Глава i. правовые основы порядка и условий уплаты налогов и сборов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 6

1.1 Экономическая сущность налогов и сборов и их виды.. 6

1.2 Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект. 11

1.3 Способы обеспечения и проблемы уплаты налогов и сборов. 22

ГЛАВА II. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЧЕТУ И ВОЗВРАТУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 30

2.1 Понятие и признаки обязательства по зачету и (или) возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм.. 30

2.2 Понятие и способы образования переплаты.. 38

2.3 Зачет и возврат как способы исполнения обязательств. 48

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЧЕТА И ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ЛИБО ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 53

3.1 Проблемы правового регулирования зачета излишне уплаченных сумм 53

3.2 Проблемы правового регулирования возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.. 64

3.3 Новые направления развития норм о зачете и возврате излишне уплаченных налогов и сборов. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 81

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 89

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие государственных и общественных институтов на современном этапе требует постоянного совершенствования законодательства о налогах и сборах, не только составляющего наряду с иными отраслями законодательства правовую основу функционирования органов государственной власти и гражданского общества, но и имеющего колоссальное значение для самого существования государства и общества.

Данные обстоятельства, тенденции вызвали необходимость проведения налоговой реформы, которая продолжается до сих пор. Соответственно возникают и изучаются новые проблемы налогового права, теряют актуальность ранее существовавшие.

Однако «иногда позитивное право в силу присущего ему формализма дает сбои, приводя к ситуациям, когда баланс интересов различных участников имущественных отношений оказывается нарушенным».

В процессе исполнения данной обязанности возможны ситуации, как в результате действий налогоплательщика, так и в результате действий налогового органа, обладающего правом на бесспорное изъятие средств налогоплательщика при взыскании налоговой задолженности, что в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд будет внесена большая денежная сумма, чем необходимо в соответствии с положениями закона. В таких ситуациях имущество одного лица несправедливо увеличивается за счет имущества.

В настоящем исследовании освещен ряд наиболее важных проблем, возникающих у налогоплательщиков, налоговых органов и судов при разрешении вопросов о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм, а также приведены способы их устранения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прав налогоплательщиков на зачет и (или) возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, актов, регулирующих и обеспечивающих нормальную реализацию вышеуказанных прав, проблемы, возникающие в процессе их реализации, пути решения имеющихся коллизий, предупреждение возникновения новых, а также перспективы развития института зачета и (или) возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.

Целью данной работы является комплексное изложение содержания института зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм, системное исследование его наиболее сложных теоретических и практических проблем, а также поиск и обоснование возможных их решений.

Для достижения заявленных целей исследования были поставлены следующие задачи:

1) раскрытие правовой природы переплаты, зачета и возврата переплаты;

2) рассмотрение соотношения обязательства по зачету и возврату переплаты с другими, схожими по конструкции, обязательствами (установление целесообразности соотношений, выявление отличительных и сходных черт и т.п.);

3) выявление недостатков законодательного регулирования зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм;

4) определение новых направлений развития норм о зачете и возврате переплаты.

Теоретическую основу данной работы составляют труды таких ученых как Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, Н.И. Химичева, Н.М. Артемов, Е.М. Ашмаринаи других.

О степени научной разработанности темы и научной новизне исследования многое говорит даже один только факт, что по исследуемой теме до сих пор нет ни одного предметного исследования, посвященного целиком и полностью проблемам возврата и зачета излишне уплаченных и ли излишне взысканных сумм налогов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения углубляют научные знания об обязательстве зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, вводят новые идеи и дискуссионные положения.

В работе изучено большое количество нормативных актов, регулирующих механизм зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, а также дан анализ обширной арбитражной практики по исследуемой теме.

Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, применения в судебно-арбитражной практике, в ходе дальнейших теоретических исследований обязательств по зачету и возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, для дальнейших научных исследований в данной области, а также в учебном процессе.

Методологической основой является современная доктрина финансового права, вобравшая в себя достижения мировой цивилизации и концептуальные положения отечественной науки финансового права, а также теория обязательств гражданского права.

В процессе исследования использовались методы: логический, сравнительный, комплексного и системного анализа.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Структура работы обусловлена поставленными в ней целями и задачами, методами исследования, отражает логику исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статья 78 Налогового Кодекса России описывает процедуру зачета излишне уплаченных налогов, сборов и штрафов, а также регламентирует процесс их возврата. Статья 79 Налогового Кодекса Российской Федерациитак же касается механизма возврата налогов и других бюджетных платежей, но тех, которые были излишне взысканы.

Для разрешения споров в суде, связанных с применением отдельных статей и положений Налогового Кодекса Российской Федерации, Пленумом ВАС было принято Постановление № 57 от 30 июля 2013 года, которое разъясняет некоторые спорные вопросы.

Пункт 32 данного Постановления определяет зачет как форму принудительного взыскания налогов, по которой должны применяться общие положения и нормы Налогового Кодекса Российской Федерации. Таким образом, зачет излишне уплаченных или взысканных пеней не может быть произведен по инициативе налоговой инспекции, если:

- возможность такого взыскания утрачена;

- задолженность подлежит взысканию по решению суда (согласно статье 45 Налогового Кодекса Российской Федерации).

При осуществлении зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей Российская Федерация вмешивается в процесс исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по доходам, в то время как принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, предполагает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии некоторого противоречия между положениями Бюджетного кодекса РФ, определяющими принципы бюджетной системы и регулирующими осуществление бюджетного процесса, которое вряд ли может быть оценено положительно.

По проблемам зачета и возврата, излишне уплаченных и излишне взысканных сумм нет ни одного информационного письма по обзору судебной практики от Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высшим судебным инстанциям целесообразно уделять больше внимания проблемам института, поскольку, несмотря на все законодательные изменения, новые правоотношения будут ставить новые не урегулированные законодательством вопросы и только судебные органы могут давать необходимые ответы более оперативно, тем самым, закрывая пробелы права.

В ходе работы по усовершенствованию института возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов при тщательном и взвешенном подходе с учетом существующих отраслевых различий могут быть успешно использованы многие наработки гражданского права, а именно категории обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически все проблемы правоприменения в данной области - это проблемы законодательства, которое либо не отвечает реально сложившимся отношениям, либо отсутствует вовсе. Законодателю необходимо внести изменения и дополнения в ст.ст. 78 и 79 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно: целесообразно применить к обязательствам по зачету или возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм нормы о возмещении убытков (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации); четко указать в каких случаях суммы налогов, сборов и пени признаются излишне уплаченными (взысканными); предоставить налогоплательщикам право на зачет в счет предстоящих платежей излишне взысканные суммы налогов; разрешить налогоплательщикам подавать заявлениео зачете или о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 3 лет со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога; распространить нормы о сверке платежей и на отношения по возврату излишне взысканных сумм; обязать налоговые органы возвращать излишне уплаченные суммы налога со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных сумм и распространить данное правило и на отношения по возврату излишне взысканных сумм налогов; предоставить налогоплательщикам право выбора зачета или возврата основных сумм налогов отдельно от сумм процентов, подлежащих уплате за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм, начисленных на суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов; распространить правила начисления процентов за нарушение налоговым органом установленных сроков возврата излишне уплаченных сумм налогов, (сборов, пени) на случаи зачета указанных сумм; установить ответственность налоговых органов за неисполнение обязанности по информированию налогоплательщика об обнаруженных фактах излишней уплаты (взыскания) налога; установить в ст.78 Налогового Кодекса Российской Федерациичеткие сроки начала и окончания исчисления процентов.

Большинство вносимых изменений практически не меняют общего смысла действующих норм: они по большей части только уточняют отдельные моменты, которые выработала наука финансового права и судебная практика по вопросам зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, однако некоторые предлагаемые поправки являются новационными.

Рассмотренные проблемы свидетельствуют о том, что стремление законодателя к макси­мально возможному урегулированию налоговых споров во внесудебном порядке пока не нашло полноценного воплощения в нормах Налогового кодекса РФ.

В связи с этим рекомендуется внести законодательные изменения, четко регламентировав порядок взаимодей­ствия налоговых органов при обращении налогоплатель­щика за возвратом излишне уплаченной суммы налога.

Налоговые органы любых уровней могут и обязаны обеспечить внутренний обмен и передачу информации в электронном виде.

Следует обратить внимание на необходимость разгра­ничения переплаты в зависимости от субъекта, у кото­рого она возникла.

Налого­плательщик вправе выбрать способ восстановления нарушенного права.

Таким образом, в Налоговый кодекс Российской Федерации включены лишь некоторые нормы, регулирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Часть пробелов ликвидирована на подзаконном уровне, порой с некоторым искажением положений Налогового кодекса РФ. Как результат, наличие значительного числа вопросов теоретического и практического характера.

Существующие пробелы в законодательстве остаются без должного внимания со стороны высших судебных инстанций, в то время как «суды путем прецедентного регулирования способны оказать позитивное воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых общих правил поведения в конкретных фактических ситуациях».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – Ст. 851.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 464-ФЗ, от 28.12.2016 № 475-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017).

5. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.05.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.06.2017).

Электронные ресурсы

1. Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.

2. Обзор изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с 2015 и 2016 года Официальный сайт PwC.– Режим доступа: http://www.pwc.ru/en/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2-2015-rus.pdf.

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/.

4. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Электронный ресурс – Режим доступа: http://www22.ria.ru/economy/20140930/1026202242.html

5. Улюкаев А.В. Проект бюджета на 2015–2017 годы лучший в сложившейся ситуации / А.В. Улюкаев // - Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2014/10/2/708477

ПРИЛОЖЕНИЯ

[1]Титов, А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации / А.С. Титов // Финансовое право. - 2015. - № 5. – С.34.

[2]Будаева М.С. Формирование инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта на основе модифицированной амортизационной политики// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 2 (34). – С. 76-78.

[3]Петух, А.В. Особенности проведения проверок целевого и эффективного расходования бюджетных средств в области государственного управления в социальной и производственной сферах / А.В. Петух // Вестник академии знаний №1 (4). - 2013. – С.312.

[4]Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 464-ФЗ, от 28.12.2016 № 475-ФЗ.

[5]Сулейманов М.М., Алиев Б.Х. Модернизация рос­сийской модели налогового федерализма как фактор повы­шения эффективности налоговой системы // Налоги и фи­нансовое право. - 2014. - № 7. - С. 178.

[6]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.

Интервью с Шевелевой Н.А., деканом юридического факультета СПбГУ // Закон. - 2013. - № 5. - С. 13.

[7]Будаева М.С. Формирование инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта на основе модифицированной амортизационной политики// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 2 (34). – С. 76-78.

[8]Евдокимова, Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ / Ю.В. Евдокимова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 296–299.

[9]Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 53

[10]Черник Д.Г. Налоговая система России. – М. : Экономика и жизнь, 2015. – С. 231

[11]Мусаева Х.М. К вопро­су о развитии налогового федерализма в РФ: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. - 2013. - № 36(372). - С. 19.

[12]Нечаев А.С. Методика начисления амортизации с учетом ликвидационной стоимости и фондоотдачи // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 135-137.

[13]Черник Д.Г. Налоговая система России. – М. : Экономика и жизнь, 2015. – С. 233

[14]Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/.

[15]Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.05.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.06.2017).

[16]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 51

[17]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 54

[18]Будаева М.С. Формирование инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта на основе модифицированной амортизационной политики// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 2 (34). – С. 76-78.

[19]Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – СПб. : Юридический центр ПРЕСС, 2015. – С. 155

[20]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 53

[21]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических про­цессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.

[22]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических про­цессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.

[23]Титов, А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации / А.С. Титов // Финансовое право. - 2015. - № 5. – С.34.

[24]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 65

[25]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.

[26]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 65

[27]Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. А. Крохина. – М. : Норма, 2014. – С. 309

[28]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 67

[29]Комкова Е. И. Статья : Уплата НДФЛ предпринимателями (Начало) // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2014. - № 8. – С. 13.

[30]Черник Д.Г., Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 2012. - С. 111

[31]Евдокимова, Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ / Ю.В. Евдокимова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 296–299.

[32]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.

[33]Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/.

[34]Запольский С.В. Публичное и частное в правовом регулировании финансовых отношений // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 6. - С. 170-179.

[35]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 123

[36] Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. - М. : Приоритет, 2014. - С. 109.

[37]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических про­цессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.

[38]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 127

[39]Интервью с Шевелевой Н.А., деканом юридического факультета СПбГУ // Закон. - 2013. - № 5. - С. 13.

[40]Лыкова Л.Н. О возможности возврата к прогрессивному подо­ходному налогообложению физических лиц в России. // Вестник Института экономики РАН. - 2013. - № 6.- С. 34-35.

[41]Кадиева Р.А., Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Налого­вый потенциал региона: проблемы и перспективы роста // Финансы и кредит. - 2014. - № 4(436). - С. 2-7.

[42]Килинкарова Е.В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей. - М. Либра, 2016. – С. 129

[43]Караваева И.В. Подоходный налог - регулятор политических про­цессов в России. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). – С. 22-25.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 6

1.1 Экономическая сущность налогов и сборов и их виды.. 6

1.2 Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект. 11

1.3 Способы обеспечения и проблемы уплаты налогов и сборов. 22

ГЛАВА II. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЧЕТУ И ВОЗВРАТУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ.. 30

2.1 Понятие и признаки обязательства по зачету и (или) возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм.. 30

2.2 Понятие и способы образования переплаты.. 38

2.3 Зачет и возврат как способы исполнения обязательств. 48

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЧЕТА И ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ЛИБО ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 53

3.1 Проблемы правового регулирования зачета излишне уплаченных сумм 53

3.2 Проблемы правового регулирования возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.. 64

3.3 Новые направления развития норм о зачете и возврате излишне уплаченных налогов и сборов. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 81

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 89

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие государственных и общественных институтов на современном этапе требует постоянного совершенствования законодательства о налогах и сборах, не только составляющего наряду с иными отраслями законодательства правовую основу функционирования органов государственной власти и гражданского общества, но и имеющего колоссальное значение для самого существования государства и общества.

Данные обстоятельства, тенденции вызвали необходимость проведения налоговой реформы, которая продолжается до сих пор. Соответственно возникают и изучаются новые проблемы налогового права, теряют актуальность ранее существовавшие.

Однако «иногда позитивное право в силу присущего ему формализма дает сбои, приводя к ситуациям, когда баланс интересов различных участников имущественных отношений оказывается нарушенным».

В процессе исполнения данной обязанности возможны ситуации, как в результате действий налогоплательщика, так и в результате действий налогового органа, обладающего правом на бесспорное изъятие средств налогоплательщика при взыскании налоговой задолженности, что в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд будет внесена большая денежная сумма, чем необходимо в соответствии с положениями закона. В таких ситуациях имущество одного лица несправедливо увеличивается за счет имущества.

В настоящем исследовании освещен ряд наиболее важных проблем, возникающих у налогоплательщиков, налоговых органов и судов при разрешении вопросов о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм, а также приведены способы их устранения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прав налогоплательщиков на зачет и (или) возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, актов, регулирующих и обеспечивающих нормальную реализацию вышеуказанных прав, проблемы, возникающие в процессе их реализации, пути решения имеющихся коллизий, предупреждение возникновения новых, а также перспективы развития института зачета и (или) возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов.

Целью данной работы является комплексное изложение содержания института зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм, системное исследование его наиболее сложных теоретических и практических проблем, а также поиск и обоснование возможных их решений.

Для достижения заявленных целей исследования были поставлены следующие задачи:

1) раскрытие правовой природы переплаты, зачета и возврата переплаты;

2) рассмотрение соотношения обязательства по зачету и возврату переплаты с другими, схожими по конструкции, обязательствами (установление целесообразности соотношений, выявление отличительных и сходных черт и т.п.);

3) выявление недостатков законодательного регулирования зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм;

4) определение новых направлений развития норм о зачете и возврате переплаты.

Теоретическую основу данной работы составляют труды таких ученых как Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, Н.И. Химичева, Н.М. Артемов, Е.М. Ашмаринаи других.

О степени научной разработанности темы и научной новизне исследования многое говорит даже один только факт, что по исследуемой теме до сих пор нет ни одного предметного исследования, посвященного целиком и полностью проблемам возврата и зачета излишне уплаченных и ли излишне взысканных сумм налогов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения углубляют научные знания об обязательстве зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, вводят новые идеи и дискуссионные положения.

В работе изучено большое количество нормативных актов, регулирующих механизм зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, а также дан анализ обширной арбитражной практики по исследуемой теме.

Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, применения в судебно-арбитражной практике, в ходе дальнейших теоретических исследований обязательств по зачету и возврату излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, для дальнейших научных исследований в данной области, а также в учебном процессе.

Методологической основой является современная доктрина финансового права, вобравшая в себя достижения мировой цивилизации и концептуальные положения отечественной науки финансового права, а также теория обязательств гражданского права.

В процессе исследования использовались методы: логический, сравнительный, комплексного и системного анализа.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Структура работы обусловлена поставленными в ней целями и задачами, методами исследования, отражает логику исследования.

ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Наши рекомендации