Понятие подведомственности. Подведомственность суду исковых дел.

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Гражданский кодекс РФ (ст. 11), реализует конституционную норму (ст. 46) и закрепляет, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражных суд или третейский суд.

В науке гражданского процессуального права подведомственность – определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые споры.

Применительно к судам под подведомственностью – понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны, рассматривать и разрешать по существу.

Существуют и иные точки зрения, что конкретно понимается под подведомственностью. В литературе выделяют судебную (суду общей юрисдикции или арбитражному), административную и общественную (третейскому суду, Морской арбитражной комиссии и т. д.) подведомственность. Кроме вышесказанного в литературе встречается и иное определение подведомственности, высказанное П. С. Дружковым, который определяет подведомственность как круг споров о праве и иных правовых вопросах, разрешение которых отнесено законом к компетенции определенного органа государственной либо общественной власти. Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случае, предусмотренном законом. Однако, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охрана бесспорных субъективных гражданских прав. Трудовые права работников кроме суда могут защищаться комиссиями по трудовым спорам (ст. 382-390 ТК РФ).

Для характеристики подведомственности исковых дел методом полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить в одной или нескольких статьях ГПК РФ все исковые дела, подведомственные суду, невозможно, ввиду их количественного и качественного разнообразия.

Поэтому определение подведомственности судами исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затруднения на практике.

Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда.
В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (ст. 23-27 ГПК), арбитражными (ст. 22 АПК) и третейскими судами (ч. 3 ст. 3 ГПК).

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае - судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

Суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

(О подведомственности судам общей юрисдикции отдельных категорий дел см. пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2.)

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юриди­ческих дел к ведению определенных органов можно выделить:

• во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содер­жание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономичес­кой деятельностью или нет);

• во-вторых, субъектный состав (состав участников спора);

• в-третьих, спорность либо бесспорность права;

• в-четвертых, наличие договора между сторонами спора;

• в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или не­нормативный характер);

• в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления).

Могут использоваться в законодательстве и иные критерии раз­граничения подведомственности.

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливает­ся законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган пра­вомочен разрешить дело, т. е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международ­ным коммерческим арбитражам и другим, имеющим соответству­ющие юрисдикционные полномочия.

Первый критерий подведомственности — характер спорного правоотношения — определяет подведомственность споров орга­нам судебной власти. В свое время данный критерий обосновал Ю.К. Осипов, отразив исключительную судебную подведомствен­ность споров из гражданских (в широком смысле) отношений. Ведь еще до начала 90-х гг. XX в. в российском законодательстве сохра­нялись достаточно значительные ограничения права на обращение в суд. Критерий характера правоотношения используется для раз­граничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассмат­ривают экономические споры и иные дела, отнесенные федераль­ными законами к ведению арбитражных судов.

В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование. На наш взгляд, эконо­мический характер спора отражает содержание спорного правоотно­шения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической дея­тельности. На такое понимание данного вопроса ориентировал в свое время п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в котором подчеркивается необходимость исходить из су­щества взаимоотношений спорящих сторон.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самосто­ятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направлен­ная на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора прояв­ляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отрасле­вой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Например, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке цен­ных бумаг» носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессу­ального и иного права. Некоторые источники права вообще не име­ют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения под­ведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела — его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Критерий субъектного состава участников спора позволяет до­полнительно более точно разграничить подведомственность меж­ду двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК связывает подве­домственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по обще­му правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан — индивидуальных предпринима­телей. Только в случаях, предусмотренных АПК и иными федераль­ными законами, арбитражные суды рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образова­ний, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих стату­са юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивиду­ального предпринимателя.

В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции со­гласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36ГПК), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу если спор с участием данных субъектов не носит экономического харак­тера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК), то он будет подведомствен суду общей юрис­дикции. Следует иметь в виду и правило ч. 4 ст. 27 АПК, согласно - которому вступление в арбитражный процесс граждан, не имею­щих статуса индивидуальных предпринимателей, в качестве треть­их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относитель­но предмета спора, не изменяет подведомственности дела, которое должно быть рассмотрено арбитражным судом по существу.

Третий критерий — спорность либо бесспорность права разгра­ничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загсов), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установле­нии усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основ­ном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18 — 23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора — на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

Аналогично разграничивается компетенция между нотариуса­ми, с одной стороны, и судами общей юрисдикции, арбитражны­ми судами, с другой стороны. Так, нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера, при отсутствии спора вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Продление срока для принятия на­следства осуществляется судом, но при согласии остальных наслед­ников, принявших наследство, осуществляется в рамках нотари­ального производства (ст. 1155 ГК, ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате).

Четвертый критерий — наличие договора между сторонами спора — разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами, а также при определении сторонами нотариальной формы для совершения со­ответствующего юридического действия, когда для него законом не установлена обязательная нотариальная форма.

Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные дополнительные критерии разграниче­ния подведомственности. Так, подведомственность дел об оспари­вании актов государственных органов и органов местного само­управления разграничивается между различными судами по орга­ну, принявшему оспариваемый акт; характеру акта (нормативный или ненормативный по содержанию); субъекту обращения; по ха­рактеру нормативного правового акта, которому не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт.

Например, при разграничении подведомственности дел по оспа­риванию правовых актов нормативного характера в качестве одно­го из критериев выступает уровень правового акта нормативного ха­рактера. Так, Конституционному Суду РФ подведомственны дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, перечислен­ных в ст. 125 Конституции РФ; конституционным (уставным) су­дам субъектов РФ — перечисленные в ст. 27 Федерального консти­туционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; арбитражным судам — только по заявлениям организаций и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, в отно­шении нормативных актов, затрагивающих их права в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, и только при наличии специального указания в федеральном законе (ст. 29 АПК). Судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспарива­нии нормативных правовых актов независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотно­шения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и вве­дением в действие Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации»). Поэтому в любом случае, если нормативный акт не может быть оспорен в Конституционный Суд РФ, конституци­онный (уставный) суд субъекта РФ, арбитражный суд, его провер­ка на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным зако­нам подведомственна судам общей юрисдикции.

Виды подведомственности.

В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Значение этих видов является важным базовым материалом, который позволяет правильно решить вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой прав в различные органы государства или компетентные организации.

Исключительная подведомственность. Практически все споры, вытекающие из гражданских, семейных, жилищных и других правоотношений, рассматриваются непосредственно только судом и не могут разрешаться по существу другими органами. Данный вид подведомственности означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо органы. К исключительной подведомственности относятся споры о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и многие другие.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть разрешен по закону не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, закрепленном как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора.

Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Альтернативной разновидностью является подведомственность дел третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме. ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (ст. 1) предусматривает право граждан передавать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений.

Однако нельзя передавать на разрешение третейских судов и другие споры, например, отнесенные к ведению лишь только определенного органа, организации, а также споры о недвижимости либо другом имуществе, сделки, в отношении которых подлежат специальной регистрации. Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре. Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность споров суду. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрение выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требования до суда было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так в соответствии с ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» установлен определенный поэтапный порядок разрешение коллективных трудовых споров. Трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам; районными судами. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности. Случаи объективного соединения требований редки, однако они известны судебной практике. Например, две организации, являясь юридическими лицами, разрешали спор о праве на жилые помещения, которые ко времени разрешения спора были заселены гражданами. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР по данному делу указала, что иск предъявлен не только к предприятию, но и к гражданам, а поэтому дело подведомственно суду общей юрисдикции.

Основные категории дел, подведомственные судам общей юрисдик­ции.

На сегодняшний день, поскольку Россия стремиться стать правовым государством, то проблема подведомственности дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм прямого действия, которые нами были ранее указаны, закрепленных в п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, где указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, и, что решения и действия (бездействия) органом государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ни Конституция, ни иное законодательство не дают конкретного перечня действий (решений) органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы, поскольку исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения. Следует также отметить, что в законодательстве РФ есть закон, который регулирует процесс обжалования действий и решений органов и должностных лиц, что в свою очередь повышает эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан. Однако первостепенную роль при определении подведомственности гражданских дел судам играет ГПК РФ. ГПК РФ отводит одну статью (ст. 22 ГПК), которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе отнесения конкретных дел на рассмотрение судам общей юрисдикции. Ранее действующий ГПК РСФСР 1964г. содержал несколько статей, объединенных главой третей, регулирующий вышеуказанный вид отношений.

В порядке искового судопроизводства суды разрешают споры, возникшие из следующих правоотношений:

ü гражданские правоотношения

В соответствии со ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

ü семейные правоотношения

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи:

супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК).

ü трудовые правоотношения

В соответствии со ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ü жилищные правоотношения

Жилищные отношения - это отношения, касающиеся управления жилищным фондом, предоставления жилых помещений, использования жилищного фонда, его содержания и ремонта и др.

ü земельные правоотношения

Отношения, регулируемые земельным законодательством, определены ст. 3 Земельного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

ü экологические и иные правоотношения

Вышеприведенный перечень дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции не является исчерпывающим. В соответствии с п. 2-6 ст. 1 ГПК устанавливаются и иные дела, которые рассматриваются в рамках гражданского процесса: о разрешении гражданских дел в порядке приказного производства (ст. 121-130 ГПК), производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений (с. 245-258 ГПК), о делах, рассматриваемых судом в порядке особого производства (ст. 262-289 ГПК), об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 418-427 ГПК), о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) (ст. 409-417 ГПК).

Из вышесказанного следует, что судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства. Следовательно, подведомственность правовых споров судам общей юрисдикции можно определить только методом исключения, т. е. судам общей юрисдикции подведомственны все споры, за исключением тех, которые отнесены к предметной компетенции Конституционного Суда (ст. 125 Конституции РФ) и арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ).

В число субъектов, которые могут участвовать в гражданском процессе, являются иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций и иностранными инвестициями, международных организаций (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).

Наши рекомендации