Экологическая экспертиза: понятие, виды, порядок проведения.

Законодательно экологическая экспертиза определяется как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта эк. экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны о/с, в целях предотвращения негативного воздействия такой дея-ти на о/с.

Данная процедура представляет собой предусмотренный законодательством комплекс действий гос. органов и общ-х организаций по рассмотрению документации, связанной с реализацией хоз. и иной дея-ти, которая может оказать негативное воздействие на о/с.

Задача экспертизы — гарантировать, что при планировании хоз. и промышленной дея-ти предусмотрены меры по охране о/с, соответствующие требованиям законодательства.

Основное, что следует отметить, — экологическую экспертизу проводят на этапе планирования хоз. или иной дея-ти, а не в отношении, например, действующих предприятий.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим ее проведение, является ФЗ "Об эк. экспертизе".

Во исполнение данного Закона приняты такие акты, как Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения Гос. эк. экспертизы"; Приказ Минприроды РФ "Об утверждении Административного регламента по исполнению Фед.службой по эк., технологическому и атомному надзору гос. ф-ии по организации и проведению гос. эк. экспертизы фед.уровня" (Зарегистрировано в Минюсте РФ) и иные подзаконные акты.

Виды эк. экспертизы:

•гос.;

•общественная.

Гос. экспертиза организуется и проводится фед. органом исп. власти в области эк. экспертизы и органами гос. власти субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ об эк. экспертизе, иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ.

Гос. экспертиза проводится на фед. уровне и уровне субъектов Федерации. Объекты, подлежащие гос. эк. экспертизе фед. уровня:

•проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами гос. власти РФ;

•проекты фед. целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хоз. дея-ти, оказывающих воздействие на о/с, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

•проекты соглашений о разделе продукции и др.

К объектам гос. эк. экспертизы регионального уровня относятся аналогичные виды проектов, материалов и документации, имеющих региональное значение и не относящихся к компетенции фед. органов исп. власти.

Гос. экологическую экспертизу проводит экспертная комиссия, формируемая в зависимости от объекта экспертизы Росприроднадзором, Ростехнадзором либо органом гос. власти субъекта РФ.

Заключение гос. эк. экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Положительное заключение содержит выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта эк. экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны о/с.

Отрицательное заключение может содержать выводы о необходимости доработки представленных материалов либо о недопустимости реализации объектов экспертизы. В случае отрицательного заключения гос. эк. экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную гос. экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе гр-н и общ-х организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общ-ми организациями (зарегистрированными в порядке, установленном законодательством), основным направлением дея-ти которых в соответствии с их уставами является охрана природной среды, в том числе организация и проведение такой экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов гос. экспертизы, за исключением тех, сведения о которых составляют гос., коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения гос. эк. экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения гос. эк. экспертизы тех же объектов эк. экспертизы.

Общественную экологическую экспертизу можно проводить не более двух раз до либо одновременно с гос. экспертизой. Общественная организация, проводящая экспертизу, обязана подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о ее проведении.

Заключение общественной эк. экспертизы приобретает юридическую силу только при утверждении его специально уполномоченным гос.органом в области эк. экспертизы.

Экологическая сертификация.

Под эк. сертификацией понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным экологическим требованиям.

Основными целями эк. сертификации являются:

•защита потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для их жизни, здоровья и имущества, а также о/с:

•регулирование отношений в сфере взаимодействия общ-ва и природы для сохранения природных богатств и улучшения среды обитания человека;

•обеспечение интеграции российской экономики в мировой рынок.

Основными задачами эк. сертификации являются:

1.формирование экологически справедливого рынка;

2.защита изготовителя от недобросовестной конкуренции, содействие рекламе, сбыту и повышению конкурентоспособности продукции с лучшими экологическими характеристиками;

3.предотвращение поступления в страну недоброкачественных с эк. точки зрения иностранных товаров;

4.приостановление или прекращение реализации продукции, не отвечающей установленным экологическим требованиям;

5.укрепление за рубежом репутации экспортируемой экологически безопасной отечественной продукции;

6.улучшение качества о/си ресурсосбережения;

7.содействие ускорению научно-технического прогресса в природоохранной области;

8.обеспечение безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Объектами эк. сертификации являются:

объекты природной среды и природные ресурсы;

отходы производства и потребления;

технологические процессы;

услуги, направленные на обеспечение эк. безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде;

товарная продукция.

Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ, на основании договора с заявителем.

Соответствие продукции требованиям подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Правительством РФ определяется порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведении и оплаты за их предоставление, а также фед. орган исп. власти, организующий формирование и ведение укачанною реестра.

При проведении обязательной сертификации проводятся исследования (испытания) и измерения продукции. Эта работа выполняется аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Она может иметь целью установление соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, и иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Эк. аудит.

Эк. аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хоз. и иной дея-ти требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны о/с, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой дея-ти.

Эк. аудит проводится на основании гр-го договора между заказчиком и экоаудиторской организацией либо индивидуальным экоаудитором. Перед проведением проверки экоаудитором составляется и документально оформляется план проведения экоаудита. По результатам проверки составляется экоаудиторский отчет и экоаудиторское заключение, содержащие среди прочих сведений обоснованные выводы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, эк. учета и отчетности организации, а также о соблюдении аудируемым лицом требований законодательства; нормативов и нормативных документов в области охраны о/с; требований международных стандартов; рекомендации по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на о/с, последствия непринятия организацией соответствующих мер.

В настоящее время правовое регулирование эк. аудита на фед. уровне осуществляется ФЗ «Об охране о/с», где закреплено определение эк. аудита, и рядом ведомственных актов, например Приказом МПР РФ "О создании системы аудита недропользования" (вместе с "Основными положениями аудита недропользования").

Правовое регулирование эк. аудита осуществляется законодательством некоторых субъектов РФ.

Эк. страхование.

Статья 18. Эк. страхование

1.Эк. страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физических лиц на случай эк. рисков.

2. В РФ может осуществляться обязательное гос. эк. страхование.

3. Эк. страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Эк. страхование — это совокупность различных видов страхования эк. рисков, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения о/с(земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система эк. страхования включает в себя следующие виды:

•страхование ответственности юр. лиц (организаций, предприятий, учреждений), которые являются источниками повышенной опасности за причинение вреда о/с, ответственность перевозчика (опасные грузы) и т. д.;

•имущественное страхование (страхование земельных объектов или др. объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие эк. аварии или катастрофы;

•личное страхование гр-н: страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или гр-н, находящихся на терр-ии, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности.

Наши рекомендации