Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».

Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».

Конституция РФ в системе нормативных источников курса.

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные(подзаконные) нормативные правовые акты.

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

  • указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;
  • указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;
  • ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;
  • постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальные источники опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».

Ведомственные акты публикуются в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций – в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные правовые акты – в «Бюллетене международных договоров».

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и

Судом.

Статья 19 Конституции России гарантирует равенст­во всех людей перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Этот принцип обусловлен общим конституционным равенством граждан во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Независимость сторон от каких-либо различий и обстоятельств при осуществлении правосудия образует содержание рассматриваемого принципа, состоящего из двух частей: равенство сторон перед законом и равенст­во их перед судом.

Осуществление правосудия на основе равенства всех граждан перед законом означает применение судом норм единой правовой системы одинаково в отношении всех граждан. Недопустимы изъятия и исключения судом тех или иных положений закона ввиду каких-либо личных и социальных различий граждан, в отно­шении которых осуществляется правосудие. На равных началах, исходя из обстоятельств конкретного граждан­ского дела, суд определяет как права, так и обязанности заинтересованных лиц. Одинаковая ответственность лиц, подвергаемых на основе закона государственному при­нуждению за правонарушение, является непреложным правилом; суд разрешает конкретное дело с учетом того, что все законы и другие нормативные акты в равной степени обязательны для всех судов нашей страны. В данной части рассматриваемый принцип находится в тесной связи с принципом независимости судей и под­чинения их только закону, с подзаконностью судебной деятельности.

Другую часть анализируемого принципа составляет осуществление правосудия на началах равенства сторон перед судом, т. е. на основе единого для всех суда. Это значит, что в России не существует судов, созданных с учетом каких-либо социальных различий граждан и групп населения; исключаются всякие преимущества или дискриминация как мотив в организации судебной системы. Создание чрезвычайных судов (тем более исходя из каких-либо различий граждан страны) в Рос­сии не допускается. Но каждый гражданин вправе в со­ответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющие внутригосударственные средства правовой за­щиты (ст. 46 Конституции РФ).

Презумпция невиновности.

Принцип презумпции (предположения) невиновности

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом по­рядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»,— гласит ст. 49 Конституции РФ.

Содержание рассматриваемого принципа состоит из следующих положений:

1) никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом;

2) никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом;

3) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Прокурор, следователь, дознаватель не вправе предлагать на обвиняемого обязанность доказывания его виновности;

4) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

5) недопустимо домогаться признания вины обвиняемым путем насилия, угроз, шантажа и провокаций;

6) привлечение лица в качестве обвиняемого и предание его суду не решают вопроса о его виновности — подлежит доказыванию в суде;

7) недопустимы частный и общий обвинительные клоны в правосудии;

8) неустраеимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9) никто не должен нести дважды уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение;

10) обвиняемый становится виновным только после вступления в законную силу приговора в отношении его.

Язык судопроизводства в РФ.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства

Судопроизводство в судах Российской Федерации ве­дется на государственном языке Российской Федерации — русском (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведет­ся судопроизводство, обеспечивается право полного оз­накомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и выступление в суде на родном языке.

Переводчик приглашается по просьбе заинтересован­ного лица или по инициативе суда, во всех случаях — за счет государства. Он осуществляет перевод устной речи участников дела и всех наиболее важных документов, имеющихся в деле. Переводчик предупреждается судом об уголовной ответственности за дачу ложного перевода.

Данный принцип в указанном содержании имеет большое практическое значение, поскольку суд получает возможность глубже исследовать материалы дела и уста­новить истину, а подсудимому и другим участникам судебного процесса обеспечиваются условия для исполь­зования всех средств защиты. Кроме того, на основе рас­сматриваемого принципа суд оказывает наибольшее вос­питательное воздействие на участников процесса и публи­ку, присутствующую в зале судебного заседания. Любое нарушение рассмотренного принципа ведет к безуслов­ной отмене судебных решений, вынесенных по делу.

Взаимосвязь.

Пересмотр).

Разбирательство дела в суде апелляционной инстанции

Разбирательство дела судом апелляционной инстанции означает повторное разбирательство дела по существу вышестоящим судом.

Апелляционный суд – суд, проверяющий законность и обоснованность, а по уголовным делам и справедливость не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции путем повторного рассмотрения дела по существу.

Основание для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является апелляционная жалоба участника процесса или апелляционное представление прокурора.

Судами апелляционной инстанции являются:

• Районные суды – в отношении актов мировых судей.

• Областные и краевые суды, окружные(флотские) военные суды – на акты районных судов, гарнизонных военных судов

• Судебные коллегии ВС РФ – на акты областных и краевых судов, окружных(флотских) военных судов

• Апелляционная коллегия ВС РФ – на акты самого ВС РФ, вынесенные по первой инстанции.

По результатам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции могут быть вынесены следующие решения:

• Оставление судебного акта суда первой инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения.

• Отмена обвинительного приговора и вынесение оправдательного приговора или прекращение дела.

• Отмена оправдательного приговора и вынесение обвинительного приговора.

• Изменение судебного акта.

• Отмена акта мирового судьи или иного суда полностью или частично и вынесение нового решения

22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции

Суд кассационной инстанции.

Под судом кассационной инстанции подразумевается суд, осуществляющий преимущественно документальную проверку законности, обоснованности, а по уголовным делам и справедливости судебных актов, вынесенных судом первой и апелляционной инстанции, не вступивших в силу.

Основание для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции является кассационная жалоба участника процесса или кассационное представление прокурора.

Кассационное представление или жалоба подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, то есть в областные и соответствующие суды, окружные и флотские военные суды, судебные коллегии по уголовным и гражданским делам ВС РФ и военную коллегию ВС РФ.

Кассационная инстанция в целом осуществляет документальную проверку правильности вынесенного нижестоящим судом судебного акта, но сама не исследует доказательства. Новые доказательства не принимаются. В суде кассационной инстанции не допускается ухудшение правового положения осужденного.

Кассационная жалоба или представление рассматриваются в президиумах соответствующих судов или судебных коллегиях по докладу председателя суда, его заместителя или иного судьи по поручению председателя суда.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, раннее принятых по делу, а так же доводы кассационной жалобы или представления.

По результатам кассационного рассмотрения могут приниматься следующие решения:

1. Оставление судебного акта без изменения, а кассационной жалобы (представления) без удовлетворения.

2. Отменяется судебный акт и прекращается дело.

3. Отменяется судебный акт и дело направляется в суд первой, или апелляционной инстанции.

4. Изменяется судебный акт.

5. По гражданскому делу выносится новое решение.

Основание для отмены или изменения судебного решения является существенное нарушение норм материального или процессуального права, которые повлекли за собой существенные изменения в правах и свободах человека и гражданина.

О времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещаются заинтересованные участники процесса, но, как правило, они не приглашаются на это судебное разбирательство.

23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной

инстанцией).

Суд надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции – это суд осуществляющий пересмотр вступивших в законную силу приговоров и решений, определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций.

В настоящее время судом надзорной инстанции является только президиум ВС РФ.

В президиуме ВС РФ могут быть обжалованы в порядке судебного надзора:

1. Вступившие в силу акты областных и соответствующих судов, принятые ими по первой инстанции, если они были предметом рассмотрения в апелляционном порядке в ВС РФ.

2. Вступившие в силу судебные акты самого ВС РФ, если ранее они были рассмотрены в апелляционном порядке.

3. Определения апелляционной коллегии ВС РФ.

4. Определения судебных коллегий ВС РФ, вынесенные в апелляционном и кассационном порядке.

Основанием для рассмотрения дела в суде надзорной инстанции является надзорная жалоба, поданная участниками процесса или иными лицами, если их права и интересы нарушены этими постановлениями.

Надзорные жалобы подаются в ВС РФ, где они передаются одному из судей, который после изучения жалобы либо выносит постановление об отказе в передаче постановления в президиум, либо передает жалобу в президиум ВС РФ.

Рассмотрение дела в президиуме происходит на основании представленных документов, при этом неявка лиц, участвующих деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не препятствует судебному разбирательству. По результату президиума суд выносит постановление. Решение принимается большинством голосов, при равном количестве голосов поданных за пересмотр дела и против пересмотра, жалоба считается отклоненной.

Президиум ВС РФ вправе:

1. Оставить акты суда первой, апелляционной и кассационной инстанции без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения.

2. Вправе отменить акт суда полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.

3. Вправе отменить судебный акт и прекратить производство по делу.

4. Вправе оставить в силе одно из принятых судебных постановлений.

5. Принять новое судебное постановление, если была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права (касается только гражданского судопроизводства)

24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,

компетенция.

Мировым судьям посвящен ФКЗ «О мировых судьях», а также законы СФ о мировых судьях.

Мировые судьи входят в судебную систему РФ и относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ.

Он представляет собой односоставный суд, осуществляющий свои полномочия на территории участка мирового судьи.

Мировые судьи обладают следующими особенностями:

1. Предусмотрен порядок наделения мировых судей полномочиями в виде назначения или избрания на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ или избрание населением соответствующего судебного участка мирового судьи.

2. Субъектом федерации регламентируется порядок подписания и выдачи удостоверений мировым судьям.

3. Установлением субъектом РФ сроки полномочия мирового судьи.

Финансирование деятельности мировых судей также происходит за счет бюджета субъекта федерации кроме оплаты труда и других социальных выплат, которые производятся за счет федерального бюджета.

Законом субъекта федерации определяется порядок утверждения, положения об аппарате мирового судьи, устанавливаются места постоянного пребывания мирового судьи, определяемого с учетом мнения председателя районного суда, кроме этого закон о мировых судьях субъектов РФ могут предусматривать:

1. Установление флага субъекта РФ на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а так же помещении флага и изображения гербов субъектов РФ в залах заседаний мировых судей.

2. Отличительный знак мирового судьи.

На мировых судей распространяются все положения закона «О статусе судей», однако имеются и определенные особенности. В частности они связаны с порядком наделения мировых судей полномочиями. Существуют два порядка наделения мировых судей полномочиями:

1. Назначения или избрание законодательными (представительными) органами власти субъекта РФ.

2. Избрание населением судебного участка.

Мировые судьи назначаются на срок, установленный субъектом РФ. ФЗ говорит, что первоначально мировые судьи назначаются или избираются на срок не более 5 лет, а в последующем на срок не менее 5 лет. Закон Свердловской области указывает, что мировые судьи Свердловской области назначаются областной думой по представлению губернатора Свердловской области, основанному на представлении председателя Свердловского областного суда – впервые на 3 года, а в последующем на 5 лет.

Заработную плату мировые судьи получают из федерального бюджета подобно судьям федеральных судов, и должностные оклады составляют 60% оклада председателя верховного суда, а Москвы и Санкт-Петербурга – 64%.

Мировой судья действует в пределах судебного участка, то есть территории, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи. На одном участке создается одна должность мирового судьи. Число мировых судей и количество участков в каждом субъекте определяется федеральным законом об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15000 до 23000 человек, а в населенных пунктах численностью менее 15000 создается один судебный участок.

Компетенция мировых судей.

Мировые судьи выполняют функции суда первой инстанции и им подсудны следующие гражданские дела:

1. Все дела, вытекающие из семейно-правовых отношений, кроме дел о признании брака недействительным и дел о спорах о детях, в том числе дел об оспаривании отцовства или материнства, об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении или удочерении ребенка.

2. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.

3. Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска не превышающей 50 000 рублей.

4. Дела о выдаче судебного приказа.

5. Дела об определении порядка пользования имуществом.

6. Дела по имущественным спорам при цене иска до 50 000 рублей (за некоторыми исключениями).

7. Уголовные дела. Мировые судьи рассматривают преступления, за совершения которых санкция не превышает 3 лет лишения свободы.

Мировому судье также подсудны дела об административных правонарушениях, за исключением дел, подсудных районному суду, гарнизонному военному суду и арбитражному суду.

Мировые судьи рассматривают дела по общим правилам судопроизводства, а вынесенные ими судебные акты могут быть пересмотрены в апелляционном порядке районными судами по апелляционной жалобе лиц участвующих в деле или апелляционному представлению прокурора, которое подается до вступления их в законную силу.

Финансирование и организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами судебного департамента при Верховном суде РФ, а также исполнительными органами власти субъекта федерации.

25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и

компетенция.

Районный суд.

Его организация и деятельность предусмотрена главой 4 закона «О судах общей юрисдикции». Районные суды образуются и действуют в соответствующих судебных районах, территория которого охватывает территорию одного муниципального образования, но районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает несколько муниципальных образований.

Районный суд в пределах своей компетенции выступает в качестве суда первой и апелляционной инстанции, являясь вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного района.

Районные суды обладают самой широкой компетенцией по разрешению дел по существу, в частности они рассматривают все уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, областных и краевых судов, военных и арбитражных судов. Например: убийство без оттягивающих обстоятельств, нанесение тяжких телесных повреждений, причинение смерти по неосторожности, кражи, грабежи, разбои и так далее.

Так же районные суды рассматривают все гражданские дела, за исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, в частности дела связанные с детьми. Так же районные суды рассматривают дела по ограничению конституционных прав граждан, то есть одобрение следственных и оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан (заключение под стражу, прослушивание телефонных переговоров, обыск и так далее).

На районные суды возложено рассмотрение жалоб на незаконные действия органов дознания, предварительного следствия и прокурора, вопросы исполнения приговора (применение УДО), рассмотрение жалоб на действия органа власти и управления.

В апелляционном порядке районные суды рассматривают апелляционные жалобы и представления на судебные акты мировых судей.

Судьи районных судов назначаются на должность президентом РФ по представлению председателя Верховного суда России при положительном заключении квалификационной коллегии судей. Возраст для судьи районного суда – 25 лет, а предельный возраст пребывания судьи районного суда в должности – 70 лет.

Возглавляет районный суд председатель и его заместитель или заместители, которые также назначаются президентом РФ сроком на 6 лет, но не более двух раз подряд.

Правосудие в районном суде по первой инстанции осуществляется судьей единолично или тремя судьями. В апелляционном порядке дела рассматриваются судьей единолично.

Распределение обязанностей в районном суде происходит по следующим основаниям (принципам):

1. Территориальный (зональный), когда за судьей распределяется определенная территория, на этой территории судья рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела.

2. Предметный (функциональный), когда за судьей закрепляется определенная категория дел (уголовных или гражданских).

3. Предметно-зональный, когда на определенной территории рассматриваются определенные категории дел.

4. Смешанный принцип или так называемое текущее распределение дел.

В законе не предусматривается создание структурных подразделений, но они могут быть созданы с учетом практики каждого субъекта федерации и каждого районного суда (коллегии по гражданским и уголовным делам).

26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,

структура, компетенция структурных подразделений.

Военные суды

Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных силах РФ и других войсках и воинских формированиях, где законном предусмотрена военная служба (внутренние войска МВД, войска МЧС, а также ФСБ, СВР, ФСО, Главное Управление Специальных Программ при президенте РФ).

Военные суды создаются по территориальному признаку, по месту дислокации воинских структур, в том числе за пределами РФ.

Создание и ликвидация военных судов осуществляется на основе федерального закона.

Никакой военный суд не может быть упразднен, если его полномочия не переданы одновременно в юрисдикцию другого военного суда.

Военные суды должны располагаться в открытых без свободного доступа местах. В здания военных судов не могут быть размещены другие учреждения, в том числе военных ведомств.

Особенности деятельности военных судов регламентируются также ФКЗ «О военных судах».

Военные суды осуществляют правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела, в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство в военных судах ведется на русском языке.

Военные суды рассматривают дела в отношении двух категорий субъектов.

1. Военнослужащие.

2. Лица, проходящие военные сборы.

В отношении этих лиц рассматривают и разрешают следующие категории дел:

1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов этих лиц, от действия или бездействия органов военного управления, должностных лиц и принятых ими решений.

2. Уголовные дела обо всех преступлениях, совершенными военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

3. Если в совершении преступления участвуют военнослужащие и гражданские суды, дело передается в военный суд.

4. Они рассматривают жалобы на действия и решения органов расследования и прокурора, а так же материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и иных ограничениях конституционных прав граждан, проходящих сборы и военнослужащих (домашний арест, залог, прослушивание телефонных переговоров и так далее).

5. Они рассматривают материалы о применении к военнослужащим мер дисциплинарного воздействия в виде ареста. Иная подсудность может определяться только федеральным законом.

6. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, по второй инстанции и в порядке судебного надзора.

Система военных судов

· Низшее звено – гарнизонный военный суд.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела только в качестве суда первой инстанции, обладая полномочиями, как районного суда, так и мировых судей.

· Среднее звено – окружной (флотский) военный суд.

Он приравнивается к областному или краевому суду, являясь вышестоящей судебной инстанцией по отношению к гарнизонным военным судам. На территории военного округа может находиться один или несколько окружных военных судов, в частности на территории ЦВО (Екатеринбург) находится три окружных военных суда – Сибирский ОВС, Уральский ОВС город Екатеринбург, Приволжский ОВС город Самара.

ОВС выполняет три судебные функции, являясь судом первой, второй и кассационной инстанции.

По первой инстанции ОВС рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции областных судов в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

По решению ВС РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступления могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает по первой инстанции дела следующих составов:

1. Гражданские и административные дела судьей единолично, уголовные дела судьей единолично, коллегией из трех судей, судьей и присяжными заседателями.

2. В кассационном порядке (до 01.01.13) окружной (флотский) военный суд рассматривает не вступившие в законную силу приговоры гарнизонных военных судов.

В окружных (флотских) военных судах могут создавать коллегии по уголовным и гражданским делам, в них также создан президиум.

· Высшее звено – военная коллегия ВС РФ.

Она является высшей судебной инстанцией к судам нижестоящей инстанции.

Она осуществляет функции суда первой, второй и надзорной инстанции.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей.

Председатель военной коллегии одновременно является заместителем председателя ВС РФ.

В качестве первой инстанции ВК рассматривает дела о преступлениях, совершенных судьями военных судов и дела об особой важности или сложности, которые она приняла к судопроизводству, при наличии ходатайства обвиняемого.

Она рассматривает гражданские дела в случаях оспаривания нормативных актов президента, нормативных актов правительства, касающихся прав и свобод военнослужащих.

29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность

дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.

Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1- ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.

Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура.

Состав Высшего Арбитражного Суда РФ:

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав федерального арбитражного суда округа:

президиум федерального арбитражного суда округа;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав арбитражного апелляционного суда:

президиум арбитражного апелляционного суда;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению

споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Постоянные судебные присутствия могут быть образованы по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в арбитражных судах субъектов РФ или арбитражных апелляционных судах РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых этими судами в отдельных местностях.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта РФ вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ <5>.

<5> Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов".

Полномочия арбитражных судов.

В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду;

содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в

арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.

Особое место в су

Наши рекомендации