Глава 4. обепечение безопасности свидетеля.

В качестве предисловия хотелось бы отметить, что в соответствии с государственной программой по борьбе с преступностью на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 21 февраля 2006 г. № 103 (в ред. от 12.01.2007 № 23) предусматривает необходимость наряду с другими мерами осуществить следующее мероприятие: «Подготовить и внести в установленном порядке в Совет Министров РФ: предложения по разработке механизма реализации норм Уголовно-процессуального кодекса РФ о мерах по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц» [10].

Однако, в настоящее время механизм по реализации норм Уголовно-процессуального кодекса РФ (т.е. конкретные нормативные акты) о мерах по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц так и не разработан1.

В связи с вышесказанным рассмотрим общие положение об обеспечении безопасности свидетеля.

Статья 66 УПК РФ перечисляет меры по обеспечению безопасности. Так, к процессуальным мерам безопасности относятся:

1) неразглашение сведений о личности (заключается в изменении фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменении сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными. Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся им по правилам секретного делопроизводства.);

2) освобождение от явки в судебное заседание (свидетель может быть освобожден от явки в судебное заседание, когда этого требуют интересы обеспечения его безопасности или безопасности членов его семьи, близких родственников и других лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества, если другими мерами обеспечить безопасность не представляется возможным.);

3) закрытое судебное заседание.

К иным мерам безопасности относятся:

1) использование технических средств контроля (при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия могут использоваться технические средства контроля, а также производиться прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров в порядке, предусмотренном УПК РФ);

2) прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;

3) личная охрана, охрана жилища и имущества (обеспечение безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества защищаемого лица осуществляют органы внутренних дел и государственной безопасности по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс);

4) изменение паспортных данных и замена документов (по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс, с согласия защищаемого лица могут быть произведены изменения его паспортных данных и замена документов);

5) запрет на выдачу сведений (орган, ведущий уголовный процесс, и должностные лица, обеспечивающие применение мер безопасности, не вправе разглашать сведения о личности защищаемого лица. Запрещается выдача сведений о личности защищаемого лица из информационно-справочных фондов правоохранительных органов, а также предприятий, учреждений, организаций и объединений).

Отметим, что с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут быть приняты и другие меры обеспечения безопасности, не противоречащие настоящему Кодексу и иным законам РФ.

Орган, ведущий уголовный процесс, при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении свидетеля, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе, обязан принять предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности этих лиц и их имущества1.

Решения о применении мер безопасности принимаются:

1) при установлении органом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;

2) в случае получения органом, ведущим уголовный процесс, иной информации об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;

3) по заявлению участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности.

1. При наличии оснований для принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение суток принять решение об их применении или об отказе в применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение). Постановление (определение) о применении мер безопасности незамедлительно направляется для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. В необходимых случаях о принятом решении уведомляется защищаемое лицо.

2. Государственный орган, которому поручено осуществление мер безопасности, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и осуществляет их реализацию. О принятых мерах безопасности в течение суток извещается орган, ведущий уголовный процесс и принявший решение об их применении [7, ст. 73].

Меры безопасности отменяются, когда отпали основания их применения, а также в случае нарушения защищаемым лицом условий осуществления этих мер, существенно затрудняющего или делающего невозможным их применение. Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс. После вступления приговора (определения, постановления) в законную силу отмена мер безопасности производится по решению начальника органа внутренних дел или государственной безопасности по месту нахождения защищаемого лица с обязательным уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и принявшего решение об их применении, и защищаемого лица.

Должностные лица органа, ведущего уголовный процесс, и органа, обеспечивающего применение мер безопасности, а равно должностные лица правоохранительных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности либо в разглашении сведений о защищаемых лицах, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса является не менее важной гарантией эффективности самого процесса, чем право на защиту и иные основополагающие традиционные институты уголовно-процессуального права.

Анализ действующего законодательства свидетельствует, что в РФ до настоящего времени вопрос о создании действующего механизма реализации права на защиту участников уголовного процесса, а также лиц, оказывающих содействие правосудию, остается открытым [14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение сделаем некоторые выводы на основании изученных теоретических разработок и анализа соответствующего законодательства.

Свидетель относится к категории «иные участники уголовного процесса» наряду с экспертом, специалистом и переводчиком.

Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи показаний либо дающее показания.

Отметим, что свидетелем считается лицо при соблюдении следующих условий:

- имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу;

- его вызывает орган, ведущий уголовный процесс для дачи показаний;

- лицо дает показания не по вызову органа, ведущего уголовный процесс.

Законодателем определен круг лиц, которые являясь свидетелями, то есть лицами, которым известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, в уголовном процессе вышеуказанные лица в качестве таковых выступать не вправе.

Следует отметить, что показания свидетеля очень часто являются одним из важных источников доказательств и необходимых сведений для полного и всестороннего раскрытия преступления. Свидетелем признается лицо, которому ввиду тех или иных обстоятельств известны факты, имеющие значение для дела.

Как было указано ранее, любое процессуальное действие, совершаемое с целью раскрытия преступления, строго регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. Процесс заслушивания показаний свидетеля называется «допрос свидетеля»; а документ, которым оформляется допрос, носит название «протокол допроса свидетеля».

Одним из важнейших прав свидетеля, гарантированным не только уголовно-процессуальным законом, но и на Конституционном уровне является право «не свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников».

Порядок допроса различается в зависимости от стадии уголовного процесса.

Важно также отметить, что на настоящий день не существует Методических рекомендаций по проведению допроса в уголовном процессе, которые, на наш взгляд, необходимы для соблюдения прав участников уголовного процесса. Хочется также обратить внимание на то, что соответствующие Методические рекомендации утверждены для хозяйственного процесса.

В соответствии с государственной программой по борьбе с преступностью на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 21 февраля 2006 г. № 103 (в ред. от 12.01.2007 № 23) предусматривает необходимость наряду с другими мерами осуществить следующее мероприятие: «Подготовить и внести в установленном порядке в Совет Министров РФ: предложения по разработке механизма реализации норм Уголовно-процессуального кодекса РФ о мерах по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц».

Однако, в настоящее время механизм по реализации норм Уголовно-процессуального кодекса РФ (т.е. конкретные нормативные акты) о мерах по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц так и не разработан.

Наши рекомендации