Система органов прокуратуры России.

Конституция России в ст. 129 определяет, что прокуратура составляет

единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров

вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют:

- Генеральная прокуратура РФ;

- прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие

специализированные прокуратуры;

- прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и

иные специализированные прокуратуры;

- научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий,

являющиеся юридическими лицами.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений

прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются

Генеральным прокурором РФ. Законом не допускаются создание и деятельность

на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему

прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления,

управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками

Генерального прокурора РФ. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет

советников и помощников по особым поручениям.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и

фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной

прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из

этих подразделений действует в соответствии с положением о нем,

утвержденным Генеральным прокурором РФ.

Главное следственное управление возглавляет заместитель Генерального

прокурора РФ. Кроме того, в состав Генеральной прокуратуры РФ входят

следующие подразделения:

- организационно-контрольное управление;

- управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых

актов;

- управление по надзору за расследованием преступлений;

- управление по обеспечению участия прокуроров в судах по уголовным

делам;

- управление d<024Aпо обеспечению участия прокуроров в судах по гражданским

делам;

- управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном

процессе;

- управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в

таможенных органах;

- управление по делам несовершеннолетних и молодежи;

- управление правового обеспечения;

- международно-правовое управление;

- управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний

и другие.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного

подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем

Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ непосредственно

связана с изменениями в системе федерального управления на территории

Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О

полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном

округе» образованы на территории страны семь федеральных округов.

Федеральные органы образовали в этих округах соответствующие структуры с

центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде,

Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Приказом Генерального прокурора

РФ от 5 июня 2000 г. № 98 образованы управления Генеральной прокуратуры РФ

в федеральных округах. Эти управления приказом Генерального прокурора РФ в

2002 г. преобразованы в отделы. Они расположены непосредственно в центрах

федеральных округов. На них возложены: координация деятельности всех

правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по

борьбе с преступностью; надзор за исполнением законов федеральными

органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля,

их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина федеральными органами, органами контроля и их должностными

лицами; надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,

осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-

розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с

организованной преступностью, региональными отделами Следственного

комитета при МВД РФ; расследование уголовных дел о наиболее опасных и

общественно значимых преступлениях.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются

должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-

криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по

особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входит ряд подразделений

обеспечивающего характера. К ним относятся: приемная (на правах

самостоятельного отдела); секретариат; управление делами; центр информации и

общественных связей, отдел безопасности и др.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального

прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по

должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным

прокурором. Согласно ст. 20 Федерального закона «О прокуратуре РФ» коллегии

в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании

решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

При Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный

совет по рассмотрению вопросов, связанных с организацией и деятельностью

органов прокуратуры.

При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные

учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления

законности и правопорядка (г. Москва), Институт повышения квалификации

руководящих кадров органов прокуратуры (г. Москва), Институт повышения

квалификации прокурорских работников (г. Иркутск), Юридический институт

прокуратуры Российской Федерации (г. Санкт-Петербург). Научные и

образовательные учреждения системы прокуратуры действуют в соответствии с

положениями (уставами) о них, утверждаемыми Генеральным прокурором РФ.

Нижестоящие органы прокуратуры, как и иные федеральные органы

власти, организуются в соответствии с административно-территориальным

устройством Российской Федерации. В современный период во всех субъектах

Федерации (республиках, краях, областях) действуют прокуратуры

соответствующих субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и

подотчетны непосредственно Генеральному прокурору РФ и освобождаются им

от занимаемой должности. Прокуроры субъектов Федерации имеют первых

заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов Федерации образуются коллегии в составе

прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя и

заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых

прокурором субъекта РФ.

В прокуратурах субъектов Федерации образуются управления и отделы (на

правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на

правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и

начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов

РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших

помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров

управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-

криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших

следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним

прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых

соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуроры городов и районов подчинены и подотчетны вышестоящим

прокурорам и Генеральному прокурору РФ. В указанных прокуратурах

устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров,

начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших

прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших

следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо

важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в

прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут

быть образованы отделы.

В некоторых субъектах РФ созданы межрайонные прокуратуры,

осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. Например, в

Москве в соответствии с установленным административно-территориальным

делением созданы муниципальные районы и административные округа. С

учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры,

выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и

прокуратуры административных округов.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью

районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам

предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и

подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях, по вопросам, отнесенным к

их компетенции.

В системе органов прокуратуры также существуют специализированные

прокуратуры. Организация и деятельность специализированных прокуратур в

обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в

специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для

жизнеобеспечения общества и государства.

К настоящему времени исторически сложились и функционируют

специализированные прокуратуры двух типов. Прокуратуры первого типа —

транспортные, военные и прокуратуры войсковых частей — осуществляют

возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих

сферах правовых отношений.

Специализированные прокуратуры второго типа — природоохранные и по

надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях — действуют

только в рамках соответствующих направлений деятельности прокуратуры.

Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет

Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных

органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные

прокуратуры на правах областных и районных прокуратур.

Приказом Генерального прокурора РФ на транспортных прокуроров

возложен надзор за исполнением законов Министерством транспорта РФ,

подведомственными ему федеральными службами и агентствами (за

исключением вопросов автомобильно-дорожной службы) и входящими в них

государственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также Госу-

дарственным таможенным комитетом.

Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам

исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод

человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями

железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от

их форм собственности и ведомственной принадлежности. К ведению

транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях,

отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных

непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о

преступлениях по службе, совершенных работниками названных министерств и

ведомств, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

Вооруженные Силы РФ строятся не по территориальному принципу,

поэтому территориальные прокуратуры не могут заменить и подсистему военной

прокуратуры.

Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая

является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.

Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами

строительства Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота и включают:

Главную военную прокуратуру, прокуратуры военных округов, групп войск,

флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуру

Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск,

приравненные к прокуратурам субъектов Федерации; прокуратуры гарнизонов,

объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Все перечисленные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель

Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в

Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных

в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона «О прокуратуре

РФ»). Их компетенция распространяется на органы военного управления,

воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения,

предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную

службу охраны, Службу внешней разведки, Федеральное агентство

правительственной связи и информации, Федеральную службу

железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на

органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские

формирования других министерств и ведомств.

Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов

оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления

предопределяют необходимость функционирования прокуратур войсковых

частей. Прокуратура войсковой части является специализированной

прокуратурой, действующей в закрытых административно-территориальных

образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских

формированиях. В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ

прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов

органами местного самоуправления, предприятиями, организациями,

учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на

особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, спе-

циализированными военно-строительными и иными воинскими

формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации

названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами

соответствующих министерств и ведомств.

Органы прокуратуры войсковых частей расследуют дела о всех

преступлениях, совершенных на особо важных и особо режимных объектах, а

также за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих

объектов. Они расследуют и преступления, совершенные военными строителями

и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.

Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стране

предопределяет необходимость совершенствования всех направлений

природоохранной деятельности прокуратуры, осуществляемой

территориальными и специализированными прокуратурами.

Специализированные природоохранные прокуратуры создаются там и тогда, где

и когда территориальные прокуратуры самостоятельно не в состоянии по

объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на

прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют

природоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ и на правах

межрайонных прокуратур.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при

исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние

законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и

иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры

действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам

соответствующих субъектов РФ.

На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в

исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы

администрацией этих учреждений, а также специальными подразделениями по

обеспечению безопасности объектов этой системы. Данные специализированные

прокуратуры производят предварительное расследование преступлений,

совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной

системы, а также преступлений по службе, совершенных работниками этих

учреждений и специальных подразделений по обеспечению безопасности таких

объектов.

Наши рекомендации