Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению

К основаниям возникновения, изменения и прекращения мате­риальных правоотношений по социальному обеспечению отно­сятся юридические факты, обладающие определенной специфи­кой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, дос­тижение определенного возраста и т. д.

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере со­циального обеспечения носят вспомогательный характер и объек­тивно необходимы для нормального функционирования основ­ных - материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридиче­ских фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о примене­нии (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гра­жданином действительного или предполагаемого права на соци­альное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение го­сударственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотноше­ний заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотноше­ниях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, админи­страция организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экс­пертный орган, в чью компетенцию входит установление инва­лидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не матери­альное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий состав­ляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей та­кого органа по принятию такого решения.

СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ

Понятие, виды и значение трудового стажа

Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятель­ности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудо­вой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный ин­ститут отрасли права социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжитель­ность трудовой деятельности работника и иной общественно-полезной деятельности, а также иных периодов, с которыми свя­зано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболе­вания, на отдельные виды пособий и социальных льгот.

Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотно­шений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот.

Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характери­стики.

В зависимости от качественной и количественной характери­стик выделяют следующие виды трудового стажа:

Общий,

Специальный,

Непрерывный,

Страховой.

В связи с реформой пенсионного образования институт трудо­вого стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит инсти­тут страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства.

В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсион­ной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет ис­числяться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финанси­роваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников.

Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апре­ля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифициро­ванном) учете в системе государственного пенсионного страхо­вания»1. Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за тех­нических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году.

Принципы индивидуального (персонифицированного) учета:

- единство и федеральный характер государственного пенси­онного страхования в РФ,

- всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в
ПФР и учета сведений о застрахованных лицах,

- доступность для каждого застрахованного лица сведений о
нем,

- использование сведений о застрахованных лицах исключи
тельно для целей пенсионного обеспечения,

- соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета,сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов,

- осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначе­ния пенсии.

Страховой стаж - это суммарная продолжительность перио­дов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудо­вой деятельности (независимо от количества и продолжительно­сти перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодатель­ством.

С учетом общего трудового стажа установлены пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В неко­торых случаях общий трудовой стаж является одним из дополни­тельных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях.

Виды трудовой деятельности, включаемые в общий трудовой стаж:

- любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе
работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или др. кооперативного предприятия (органи­зации);

- иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и слу­жащим, подлежал государственному социальному страхованию;

- работа (служба) в военизированной охране, в органах специ­альной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера;

- индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

- творческая деятельность членов творческих союзов СССР и
союзных республик (писателей, художников и т. д.);

- творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов;

- воинская служба и другая, приравненная к ней служба;

- время привлечения осужденных к оплачиваемому труду
(включается в общий трудовой стаж на основании ч. 6 ст. 38 ИТК
РСФСР и п. 3 ст. 104 УИК РФ с 1 сентября 1992 г.);

- время участия граждан, признанных в установленном поряд­ке безработными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6.1
пост. Минтруда от 11 июня 1992 г. № 21 «Об утверждении положения об организации общественных работ»;

- работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда
и поручения - с 1 января 1992 г. при условии уплаты страховых
взносов в ПФР.

В общий трудовой стаж засчитывается время учебы в учили­щах, школах и на курсах подготовки кадров, повышению квали­фикации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, клинической ординатуре.

Наравне с работой в общий трудовой стаж включаются сле­дующие периоды:

1) время нетрудоспособности, начавшееся в период работы;

2) инвалидности I и II групп, вследствие трудового увечья или
профессионального заболевания;

3) ухода за инвалидом I групп, ребенком-инвалидом до 16 лет,
престарелым, если он нуждается в уходе по заключению врача;

4) ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте
до 3 лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей
сложности;

5) проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих во­енную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в мест­ностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с
отсутствием возможности для трудоустройства без ограничения
срока;

6) проживание за границей жен (мужей) работников советских
учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в
общей сложности;

7) содержания под стражей, отбывания наказания, отстранения
от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной
(административной) ответственности;

8) пребывание в местах заключения свыше срока, назначенно­го при пересмотре дела;

9) выплаты пособия по безработице, стипендии от службы за­нятости, участия в оплачиваемых общественных работах и пере­
езда по направлению службы занятости.

Наши рекомендации