Административное право: понятие и предмет.

Наука административное право (административно-правовая доктрина) - составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административное право и предмете его регулирования.

Предмет науки административное право — наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки административное право:

1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий: (категориальный аппарат);

4) история развития административного права;

5) правоприменительная практика субъектов административного права;

6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

Метод науки административное право: понятие и виды.

Метод науки административное право – совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки административное право:

1) общенаучные (используемые во всех науках);

2) частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы:

- диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

- анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

- синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

- аналогия - правдоподобное вероятное заключение о сход­стве двух предметов в каком-либо признаке на основании уста­новленного их сходства в других признаках;

- дедукция — метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

- индукция — метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

Частнонаучные методы:

- системный — рассмотрение объектов как системы, выявле­ние его связей как внутри, так и во вне системы;

- сравнительного правоведения — изучение системы админи­стративного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

- формально-юридический — метод исследования, при кото­ром административное право изучается в «чистом» виде, в изоля­ции от других социально-правовых явлений (экономики, полити­ки, экологии и т. д.);

- юридического эксперимента — это апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

- правовое прогнозирование — изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Методика — совокупность приемов, средств, способов иссле­дования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом пред­определяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к иска­жению полученных при этом результатов.

10. Функции науки административное право:

1) познавательная (эвристическая) — состоит в познании констатации административно-правовых явлений;

2) интерпретационная (объяснительная) — состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;

3) методологическая — состоит в поиске и вооружении конкретным инструментарием, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;

4) организационно-управленческая — заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;

5) идеологическая — состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и, в конечном итоге, на повышение правового сознания граждан и общества;

6)прогностическая — состоит в предвидении того, в каком направлении и на сколько изменятся управленческие отношения

Литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994.

2. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права / Государство и право. 1993. № 3. С. 13—20.

3. Белъский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1995.

4. Драго Р. Административная наука. М.: Прогресс, 1982.

5. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. Наука, 1987.

6. Мушкет И.И., Хохлов Е.Б. Полицейское право России: Проблемы теории. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.

7. О некоторых актуальных проблемах административного прав (По материалам «Лазаревских чтений») // Государство и право. 1997. № С. 5—33.

8. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.

9. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985.

10.Юсупов Ю.А. Актуальные проблемы административного права // Советское государство и право. 1991. № 11. С. 35—41.

11.Соловей Ю.П. Российское полицейское право: История и совре­менность // Государство и право. 1995. № 6. С. 75—85.

11. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972.

12. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.

13. Старилов Ю.И. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.

14. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.


Наши рекомендации