Понятие и признаки отрасли административного права.

Административное право — отрасль российского права, совокуп­ность юридических норм, регулирующая общественные отноше­ния, складывающиеся в процессе реализации задач и функций ор­ганов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприя­тиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

- одна из основополагающих отраслей публичного права;

- совокупность юридических норм;

- имеет обособленный предмет правового регулирования — управленческие отношения, возникающие как в сфере государ­ственного управления, так и в других сферах;

- имеет свой метод правового регулирования;

- обладает внутренней согласованностью, состоит из опреде­ленных элементов;

- имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования;

3) наличие обособленной нормативной правовой базы.

2. Предмет административного права — общественные от­ношения в сфере государственного управления, а также управлен­ческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельно­сти общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами ад­министративного права: По субъектному признаку:

- между соподчиненными субъектами государственного уп­равления (вертикальные отношения);

- между субъектами исполнительной власти, не находящими­ся в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

- между субъектами исполнительной власти и исполнитель­ными органами местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и общественны­ми объединениями;

- между субъектами исполнительной власти и государствен­ными служащими;

- между субъектами исполнительной власти и гражданами;

- между субъектами исполнительной власти и иными субъек­тами.

По признаку государственно-территориального устройства:

- между центральными органами федеральной исполнитель­ной власти и исполнительными органами субъектов федерации;

- между органами исполнительной власти субъектов федера­ции;

- между органами исполнительной власти субъектов федера­ции и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

- внешние отношения, отношения в связи с реализацией пол­номочий органов исполнительной власти вовне;

- внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внут­рисистемные отношения.

3. Метод административного права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воз­действия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет одностороннее волеизъявление од­ного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управ­ленческих отношений.

Предписание — метод правового регулирования, предполагаю­щий возложение на субъекта управленческой деятельности обя­занностей совершения определенных действий в условиях, пред­писанных административно-правовой нормой.

Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отноше­ний воздержаться от определенного варианта поведения под угро­зой применения мер государственного принуждения.

Дозволение — метод правового регулирования, предоставляю­щий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех преде­лах, которые определены нормами административного права.

4. Система административного права — внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимо­связанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

- обусловлена спецификой регулируемых общественных от­ношений;

- представляет собой объективное правовое явление;

- характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловлен­ностью административно-правовых норм и институтов;

- включает определенные элементы;

- изменяется с учетом изменения предмета правового регули­рования (управленческих отношений).

Институты административного права:

- принципов государственного управления;

- административно-правового статуса граждан (физических лиц);

- административно-правового статуса органов исполнитель­ной власти;

- государственной и муниципальной службы;

- административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

- административно-правового статуса предприятий, учрежде­нии и иных субъектов управления;

- административно-правовых режимов;

- форм государственного управления;

- методов государственного управления;

- административной ответственности;

- административного процесса;

- обеспечения законности в государственном управлении;

- административно-правовых основ межотраслевого управле­ния (координации);

- административно-правовых основ управления в сфере эко­номики;

- административно-правовых основ управления в админист­ративно-правовой сфере;

- административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

5. Источники (формы) административного права — это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.

Виды юридических источников административного права:

• Нормативный правовой акт — вид юридического акта, при­нятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права.

• Административно-правовой договор нормативного содержания — это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административ­ного права.

• Административный прецедент — решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

• Правовой обычай — санкционированное государством исто­рически сложившееся правило поведения в сфере управления.

• Административно-правовая наука (доктрина) — научные труды (монографии, статьи, положения и т.д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

• Правосознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и при­нимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающим источником административного права яв­ляется нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской право­вой системе.

Виды нормативных правовых актов — источников админист­ративного права:

- Конституция РФ;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- законы СССР, не противоречащие российскому законода­тельству;

- законы РСФСР, не противоречащие российскому законода­тельству;

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти;

- конституции и уставы субъектов РФ;

- законы и другие нормативные правовые акты представитель­ных (законодательных) органов субъектов РФ;

- нормативные правовые акты органов исполнительной влас­ти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты исполнительной власти орга­нов местного самоуправления;

- локальные нормативные правовые акты (отдельных пред­приятий, учреждений, организаций).

6. Административное право в системе российского права.

Административное право наиболее тесно взаимодействует со сле­дующими отраслями российского права:

1. конституционным правом. Конституционное право закрепля­ет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет ме­ханизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; фор­мы и методы государственно-управленческой деятельности;

2. гражданским правом. Нормы гражданского права регулиру­ют частноправовые отношения, возникающие в сфере государствен­ного управления, по владению, пользованию и распоряжению иму­ществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права опреде­ляют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

3. уголовным правом. Нормы административного права взаи­модействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с норма­ми административного и уголовного права определяется степенью общественной опасности деяния;

4. финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, фор­мы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует уп­равленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнения, функционированием налоговой системы;

5. земельным и экологическим правом. Значительная часть от­ношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

6. трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при ре­гулировании вопросов отправления государственной службы, ко­торая является комплексным правовым институтом;

7. уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет места субсидиарное применение мер уголовно-процессуального и административно-процессуального права.

7. Система наук и место административного права в ней.

Виды наук:

- общественные (гуманитарные): философия, история, социо­логия, культурология, политология, экономическая теория юрис­пруденция и др.;

- естественные: астрономия, физика, химия, биология, мате­матика и др.;

- технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

Юридические науки, в свою очередь, делятся на:

историко-теоретические:

- история права и государства;

- история политических и правовых учений;

- теория права и государства;

отраслевые:

- конституционное право;

- административное право;

- уголовное право;

- гражданское право;

- трудовое право;

- семейное право;

- земельное право и др.;

прикладные:

- криминалистика;

- криминология;

- судебная бухгалтерия;

- судебная медицина;

- юридическая психология и др.;

международные:

- международное публичное право;

- международное частное право;

изучающие зарубежное государство и право:

- римское право;

- конституционное право зарубежных стран;

- история государства и права зарубежных стран.

Наши рекомендации