Раздел IV. Реорганизация и чистка установленных властей

1.Комитету Общественного Спасения поручается принять все необходимые меры для того, чтобы приступить к смене уста­новленных властей, указанных в этом декрете.

2. Народным представителям в департаментах поручается упрочить и ускорить приведение этого декрета в исполнение, а также немедленно довести до конца полную чистку всех установ­ленных властей; они обязаны представить особые отчеты об этих двух операциях Национальному Конвенту не позже следующего месяца.

«Революционное правительство Франции в эпоху Конвента (1792—1794)» Сборник документов и материалов. М., 1927, стр. 44—50.

19. ИЗ ДОКЛАДА М. РОБЕСПЬЕРА В КОНВЕНТЕ «О ПРИНЦИПАХ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

25 декабря 1793 г. (5 нивоза II года)

Теория революционного правления столь же новая, как иреволюция, приведшая ее. Ее нечего искать в трудах политиче­ских писателей, не предвидевших эту революцию, ни в законах

таранов, которые, удовлетворившись возможностью злоупотреб­лять своей властью, мало занимаются изысканием ее законно­сти. Это слово является для аристократии предметом страха или клеветы, для тиранов только предметом возмущения, для многих людей загадкой; это слово надо объяснить всем для того, чтобы по крайней мере объединить добрых граждан вокруг принципов, имеющих общественный интерес.

Функция правительства — направить моральные и физиче­ские силы нации к цели, намеченной при его создании.

Цель конституционного правительства — сохранить респуб­лику; цель .революционного правительства — создать ее.

Революция — это война свободы 'против ее врагов; консти­туция — это режим победоносной и мирной свободы.

Революционному правительству нужно употреблять чрезвы­чайную активность именно потому, что оно ведет войну. Оно под­чиняется менее единообразным и менее строгим правилам пото­му, что оно действует в бурных обстоятельствах, оно в движении и в особенности потому, что оно вынуждено беспрерывно и быст­ро развертывать новые ресурсы, так как появляются новые опас­ности, борьба с которыми не терпит отлагательства.

Конституционное правительство занимается главным обра­зом гражданской свободой, а революционное правительство — общественной свободой. При конституционном режиме почти до­статочно охранять индивидуумов от злоупотреблений обществен­ной власти, при революционном режиме сама общественная власть вынуждена защищать себя от всех клик, нападающих на нее.

Революционное правительство обязано оказывать честным гражданам покровительство нации, а врагам народа должно нести только смерть.

Эти понятия достаточны, чтобы объяснить происхождение и природу законов, которые мы называем революционными. Те, кто называет эти законы произвольными или тираническими, — глупые или развращенные софисты, стремящиеся смешать про­тивоположные вещи: они хотят подчинить одному и тому же ре-. жиму мир и войну, здоровье и болезнь, или вернее они хотят лишь возродить тиранию и хотят смерти родине. Если они ссы­лаются на буквальное выполнение конституционных сентенций, это лишь для того, чтобы безнаказанно их нарушать; это подлые убийцы; для того чтобы без риска задушить республику в колы­бели, они стараются связать ее неопределенными правилами, от которых они сами умеют легко отделаться.

Конституционный корабль был построен вовсе не для того, чтобы остаться постоянна в верфи; по следует ли бросить его в море во время бури и навстречу противному ветру. Это то, чего хотели тираны и их рабы, которые сопротивлялись строительству этого корабля, по французский народ повелел вам ждать, когда море успокоится; он выразил единодушное желание, чтобы вы,

несмотря на вопли аристократии и сторонников федерализма,
сначала освободили бы его от врагов. Храмы богов не для того
построены, чтобы служить убежищем осквернителям святыни, а
конституция не создана для того, чтобы 'покровительствовать/за­
говорам тиранов, жаждущих уничтожить ее. /

Если революционное правительство должно быть более ак­тивным в своих действиях и более свободным в своих движениях, чем обычное правительство, разве от этого оно менее справедли­вое и менее законное? Нет, оно зиждется на самом святом из всех законов — на благе народа, на самых неопровержимых пра­вах, на необходимости.

У него есть и свои правила, все они черпаются из справедли­вости и общественного порядка. У него нет ничего общего с анар­хией и беспорядком; его цель, наоборот, подавить и то и другое, чтобы внести и утвердить господство законов; у него нет ничего общего с произволом. Его должны направлять не страсти част­ных лиц, а общественный интерес.

Принципы революционного правительства должны прибли­жаться к обычным принципам во всех случаях, когда они могут строго применяться, не мешая общественной свободе. Мерой си­лы революционного правительства должна служить наглость или коварство заговорщиков; чем оно строже по отношению к злым, тем более благоприятным оно должно быть к добрым; чем боль­ше обстоятельства заставляют его применять необходимые стро­гости, тем более оно должно воздерживаться от мер, которые напрасно стесняют свободу и задевают частные интересы без всякой пользы для общества. Оно должно плыть между двумя рифами, между слабостью и смелостью, между модерантизмом и крайностями. Модерантизм для умеренности — это то же, что бессилие для целомудрия, а крайности столь же похожи на энер­гию, как водянка на здоровье...

Но тут-то правительству нужна крайняя осмотрительность, ведь враги свободы следят за тем, чтобы обратить против него не только его ошибки, но и самые разумные его меры.

Если правительство ударяет по тому, что называют преуве­личением, они стремятся поднять модерантизм и аристократию. Если оно преследует оба эти чудовища, они со всей своей властью проповедуют преувеличения. Опасно оставлять им средства вво­дить в заблуждение рвение добрых граждан, но еще опаснее ли­шать бодрости и преследовать добрых граждан, которых они об­манули. Республика рискует погибнуть в конвульсиях из-за од­ного из этих злоупотреблений, и она безошибочно погибнет от изнеможения из-за другого...

Что же надо делать? Преследовать преступных сочинителей коварных систем, покровительствовать патриотизму, даже в его ошибках; просвещать патриотов и беспрестанно подымать народ до уровня его прав и его судьбы. Если вы не примете этого пра­вила, вы все потеряете. Если бы пришлось выбирать между пат-

0

риотическим рвением и отсутствием гражданских доблестей или маразмом модерантизма, нечего было бы колебаться. Крепкое тело, томящееся от избытка сил, представляет больше ресурсов, чем\ труп. Желая излечить патриотизм, остережемся убить его...

Указывая на обязанности революционного правительства, мы отметили опасности, грозящие ему. Чем больше его власть, чем более свободны и быстры его действия, тем более ими должна руководить честность. В тот день, когда эта власть попадет в нечистые и предательские руки, свобода будет потеряна; ее имя станет предлогом для оправдания самой контрреволюции; ее энергия станет сильным ядом.

Доверие французского народа к Национальному конвенту основано на характере, проявленном им.

Передав всю власть в ваши руки, народ ожидал, что ваше правительство будет настолько же благодетельным по отноше­нию к патриотам, как и грозным по отношению к врагам роди­ны. Он возложил на вас обязанности развернуть одновременно смелость и политику, необходимые для того, чтобы подавить их, а главное, для того, чтобы поддержать среди нас союз, в котором вы нуждаетесь для осуществления ваших великих судеб.

Создание Французской республики — это не детская игра; оно не может быть делом каприза или беззаботности, ни случай­ным результатом претензий частных лиц и революционных эле­ментов. Созданием вселенной руководили и сила и мудрость.

Возложив на членов вашей среды страшную задачу постоян­но следить за судьбой родины, вы тем самым вменили себе за­кон, по которому вы должны оказывать им поддержку своей си­лой и своим доверием. Если бы все представители народа не способствовали революционному правительству энергией, знания­ми, патриотизмом и благосклонностью, как могло бы оно иметь созидательную силу, пропорциональную усилиям Европы, напа­дающей на него, и усилиям врагов свободы, со всех сторон давя­щих на него? Горе нам, если мы откроем наши души коварным инсинуациям наших врагов, которые могут победить нас, толь­ко разъединив нас! Горе нам, если мы разорвем наши связи, вместо того чтобы крепче их стянуть, если частные интересы, ес­ли оскорбленное честолюбие будут важнее для нас, чем родина и правда!

М. Робеспьер. Избранные произведения, т. III. M, «Наука», 1965, стр. 91—94.

10 Заказ 703



20. ЦИРКУЛЯР КОМИТЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ

НАРОДНЫМ ОБЩЕСТВАМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ИХ РОЛЬ

В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

4 февраля 1794 г. (16 плювиоза II Года)

(Извлечение)

Именно среди народных обществ родился, вырос и достиг надлежащей высоты дух свободы. Бдительные часовые, стоящие как бы на передовых постах общественного мнения, они ударяли в набат при каждой опасности и призывали к борьбе против всех предателей. Именно в святилище народных обществ патриоты искали и выковывали свое победоносное оружие.

Теперь Республика ждет от народных обществ новых услуг.

...Вы будете нашими могучими помощниками. Последняя сеть заговоров будет разорвана. Мы уничтожим подлые остатки федерализма, которым еще заражена значительная часть нашей администрации. Раскрывать интригу, которая опорочила общест­венные должности; вырывать маску из рук лицемеров патриотиз­ма, у суеверия — его кинжал и факелы; следить за лабиринтами извилистых происков- агентов, сообщников и приспешников ти­рании; раздавить голову измены, гидра которой старается вновь оживить свои разрозненные и раздробленные останки; разобла­чить и преступного и злоупотребляющего властью чиновника, и подлого дезертира, покинувшего свой пост, и развращенного че­ловека, продающего свою мысль и торгующего своей совестью, и эгоиста, для которого не существует отечества; поднять, нако­нец, над всеми этими должностными людьми тот факел, который в ваших руках бросает яркий свет и своим блеском заставляет бледнеть всех виновных; производить всякие другие, не менее по­лезные расследования; выявить добродетели, которые склонны оставаться в безвестности; указать родине тех, кто мог бы зани­мать какой-либо пост и работать над осуществлением новых пла­нов и революционного строя; призывать к работе людей незапят­нанных, просвещенных, храбрых, не подчиняющихся тирании; служить для Республики тем питомником, где она будет нахо­дить их, — вот чего ждут от вас Конвент, Комитет Обществен­ного Спасения и все добрые граждане.

Народные представители разосланы по различным департа­ментам для того, чтобы провести там чистку и организацию уста­новленных властей. Будьте их факелом! Народные представите­ли, избранные сыны народа, обязанные блюсти его интересы, хо­тят действовать только через парод и только во имя его инте­ресов.

Народные общества! Представители народа образуют с вами неразрывною цепь. Вы начнете со строгого пересмотра своего состава, чтобы провести своих членов через горнило чистки. Не­годяи часто подражали вашей внешности и хотели скрыть свои 146

\ преступления под той неприкосновенностью, которая должна

охр-апять только добродетель.

L.Отбросив от себя все эти враждебные элементы, вы снова станете верпы своему назначению; вы образуете чистое и блестя­щее ядро, крепкое и сомкнутое, подобное алмазу, освобожден­ному от корки, образовавшейся на его поверхности из-за налип­шей грязи. Тогда народные представители призовут в вашу сре­ду и отдадут на суд вашего мнения всех общественных должно­стных лиц. Описание их деяний развернется в великую книгу, и вы произнесете свои приговор: пропасть разверзнется под ногами злых, чело справедливых украсится блестящим ореолом.

Здание революции скоро будет завершено, вы смело заложи­ли прочный фундамент; вам предстоит увенчать и вершину зда­ния. Оказанные вами ранее услуги являются залогом соверше­ния всех тех, которых мы от вас ожидаем.

«Революционное правительство Франции в эпоху Конвента (1792—1794)». Сборник документов и материалов. М., 1927, стр. 73—75.

Наши рекомендации