Тема 1. предмет и система земельного права

И.С.Ковалева

О.В. Попова

«земельное право»

Учебное пособие

Для студентов юридического факультета
всех форм обучения

Москва – 2012

УДК

ББК

Ковалева И.С., Попова О.В.Земельное право. Учебное пособие. Для студентов юридического факультета. – М.: 2012. - 115 с.

Рецензенты: д.э.н., профессор Лебедев Н.А., к.ю.н., доцент Рыжик А.В.

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по направлению Юриспруденция. В нем раскрывается тематика учебных занятий, предлагается рекомендуемая литература.

Учебное пособие предназначено для эффективной организации учебного процесса и, в частности, самостоятельной работы студентов, магистров, аспирантам, ассистентам.

Учебное издание

Ковалева Ирина Сергеевна

Попова Ольга Владимировна

Земельное право

Учебное пособие

© Ковалева И.С.

Попова О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА.. 4

1. Понятие и особенности земельных отношений. 4

2. Понятие, принципы и методы земельного права. 4

3. Соотношение земельного права с другими отраслями права. 4

4. Система земельного права. 4

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ.. 4

1. Общая характеристика земельного строя в России. 4

2. Становление и развитие земельного права после 1917 г. 4

3. Правовое обеспечение современной земельной реформы в Российской Федерации. 4

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА.. 4

1. Понятие и виды источников земельного права. 4

2. Закон как источник земельного права. 4

3. Указы Президента Российской Федерации как источники земельного права. 4

4. Подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права. 4

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники земельного права. 4

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. 4

ТЕМА 4. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.. 4

1. Понятие и виды земельно-правовых норм.. 4

2. Понятие и виды земельных правоотношений. 4

3. Субъекты и объекты правоотношений. 4

4. Содержание земельных правоотношений. 4

5. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. 4

ТЕМА 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ... 4

1. Понятие и особенности права собственности на землю.. 4

2. Формы земельной собственности. 4

3. Субъекты и объекты права собственности на землю.. 4

4. Содержание права собственности на землю.. 4

5. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю.. 4

ТЕМА 6. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.. 4

1. Понятие и правовые формы использования земель (виды прав на землю) 4

2. Права и обязанности землепользователей. 4

3. Основания возникновения и прекращения права пользования земельным участком.. 4

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ... 4

1. Органы государственного управления земельным фондом и их функции. 4

2. Государственный кадастр недвижимости. 4

3. Землеустройство. 4

3. Контроль за охраной и использованием земель. 4

4. Разрешение земельных споров. 4

ТЕМА 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 4

1. Понятие ответственности за нарушение земельного законодательства. 4

2. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. 4

ТЕМА 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.. 4

1. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения. 4

2. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств. 4

3. Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций. 4

4. Правовая охрана сельскохозяйственных земель. 4

ТЕМА 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.. 4

1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 4

2. Специфика управления землями населенных пунктов. 4

3. Ограничения деятельности землепользователей в городах. 4

ТЕМА11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 4

1. Общая характеристика земель промышленности и иного назначения. 4

2. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности. 4

3. Правовой режим земель добывающей промышленности. 4

4. Правовой режим земель транспорта. 4

ТЕМА 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ.. 4

1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий. 4

2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов 4

3. Правовой режим земель природоохранного назначения. 4

4. Правовой режим земель рекреационного назначения. 4

5. Правовой режим историко-культурного назначения. 4

ТЕМА 13. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА.. 4

1. Понятие и состав земель лесного фонда. 4

2. Государственное управление землями лесного фонда. 4

3. Право лесопользования. 4

4. Правовая охрана лесов и земель лесного фонда. 4

ТЕМА 14. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА.. 4

1. Общая характеристика правового режима земель водного фонда. 4

2. Государственное управление землями водного фонда. 4

3. Планирование использования и охраны водного фонда. 4

ТЕМА 15. Регулирование отношений в области использования и охраны земель международным правом и в зарубежных странах.. 4

1. Международное регулирование отношений в области использования и охраны земель. 4

Список литературы... 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Учебное пособие «Земельное право» составлено в сответствии с методическими рекомендациями по изучению дисциплины и представляет собой основу для выполнения предусмотренных заданий к зачету, дает краткое изложение основных тем курса, необходимых для изучения.

Согласно учебному плану, курс лекций дисциплины «Земельное право» предназначен для того, чтобы при изучении его материалов получить базовые общетеоретические знания в области правового регулирования земельных отношений; узнать, чем обусловлена специфика земельных отношений, как законодатель ее учитывает, осуществляя дифференциацию правового режима земель; определить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Большое внимание уделяется уяснению основных принципов земельного права, реформированию земельных отношений, рациональному использованию земель, управлению земельным фондом. В Особенной части дается правовой режим земель существующих категорий. В целом данное издание соответствует стандарту, предусмотренному в системе юридического образования.

Задачей данного курса является - познакомить студентов с основными разделами учебной дисциплины «Земельное право» и создать базу для самостоятельного овладения предметом.

Лекционный материал представляет собой ту минимальную основу, которую предстоит усвоить и расширить, дополнить самостоятельной работой.

Более углубленно Курс лекций «Земельное право» можно изучить и при обращении к методическим рекомендациям по изучению дисциплины, составленным из извлечений основного нормативного материала.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

-владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

- владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2) Уметьиспользовать полученные знания в научной и практической деятельности (ОК 8-12).

3) Владетьспособностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); навыкамиисследовательской деятельности, быть готовым к практической работе (ПК 3, 17, 18, 19, ).

Кроме того, расширить свои познания в отдельных вопросах курса можно, используя следующую литературу:

  1. Грудцына Л.Ю., Козлова М.Н. Земля: справочник собственника и арендатора. – Юстицинформ. 2007г.
  2. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник - 2-е изд.,перераб. и доп. Профессиональное образование. 2009г. 400с.
  3. Ерофеев Б.В. Земельное право. - Форум. 2008г.
  4. Жариков Ю. Г. Земельное право России - КноРус. 2008г. 480 с.
  5. Кучерена А.Г. Собственность в вопросах и ответах. – Юстицинформ., 2008 г.
  6. Оглоблина О.М. Купля-продажа земельных участков. Практическое пособие. - "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2006г.
  7. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. – Питер. 2007 г.
  8. Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков для строительства: практическое пособие. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2008г.
  9. Трифонов А.С. Правовой режим земель промышленности. - Волтерс Клувер. 2007г.
  10. Тихомиров М.Ю. Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ - Изд. Тихомирова М.Ю. 2006г.
  11. Чубуков Г.В. Земельное право. - Юнити. 2006г.

Система земельного права.

Система земельного права

Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, имеет свой предмет и метод правового регулирования и является структурным элементом в системе права. Однако как отрасль оно тоже имеет определенную систему, т. е. свое внутреннее строение.

Первым составным элементом служат правовые нормы. Отдельные правовые нормы объединяются в группы, регулируя однородные общественные отношения.

Таким образом, под системой отрасли земельного права понимается совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений. Два и более правовых институтов могут быть объединены в один сложный правовой институт.

Каждый отдельный правовой институт в зависимости от его со-подчиненности с другими институтами и роли в регулировании земельных отношений располагается в системе отрасли земельного права в определенной последовательности.

Институты, содержащие отправные, общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права, которая включает в себя:

— институт права собственности на землю;

— институт использования земли (включает иные вещные права на землю);

— институт государственного управления земельным фондом (включает в себя ряд институтов: землеустройства, предоставления и изъятия земли, земельного кадастра, контроля за использованием земель и т. д.);

— институт ответственности (охраны прав на землю).

Особенная часть земельного права имеет подчиненное положение по отношению к общей части и складывается из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель особенная часть земельного права содержит в себе институты:

— правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

— правовой режим земель населенных пунктов;

— правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, ТВ, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

— правовой режим земель особо охраняемых территорий (земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения);

— правовой режим земель лесного фонда;

— правовой режим земель водного фонда;

— правовой режим земель запаса.

Земельное право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний об основных положениях отрасли земельного права, излагаемых в определенной последовательности. Система учебного курса близка системе отрасли, однако кроме Общей и Особенной части, в учебном курсе выделяется Отдельная часть, освещающая законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

Кроме того, в учебный курс входят вопросы, имеющие методологическое и теоретическое значение для усвоения основ земельного права, такие, как предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источников.

тема 1. предмет и система земельного права - student2.ru

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Генеральное межевание

Целью Генерального межевания российских земель, производившегося в конце 18-начале 19 века, было проведение тотального землеустройства в государстве. Определение точных размеров разных типов угодий и их принадлежности было необходимо для совершенствования налогообложения. Фактическое освоение и распашка значительной части выкупленных земель в южных и восточных малонаселенных районах произошли на 500-100 лет позже и были связаны с целенаправленной политикой по переселению крестьян. Это совпало по времени с присоединением к Российской Империи Средней Азии. В связи с тем, что масштабы территории были просто гигантские, межевание решено было провести в два приема.

1-й этап - была произведена подробная инвентаризация угодий, принадлежность которых была несомненной и не оспаривалась соседями.

2-й этап - все спорные земли были обмежованы в общих границах и оставлены неучтенными до следующего Специального межевания. В результате спорящими сторонами была срублена на продажу подавляющая часть лесов, располагавшихся на спорных территориях. Большинство этих вырубок не восстановились до сих пор.

Столыпинская реформа

Следующим важным этапом в развитии земельных отношений в сельском хозяйстве России стала Столыпинская реформа. Важнейшими частями реформы были отмена Манифестом от 3 ноября 1905 г. взимания с крестьян выкупных платежей за надельные земли и предоставление крестьянам Указом от 9 ноября 1906 г. права свободного выхода из общины с передачей в собственность отдельных домохозяев участков из земель общины. Порядок выхода из общины, выделения и закрепления в собственность земельных наделов был установлен именным Высочайшим Указом, данным Сенату 9 ноября 1906 г. В результате проведения земельных преобразований на основе этого Указа в России сложились следующие формы крестьянского землепользования: осталась общинная форма и появились две новые — отруба, которые возникли в результате переноса на новое место полевых земель, и хутора— при переносе туда же и усадьбы крестьянина.

Собственникам земельных наделов разрешалась их продажа, чем облегчился отток из деревни беднейшего крестьянства и концентрация земель в руках зажиточных крестьян.

Способствуя созданию изолированных от общины крепких фермерских хозяйств, столыпинское аграрное законодательство поощряло переселение крестьян из густо населенных центральных губерний России на казенные земли Сибири, Средней Азии, Кавказа.

Что касается городских земель, то право собственности на них могло принадлежать как частным лицам, так и казне и самим городам.

Правовой режим земель в дореволюционной России в основном определялся правовым положением субъектов земельных прав, в т. ч. сословным положением частных лиц, владевших или пользовавшихся землей. Земли делились на множество категорий, важнейшими из которых были: государственные, удельные, кабинетские, или дворцовые, монастырские, церковные, майоратные, частновладельческие, посессионные, общественные.

В марте 1917 г. Временное правительство объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли, но не распределило их между крестьянами.

На Первом Всероссийском съезде крестьянских депутатов летом 1917 г. из 242 местных наказов был составлен сводный крестьянский наказ о земле, предусматривающий отмену частной собственности на землю, конфискацию помещичьих, церковных и майоратных земель, передачу их в пользование крестьянства, предоставление крестьянам права свободного выбора форм землепользования. Для подготовки земельной реформы Временным правительством были созданы губернские, уездные и волостные земельные комитеты. В определенной мере ограничивалось право собственности на землю помещиков. Так, Закон от 11 апреля 1917 г. установил чрезвычайное право местных продовольственных комитетов сдавать своей властью незасеянные помещичьи земли в аренду с выплатой арендной платы собственнику. Закон возлагал на продовольственные комитеты охрану посевов, а на земельные комитеты— обязанность принимать меры против самовольного нарушения чьих-либо земельных прав.

В правовой режим городских и иных несельскохозяйственных земель при Временном правительстве не было внесено каких-либо изменений.

Федеральные законы

¾ 22.07.2008 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений";

¾ 23.11.2007 г. № 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки";

¾ 18.10.2007 г. № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";

¾ 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";

¾ 26.06.2007 г. № 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации";

¾ 30.06.2006 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества";

¾ 17.04.2006 г. № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации;

¾ Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";

¾ Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

¾ другие

 
  тема 1. предмет и система земельного права - student2.ru

3. Указы Президента Российской Федерации как источники
земельного права

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации. По юридическому содержанию указы Президента могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента предназначаются для оперативного регулирования. Хотя указы Президента имеют подзаконный характер, но в определенных случаях могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).

Ниже приведенный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника в формировании земельного права в годы, оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать:

— Указ Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.91 г. № 323;

— Указ Президента «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25.03.92 г. № 301;

— Указ Президента «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23.04. 93 г. № 480;

— Указ Президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 г. № 2287;

— Указ Президента «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 07.12.93 г. № 2118;

— Указ Президента «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 г. № 2144;

— Указ Президента «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11.12.93 г. № 2130;

— Указ Президента «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» от 16.12.93 г. №2162;

— Указ Президента «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14.02.96 г. № 198;

— Указ Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.96 г. № 337;

— Указ Президента «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от 07.06.96 г. № 819;

— Указ Президента «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16.05.97 г. № 485;

— Указ Президента «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселении, или права их аренды» от 26.11.97 г. № 1263;

— Указ Президента «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» от 05.03.01 г. № 262.

 
  тема 1. предмет и система земельного права - student2.ru

4. Подзаконные акты исполнительных органов государственной власти
как источники земельного права

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. Во исполнение своих полномочий Правительство, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в период реформы. Наиболее значимые из них:

— «О совершенствовании ведения земельного кадастра в Российской Федерации» от 25.08.92 г. № 622;

— «Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» от 05.08.92 г. № 555;

— «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» от 12.07.93 г. № 659;

— «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений» от 02.02. 96 г. № 105;

— «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 г.» от 07.02.96г. №135;

— «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» от 03.08.9 6 г. № 932;

— «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г.» от 14.02.97 г. № 166;

— «О порядке определения нормативной цены земли» от 15.03.97г. №1319;

— «О государственной кадастровой оценке земель» от 25.08.99 г. № 945;

— «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.00 г. № 316;

— «Об утверждении положения о федеральной службе земельного кадастра России» от 11.01.01 г. № 22;

— другие.

К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т.е. имеют надведомственный характер. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

— Письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;

— Приказ комитета по земельным ресурсам и землеустройству «О порядке выдачи лицензий на право выполнения проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель» от 15.03.93 г. № 13;

— Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов. Утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 14.01.92 г.;

— другие.

На современном этапе это:

¾ Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 21 от 18.05.2009 г. "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета";

¾ Приказ Минюста России от 19.03.2008 № 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории";

¾ Приказ Минюста России от 20.02.2008 № 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости";

¾ Приказ Минюста России от 20.02.2008 № 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества";

¾ Приказ Минюста России от 18.02.2008 № 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка";

¾ Другие.

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
как источники земельного права

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Законодательные решения по вопросам, относящимся к ведению субъектов, и иные нормативные акты принимает представительный орган государственной власти.

Органы исполнительной власти, осуществляя распоряжение и управление имуществом, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В компетенцию этих органов в отношении земли, в которую входят:

— обеспечение контроля за использованием и охраной земель;

— защита прав собственников земли, землепользователей, арендаторов, обладателей сервитута;

— разработка и выполнение краевых, областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

— предоставление в соответствии с законодательством земельных участков;

— установление порядка предоставления земель и т. д.

Согласно своей компетенции в субъектах также приняты достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например:

— Закон «О недропользовании»;

— Закон «О землях особо охраняемых природных территорий и объектов»;

— Закон «О регулировании земельных отношений»;

— Положение о размерах земельных участков, приобретаемых для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств;

— Порядок и условия выкупа земельных долей органами местного самоуправления;

— другие.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
как источники земельного права

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления.

К ведению местного самоуправления отнесено:

— предоставление и изъятие земельных участков;

— регистрация прав на землю;

— организация ведения земельного кадастра;

— планирование использование земель;

— организация разработки и внедрения генеральных планов, проектов планировки и застройки;

— взимание платы за землю;

— осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

— и другие.

Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. Также были приняты постановления мэрии.

— «О вопросах платы за землю»;

— «О совершенствовании городской политики в области земельных отношений»;

— «О государственной кадастровой оценке земель»;

— другие.

ТЕМА 4. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ
ПРАВООТНОШЕНИЯ

Содержание земельных правоотношений.

Содержание земельных правоотношений

Под содержанием земельных правоотношений понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников.

Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от правового статуса участников, особенностей объекта, вида отношений, подвида отношений.

Права и обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными, а граждан — в значительной мере гражданством. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором. Согласно федеральному законодательству иностранным гражданам предоставлено право покупать земельный участок при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Новый Земельный кодекс значительно расширил права иностранных граждан в части приобретения земли в собственность.

Содержание отношений в сфере собственности на землю состоит из совокупности правомочий владения, пользования и распоряжения. На содержание правомочий собственника оказывает влияние форма собственности. В данном случае по-разному проявляется правомочие распоряжения. Для граждан и юридических лиц оно выражается в возможности совершения сделок с землей (отчуждение, аренда, залог, передача по наследству и т. д.), а для государственных органов — в форме принятия административного акта предоставления земли, определения целевого назначения, условий, формы использования.

Содержание земельных правоотношений в сфере управления землями характеризуется наличием корреспондирующих прав и обязанностей субъектов. Так, праву государственного органа осуществлять контроль за использованием и охраной земель, корреспондирует обязанность всех субъектов предоставлять этому органу все необходимые сведения и документы о землях.

Содержание правоотношений в сфере использования земли является наиболее сложными по структуре. Это обусловлено тем, что различны правовые основания использования земель, существует разнообразие целевого назначения, использование других объектов природы (недр, лесов, вод), использование различных недвижимостей (строения, сооружения, мелиоративные системы, сады и т. д.). Содержание правоотношений в области пользования землей включает в себя правомочия владения, пользования, внутрихозяйственного управления земельным участком.

Правомочие владения представляет собой юридическое основание принадлежности земельного участка данному субъекту. С правомочием владения связаны такие конкретные права, ка

Наши рекомендации