Основные черты правового регулирования информации.

Информационные отношения регулируются большим количеством разнообразных актов.

Специализация правового регулирования - ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ

На основе Закона можно выделить три основные группы отношений в этой области:

а) в ч.2 ст.1 Закона закреплено, что он не распространяется на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Т.о., имущественная составляющая права на информацию законодатель вынес за скобки общего информационного законодательства и полностью отдал в руки гражданско-правового законодательства.

б) согласно ч.2 ст.4 Закона, правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью СМИ осуществляется в соответствии с законодательством о СМИ.

в) законодательство об архивном деле: ч.3 ст.4 – специальному регулированию подлежат отношения, связанные с архивным делом.

Законодательство детализирует предмет регулирования непосредственно информационных отношений.

В ФЗ провозглашается приоритет законодательного регулирования в области данных отношений.

Законодатель провозглашает приоритет законодательного регулирования; укрепляется и расширяется принцип императивности в регулировании информационных отношений, по крайней мере, в их публичной части. Это связано с указанием в законе на то, что гражданско-правовые отношения не могут противоречить тем принципам, которые установлены в Законе; а в ст.3 перечислены принципы

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

Статья 8. Право на доступ к информации

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Укрепляется и расширяется принцип императивности в регулировании информационных отношений. Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Окончательно устанавливается, что информация является объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ч.1 ст.5 Закона). Вместе с положениями ст.128 ГК РФ и соответствующими статьями УК это положение окончательно легализует понятие информации и возможное ее использование в юридической деятельности.

Когда мы говорим, что информация является объектом гражданско-правовых отношений, и на нее распространяется право собственности.

Сейчас согласно ст. 128 ГК информация непосредственно относится к объектам гражданских прав.

С 1 января 2008 года исчезнет информация из ст. 128 ГК, но будет в составе объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд законов, в которых признается право собственности на информацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ
Статья 11. Право собственности на имущество и информацию

2. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЗАКОН О НЕДРАХ от 21 февраля 1992 года N 2395-1

Статья 27. Геологическая информация о недрах

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если ГП отнесет информацию к результатам интеллектуальной деятельности, то в других актах останется возможность признания информации объектом гражданских прав.

Право собственности на материальный носитель может признаваться как ГК, так и другими законодательными актами.

Правовой режим информации сильно зависит от категории информации.

Классификация информации:

- технико-технологические

1) в зависимости от формы сигнала/представления

(алфавит, электромагнитное излучение)

2) в зависимости от материального носителя

(бумага, микрофильмы)

Технико-технологические основания имеют значение при ограничении доступа, защите, представлению потребителю.

Особых требований нет, но есть например такое, что информация должна быть предоставлена в читабельном виде.

- правовые основания классификации информации:

1) по категориям доступа:

ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – ч. 2 ст. 5

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступнуюинформацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация ограниченного доступа:

- связанная с государственной тайной

- связанная с коммерческой тайной

- связанная со служебной или профессиональной тайной (врачебная, адвокатская)

2) по порядку предоставления и распространения

ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – ч. 3 ст. 5

1) информация, свободно распространяемая;

2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; например, информация о федеральном бюджете.

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – ст. 9 – критерии ограничения доступа к информации

Статья 9. Ограничение доступа к информации

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Наши рекомендации