Выполнение тестовых заданий.

Тесты удобно использовать для быстрой проверки усвоения студентами материала по курсу, повторения пройденного. Преимущества использования тестирования перед другими формами контроля знаний студентов заключаются в том, что тестирование позволяет быстро оценить знания большого числа обучаемых при сравнительно несложной и оперативной проверке результатов выполнения тестов.

Перед применением тестов необходимо сообщить студентам об основных правилах тестирования (их можно изложить как устно, так и в форме краткой письменной инструкции, помещенной перед собственно тестовыми заданиями, которые раздаются студентам). В частности, следует разъяснить, сколько вариантов ответа среди предложенных могут быть правильными (в зависимости от используемых тестов), допускается ли использование каких-либо материалов, в какой форме требуется отметить правильный, по мнению студента, ответ (галочка, крестик, подчеркивание и т.д.), сколько времени дается на выполнение задания (обычно на один вопрос дается одна минута) и т.д.

Следует использовать различные виды тестов:

1) наиболее традиционные тесты представляют собой некое незавершенное суждение с несколькими вариантами ответов (каждый ответ является завершением суждения), например:

1. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий:

а) может быть пересмотрено Конституционным Судом РФ;

б) может быть пересмотрено Верховным Судом РФ;

в) может быть пересмотрено тем же конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации;

г) не может быть пересмотрено иным судом.

2. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность:

а) Генеральным прокурором Российской Федерации;

б) Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами;

в) Государственной Думой по представлению Президента РФ;

г) Советом Федерации по представлению Президента;

д) Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации.

Тестовое задание должно содержать вопрос (не более 13 слов, начинается всегда с ключевого слова) и 4-6 вариантов ответа, из которых один (возможно, два или три) – правильный;

2) задание, в котором требуется вставить пропущенное слово, например:

Вставьте пропущенное слово:

________________ судьи - это почетный уход или почетное удаление судьи с должности.

(ответ: отставка)

3) задание на соответствие, предполагающее составление двух колонок (столбцов), при этом в левой колонке указываются несколько терминов (понятий, названий), а в правой раскрывается содержание этих терминов. Число позиций – от 4 до 6. Левая колонка должна содержать на одну позицию меньше, чем правая.

Пример:

А. Верховный Суд РФ 1. является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства
Б. Суд по интеллектуальным правам 2. является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами
В. Конститу-ционный Суд РФ 3. создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба
Г. Конститу-ционный (уставный) суд субъекта РФ 4. является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав
  5. может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ

Задача студента - соотнести позиции из разных колонок;

4) последовательность, т.е. приведение перечня понятий, имеющих установленную законом или в теории последовательность.

Пример:

Укажите последовательность отбора кандидатов на должность судьи районного суда и наделения их полномочиями:

_ прохождение кандидатом на должность судьи медицинского освидетельствования с целью подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

_ сдача кандидатами на должность судьи квалификационного экзамена;

_ принятие кандидатом на должность судьи присяги

и т.д. (приводятся все этапы в произвольном порядке)

Задача студента – проставить цифры в соответствии с последовательностью, предусмотренной законом:

1. сообщение председателем суда в Квалификационную коллегию судей об открытии вакантной должности судьи

2. объявление в СМИ об открытии вакансии судьи с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи

3. представление кандидатом на должность судьи в органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ заявления о допуске его к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи

и т.д.

Направляемая дискуссия.

В ходе занятия преподаватель ставит на обсуждение какой-либо спорный вопрос для инициирования полемики. Вопросы выбираются преподавателем самостоятельно. Для более продуктивной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в которых затрагивается поставленный перед группой вопрос.

На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие однозначного ответа: например, о достоинствах и недостатках различных форм народного представительства в составе суда (единая коллегия профессионального судьи и заседателей, с одной стороны, и суд с участием присяжных заседателей, с другой); о преимуществах и недостатках способов формирования судейского корпуса (избрание или назначение на должность) и т.д.

После ответа одного студента на поставленный вопрос другим студентам предлагается высказать дополнения, возражения, оценки. При необходимости преподаватель должен поставить дополнительные вопросы, направленные на более глубокое раскрытие рассматриваемого вопроса, требующие анализа правовых норм и проч. По окончании дискуссии необходимо подвести небольшой промежуточный итог, остановившись на наиболее существенных моментах рассмотренного вопроса.

Дискуссионные вопросы могут также рассматриваться с помощью таких образовательных технологий как работа в малых группах, «дебаты», «займи позицию (шкала мнений)», «смени позицию», дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу и др.

Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

Основной целью обучающей игры является приобретение студентами навыков правоприменительной деятельности в условиях, наиболее приближенных к их будущей практической работе. Ролевые игры позволяют вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной группы. Игровая составляющая и элементы состязания делают занятия увлекательными, повышают интерес студентов к предмету, способствуют более тщательной подготовке к занятиям.

В то же время при планировании практических занятий следует учитывать, что проведение ролевых игр предполагает длительную тщательную подготовку и требует сравнительно много времени.

Перед проведением обучающей игры преподавателю следует разъяснить студентам цели предстоящей игры, объявить, по какой фабуле она будет проводиться, предположительное время, которое займет игра, основные элементы сценария (последовательность действий участников), а также рекомендации по подготовке студентов к участию в игре.

При проведении таких игр среди студентов распределяются роли (в зависимости от характера и сценария игры – судьи, прокуроры, адвокаты и т.д.). При необходимости возможно введение дополнительных ролей или дублирование некоторых из ключевых ролей. Во всяком случае, несколько студентов должны играть роль «экспертов», задача которых – проанализировать ход обучающей игры, выявить положительные моменты и отметить ошибки, допущенные участниками.

По предложенной преподавателем фабуле дела студенты в зависимости от исполняемой роли разрабатывают позицию, готовят необходимые материалы, проекты выступлений, вопросы, реквизит.

В назначенный день проводится собственно обучающая игра, по окончании которой преподаватель подводит итоги, анализирует выступления участников и экспертов.

При изучении дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы» может быть рекомендовано проведение обучающих игр «Заседание квалификационной коллегии судей», «Заседание квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации», «Пресс-конференция работников суда» и др.

По окончании ролевой игры студентам предлагается принять участие в обсуждении достоинств и недостатков каждого выступления.

Наши рекомендации