С/х потребительские кооперативы.

Создаются сельскохозяйственными производителями, являющимися некоммерческими организациями, т.к. создаются для обслуживания интересов членов кооператива.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

53. Фонд перераспределения земель

В целях перераспределения земель для с/х производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель с/х назначения создается фонд перераспределения земель.

Формируется за счет земельных участков из земель с/х назначения, поступающих в этот фонд:

1. При добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка .

3. Использование земель фонда перераспределения земель .

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

54. Правовой режим земель поселений.

Земли поселений – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделённые чертой от земель других категорий.

Градостроительный кодекс 2004 г.: городские и сельские поселения.

Признаки земель поселений:

1. Функциональность (обслуживающий характер): характеризует основное целевое назначение земель, а именно: эти земли являются:

а) местом обитания населения государства

б) объектом инвестиционных вложений

в) базисом для размещения зданий, строений, сооружений.

Земли поселений могут использоваться для с/х нужд, они могут быть заняты лесами, парками, садами и др.

Законодательство подчёркивает важность использования земель для застройки территорий. Поэтому любое иное использование территорий населённого пункта – временное пользование, если иное не предусмотрено градостроительной документацией.

2. Ограниченность в пространстве: эти земли расположены внутри своей черты (городской, сельской).

3. Управляемость: в пределах своих границ земли находятся в управлении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Черта поселения – внешняя граница поселения, отделяющая земли поселений от иных категорий земель земельного фонда.

Черта поселения устанавливается по границам земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам.

Утверждают и изменяют черту городских и сельских поселений органы государственной власти субъектов РФ, за исключением черты городов Москвы и СПб (их черта устанавливается и изменяется представительными органами Москвы и СПб).

Утверждение и изменение черты городских поселений, водящих в состав административно-территориальных образований, осуществляется Правительством РФ.

Черта поселения может изменяться в связи с включением в генеральный план развития города новых земель для ЖКХ, строительства, в связи с ростом городского населения, в целях повышения городского благоустройства.

55. Состав земель поселений и территориальное зонирование

Земли поселений – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделённые чертой от земель других категорий.

Зонирование – деление территорий на зоны при градостроительном планировании, развитии территорий поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Зонирование направлено на обеспечение благоприятной среды, жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия ЧС, предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды, охрану и использование особо охраняемых территорий, с/х земель, лесных угодий.

Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В общем виде зонирование заключается в разделении определённой территории в соответствии с установленными критериями на несколько зон и в определении для каждой зоны особого режима.

Границы территориальных зон устанавливаются по:

1. Линиям магистралей, улиц, проездов, красным линиям

2. Границам земельных участков, населённых пунктов

3. Естественным границам природных объектов.

Виды территориальных зон:

1. Жилые зоны.

2. Общественные деловые зоны-В чистом виде в Нке этой зоны нет.

3. Производственные зоны

4. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур

5. Рекреационные зоны: для организации мест отдыха.

6. Зона с/х использования:

7. Зоны специального назначения: для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок.

8. Зоны военных объектов и иных режимных территорий

9. Пригородные зоны– территория, которая включает в себя земли, примыкающие к границам горда и предназначенные для развития горда и других поселений.

56. Правовой режим пригородных и зелёных зон.

В соответствии с градостроительным кодексом пригородная зона – территория, которая включает в себя земли, примыкающие к границам горда и предназначенные для развития горда и других поселений.

В пригородных зонах городов выделяются зелёные зоны, выполняющие санитарную, санитарно-гигиеническую и рекреационную функции.

В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Зелёные зоны могут быть заняты лесами первой группы (рядом с чертой населённого пункта, заповедники, заказники).

В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.

Для нормального функционирования, создания и определенного базиса деятельности городов создаются специальные зоны, призванные обеспечивать благоприятную среду обитания и необходимый уровень обслуживания городского и сельского населения. Такие зоны называются пригородными. Отличительной чертой таких земельных территорий является то, что эти земли не входят непосредственно в земли населенных пунктов, не находятся в прямом административно-правовом подчинении населенного пункта (города), но, при этом, составляют с ним единую социальную, природную и хозяйственную территорию, хотя и находятся за пределами черты городских населенных пунктов.

Размер, режим и конфигурация пригородной зоны определяются количеством и составом населения города, уровнем развития промышленности, деловой активности, а также необходимостью обслуживания разнообразных нужд города.

В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города, леса, лесопарки, загородные парки, садоводческие товарищества, водоемы и пляжи, дачи, сады, различные туристические базы отдыха, аэропорты, пристани и транспортные сооружения.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

Территория пригородной зоны города обычно включает земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города.

В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную сред

Леса зеленых зон городов, городские и курортные леса, относящиеся к лесам 1-й группы, используются в рекреационных, санитарно-гигиенических и оздоровительных целях.

Пригородные и зеленые зоны относятся к числу особо охраняемых территорий, что предполагает возможность ограничений и запретов в сфере хозяйственной деятельности на их территории.

57. Правовой режим земель пром-ти и иного спец назначения.

земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений.

В целях обеспечения деятельности этих организаций и эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.

Таким образом в основу определения понятии земель промышленности положено 3 критерия:

1. Расположение земель за пределами населённых пунктов

2. Обслуживание ими производственных, хозяйственных, жилищно-строительных нужд организаций в соответствии с целями их деятельности

3. Ведомственный характер управления этими землями.

Размер земельных участков для промышленного строительства определяется в соответствии с утверждёнными нормами и проектно-технической документацией.

Субъектами землепользования выступают организации (не ведомства).

Вокруг земель промышленности устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

58. Правовой режим земель транспорта

58. Правовой режим земель транспорта – земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

Черты земель транспорта:

1. Расположены за пределами поселений

2. Обслуживают технико-эксплуатационные и хозяйственные нужды транспорта

3. Состоят в управлении соответствующего ведомства.

1. Земли ж/д транспорта – земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное бессрочное пользование предприятиям, учреждениям транспорта для осуществления возложенных на них задач.

2. Земли автотранспорта – земли, занятые автомобильными дорогами, примыкающими к ним строениями, сооружениями.

3. Земли воздушного транспорта – земли, занятые аэропортами, включая аэродромы, участки под вертолётные станции, заводами гражданской авиации по ремонту авиатехники, служебными, жилищными, культурно-бытовыми помещениями по обслуживанию работников данной сферы.

4. Земли трубопроводного транспорта – земельные участки, занимаемые надземными, подземными магистральными трубопроводами и их сооружениями, а также наземными сооружениями подземных магистральных трубопроводов.

5. Земли внутреннего водного транспорта – земельные участки, занятые территориями не только речных портов, пристаней, но и судо-ремонтными заводами, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями по обслуживанию работников данной сферы..

6. Земли морского транспорта - земельные участки, занятые морскими портами и другими специальными сооружениями и судоремонтными заводами.

На землях морского транспорта могут размещаться подсобные сооружения тех организаций, которые пользуются его услугами.

59. Правовой режим земель особо охраняемых территорий

Земель особо охраняемых территорий - земли, к-е имеют особое природоохранное, науч-е, историко-культурное, эстетическое, оздоровит-ое и иное ценное значение для к-х установлен особый правовой режим.

Это земли: 1. особо охраняемых природных территорий (лечебно-оздоровит-ых местностей и курортов);

2. природоохранного назначения; 3. рекреационного назначения; историко-культурного назначения.

Данные земли используются для соотв-щих целей, использование их для иных целей ограничивается или запрещается.

К ним относ-ся земли гос-ых природных заповедников, гос.природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, ботанических садов, земли лечебно-оздоровит. местностей и курортов.

Они могут находиться в фед-ой собст-ти, собств-и субъектов РФ и в мун. собств-и. Допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий зем. уч, принадлеж. гр-м и ЮЛ на праве собственности.

Изменение назначения зем. уч. или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их назначению, не допускается.

В целях защиты этих земель от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним зем. уч. могут создаваться охранные зоны. В границах этих зон запрещается деят-ть, оказывающая вредное воздействие на эти земли. Границы должны быть обозначены информационными знаками.

На этих землях запрещаются:

1. предоставление садоводческих и дачных уч-ов

2. строительство фед. автодорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций, строительство и эксплуатация промыш., хоз. и жилых объектов

3. движение и стоянка механических транс-ых средств, прогон скота вне автомобильных дорог.

Объявление земель гос. природным заказником допускается как с изъятием (выкуп), и без изъятия зем. уч. у собственников.

Зем. уч., занятые природными комплексами и объектами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.

60. Правовой режим земель лесного фонда-более 1/3 тер в РФ.

Земли лесного фонда - земли, покрытые лесом и не покрытые им, но предназначенные для нужд лесного хоз-ва.

В состав лесного фонда входят лесные (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназ-е для ее восстановления, - вырубки, гари, и т.д.) и предназ-ые для ведения лесного хоз-ва нелесные земли (просеки, дороги, болота).

Земли ЛФ явл-ся объектом фед.собст-ти. Допускается передача части ЛФ в собств-ть субъектов РФ. Участки ЛФ могут быть в аренде, в безвоз.сроч.польз, концессии и в краткосроч. пользовании.

Законодатель предусматривает порядок перевода земель ЛФ в нелесные земли, осущ-ет это Правит-во РФ по представлению органа гос. вл. субъекта РФ, согласовав с фед. орг упр. лесным хозяйством.

Субъектами права землепользования на землях лесного фонда являют ся лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхо зы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Объектами права землепользования служат земельные участки лесного фонда.

Передача в аренду производится путем выдачи лицензии. Аренда открывается для следующих видов лесных пользований: заготовки древесины, заготовки живицы заготовки второстепенных лесных материалов. Арендаторами имеют право быть юридические лица, в том числе иностранные, и граждане, обладающие правом на лесные пользования.

Величина арендной платы зависит от количества и качества используемых лесных ресурсов, их вида, расположения.

61. Правовой режим земель водного фонда

61. Правовой режим земель водного фонда- земли занятые водоемами, ледниками, болотами за искл. тундровой и лесотундровой зоны, гидротехнических и иных водохоз-ых сооружений, и земли, выделяемые под полосы отвода по берегам водоемов.

К поверхностным водным объектам относ-ся:

1. поверх. Водотоки 2. поверх. Водоемы 3. ледники и снежники 4. морские воды и террит. море.

Составной частью земель ВФ явл-ся прилегающие к водоемам зем.уч., имеющие своим назначением обслуживание водохоз-ых сооруж-й и обеспеч. нормал. эксплуатации и охрану водных объектов.

Водоохранная зона - примыкающая к акватории вод-го объекта терр-я, на к-ой устанавл-ся спец.режим использования и охраны природ-х ресурсов и осущ-ия иной хоз. дест-ти.

Эти зоны устанавливаются на землях ВФ и на землях иных категорий.

В водоохр-х зонах запрещ:1. Распашка земель,2. Рубка и корчевка леса,3. Размещение животноводческих ферм и т.д.

Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;

– подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;

– водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

— водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

— трансграничные (пограничные) водные объекты;

— внутренние морские воды;

— территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);

— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

— водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

— иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

62. Правовой режим земель запаса

62. Правовой режим земель запаса- резерв для пополнения состава земель иных категорий. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные для использования гражданам или юридическим лицам, за исключением земельного фонда перераспределения, формируемого в соответствии с ЗК.

Под землями запаса понимаются все земли, которые в силу каких- либо причин оказались вне сферы пользования и наличия чьих-либо прав на них (права собственности, аренды и т.п.). Эти земли принадлежат на праве собственности государству.

В земли запаса выделяют с/х угодья, леса, земли под древесно-кустарн. растительностью, земли под водными объектами, болотами и др.

Отнесение земель к землям запаса не исключает их испол-ие, но это испол-ие может быть особенным. земли запаса испол-ся только если они не предоставлены физ.или юр. лицам.

К землям запаса относятся: 1. Земли, находящиеся в гос.или мун. собств-ти 2. Не предоставленные гр-м или юр. Лицам 3. Не должны испол-ся до их перевода в др. категорию.

К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения, они вкл. в состав земель с\х назначения

Правовой статус земель запаса:

1)под землями запаса подразумеваются земельные участки, пригодные для использования по целевому назначению,

2) земли запаса находятся в ведении местных администраций

Наши рекомендации