Перестройка и ее основные направления (1985-1991). Экономич реформа.

Политич реформа

Годы

Предыстория

В марте 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачев.

с 82 г. предпринимались попытки реформировать систему управления. с чер.70-х г.г.теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни, в 80м ЦК принял меры. направленные на борьбу с коррупцией. радикальная реформа, начавшаяся сверху в 85 г. проходила под лозунгами : «гласность»,»УСКОРЕНИЕ», «перестройка». она была призвана реформировать существующую систему. но в итоге привела к её разрушению.

Гласность: гласность, открывшая доступ к ранее закрытой инфе и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 86г. в июле 88. на 19 съезде партии было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам гос-ва. общества и права человека». но она привела к подрыву идеолог8ической неоспоримости партийных решений и оценок. критика сталинизма привела к критике социализма в целом. с 86 г. началось ограничение роли цензуры. в руспубликах СССР нарастала национальная напряженность. выдвигались требования о признании гос.статуса национальных языков, возвращения депортированных народов. выводе войск из республик.

Экономика: сокращались показатели прироста пром-ти и с/х производства. с 91 года быстро нарастали инфляционные тенденции. реформа предполагала расширить права предприятий, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу. июнь 87г. – закон «о гос.предприятии» - хозрасчёт и самофинансирование, право самостоятельно планировать свою деятельностьдействовать но основе контрактов, заказов. нояб86 и май88 – легализация частной предпринимательской деятельности в ряде сервисных областей. быстро стала развиваться индивидуальная труд.деятельность. 88 – новое положение о колхозах. предусматривалось установление размеров приусадебных участков и поголовья скота в личном хоз-ве. 1988-закон о кооперации и закон об индивидуальной трудовой деят-ти.

с 89 г. курс на передел с/х: отказались от сверхцентрализованного управления агрокомплексом, распустили госагропром СССР, отказались от борьбы с ЛПХ, постройка ферм с выходом крестьян из колхозов. к.89-90г.г. новая цель – переход к рыночной экономике. модель «регулируемого рынка». программа арендизации экономики(было намечено перевести 20% пром-х предприятий на аренду). май 91г. – закон об основных началах разгодусардвления и приватизации предприятий.

Политика:88г. –была восстановлена двухуровневая система представительных орагнов(съезд народных депутатов и верховный совет. избранный из депутатов съезда). кроме того учреждался пост президента СССР. наделенного широкими полномочиями. выборы народных депутатов (89 и 90) привели к созданию парламентского органа нового типа.демократизация: отказ от командно-админ.системы управления. право граждан на судебное обжалование неправомерных решений, о гос.безпосности, прессе и СМИ, об обществ.орг-ях. был образован комитет конституционного надзора (и закон о конституционном надзоре в СССР). сформировалась концепция социаличтического правового гос-ва, в которой подчеркивался приоритет права и принцип разделения властей. происходит процесс роста количества политических партий, которые с 88г. включились в полит.деят-сть(демократический блок, Кп РСФСР.руспубликанская партия).

ГЛАСНОСТЬ

Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменились главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее оппозиционно («Новый мир», «Московские новости», «Аргументы и факты»). С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежде литературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы (первым из них стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние»).

В мае 1986 года открылся V съезд Союза кинематографистов СССР, на котором неожиданно было переизбрано все правление Союза. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах.

4 сентября 1986 года Главлит СССР издал приказ № 29с, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере.

Постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 года было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-би-си») и усилить глушение других («Свобода», «Немецкая волна»). 23 мая 1987 года в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы «Голоса Америки» и некоторых других западных радиостанций. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено с 30 ноября 1988 года.[5][6]

В 1987 году приступила к работе Межведомственная комиссия, возглавляемая Главлитом СССР, которая начала пересмотр изданий с целью передачи их из отделов специального хранения в «открытые» фонды.

Политика, начало которой положил XXVII съезд, впервые была названа «перестройкой» в июне 1986 года.[7] Теперь она включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорение экономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политические и социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всесторонний характер начавшихся перемен.

Несмотря на упомянутые отдельные шаги, серьёзных перемен в жизни страны в 1985-86 гг. не было. Точкой отсчёта действительно кардинальных реформ следует считать Пленум по кадровым вопросам, состоявшийся в январе 1987 года. Его подготовка началась осенью 1986 г. После долгих споров и согласований в окончательный текст доклада Горбачёва на Пленуме было включено заявление о необходимости выборов по всей партийной вертикали из нескольких кандидатур (обычной практикой было утверждение предложенных сверху кандидатов). Кроме этого, указывалось, что партийные функционеры обязаны систематически отчитываться о проделанной ими работе перед теми, кто их выбрал.

27 января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии». В нём были определены следующие направления:

  • начало превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию («Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций»);
  • выдвижение на руководящие посты беспартийных;
  • расширение «внутрипартийной демократии»;
  • изменение функций и роли Советов, они должны были стать «подлинными органами власти на своей территории»;
  • проведение выборов в Советы на альтернативной основе (выборы с 1918 г. представляли собой голосование за единственного кандидата на каждое место).

Альтернативные выборы в местные Советы прошли уже летом 1987 года во многих избирательных округах, впервые за всю историю СССР.

В выступлении Горбачёва на январском Пленуме немало места было уделено также гласности. При этом он заявил, что «настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность». Он заявил: «У нас не должно быть зон, закрытых для критики. Народу нужна вся правда… Нам как никогда нужно сейчас побольше света, чтобы партия и народ знали всё, чтобы у нас не было тёмных углов, где бы опять завелась плесень».[8]

В декабре 1986 г. из ссылки в Горьком были освобождены А. Д. Сахаров и его жена Е. Г. Боннэр. В феврале 1987 г. были освобождены из заключения в порядке помилования 140 диссидентов. Они немедленно включились в общественную жизнь. Разрозненное, малочисленное диссидентское движение, закончившее своё активное существование в 1983 году, снова возродилось под лозунгами демократического движения. Появились несколько десятков неформальных, постепенно политизировавшихся, слабо организованных организаций (наиболее известной из них стал образованный в мае 1988 г. «Демократический союз», который в августе-сентябре 1988 г. провёл в Москве два антикоммунистических митинга), первые независимые газеты и журналы.

В 1987—1988 годах публикуются такие ранее не печатавшиеся и запрещённые произведения как «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Софья Петровна» Л. К. Чуковской, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

Важнейшим событием 1988 года была XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, проходившая в июне-июле. Впервые с 1920-х годов делегаты действительно высказывали самостоятельные мнения, позволяя себе иной раз критиковать действия партийного руководства, причём это транслировалось по телевидению. Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформе политической системы. Было принято принципиальное решение об альтернативных выборах депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами должны были получить возможность все желающие.

Экономика

К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, усилился. Этому способствовало и резкое падение цен на нефть Резкое уменьшение выручки от экспорта нефти привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 г. на 30 %. По мнению ряда авторов, усиливалось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. Так, А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.» [12]

На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачёву, страна находилась в предкризисном состоянии.[источник не указан 33 дня] Особенно тяжёлая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30 %. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы — 1 млн т, картофеля — 1 млн т, свёклы — 1,5 млн т.[источник не указан 33 дня] На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»).

Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. «После известного постановления о борьбе с пьянством за 4 года из товарооборота выбыло 63 миллиарда рублей» (К. З. Терех) [13].

19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» [14] 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». [15] 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.

13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование».[16] 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних.[17] Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании, однако главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций (соответствующий показатель снизился с 56 % в 1985 г. до 36 % в 1989—1990 годах). Так как бюджетный дефицит финансировался за счёт денежной эмиссии, его рост — при фиксированных ценах — приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков быстро исчезало самое необходимое, у многих людей, не успевавших купить товар, возникали проблемы даже с приобретением мыла, сахара и табачных изделий. Повсюду вводились талоны и карточки покупателя. Была очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.

Ещё более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции в 1988 г.

Внешняя политика

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д. T. Язов, сменивший на этом посту С. Л. Соколова.

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачёвым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачёву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.

Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и в последующие 2-3 года конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва); своей пассивностью способствовали свержению коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе во второй половине 1989 года; в частности, не препятствовали объединению Германии.

Вопрос 77

Попытки реформирования советской федерации (1985—1991 гг.). Развал СССР. Образование Содружества независимых государств.

По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма — движения за выход из состава СССР.

Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.

Крах СССР был предрешён начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Также вышли из КПСС сторонники демократических преобразований. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.

стремясь предотвратить распад СССР, горбачев с 89 г.предлагал заключить новый союзный договор. в ноябре 90г. началось обсуждение . предполагалось создавать новое гогс-во как федерацию с сильным центром. грузия и прибалтика сразу взяли курс на полную независимость.Едьцин открыто поддержал стремление прибалтики к независимости и потребовал, чтобы президент СССР ушёл в отставку.

Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство СССР решило провести референдум.

В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».

Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других аргуметов, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т. д.

в апреле 91г.горбачев добился поддержки лидеров республик. после переговоров в президентской резиденции Ново-Огарево было сделано заявление десяти о совместных мерах по стабилизации экономики и полит.ситуации и подготовке нового союзного договора – ново-огаревский процесс. горбачев подготовил проект договра, который был назван союз суверенных государств(ССГ).

События 19—21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. А́вгустовский путч — вооружённое противостояние двух вертикалей власти: союзной во главе с ГКЧП СССР и республиканской во главе с правительством России, с попыткой отстранения М. С. Горбачёва с поста президента СССР и смены проводимого им курса «Перестройки», предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) — группой консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ — 19 августа 1991 года, приведшая к радикальным изменениям политической ситуации в стране: окончательной утрате Коммунистической партией Советского Союза своей власти, относительному усилению власти региональных лидеров по сравнению с центральными властными структурами СССР и необратимому ускорению распада СССР, завершившегося его ликвидацией в декабре того же года. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти. горбачев вернулся мз фороса в москву, но реальная власть уже принадлежала ельцину. была распущена партия м ЦК.

Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик — Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). к сНГ присоединились ещё 11 республик(кроме прибалтики и грузии). Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов.

25 декабря горбачев ушёл в отставку.

Вопрос 78

Подготовка проекта и принятие Конституции РФ 1993 г. Основные принципы,

Положенные в ее основу

после ликвидации СССР требовалась новая конституция суверенного. независимого Российского гос-ва.первым крупным шагом на пути к этому стало подписание 31 марта 92г. в москве федеративного договора, который определил основы взаимоотношений между субъектами и центром. договор предотвратил угрозу распада суверенной россии вслед за СССР. конституционная реформа проходила в условиях острой политической борьбы. она велась вокруг вопроса о форме правления – парламентская или президентская республика?в апреле 92г. состоялся съезд народных депутатов: он одобрил проект конституции. созданный на основе смешанной республики. дек 22г. 7съезд нар.депутатов: предусмотрело проведение референдума по основным положениям конституции.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и
свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым
вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное
большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические
интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной
власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса
использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с
этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны Президент все
решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной
власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был
опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции,
содержал демократические положения о правах и свободах человека и
гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти
доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в
сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же
советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но,
игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы
проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших
органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также
правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней
политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать
федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов
Правительства, которые могли назначаться только президентом
исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель
и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних
дел, иностранных дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его
представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.
Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно
представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений
существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти,
закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта,
оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату
созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В
самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении
Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу
от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то,
что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность
Президента.
12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению
подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому
для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718)
был определен состав Конституционного совещания. Оно включало
представителей федеральных органов государственной власти Российской
Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий,
профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых
движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и
предпринимателей.

Структура

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Наши рекомендации