Организационно-правовые, криминологические

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Методические материалы для специальностей

030501 – «Юриспруденция»; 040101 – «Социальная работа»; 080505 – «Управление персоналом»; 250300 – «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»

Вологда 2012

Организационно-правовые, криминологические и психолого-педагогические основы противодействия коррупции: Методические материалы для специальностей 030501 – «Юриспруденция»; 040101 – «Социальная работа»; 080505 – «Управление персоналом»; 250300 – «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 33 с.

Подготовили:

Боровиков С.А. – доцент кафедры уголовного права и криминологии, к.ю.н., доцент;

Сиряков А.Н. − старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, к.ю.н.;

Смелова С.В. – старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н.

Методические материалы разработаны в соответствии с рабочей программой по курсу «Организационно-правовые, криминологические и психолого-педагогические основы противодействия коррупции», содержат рекомендации к проведению семинарских и практических занятий, указания для подготовки к зачету, список литературы и нормативных правовых актов.

Издание адресовано обучающихся в ВИПЭ ФСИН России.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры уголовного права и криминологии 21 сентября 2012 года, протокол № 1.

ВИПЭ ФСИН России, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по курсу «Организационно-правовые, криминологические и психолого-педагогические основы противодействия коррупции» для обучающихся в ВИПЭ ФСИН России.

Приступая к изучению курса, следует предварительно ознакомиться с рабочей программой, которая определяет минимум требований к знаниям обучающихся.

Основной целью данных материалов является оказание помощи в изучении курса во время семинарских занятий и самоподготовки, привитие практических навыков борьбы с коррупцией.

Проведение семинарских занятий с курсантами-юристами преследует задачи глубокого усвоения курсантами и слушателями пройденного учебного материала, правильного понимания ими рассматриваемых вопросов, привития навыков активной коммуникативной работы с аудиторией, решения практических ситуаций.

Проведение семинарских занятий необходимо для закрепления материала, изученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы, овладения навыками его практического применения, а также осуществления текущего контроля успеваемости.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется:

– учитывать комплексный характер изучаемой дисциплины, поскольку в ней изучаются организационно-правовые, криминологические и психолого-педагогические меры борьбы с коррупцией;

– изучить вопросы, выносимые на каждое семинарское занятие, а также методические рекомендации по подготовке к нему;

– изучить конспекты лекций, рекомендованные нормативные акты и литературные источники по теме семинара;

– составить логическую схему ответа по каждому вопросу семинара;

– при ответе на семинаре материал следует излагать своими словами, пользоваться конспектами лекций при ответе не разрешается.

Приступая к самоподготовке курсантам неюридических специальностей следует уяснить поставленные на лекции вопросы и, руководствуясь соответствующими нормами права, обратиться к научным трудам и учебной литературе, рекомендованной по теме.

Завершается изучение курса принятием зачета.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

Тема 2. Организационное обеспечение

Тема 3. История и зарубежный опыт

Тема 4. Понятие и виды коррупционных преступлений, их уголовно-правовая характеристика

Семинарское занятие

1. Понятие преступления. Уголовный закон.

2. Понятие коррупционного преступления, виды коррупционных преступлений.

3. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в виде подкупа.

4. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с коррупционными.

1. Преступление − одна из двух основных категорий уголовного права. Исторически сложилось три подхода к законодательному определению этого понятия: 1) формальный, или нормативный: в соответствии с ним преступлением признается деяние, запрещенное уголовным законом под страхом наказания; 2) материальный. Согласно ему, преступление − это общественно опасное, вредоносное деяние; 3) материально-формальный. Курсантам следует назвать признаки преступления. К ним относятся а) виновность деяния, б) его общественная опасность: в) уголовная противоправность (запрещенность) и г) уголовная наказуемость. Далее требуется их подробно раскрыть. Затем необходимо перейти к исследованию уголовного закона, уголовного кодекса.

2. По второму вопросу следует дать определение коррупционного преступления, определить виды коррупционных преступлений.

3. К коррупционным преступлениям в форме подкупа следует отнести дачу взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, а также те деяния, в которых прямо указано, что оно совершается в форме подкупа. Взяточничеством охватываются два вида преступления: 1) получение и 2) дача взятки. Взятка как предмет указанных деяний – это деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также выгоды имущественного характера. Под последними понимаются «выгоды и услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.)» (п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г.). В приговоре они должны получить денежную оценку. Взятка дается-принимается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые а) входят в служебные полномочия взяткополучателя (он правомочен или обязан был их выполнить) либо б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), либо в) заключающиеся в общем покровительстве или попустительстве по службе (ч. 1), либо г) носят незаконный характер (ч. 2). В приговоре должно быть указано, в чем конкретно выразились указанные виды деяний. Время передачи предмета взятки – до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего – на квалификацию содеянного не влияет.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя со стороны иных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности взяткополучателем, нахождение в подчинении этих «иных» должностных лиц. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой получателем «мзды» должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения. К общему покровительству по службе относятся, в частности, действия, связанные с незаслуженными (необоснованными) поощрением, внеочередным повышением в должности. К попустительству по службе относятся, в частности, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 постановления). Незаконными считаются неправомерные действия, которые а) не вытекали из служебных полномочий (компетенции) лица или б) совершались вопреки интересам службы, а также действия, в) содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями). В случае совершения взяткополучателем соответствующих оговоренных действий, которые сами по себе носят преступный характер, ответственность наступает по совокупности преступлений.

Дача-получение взятки могут осуществляться лично или через посредника (действия последнего квалифицируются соответственно по ст. 290 или 291 со ссылкой на ст. 33 УК). Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику в интересах своей организации дать взятку должностному лицу или осуществить подкуп лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет ответственность по ст. 291 или 204 как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, – как соучастник дачи взятки или коммерческого подкупа (п. 12 постановления от 10 февраля 2000 г.).

Составы получения взятки (ст. 290) и дачи взятки (ст. 291) – формальные, поэтому преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (предоставляемых услуг). Высказывание лишь намерения дать (получить) предмет взятки без попытки реализации намерения с помощью конкретных действий не может влечь уголовной ответственности.

Особо квалифицирующими признаками в ч. 4 ст. 290 названы: получение взятки а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) с вымогательством взятки, в) в крупном размере (с превышением по стоимости 150 тыс. рублей). Вымогательство означает требование взятки под угрозой совершения действий, которые 1) могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо 2) поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 постановления). Усиливая наказуемость взяткополучателя, вымогательство в то же время является обстоятельством, устраняющим уголовную ответственность лица, давшего взятку; вторым таким обстоятельством примечанием к ст. 291 признается добровольное сообщение органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Если лицо получает от кого-либо ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки, а сам их присваивает, содеянное надо квалифицировать как мошенничество. Лицо, передавшее ценности, в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки.

Далее следует подробным образом рассмотреть и другие преступления.

4. К преступлениям, связанными с коррупционными относят легализацию, регистрацию незаконных сделок с землей и др. Им следует дать развернутую уголовно-правовую характеристику.

Вопросы для самоконтроля:

· Что такое преступление?

· Чем преступление отличается от правонарушения?

· Сформулируйте перечень коррупционных преступлений в виде подкупа

· Чем коррупционное преступление отличается от должностного?

· Какие объективные признаки составов преступлений дачи/получения взятки?

· Назовите субъективные признаки коммерческого подкупа.

· Дайте уголовно-правовую харатеристику преступлений, связанных с коррупционными.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2012. №31. Ст. 4330.

2. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.Л. Кругликова. М., 2012;

3. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л.Л. Кругликова. М., 2012;

4. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2011;

5. Практикум по уголовному праву. Части Общая и Особенная: Учебное пособие / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2011;

6. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Эминова и В.Н. Кудрявцева. М., 2010.

Семинарское занятие

1. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.

2. Характеристика личности коррупционера.

3. Причины коррупционной преступности.

4. Меры предупреждения коррупционной преступности.

Тематика докладов:

1. Личность преступника-коррупционера

2. Стратегия государственной антикоррупционной безопасности.

1. По первому вопросу обучающимся необходимо дать краткую криминологическую характеристику коррупционных преступлений. Здесь важно заострить внимание на общественной опасности данных деяний и обратиться к вопросам статистики.

2. Второй вопрос предполагает исследование социально-демографических, нравственно-психологических, социально-ролевых, правовых и физиологических данных о преступнике. Интересен также вопрос о классификации и типологии преступников данного вида.

3. Причины коррупционной преступности следует искать во всей совокупности происходящих в государстве и обществе процессов.

4.Меры предупреждения коррупционной преступности теснейшим образом связаны с предыдущим вопросом. Назвав причину, требуется наметить и основные направления предупреждения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Статистическая характеристика коррупционной преступности.

2. Какие признаки у коррупционного преступления?

3. Что такое коррупционная преступность?

4. Назовите факторы коррупционной преступности

Рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 21 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2008 №52. ч. 1. Ст.6228; 2011. №48. Ст. 6730.

2. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 21 октября 2011 г.) // СЗ РФ. 2009. №29. Ст.3609; 2011. №48. Ст. 6730.

3. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2012. №12. Ст. 1391.

4. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2011.

5. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Эминова и В.Н. Кудрявцева. М., 2010.

6. Алегин А.П. Основные направления организационно-профилактических мер противодействия коррупционным проявлениям в уголовно-исполнительной системе // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3-23. С. 31-35.

7. Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. №8.

8. Гончаренко Г.С. Коррупция как социально негативное системное явление // Российский следователь. 2012. № 5.

9. Корсантия А.А. Коррупционная преступность в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 17. С. 27-36.

10. Куликов А.В. Понятие, сущность и меры противодействия коррупции // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 13-17.

11. Малков В.Д. Профессорская лекция по теме: «Должностная и коррупционная преступность, ее предупреждение» // Российский криминологический взгляд. 2008. № 1. С. 114 – 122.

12. Овчинников О.А. Научный подход к вопросам правовой организации статистического наблюдения за состоянием коррупционной преступности в России // Российский следователь. 2012. № 2. С. 32-37.

13. Сапрончев М. Характеристика коррупционной преступности // Преступление и наказание. 2012. № 8. С. 6-7.

14. Шелухин С.И. Понимание коррупции в международном сообществе // Философия права. 2008. № 2. С. 7 – 12.

15. Шишкарев С.Н. Сущность и социально-правовая природа коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 174 – 179.

16. Эминов В.Э. Преступники – представители правоохранительной системы // Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 379 – 383.

Семинарское занятие

1. Роль воспитательной работы в правоохранительной системе. Направления антикоррупционной воспитательной работы с сотрудниками. Правовое воспитание сотрудников, его сущность, функции, структура.

2. Понятие, сущность понятия антикоррупционного сознания, принципы его формирования.

1. При рассмотрении первого вопроса обучаемые должны раскрыть роль воспитательной работы в правоохранительной системе, ее цели, задачи и принципы. Субъектами воспитательной работы являются: руководитель, сотрудник и коллектив сотрудников, общественная организация. Руководитель – организатор воспитательной работы в правоохранительной системе. Педагогическая этика руководителя. Сотрудник правоохранительной системы, коллектив выступают как объекты и субъекты воспитательной работы.

2. При рассмотрении второго вопроса необходимо дать понятие «антикоррупционное сознание», раскрыть антикоррупционное сознание как отражение правосознания на групповом и индивидуальном уровнях. Среди принципов формирования антикоррупционного сознания можно выделить: принцип законности, принцип культуросообразности, принцип гуманистической направленности, принцип социальной адекватности, принцип индивидуализации, принцип социального закаливания, принцип создания воспитывающей среды.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое общие принципы служебного поведения работников УИС?

2. Роль и значение этических норм в деле борьбы с коррупцией

3. Каким образом в системе служебной подготовки сотрудников УИС реализуются антикоррупционные мероприятия?

4. Значение антикоррупционных конкурсов?

5. Что такое антикоррупционное сознание?

Рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература:

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О полиции» // Собрание законодательства. 2011. № 7. Ст. 900; 2012. №26. Ст. 3441.

2. Приказ ФСИН РФ от 01 марта 2011 г. № 118 «О комиссии территориального органа ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета. 2011. 4 мая.

3. Приказ ФСИН РФ от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы". 2012. № 4.

4. Письмо ФСИН России от 18 января 2011 г. № 7-416-02 «Программа мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 годы»

5. Панова О.Б. Педагогические основы правового воспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Учебное пособие. – Вологда, 2007. – С. 37-57.

6. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.:Юнити-дана, 2008.

7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2004. – С.318-390; 529-591.

8. Филиппов В.В. использование психофизиологических исследований для предупреждения коррупции в органах власти США и возможности применения американского опыта в России // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 4. С. 194-201.

Семинарское занятие

1. Формы антикоррупционной воспитательной работы.

2. Методы антикоррупционной воспитательной работы.

3. Психологические механизмы формирования антикоррупционного сознания сотрудников правоохранительной системы

4. Психолого-педагогическая подготовка сотрудников правоохранительной системы к антикоррупционному воспитанию населения

1. По первому вопросу необходимо остановиться на групповых и массовых формах антикоррупционной воспитательной работы: специальные занятия, собрания, конкурсы, диспуты, тематические вечера, конференции, кружковая работа, вечера вопросов и ответов.

2. Далее рассмотрению подлежат методы аникоррупционной воспитательной работы. Среди них: метод формирования антикоррупционного сознания (лекция по правовой антикоррупционной тематике, рассказ на антикоррупционную тему, юридически значимый пример, анализ юридически значимых ситуаций, беседа по антикоррупционной тематике, дискуссия по антикоррупционной тематике, диспут с правовой ориентацией, конференция на антикоррупционную тему, метод круглого стола, метод «мозговой атаки», игра); методы организации антикоррупционной деятельности (упражнение, приучение, педагогический тренинг); методы стимулирования антикоррупционной деятельности (метод естественных последствий, наказание, поощрение, принуждение, требование); методы контроля и самоконтроля антикоррупционного поведения (педагогическое наблюдение, беседа, общественное мнение, самоотчет).

3. Данный вопрос предполагает исследование мотивации, интериоризации, рефлексии, самоопределения.

4. В четвертом вопросе важно остановиться на психолого-педагогической подготовке сотрудников правоохранительной системы к антикоррупционному воспитанию населения. Подлежит исследованию и вопрос о взаимодействии сотрудников правоохранительной системы со средствами массовой коммуникации в формировании антикоррупционного сознания населения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Антикоррупционной воспитание в образовательных учреждениях (школа, вуз)?

2. Роль СМИ в антикоррупционном воспитании

3. Психолог и педагог в системе антикоррупции

Рекомендуемые нормативно-правовые акты и литература:

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О полиции» // Собрание законодательства. 2011. № 7. Ст. 900; 2012. №26. Ст. 3441.

2. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина; под науч. ред. С.В. Жолована. – СПб.: СПбАППО, 2010. 57 с.

Задача № 1

Рюмина, занимая должность начальника отдела выездных налоговых проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, обнаружив в ходе проведенной ею налоговой проверки ООО «Лента» нарушение налогового законодательства (неуплату в федеральный бюджет налога в сумме 400 тыс. рублей, пени в размере 65 тыс. рублей и штрафа в сумме 100 тыс. рублей), потребовала от директора ООО «Лента» Шилова передать ей 3 миллиона рублей, сообщив, что ей известны все обороты других фирм Шилова. Рюмина заявила, что при проверке ООО «Лента» ею выявлены суммы, превышающие фактический оборот денежных средств, и большая сумма налоговых недоимок, угрожая при этом административными и уголовными санкциями со стороны налоговых органов, которые могут последовать вследствие выявления налоговых нарушений. В дальнейшем в результате переговоров Рюмина согласилась с просьбой Шилова об уменьшении первоначально заявленной ею суммы до 2 миллионов рублей. 500 тыс. рублей из этой суммы Шилов передал Рюминой под контролем работников милиции, после чего последняя была задержана.

Квалифицируйте содеянное Рюминой. Какие функции должностного лица осуществляла Рюмина? Подлежит ли Шилов уголовной ответственности?

Задача № 2

Мохов, назначенный на должность менеджера ОАО «Металлург», был наделен правом проведения конкурсов по закупке услуг. В декабре 2007 г. к нему обратился директор ООО «Мастер» Кузин с просьбой оказать за денежное вознаграждение содействие в пролонгации договоров подряда на выполнение работ в ОАО «Металлург». В связи с этим Мохов предложил начальнику Управления закупок услуг ОАО «Металлург» Романову пролонгировать на 2008 г. соответствующие договоры с ООО «Мастер» без обязательного рассмотрения указанных видов работ на Комиссии по определению затрат на закупку продукции, обеспечивающей потребности ОАО «Металлург», убедив последнего в целесообразности такой пролонгации для интересов организации.

Дайте уголовно-правовую оценку действиям Мохова, Кузина и Романова.

Задача № 3

Старков, занимая должность начальника отделения оперативно розыскной части отдела криминальной милиции УВД, в соответствии со своей должностной инструкцией осуществлял оперативное сопровождение по уголовному делу, возбужденному по ст. 201 УК РФ по факту незаконных действий руководителей ОАО «Калина». В феврале – марте 2009 г. Старков неоднократно встречался с генеральным директором ОАО «Калина» Быковым, убеждая последнего в том, что в силу своего должностного положения может повлиять на исход уголовного дела, требуя за свои действия передачи ему денег в сумме 1 миллион рублей. В процессе передачи указанной суммы денежных средств Старков и Быков были задержаны сотрудниками милиции.

Имеются ли в действиях Старкова признаки состава коррупционного преступления? Какие нормы УК РФ были нарушены Старковым и Быковым?

Задача № 4

Кустов работал в должности мастера-механика по ремонту электрооборудования ОАО «Хладокомбинат». Согласно должностной инструкции Кустов был обязан организовывать работы по подготовке к ремонту и обслуживанию оборудования в соответствии с утвержденным графиком, проверять качество выполненных ремонтных работ, оформлять заявки на запасные части, контролировать их получение, хранение, учет и расходование, составлять табель учета рабочего времени на участке цеха. В январе 2009 г. за предоставление Сидорову дополнительной работы по выполнению подряда по ремонту оборудования на участке цеха Кустов получил от последнего денежные средства в размере 200 рублей. После выполнения подряда, табель учета рабочего времени был утвержден руководством ОАО «Хладокомбинат» и направлен для оплаты в бухгалтерию. За выполненную работу Сидоров получил деньги в сумме 2200 рублей. Аналогичным образом за предоставление дополнительной работы по выполнению подряда по ремонту оборудования на участке цеха Кустов получил денежные средства в размере по 250 рублей от Ковалева, Семина, Цветкова и Панова. Кроме того, под предлогом сбора денежных средств на приобретение ценного подарка для уходившей на пенсию сотрудницы цеха Кустов взял по 500 рублей у рабочих цеха Ковалева, Семина и Цветкова и использовал полученную сумму в размере 1500 рублей на личные нужды.

Является ли содеянное Кустовым проявлением коррупции? Квалифицируйте действия всех перечисленных в задаче лиц.

Задача № 5

Яковлев в 2003 г. занимал должность начальника Следственного изолятора. Лейкин приговором районного суда был осужден по ст. 30 ч. 3, 291 ч. 2 УК РФ к 3, 6 годам лишения свободы и на основании ст. 77 УИК РФ был оставлен отбывать наказание в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В соответствии со ст. 96 УИК РФ ему было разрешено передвижение без конвоя по маршруту: промзона – хоздвор – промзона. В нарушение требований УИК РФ Яковлев назначил осужденного Лейкина, числящегося грузчиком, водителем на оперативно-служебной автомашине, и использовал его работу в личных целях, в том числе для поездок на охоту. Кроме того, Яковлев неоднократно разрешал Лейкину выезжать за пределы СИЗО без сопровождающего.

Дайте уголовно-правовую оценку действиям Яковлева.

Задача № 6

Грибов, являясь судебным приставом-исполнителем, возбудил исполнительное производство о взыскании задолженности с индивидуального предпринимателя Наумова в пользу комитета по управлению имуществом г. Новгорода в сумме 150 тыс. рублей. После этого Грибов предложил Наумову добровольно уплатить долг, передав ему деньги в названной сумме, на что последний согласился. Грибов в служебном кабинете, используя свои полномочия по принятию лично денежных сумм в рублях от должников, принял от Наумова деньги в сумме 150 тыс. рублей, при этом оформил квитанцию о принятии от Наумова в пользу комитета по управлению имуществом г. Новгорода денег в сумме 100 тыс. рублей. Судебный пристав Грибов сказал Наумову, что деньги в сумме 50 тыс. рублей являются исполнительным сбором и не должны указываться в квитанции. 100 тыс. рублей судебный пристав сдал в учреждение банка, а 50 тыс. рублей распорядился по собственному усмотрению, тем самым существенно нарушив интересы гражданина Наумова.

Квалифицируйте действия Грибова.

Задача № 7

На основе приведенных в таблице статистических данных определите удельный вес в структуре всей зарегистрированной на территории России преступности преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201 – 204 УК РФ), в том числе коммерческого подкупа, и покажите их динамику в 2005 – 2009 гг. Назовите причины и условия совершения данного вида коррупционных преступлений в современной России.

Зарегистрировано преступлений
Всего
ст. 201 – 204
Коммерческий подкуп (ст. 204)

Задача № 8

На основе приведенных ниже статистических данных определите удельный вес в структуре преступности, зарегистрированной на территории России в 2005 – 2009 гг., преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), в том числе взяточничества (ст. 290, 291), и покажите их динамику. Назовите причины и условия совершения данного вида коррупционных преступлений в современной России.

Зарегистрировано преступлений
Всего
ст. 285 – 293
взяточничество (ст. 290, 291)
получение взятки (ст. 290)
дача взятки (ст. 291)

Задача № 9

С учетом приведенной ниже таблицы определите удельный вес в структуре всей зарегистрированной на территории России и динамику официально учтенных в 2005 – 2009 гг. коррупционных деяний в виде присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).

Зарегистрировано преступлений
всего
присвоение или растрата (ст. 160)

Задача № 10

Изучив предоставленные преподавателем материалы правоприменительной практики (копии приговоров по конкретным уголовным делам и нормативных актов, касающихся регламентации полномочий должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях), дайте характеристику личности лиц, совершающих коррупционные преступления. При этом необходимо использовать иные данные о лицах, совершающих преступления коррупционной направленности в современной России.

Задача № 11

Изучив предоставленные преподавателем материалы правоприменительной практики (копии судебных решений по конкретным уголовным делам и нормативных актов, касающихся полномочий должностного лица), дайте характеристику личностей взяткополучателя и взяткодателя. При этом следует использовать официальные статистические и иные данные о лицах, совершающих взяточничество в современной России, в том числе в сфере правоохранительной деятельности. Назовите меры предупреждения указанного вида коррупционных преступлений.

Задача № 12

Александр N. — предприниматель, находится под арестом с июля 2008 года. В дневнике в Интернете он пишет: «Нас в камере 3 человека (камера 4-х местная). Расположена она в самом современном корпусе Бутырки — «Большой Спец». В камере есть стекла (даже двойные рамы), горячая вода, душ, мобильный телефон. Я подробно рассказал Алексею (сокамерник) о своих проблемах с оперчастью. Он взялся решить этот вопрос, сделав ряд телефонных звонков. Цена вопроса оказалась более чем скромная — порядка 85 000 рублей, из них 30 000 наличными. Ноутбук, обогреватели масляные (несколько штук) и канцтовары для оперчасти. После этого обо мне оперчасть забыла навсегда.

Интересно происходит запись на прием к стоматологу. Арестант пишет заявление на прием к врачу и передает его старшому. Старшой опускает заявление в специальный ящик стоматолога. Врач периодически просматривает заявления (раз в неделю) и сам решает, в какой очередности вызывать пациентов и вызывать ли вообще. Исключение составляют случаи, когда есть деньги (в тюрьме официально запрещено иметь наличные). За 1000 рублей врач примет вас в любое удобное для вас время.

То же касается и так называемых диет. Как я уже писал, это дополнительный набор бесплатных продуктов, которые можно получать вдобавок к баланде и запрещенных к официальным передачам: как правило, это творог и вареные яйца. Можно предоставить кучу справок, что у Вас гастрит или СПИД, но чтобы гарантировано получать диету, надо платить 500 руб. в месяц в качестве абонентской платы за здоровье. При этом условии необходимость в справках отпадает сама собой.

Вообще, наличие коррупции в тюрьме — это единственный способ выжить и сохранить здоровье, так как в массе своей всем на тебя плевать.

Старшой— человек, непосредственно отвечающий за арестанта. Именно старшой открывает и закрывает камеру. Его задача — следить за тем, чтобы арестанта вовремя накормили, сводили в душ (здесь это называется баня), в камере был свет и вода, арестант был жив и здоров. Старшие — люди небогатые, многие питаются тюремной баландой, поэтому, подкармливая старшого шоколадом, угощая хорошими сигаретами, разговаривая на Вы, можно добиться ответного доброго отношения. По первому требованию будут приходить представители технических служб. Старшой сам начинает предлагать дополнительные услуги: спирт, продукты, которые нельзя получать через официальную передачу (пельмени, сардельки, рыбу); телефоны. Старшой закроет глаза на то, что, несмотря на отбой (это 22.00) у вас в камере будет работать TV. Если старшой увидит у вас телефон, приобретенный не у него — не проблема. Тысяча–две рублей — и говори дальше (тариф безлимитный). Нормальный старшой поднимает за смену 2–3 тысячи рублей (официальная зарплата — порядка 15 тысяч рублей). Дежурства у них сутки через трое. Так что отношениями он сам будет очень дорожить. Они станут почти партнерскими. Когда у старшого будет соответствующая информация, то он не только предупредит о возможном обыске камеры, но и унесет главный запрет - телефон».

Проанализируйте ситуацию. Назовите психолого-педагогические причины коррупционной деятельности сотрудников исправительного учреждения. Согласны ли вы с утверждением, что наличие коррупции в тюрьме — это единственный способ выжить и сохранить здоровье осужденного? Обоснуйте свою точку зрения. Предложите формы, методы и средства воспитательной работы по формированию антикоррупционного сознания сотрудников исправительных учреждений. Какое значение имеют средства массовой информации в правовом воспитании населения?

Задача № 13

В целях профилактической работы по противодействию коррупции в Воронежском областном институте повышения квалификации педагогов открыт спецкурс «Борьба с коррупцией - условие успешного социально-экономического развития России». В занятия спецкурса входит информация о психологических причинах коррупции, о социальных и экономических последствиях коррупции, о методах борьбы с ней. В марте были подведены итоги конкурса учебно-методических работ "Противодействие коррупции через образование". В средней школе № 5 г. Воронежа реализуется проект «Скажем коррупции «Нет!»», в рамках которого дети и родители не только изучают гражданское право, но и выстраивают конкретные методы защиты от коррупции. В средней школе № 2 г. Нововоронежа работает правовая школа старшеклассника «Современная Россия - нет коррупции». В Углянской школе Верхнехавского района учащиеся успешно проходят курс «Коррупция и права человека».

Какие формы, методы и средства используются для противодействия коррупции в Воронежской области? Насколько они эффективны, по вашему мнению? Дайте

Наши рекомендации