Конституционный строй — это способ организации государства.

Закрепление конституционного строя России производится с помощью многих и многих норм, относящихся к различным от­раслям права. Так, например, систему и порядок функциониро-

§ 2. Конституционный строй России 119

вания министерств регулирует административное право, поря­док ведения уголовного процесса — нормы уголовно-процессу­ального права. Однако ведущее место среди них принадлежит нормам конституционного права, которые фиксируют основные устои российского общества.Закрепление основ конституцион­ного строя в Конституции отнюдь не означает, что тем самым они автоматически оказываются реализованными. Нет, еще предстоит приложить много усилий миллионам людей, с тем что­бы они получили практическое воплощение. В этом смысле Рос­сия находится лишь на начальном этапе решения данной задачи.

Элементы конституционного строя России закреплены в главе первой Конституции Российской Федерации.

I. Россия — демократическое государство(ст. 1). При этом подразумевается, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ.

Термин «власть» означает способность воздействовать в нужном направлении. Различают множество видов власти. По­мимо государственной существует власть политическая, пар­тийная, корпоративная, производственная, религиозная, семей­ная и т. п. Государственная власть отличается тем, что она име­ет всеобщий характер (т. е. распространяется на всех людей, проживающих на территории государства), она универсальна (т. е. способна регулировать любые социальные вопросы), она осуществляется с помощью государственного механизма, и, нако­нец, она располагает специальным механизмом ее обеспечения, т. е. аппаратом принуждения. Понятно, что столь широкие полномочия могут быть использованы и против народа.

В демократическом государстве народ сам решает, кому их передать, в процессе свободных выборов или на референдуме. Демократия проявляется не только в формировании органов государственной власти, но и в участии в работе органов мест­ного самоуправления. Местным самоуправлением, к числу форм которого относятся не только органы местного самоуправле­ния, но и различные местные референдумы, собрания граждан и др., решается множество вопросов местного значения. Одна­ко сейчас местное самоуправление используется не в полной мере, часто оно носит формальный характер.

Демократическое государство основывается на принципе раз­деления властей (об этом принципе подробно шла речь в гл. 1 учебника). Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью, к установлению недемократического режима, В самом




120 Глава 3. Конституционное право

деле, у любого человека при отсутствии контроля возникает ис­кушение повести себя не совсем правильно. А уж если этот че­ловек, кроме того, обладает неограниченной властью, то зло­употребления могут быть существенными1.

Конституция (ст. 5) закрепляет принцип разделения властей не только на верхнем этаже государственной власти, но и на всей ее иерархии. Кроме этого она устанавливает и разграниче­ние предметов ведения и полномочий между федеральной вла­стью и субъектами Федерации, а-также местным самоуправле­нием. Принцип разделения властей был введен в Конституцию лишь в апреле 1992 г., а до этого мы гордились, и, как оказа­лось, напрасно, сосредоточением всей власти в руках Советов народных депутатов. Естественно, что за такой маленький срок претворить этот принцип на деле нелегко. В жизни встречают­ся многочисленные случаи его нарушения как на верхней, так и на других ступенях государственной власти.

Демократизация государства проявляется и в допущении идеологического и политического плюрализма. Принцип идеоло­гического многообразия означает возможность публичного провозглашения любых идей, кроме тех, которые призывают к войне, национальной дискриминации, насилию и т. п. Никакая идеология, как указывается в ст. 13, не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм проявляется в создании условий для оказания влия­ния на процесс управления обществом со стороны всех полити­ческих и иных организаций.

В России признается многопартийность. Причем все полити­ческие партии и общественные объединения равны перед зако­ном. Запрещаются лишь создание и деятельность таких из них, которые имеют своей целью изменение основ конституционно­го строя, нарушение целостности Российской Федерации, под­рыв безопасности государства, создание вооруженных форми­рований, разжигание социальной, расовой, национальной и ре­лигиозной розни.

1 Еще в конце XVII — начале XVIII в. некоторые мыслители (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье) попробовали разработать такое устрой­ство государственного аппарата, которое гарантировало бы права под­данных и исключало бы использование власти в личных, эгоистиче­ских целях правителей. Их мысль заключалась в том, что государст­венная власть не должна находиться в одних руках. Так родилась концепция разделения властей.

§ 2. Конституционный строй России 1 2 1

П. Россия — правовое государство.Об этом в Конституции сказано утвердительно. Скорее всего установление правового государства — это цель, которая пока еще не достигнута. Когда же Россия станет правовым государством на деле? Это про­изойдет, когда восторжествует принцип верховенства права. В гл. 1 учебника была дана характеристика правового государ­ства путем указания на его основные признаки. Верховенство права — это самый важный его признак. Законы, которые явля­ются капризом власти или которые наделяют властвующих субъектов особым правовым статусом, основой правового госу­дарства быть не могут.

Верховенство права будет налицо, если:

1) издаваемые законы будут качественными, беспробельны­ми и отвечающими потребностям жизни;

2) законы не будут противоречить Конституции Российской Федерации;

3) будет соблюдаться иерархия нормативных актов, т. е. не­противоречивость нормативных актов, имеющих меньшую юридическую силу, актам, имеющим большую юридическую силу, которая зависит от местоположения в структуре государ­ственного аппарата органов, их издавших;

4) законы будут приниматься в определенной процедуре, строго соблюдаемой и позволяющей оценить их содержание с разных сторон;

5) законы будут своевременно опубликованы и доведены до всеобщего сведения;

6) естественные права человека будут первичны (и с помо­щью законов они не будут ущемляться), а отправление государ­ственной власти вторично;

7) приоритет будут иметь нормы международного права, и это станет не декларацией, а фактическим положением дел;

8) усмотрение должностных лиц будет иметь место только там, где нет закона;

9) все граждане будут уважать закон, именно уважать, а не бояться, чувствовать и понимать необходимость его неукосни­тельного соблюдения;

10) усмотрение государственных органов и должностных лиц будет осуществляться на основе принципов права, а не на основе пресловутой «целесообразности», определяемой ими са­мими и чаще всего отвечающей их собственным интересам;

11) государственные органы и должностные лица (а это са­мое главное) будут сами строго соблюдать законы и им подчи-

122 Глава 3. Конституционное право

няться; подчинение государственной власти законам, которые она сама' же и издает, является основным индикатором право­вого государства.

III. Россия — федеративное государство.Это означает, что Рос­сия — государство, состоящее из частей, имеющих статус субъек­тов государства (краев, областей, республик, автономных окру­гов, городов федерального значения). Федеративный характер российского государства проявился пока еще не в полной мере.

Во-первых, потому что субъекты Федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рас­сматривающим все судебные дела в последней инстанции.

Во-вторых, не сформирована субъектами Федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство по-прежнему имеет доминирующее значение и касается многих сколько-ни­будь значимых вопросов. Законодательство субъектов Федера­ции невелико по объему и имеет в основном конкретизирую­щий, вспомогательный характер.

В-третьих, в России хотя во взаимоотношениях с субъекта­ми Федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект Федерации в целом, уплачивают налоги в феде­ральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта. Федерации). Кроме того, процентное соотношение налогов фе­деральных и республиканских (областных, краевых) пока дает крен в сторону ф е д е р а л ь н ы х .

Вместе с тем зачатки федерализма в России уже значитель­ны, и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельно­сти, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах Федерации, бу­дут разбазариваться, исчезать, как в «черной дыре», а не обра­щаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов Федерации. Не следует забывать, что до

§ 2. Конституционный строй России 123

1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на са­мом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания долог, так же как долог путь от несвободы к свободе.

Федерация должна основываться на следующих принципах:

1) государственной целостности. Это означает, что соедине­ние различных территориальных частей Российской Федерации призвано служить единой общей для всех цели: повышению благосостояния народов, составляющих государство Россия. Государственная целостность обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономиче­ского пространства, которое не допускает установления тамо­женных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Федерации права выхода из состава федерации на основе одно­стороннего волеизъявления;

2) единства системы государственной власти. Этот принцип выражается в наличии государственного аппарата, прерогативы которого распространяются на все субъекты Федерации. Выде­ление же ветвей государственной власти (законодательной, ис­полнительной и судебной) свидетельствует не о ее раздроблен­ности, а о специализации различных государственных органов, материализующих ее;

3) разграничения предметов ведения и полномочий между феде­ральными государственными органами и органами власти субъек­тов Федерации. О вертикальном разделении властей впервые поставил вопрос еще Джон Локк (XVII в.). Практическое во­площение этой идеи началось гораздо позднее и протекало в ожесточенной борьбе центра и мест. Россия в этом отношении не являлась исключением. Однако всем демократическим госу­дарствам присуще цивилизованное разрешение этого вопроса: на договорной основе. И в России на основе федеративных до­говоров (с республиками, с областями и краями) были разгра­ничены предметы ведения Федерации и субъектов Федерации, что затем и нашло отражение в Конституции РФ. Это позволи­ло направить разрешение отношений между центром и субъек­тами Федерации в цивилизованное русло;

4) равноправия и самоопределения народов Российской Федера­ции, что выражается в том, что каждый народ России имеет право на определение формы своей государственности. Однако

1 2 4 Глава 3. Конституционное право

это право может быть реализовано только в рамках Российской Федерации и только с согласия Российской Федерации;

5) равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях с феде­
ральными органами государственной власти,, что означает требо­
вание одинакового подхода со стороны Российской Федерации
ко всем субъектам независимо от их величины, количества на­
селения, финансовой мощи и др.

Федерализм — это развивающийся процесс, с каждым днем наполняющийся новыми красками. Может быть изменен объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов, может изме­ниться даже деление Федерации на субъекты (с согласия Рос­сийской Федерации), неизменным должно быть одно: сотруд­ничество и взаимопомощь между субъектами Федерации.

IV. Россия — государство с республиканской формой правле­ния.Республиканский строй в России означает, что:

а) правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;

6) высшие должностные лица и законодательные органы из-'
бираются народом, причем выборы не носят формальный ха­
рактер, а являются свободными;

в) государственные органы, высшие должностные лица из­
бираются на определенный срок, а не выполняют свои функ­
ции пожизненно;

г) осуществление государственной власти основано на прин­
ципе разделения властей. Несмотря на то что еще имеются на­
рушения этого принципа, разделение властей утверждается по­
всеместно (на федеральном и республиканском уровнях);

д) высшие должностные лица несут ответственность за зло­
употребления и ошибки, допущенные ими в своей государст­
венной деятельности. Уход в отставку, освобождение от зани­
маемой должности, импичмент, непереизбрание на новый
срок — таковы санкции, носящие скорее политический харак­
тер. Помимо этого к «проштрафившимся» могут быть примене­
ны и юридические санкции (уголовные, реже санкции имуще­
ственного характера, поскольку обычно материальный ущерб,
причиненный должностным лицом, многократно превышает
его возможности по возмещению вреда). Приходится с сожале­
нием констатировать, что принцип ответственности за ошибки
в государственном управлении далеко не всегда выполняется на
практике. Нередки случаи, когда виновные должностные лица
«пересаживаются» из одного руководящего кресла в другое.
Здесь проблема, думается, упирается в повышение сознания

§ 2. Конституционный строй России 125

народа, его желание или нежелание на себе претерпевать все издержки деятельности нерадивых лиц.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Прези­дент России юридически обладает полномочиями главы госу­дарства, а фактически — также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом.

Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

Президентская республика — это необходимый шаг при пе­реходе общества, от правления, основанного на принципе еди­новластия (именно так может быть охарактеризовано правле­ние Россией до революции 1917 г., правление И. Сталина, Н. Хрущева, частично Л. Брежнева и М. Горбачева), к общест­ву плюрализма центров власти. Президентская республика соз­дает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий. Это оправданно:

• на первых порах перехода общества к товарно-денежным, рыночным отношениям;

• в государствах, где сильны монархические традиции;

• в ситуациях, не отличающихся стабильностью;

• в странах, имеющих обширную территорию;

• в многонациональных государствах, поскольку националь­ный фактор чаще имеет для государства значение центробеж­ной силы и требует жесткого «сцепления» частей государствен­ного механизма;

• в период проведения реформ.

Все эти факторы имеются в России на сегодняшний день. По­этому фактическое установление президентской республики в России вполне оправданно. Сведение к минимуму права Прези­дента распускать парламент повышает устойчивость последнего, снимает конъюнктурность в принятии парламентом законов. Право Президента самому формировать Правительство позволя­ет избежать «правительственного вакуума», а также обеспечить стабильность в государственном управлении.

126Глава 3. Конституционное право

V. Россия — суверенное государство.Суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей терри­тории и за ее пределами. Иначе суверенитет можно определить как неподчиненность кому-либо. В буквальном смысле слово «суверенитет» (от франц. souverain) означает верховенство.

Верховенство государственной власти означает такое состоя­ние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двое­властие в государстве — это нонсенс, такое состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе как глубокая болезнь государства).

Однако, будучи единственной властью подобного рода, го­сударственная власть не может быть неограниченной. По край­ней мере можно указать на два ее ограничения. Первым явля­ется воля народа, которую он выражает в процессе формирова­ния представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму госу­дарственную власть.

Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государ­ственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. пер­вым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация преду­сматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономи­ческие основы суверенитета: земля, вода, леса, растительность и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, хо­зяйственные и культурные ценности предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов России. Одна­ко важен и человеческий фактор, значение которого неуклонно повышается. Опыт Японии это наглядно демонстрирует.

Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Феде­рации, которые защищают ее государственные интересы и тер­риториальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государствен­ными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадле­жит и правоохранительным органам.

§ 2. Конституционный строй России 127

VI. Россия — социальное государство.В это понятие вклады­
вается следующий смысл: это государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фак­
тическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а
всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и мак­
симально возможному равномерному распределению жизнен­
ных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим
гражданам следующие условия:

а) каждый гражданин должен иметь достойный человека
прожиточный минимум;

б) каждый трудоспособный человек должен иметь возмож­
ность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-
лиго причинам возможности трудиться (дети, больные, инвали­
ды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны
иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт
за счет перераспределения государством средств, накопленных
субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспреде­лять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх необходимого. Не отнять, что имеется в наличии, и поделить поровну, а накопить и перераспределить часть созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчи­няется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается ма­ло и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

VII. Россия — светское государство.Это означает, что Россия
такое государство, в котором не существует официальной, госу­
дарственной религии и ни одно из вероучений не признается
ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принад­лежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать

128 Глава 3. Конституционное право

влияние на государственный строй, деятельность государствен­ных органов и их должностных лиц, на систему государствен­ного образования и другие сферы деятельности государства. Ре­лигиозные организации, действующие в государстве, выполня­ют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

1) нравственное воспитание людей;

2) психологическая поддержка верующих;

3) социальная поддержка верующих, а также людей, не от­носящихся к таковым (благотворительная деятельность);

4) борьба за мир;

5) борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;

6) экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда цер­ковь находилась над государством и оказывала решающее воздей­ствие на государственную политику через государственные ин­ституты, а школьное' образование в обязательном порядке вклю­чало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства су­ществуют и в настоящее время. Затем чаще всего устанавлива­лись, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отно­шения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социаль­ного института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частно­сти европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже опре­деляющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объедине­ния отделены от государства. Они не вмешиваются в государст­венную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сто­рону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе За­кона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». По­мимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную норматив-

§ 2. Конституционный строй России 129

ную систему. Религиозные нормы не должны противоречить за­конодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая тре­
бования законодательства, их уставных документов или условия
регистрации, влечет ответственность в соответствии с законо­
дательством, и, в частности, она может быть прекращена реше­
нием суда. • - •

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказы­вать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

VIII. Экономическая основа России — частная, государствен­ная, муниципальная и другие формы собственности. ВРоссий­ской Федерации, указывается в ст. 8 Конституции, гарантиру­ется единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Из этого можно заклю­чить, что в Конституции устанавливается курс на рыночное хо­зяйство, хотя прямо этот термин не употребляется.

Рыночные отношения, которые развиваются в нашей стране, многими ассоциируются в основном с блеском витрин супермар­кетов. Однако рынок товаров — это лишь видимая часть большо­го айсберга под названием «рынок». Рыночное хозяйство включа­ет в себя три типа рынков: рынок капитала, рынок труда и рынок товаров. Они могут существовать только вместе. Начинается же рыночное хозяйство с признания и защиты всех форм собствен­ности, но основная нагрузка ложится на частную собственность. Частная собственность — это локомотив общественного прогрес­са. Она заключается в праве хозяйствующих субъектов, граждан и юридических лиц наиболее абсолютным образом владеть, пользо­ваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. В част­ной собственности могут находиться предметы потребления и средства производства, земля и другие природные ресурсы при условии, что владение ими не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с частной формой собственности (собственности граждан, юридических лиц) существует и собственность государ­ственная (федеральная, собственность субъектов Федерации), а также муниципальная. Государство берет на себя организацию производства в таких сферах жизни, которые затрагивают инте­ресы всего населения России (оборона, атомная энергетика, производство медикаментов и др.) либо всех людей, проживаю-

130 Глава 3. Конституционное право

щих на определенной территории (транспортное, информаци­онное обслуживание, коммунальные службы и т. п.). Государст­во берет на себя заботу по обеспечению надежности снабжения населения всем необходимым, о гарантиях роста производства и о привлечении к производству и распределению материальных благ всех работоспособных лиц (т. е. обеспечение занятости), о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулиро­вание цен на некоторые виды товаров и услуг и т. п.) или коле­баний спроса на международном рынке и т. д.

Государство не только признает различные формы собствен­ности, но и в равной мере их защищает. В ст. 35 Конституции говорится о том, что никто не может быть лишен своего иму­щества иначе как по решению суда. Принудительное отчужде­ние имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Эти общие положения находят дальнейшую дета­лизацию в других отраслях законодательства (гражданском, природоресурсном, уголовном и др.). Так, если имуществу при­чинен вред, то собственник имеет право на возмещение убыт­ков в полном размере, а если собственнику имущества чинятся препятствия в осуществлении им права пользования своим имуществом, то защитить себя он может с помощью негаторно-го иска. Уголовное законодательство предусматривает примене­ние наказаний за такие опасные посягательства на отношения собственности, как кража, грабеж, разбой, вымогательство, мо­шенничество, умышленное причинение вреда имуществу. В нем в настоящее время не делается различия в зависимости от того, на какой вид собственности совершено посягательство: государственную или негосударственную.

IX. Человек, его права и свободы — высшая ценность.Это конституционное установление свидетельствует о том, что в новой Конституции сменились приоритеты. Если ранее на пе­редний план выдвигались интересы общества, государства, кол­лектива, то сейчас — интересы личности. Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства. Такая ориентация позволяет избежать последствий, которые являются результатом сознательного преувеличения роли кол­лектива и государства и приводят к тоталитаризму. Права и свободы личности должны защищаться государством с помо­щью всех юридических средств, а не только с помощью судеб­ных органов, которым в этом деле отводится основное место. Но, пожалуй, не менее, а более важное значение имеет созда-

§ 3. Конституционный статус личности



ние государством условий - экономических, политических, со­циальных - для реализации личностью закрепленных в Кон­ституции прав и свобод. Как реализовать право на пенсию по случаю старости, если уровень развития экономики не повы­шается, как воспользоваться правом на жилище, если уровень заработной платы в стране остается низким? К сожалению, многими конституционными правами граждане пока не могут воспользоваться в полной мере. Однако принцип приоритета прав и свобод человека, закрепленный в Конституции, позво­ляет россиянам уже сейчас обрести свое достоинство.

§3. Конституционный статус личности

Правовое положение, правовой и конституционный статус лич­ности(рис. 3.1). Во всех сферах отношений, регулируемых пра­вом, человек выступает как субъект соответствующих прав, сво­бод и обязанностей.

Наши рекомендации