Вопрос 14. Государственная регистрация юридического лица.

Государственная регистрация — последняя стадия, завершающая процесс создания юридического лица, которая до этого существовала фактически, а с момента государственной регистрации возникает юридически. То есть это засвидетельствование факта создания юридического лица, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. На сегодня этот процесс регулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». Государственная регистрация проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица.

То, что в соответствии с Законом государственной регистрации подлежат все юридические лица независимо от порядка создания, организационно-правовой формы, подчинения, то есть и публичные юридические лица, момент возникновения которых по действующим ранее законодательством определялся вынесением решения об их создании, ни в коем случае не свидетельствует о том, что не может существовать никаких особенностей при регистрации определенного вида или организационно-правовой формы юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона могут устанавливаться особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональных союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, банков, торгово- промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов, бирж, а также других учреждений и организаций).

Таким образом, государственная регистрация — одна из стадий возникновения любого вида юридических лиц независимо от того, каким образом последние будут создаваться. Учредители должны юридически оформить возникновение нового субъекта права, для чего и предполагается его регистрация. Причем сам факт подачи учредителем (учредителями) соответствующих документов в органы регистрации нужно расценивать только как намерение последнего (последних) реализовать субъективное право, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью в определенной организационно-правовой форме юридического лица, на создание благотворительной организации и тому подобное, то есть желание получить признание государством нового субъекта права, который будет отличаться от самого основателя и сможет стать участником гражданского оборота. Отсюда, согласно действующего законодательства, государственную регистрацию следует рассматривать как «универсальную» завершающую стадию порядка создания юридического лица независимо от установленного законом способа ее возникновения. Государственная регистрация предназначена гарантировать соответствие тех требований, которые относятся к юридическим лицам определенного вида, их реальным возможностям. То есть речь идет не о разрешительный, а о нормативно-явочный способ.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие ее учредительных документов закона является основанием для отказа в государственной регистрации этого юридического лица. Отказ по другим мотивам не допускается. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также участника юридического лица по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить (п. 2 ч. 1 ст. 110 ГК).

ДНР

Об утверждении Порядка государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей №36-10 от 29.09.2014

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц - предпринимателей - удостоверение факта создания либо прекращения юридического лица, удостоверение факта обретения либо лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий, предусмотренных настоящим Порядком, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей включает, в частности:

1) проверку комплектности документов, предоставляемых государственному регистратору, и полноты сведений, указанных в регистрационной карточке;

2) проверку документов, предоставляемых государственному регистратору, на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации;

3) внесение сведений о юридическом лице или физическом лице - предпринимателе в Единый государственный реестр;

4) оформление и выдачу свидетельства о государственной регистрации Единого государственного реестра.

Изменения к учредительным документам юридического лица, а также изменение фамилии и/или имени, и/или отчества (далее - имени) или местожительства физического лица - предпринимателя подлежат обязательной государственной регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра в порядке, установленном Порядком.

Обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации.

Документы, которые в соответствии с требованиями порядка предоставляются (направляются заказным письмом) государственному регистратору, должны быть изложены на государственном языке.

Регистрационная карточка заполняется машинописью или от руки печатными буквами. Если документы направляются государственному регистратору заказным письмом, подпись заявителя на регистрационной карточке (заявлении, уведомлении) должна быть нотариально удостоверена.

Государственные регистраторы используют бланки свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и бланки свидетельств о государственной регистрации физических лиц - предпринимателей единых образцов. Описание бланка свидетельства о государственной регистрации юридического лица и бланка свидетельства о государственной регистрации физического лица - предпринимателя, а также порядок их оформления устанавливаются Департаментом регистрации Министерства доходов и сборов.

Бланки свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и бланки свидетельств о государственной регистрации физических лиц - предпринимателей являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.

В бланке свидетельства о государственной регистрации юридического лица указываются:

1) наименование юридического лица;

2) идентификационный код Единого государственного реестра предприятий и организаций;

3) местонахождение юридического лица;

4) место проведения государственной регистрации;

5) дата проведения государственной регистрации и номер записи в Едином государственном реестре;

6) фамилия и инициалы государственного регистратора;

7) основание, дата и номер записи в Едином государственном реестре о замене свидетельства о государственной регистрации (в случае проведения замены свидетельства).

Свидетельство о государственной регистрации подписывается государственным регистратором и удостоверяется его печатью.

Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, предоставленные для проведения замены свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением, если:

1) документы предоставлены по ненадлежащему месту проведения замены свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением;

2) документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком;

3) документы предоставлены не в полном объеме;

4) документы предоставлены лицом, не имеющим на это полномочий;

5) государственному регистратору поступило решение суда о запрете проведения регистрационных действий.

Об оставлении документов, которые были поданы для проведения замены свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением, без рассмотрения учредителю (участнику) юридического лица или физическому лицу - предпринимателю либо уполномоченному ими органу или лицу не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов государственным регистратором выдаются (направляются заказным письмом с описью вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения и документы, подававшиеся для проведения замены свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением, в соответствии с описью.

Оставление документов, которые были поданы для проведения замены свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением, без рассмотрения не препятствует учредителю (участнику) юридического лица или физическому лицу – предпринимателю либо уполномоченному ими органу или лицу повторному обращению к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, послуживших основанием для оставления этих документов без рассмотрения.

Замена свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением осуществляется в течение двух рабочих дней с даты поступления документов для проведения замены свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением.

О замене свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением в Единый государственный реестр вносится соответствующая запись.

За проведение государственной регистрации взимается регистрационный сбор в следующем размере:

- 170 грн. за проведение государственной регистрации юридического лица;

За проведение государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица, государственной регистрации изменения имени или местожительства физического лица - предпринимателя взимается регистрационный сбор в размере 51 грн.

За замену свидетельства о государственной регистрации в связи с его утерей или повреждением и за выдачу дубликата оригинала учредительных документов и изменений в них, заверенных государственным регистратором, взимается регистрационный сбор в размере 51 грн.

Средства, полученные в соответствии с настоящим Порядком в качестве регистрационного сбора, зачисляются в государственный бюджет.

Документом, подтверждающим внесение регистрационного сбора, является копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка.

В регистрационном деле юридического лица хранятся:

1) документы, предоставляемые для проведения государственной регистрации юридического лица, в частности один экземпляр оригиналов учредительных документов;

2) документы, предоставляемые для проведения государственной регистрации изменений к учредительным документам, в частности один экземпляр оригиналов изменений к учредительным документам и/или один экземпляр учредительных документов в новой редакции;

3) документы, предоставляемые для внесения в Единый государственный реестр сведений об обособленных подразделениях юридического лица;

4) документы, предоставляемые для замены свидетельства о государственной регистрации;

5) документы, предоставляемые для внесения в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица;

6) документы, предоставляемые для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица;

7) судебные решения об отмене государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица;

8) документы, предоставляемые для внесения в Единый государственный реестр судебного решения об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица;

9) копии уведомлений, в частности об отказе в проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам;

10) документы об изменении местонахождения регистрационного дела;

11) государственный реестр записи о прекращении юридического лица;

12) заявления, запросы о доступе к документам из регистрационного дела;

13) постановления о выемке документов из регистрационного дела, экземпляры протоколов выемки и копии описей изъятых документов;

14) судебные решения об истребовании документов из регистрационного дела, сопроводительные письма или документы, которыми суд уполномочил лица на их получение, копии описей изъятых документов;

15) документы, которые подаются для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре.

Право доступа к документам, находящимся в соответствующем регистрационном деле, имеют учредители (участники) юридического лица, физическое лицо - предприниматель, а также уполномоченные ими лица и лица, которые согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр, имеют право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, на основании письменного заявления, и работники контролирующих и правоохранительных органов на основании соответствующего письменного запроса, если такой запрос подается в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом.

Государственному регистратору запрещается выдавать копии документов, находящихся в соответствующем регистрационном деле

Выемка документов из регистрационных дел осуществляется только по мотивированному постановлению следователя в соответствии с законом.

Регистрационное дело должно храниться в государственном архивном учреждении на протяжении 75 лет с даты его передачи в государственное архивное учреждение.

Наши рекомендации