошные), т.е. государевы, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне платили подати и несли другие натуральные повинности великому князю-государю. Их число постоянно и существенно сокращалось, так как они вместе с землей передавались, жаловались феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали ренту, либо оброк (натуральный или денежный), либо барщину. Аналогичным было положение дворцовых крестьян. В рассматриваемый период происходит усиление эксплуатации крестьян, увеличение размеров оброка, барщины. Обеспечить выполнение этих повинностей феодалы могли лишь за счет усиления внеэкономического принуждения, укрепления государственного аппарата. При его помощи с середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян-старожильцев (находившихся в давней, длительной зависимости от феодала), серебренников (взявших в долг у господина деньги), затем в особых грамотах, жалованных великими князьями, был определен общий срок перехода крестьян - Юрьев день. При уходе крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое. В это время сохранялся институт холопства, но появилась новая группа - кабальные люди (попавшие в зависимость в связи с долгом).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ПЕРЕОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Во главе Русского государства стоял великий князь, именовавшийся начиная с конца XV в. "государем всея Руси". В начальный период объединения русских земель в одно государство великий князь был типичным монархом раннефеодального государства, хозяином в своей вотчине и первым среди равных ему удельных князей. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их Московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничивавшего, а затем полностью отменившего их иммунитет.

Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии - Боярской думы. Члены Боярской думы "жаловались" великим князем из среды княжеско-боярской аристократии, высших чинов дворцового управления (а с начала XVI в. - и из дворянства). Боярская дума была постоянно действовавшим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда.

На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами ("путями"). Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие "пути" под началом "путных" бояр. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель подчинялось "путным" боярам и в финансово-административном, и в судебном отношениях.

Начиная с конца XV в. стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это название возникло в связи с тем, что боярину или дьяку (либо группе дьяков) давался приказ-поручение великого князя по какой-то отрасли управления, а те создавали штат из подьячих и других чиновников. Приказы имели определенные штаты, специальные помещения (приказные избы), делопроизводство, архивы. В начале XVI в. функционировало около 10 приказов. Одними из первых сложились приказы Большого дворца и Казенный (ведавший казной), возникшие в связи с реорганизацией дворцового управления. Позднее появились Разрядный приказ (в котором сосредоточивалось управление военной службой), Посольский приказ (делопроизводство по внешнеполитическим делам, дипломатическая служба, пограничные дела, пропуск через границу послов и гонцов и т.д.), Разбойный приказ (карательный орган, тесно связанный с местными губными избами), его образование обусловлено обострением классовых противоречий и необходимостью государственными средствами вести борьбу с беглыми крестьянами, Ямской приказ (почтовая служба и иные средства сообщения) и др.

Местное управление до конца XV в. составляла та же система кормления, которая существовала в период Древнерусского (Киевского) государства. На местах в уезды, волости, губы посыпались наместники и волостели великого князя. Власть их существенно ограничивалась иммунитетными правами крупной феодальной знати (светской и духовной). Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они ведали административными, финансовыми, полицейскими и судебными делами, за что получали "корм" с населения. Кормленщики назначались на короткий срок (от года до 3х лет) и стремились обогатиться за это время, мало думая о гос. и общих интересах.

В начале XVI в. стали появляться выборные дворянские и земские (верхушки посада) органы - губные и земские избы. Им поручались полицейско-судебные функции (борьба с "разбойниками", "лихими" людьми, беглыми крестьянами) и финансовая служба, которая возлагалась главным образом на земские избы. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы. Позднее на них были возложены некоторые управленческие функции. Контроль за губными избами осуществлял Разбойный приказ, созданный на основе выделившейся из Боярской думы специальной комиссии, которой "разбойные дела приказаны".

Произошли изменения и в городском управлении. Города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть великого князя. Великокняжеская власть назначала в города городовых приказчиков, поручая им сбор податей, полицейские функции, укрепление городов. Они были и военными комендантами, возглавляли вооруженные силы города. Городовые приказчики подчинялись непосредственно центральному управлению (Разрядному и Казенному приказам прежде всего).

Судебные органы. Так же, как и ранее, специальных судебных органов все еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, судебные функции исполняли великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники и волостели. Сохранилась и вотчинная юстиция. Продолжал существовать церковный суд. По мере создания губных органов многие уголовные дела (о разбоях, убийствах, татьбе и др.) были переданы им.

Вооруженные силы к концу XV в. - началу XVI в. были существенно реорганизованы. Наряду с ополчением старой феодальной знати появилось и стало играть важную роль дворянское поместное ополчение, состоявшее из служилых людей, получавших земли под условием службы. Дворяне служили, как правило, в коннице. Они являлись на службу "конны, оружны, людны", причем число приводимых людей должно было соответствовать размеру поместного оклада. Дворянские полки представляли собой надежную опору великокняжеской власти, были важным инструментом политического господства. Возросло значение и собственно княжеского дворцового войска. В случае необходимости созывалось, как и раньше, народное ополчение.

В период создания централизованного государства важные изменения произошли в системе финансов. Из дворцовой казны великого князя выделилась великокняжеская (государственная) казна, управление которой находилось в ведении Казенного приказа. Доходы с дворцовых земель, принадлежавших непосредственно великому князю, сосредоточивались, как и раньше, в казне дворца. В государственную же казну поступали доходы с земель, не входивших в комплекс дворцового хозяйства, общегосударственные налоги, количество которых значительно увеличилось.

Создание специального государственного аппарата, развитие бюрократии, увеличение численности вооруженных сил, строительство городовых укреплений потребовали усиления налогового обложения. Решение этого вопроса было возможно лишь на основе ликвидации финансовых иммунитетов старой феодальной знати и общего упорядочения, унификации налоговой системы на всей территории государства (включая и присоединенные земли). В результате был введен единый налог - посошный. Основанием обложения стали служить писцовые книги (периодические описи имущества), по которым определялось число окладных единиц - сох. В соху включалась земля, в городе - определенное число дворов, разные промыслы, торговые обороты и т.п. Налоги с сохи шли в государственную казну. Кроме посошного обложения, появилось много других государственных налогов, сборов, повинностей: таможенные, торговые пошлины, ямская служба, городовое дело и др. Важным средством упорядочения финансов явилась денежная реформа, проведенная в начале XVI в. В государстве была введена единая денежная система, право чеканить монету предоставлялось лишь великому князю, деньги удельных князей из обращения были изъяты.

ПРАВО В ПЕРиОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Источники права. В Московском княжестве, а затем в Русском централизованном государстве продолжала действовать Русская Правда. Текст ее был переработан, сокращен, приспособлен к новым условиям жизни. Новая редакция Русской Правды получила название Сокращенной из Пространной. Но Русская Правда регламентировала лишь немногие вопросы общественных отношений, не отражала нового уровня социального, экономического и политического развития, а также обострения классовой борьбы в стране. Для рассматриваемого периода характерно более интенсивное (по сравнению со временем политической раздробленности) развитие права, увеличение роли великокняжеского законодательства. Важными документами периода создания централизованного государства являлись великокняжеские нормативные акты, определявшие права и обязанности местного управления, регламентировавшие деятельность наместников, кормленщ

Наши рекомендации