Е) Анкетирование на тему: преступность и семья.

Актуальность анкетирования: деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения.

Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть, но бывают и исключения.. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей — они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы.

Целью данной работы является исследование уголовно-правовых и криминологических аспектов охраны нормального нравственного, психического и физического развития несовершеннолетних и разработка на этой основе конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства и мер профилактики, направленных на охрану названного объекта, выявить связь между воспитанием в семье и совершение преступлений несовершеннолетними.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи: раскрыть общественную опасность вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, а также механизм причинения вреда общественным отношениям, связанным с охраной их развития; выяснить причины и условия их совершения, изучить личность преступника, его воспитание в семье и разработать специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий.

Вопросы анкетирования Количество опрошенных лиц Количество опрошенных лиц в процентах(%)
1. Влияет ли семья на формирование преступных наклонностей у ребенка?    
А. да 62,5%
Б. нет 30%
В. больше да, чем нет 0%
Г. больше нет, чем да 7,5%
2. Встречаются ли семьи, целенаправленно вовлекающие своих членов в преступление?    
А. да 25%
Б. нет 20%
В. больше да, чем нет 7,5%
Г. больше нет, чем да 47,5%
3. Должно ли проводится пресечение насилия в семье государством только при обращении члена семьи за защитой от непосредственной опасности его жизни или здоровью?    
А. да 30%
Б. нет 50%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 15%
4. Известны ли вам средства социально-правовой защиты от насилия в семье?    
А. да 60%
Б. нет 12,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 10%
5. Достаточны ли нормативные акты, регулирующие социально-правовую защиту от насилия в семье?    
А. да 55%
Б. нет 32,5%
В. больше да, чем нет 5%
Г. больше нет, чем да 7,5%
6. Имеет ли первостепенное значение взаимоотношения в семье для формирования человеческого поведения?    
А. да 75%
Б. нет 2,5%
В. больше да, чем нет 12,5%
Г. больше нет, чем да 10%
7. Способствует ли совершению преступлений отсутствие семьи?    
А. да 85%
Б. нет 5%
В. больше да, чем нет 7,5%
Г. больше нет, чем да 2,5%
8. Оказывают ли ранее судимые лица на рост преступности в семье?    
А. да 67,5%
Б. нет 15%
В. больше да, чем нет 10%
Г. больше нет, чем да 7,5%
9. Находят ли своевременную и эффективную помощь у государства, страдающие часто от насилия в семье ее члены?    
А. да 50%
Б. нет 32,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 0%
10. Криминализация семьи генерирует ли рост преступности в целом?    
А. да 42,5%
Б. нет 32,5%
В. больше да, чем нет 17,5%
Г. больше нет, чем да 7,5%


Выводы:

В ходе опроса респонденты очень внимательно отвечали на вопросы и было заметно, что это проблема есть и многие ищут пути ее разрешения. Необходимо сказать, что разрушение семьи влечет и разрушение очень важных для развития детской личности чувственных связей (62,5%).

Ведь, по сути, для ребенка семья - это не только место его рождения, но и среда его постоянного обитания. В семье его окружают близкие люди, способные понять проблемы и трудности ребенка, помочь ему, а, в крайнем случае, принять его таким, какой он есть. Насилие в любой форме негативно сказывается на формировании психики ребенка.

Насилие, инициатором которого становятся члены семьи, оставляет глубочайший след в формирующейся личности подростка. Запугиванием и устрашением в ребенке можно воспитать лживость, двуличие, лицемерие, формируя при этом также низость, трусость, озлобленность, жестокость и мстительность.

В ходе опроса несовершеннолетних выяснилось, что в попытке снять стресс и перебороть накопившиеся негативные эмоции подростки предпочитают остаться наедине с собой, «расслабляются» с помощью алкоголя, предпочитают провести время с друзьями и знакомыми.

Также реакция на родителей совсем не такая как они хотели бы. Родители, старающиеся подчинить себе волю ребенка, формируют у него лишь внешние проявления покорности, граничащие с хитростью и двуличием. Этим детям свойственно развитое чувство страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль. Эти дети глубоко несчастны по причине своей подозрительности, угрюмости и тревожности.

В воспитании ребенка очень многое находится в зависимости от того, насколько активно родители участвуют в воспитании. Семья же, в которой нет одного из родителей, не способна в полной мере отреагировать на потребности ребенка. Конечно, далеко не каждая семья, где ребенок воспитывается одним из родителей, обязательно обусловливает криминальную направленность подростка. Существует немало примеров, когда воспитанный одним из родителей ребенок становится полноценным членом общества.

Существует мнение о том, что преступление чаще всего совершают подростки из тех семей, где дети предоставлены сами себе и между родителями нет согласия в вопросах воспитания (75%). Установлено, что оскорбленные, ненужные и пренебрегаемые дети, которые много страдали, легче встают на путь правонарушений; "отчужденные", изолированные дети имеют предрасположенность к онемению чувств и поэтому они не чувствуют ничего к другим, приобретают такие качества, как жестокость и агрессивность.

50% респондентов отметили, что находят своевременную и эффективную помощь у государства, страдающие часто от насилия в семье

Хотелось бы отметить, что такие факторы, как отсутствие семьи и воспитание родственниками с применением физического или психологического насилия, приводят к необратимым изменениям личностных особенностей ребёнка, подростка: деформируется психика, искажаются морально-ценностные ориентиры, развиваются паразитические привычки, и как следствие, всё это приводит к совершению преступления. В ходе опроса большинство респондентов поддержали это мнение (85%).

Наши рекомендации