Понятие, система и источники административного права.

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом[3]. На федеральном уровне:

1.Конституция РФ

2.Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

3.Постановления Конституционного Суда РФ

4.Федеральные конституционные законы

5.Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

6.Нормативные указы Президента РФ

7.Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

8.Нормативные постановления Правительства РФ

9.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)[4]

10.Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

1.Конституции (уставы) субъектов РФ

2.Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

3.Законы субъектов РФ

4.Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

5.Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

6.Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

7.Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

1.Уставы муниципальных образований

2.Нормативные акты представительных органов муниципального образования

3.Нормативные акты главы муниципального образования

4.Нормативные акты местной администрации

Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

· Общая часть

· Предмет

· Формы и методы

· Субъекты административного права

· Ответственность по административному праву

· Административный процесс

· Особенная часть

· Экономическая сфера

· Социально-культурная сфера

· Административно-политическая сфера

· Межотраслевая

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

1. Общая часть

1. Основные начала административного законодательства

2. Государственная служба

3. Власть (законодательная, исполнительная, судебная; федеральная, региональная, местная)

4. Исполнительно распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы)

5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения)

2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления

1. Оборона

2. Государственная безопасность

3. Внутренние дела

4. Иностранные дела

5. Юстиция

6. Экономика

7. Финансы

8. Здравоохранение

9. Транспорт

10. Связь и информация

11. Культура, спорт, туризм

12. Социальная сфера

13. Контрольно-надзорные функции

14. Исполнительно-распорядительная деятельность вследствие причинения вреда (административные правонарушения)

3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов

1. Граждане РФ

2. Иностранные граждане

3. Лица с двойным гражданством

4. Беженцы

5. Вынужденные переселенцы

6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности

7. Вынужденные мигранты

8. Общественные объединения

9. Религиозные объединения

10. Политические лица (внутригосударственные и международные организации).

Однако воплощение это идеи предсталяется достаточно сложным ввиду "мобильности" самого предмета администативного права.

Государственная служба РФ.

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

 
1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

 
2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).



 
Статья 4. Принципы гражданской службы



 
Принципами гражданской службы являются:

 
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

 
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

 
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

 
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

 
5) стабильность гражданской службы;

 
6) доступность информации о гражданской службе;

 
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

 
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.



 
Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации



 
1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) настоящим Федеральным законом;

 
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

 
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

 
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

 
9) нормативными правовыми актами государственных органов.

 
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.



 
Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов



Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

 
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

 
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

 
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.



 
Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы



КонсультантПлюс: примечание.

О поступлении на муниципальную службу, прохождении и прекращении муниципальной службы, а также о правовом статусе муниципальных служащих см. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ.



 
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

 
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

 
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

 
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

 
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

 
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.



 
Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ



 
Статья 9. Классификация должностей гражданской службы



 
1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

 
2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

 
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

 
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

 
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

 
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

 
3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

 
4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

 
5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

 
6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.


Наши рекомендации