Типы, виды и подвиды правовой культуры

Мы выделяем следующие типы, виды и подвиды правовой культуры.

1. По ее носителям (творцам, агентам) можно выделять правовую культуру индивидов (Иванова, Петрова), социальных групп и слоев на-

селения (например,пенсионеров и студентов), классов (например,ра-бочего класса), наций (например, французов и немцев) и общества в целом (правовая культура российского общества). Особое место в этом ряду занимает правовая культура должностных лиц.

2. Важно выделить обыденный и научный типы правовой культу-ры. Обыденная правовая культура – это все проявления юридических ценностей в обыденной жизни людей, о которых они чаще всего не за-думываются. Ведущую роль в ее содержании играют традиционные ценности, юридические стереотипы, установки, обычаи и привычки.

Научный тип правовой культуры, как правило, присущ ученым-юристам и включает систему специальных теоретических знаний, уме-ний, навыков, идей и концепций.

3. По уровню наличия (отсутствия) преимущественно профессио-нальных (непрофессиональных) элементов в ее содержании и формах она подразделяется на профессиональный и непрофессиональный типы.

4. В зависимости от определенного исторического типа необходи-мо разграничивать правовую культуру рабовладельческого, феодально-

го, буржуазного, социалистического обществ.

5. По правовым системам (семьям) правовые культуры группиру-

ются в романо-германскую и англосаксонскую, традиционно-религиоз-ную (например, мусульманскую, индусскую, иудейскую)и иные ее типы.

6. По доминирующей роли в той или иной правовой системе пра-вовых ценностей следует выделять господствующую и подчиненную ей правовые культуры. Так, в течение нескольких столетий в большинстве стран Западной Европы господствующей считалась римская, а в араб-ских и некоторых других странах (регионах) с начала VII в. н. э. и по настоящее время – мусульманская правовые культуры.

7. Следует различать правовые культуры господствующих и экс-

плуатируемых классов (слоев, социальных групп и т.д.).Здесь уже речьидет о другой по своей сущности ее типологии.

8. По уровню зрелости правовая культура может быть высокая, средне-достаточная и низкая.Последний тип уже граничит с анти-культурой.

9. По типу юридической практики, в которой формируются и осу-ществляются те или иные правовые ценности, можно говорить о пра-

вовой культуре правотворческой и интерпретационной, правосисте-матизирующей и правореализующей практики.

10. В зависимости от сферы общественной жизни следует выде-лять правовую культуру в области образования, здравоохранения и торговли.

11. В любом обществе можно выделить массовую и элитарную пра-вовые культуры. Первая характерна для широких слоев населения и формируется, как правило, средствами массовой информации, архаич-ными системами юридического образования и пропаганды. Данное по-нятие может быть осмыслено как в позитивном, так и в негативном ас-пектах.

Элитарная правовая культура – это совокупность юридических по-нятий, идей, идеалов, убеждений, установок, навыков, мастерства, гра-мотного понимания и осуществления юридических предписаний в практической деятельности разнообразных субъектов права, которыми обладают обычно немногие юристы (ученые и практики), государст-венные, политические и общественные деятели. Ее носителями, на-пример, были римские юристы Ульпиан, Гай, Павел, Модестиан и др.

В рамках определенных типов можно рассматривать и отдельные виды и подвиды правовой культуры.Например,в романо-германскомтипе относительно самостоятельное место занимают романская и гер-манская ее виды. В культуре правореализующей практики (тип) можно выделить правовую культуру судебной и следственной практики (виды), правовую культуру конституционных судов и судов общей юрисдикции (подвиды).

Можно рассматривать, видимо, и другие типы, виды и подвиды правовой культуры: западную и восточную, африканскую и латиноаме-риканскую, общенациональную и этническую, городскую и сельскую, мо-лодежную и разнообразные смешанные правовые культуры,которыезанимают свое особое место в культурно-правовом пространстве.

Функции правовой культуры

Под функциями следует понимать относительно обособленные направления позитивного воздействия правовой культуры на поведе-ние людей, все сферы общественной и личной жизни, в которых прояв-ляется система юридических ценностей, определяющая высокий уро-вень качества правосознания, эффективности юридической практики, урегулированности и управляемости общественных отношений.

По времени действия все функции правовой культуры можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет их классификация на неосновные и основные. Наиболее пред-почтительной в научном, учебно-методическом и практически-прикладном плане представляется выделение двух больших групп функций правовой культуры: общесоциальных (экономическую, по-литическую, социальную, идеологическую, экологическую, демогра-фическую, функцию социального контроля и установления компро-

миссов) и специально-юридических.

Кратко рассмотрим содержание каждой из специально-юриди-

ческих функций.

Правопреобразующая функция направлена на проведение право-вых реформ (судебной), совершенствование содержания и форм вы-ражения права, всей его системы, формирование новой юридической политики и идеологии, повышение качества всех типов, видов и под-видов юридической практики, создание достаточно развитой право-вой системы общества в целом.

Суть регулятивной функции правовой культуры заключается в том, что , с одной стороны, именно в ее рамках создаются соответст-вующие правовые принципы и нормы, стандарты и эталоны деятель-ности разнообразных субъектов права, а с другой – указанные идеи и образцы поведения вносят упорядоченность в общественные отно-шения и служат тем самым удовлетворению личных и общественных потребностей и интересов.

Охранительная (защитная) функция правовой культуры выража-

ется в том, что все созданные правовые ценности направлены на ох-рану прав и законных интересов граждан, их коллективов и органи-заций, обеспечивают личную и общественную безопасность, борьбу с правонарушительной деятельностью и другими видами юридической антикультуры, укрепление законности и правопорядка в стране.

Аксиологическая функция правовой культуры проявляется в том,что существующие правовые ценности служат в качестве основных критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний (например, законодательства, профессиона-лизма юристов, деятельности правоохранительных органов).

Содержание прогностической функции выражается в предсказа-нии возможных юридических и социальных последствий, возникно-вении новых правовых ценностей.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена наформирование у людей зрелых представлений и идей, в которых прояв-ляются уважительное отношение к праву, внутренняя убежденность в полезности и ценности правовой активности, нетерпимости к любым нарушениям юридических предписаний (от кого бы они ни исходили), и на понимание необходимости укрепления законности и правопорядка.

Суть интегративной функции заключается в том, что правовая культура представляет органическое единство, систему личных и общественных, материальных и духовных, субъективных и объек-тивных, внутренних и внешних, нормативных и ненормативных пра-вовых ценностей. Кроме того, она является воплощением накоплен-ного социально-правового опыта, объединяя в единое целое наиболее ценные и полезные стороны прошлых и современных культур, обес-печивая при этом не только общение, коммуникацию, но и солидар-ность между людьми и их общностями.

Функция трансляции социально-правового опыта выражается в том, что правовая культура способствует преемственности, рецеп-ции, передаче прогрессивного правового наследия от одного поко-ления к другому.

Таким образом, взятые в системе, функции дают более или менее цельные представления о динамичной природе правовой культуры, ее месте и роли в прогрессивном развитии правовой системы общества, «юридических качествах» этой системы и отдельных ее носителей (агентов) и их общностей.

Раздел 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТИКУЛЬТУРА

Глава 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТИКУЛЬТУРА:

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ВИДЫ

Наши рекомендации