Типы, виды и подвиды норм права

Дальнейший анализ структуры норм права требует рассмотрения их родо-видовых характеристик, что предполагает расчленение пра-вовых норм на отдельные виды (подвиды) и группировку их с помо-щью обобщенной, идеализированной модели или типа (пространст-венная структура).

1. В зависимости от правовой системы (семьи) их следует под-разделять на нормы национального права (российского), нормы рабо-владельческого, нормы романо-германской, мусульманской и др. се-мей, международного права (общего и регионального).

2. По отраслевой принадлежности выделяются нормы конститу-ционного, административного, гражданского, уголовного и иных от-раслей права.

3. В зависимости от места и роли правовых норм в системе права важное значение имеет анализ норм отдельных институтов, субинсти-тутов, подотраслей, «классических» и комплексных отраслей права, норм материального и процессуального, частного и публичного права.

4. Каждая норма права имеет свой предмет правового регулиро-вания (отдельные общественные отношения или типичные социаль-но-правовые ситуации) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону. По данному критерию можно разграничивать право-вые нормы, регулирующие, например, имущественные отношения, личные неимущественные отношения.

5. В зависимости от выполняемых функций большинство авторов (С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, А. С. Пиголкин и др.) подразделяют нормы права на регулятивные (установительные) и охранительные. Критериями деления в данном случае являются, на наш взгляд, не функции, поскольку их система более многообразна (информацион-ная, ориентационная и др.), а основные, главные цели правовых норм.

Регулятивные нормы закрепляют позитивные права и обязанности и рассчитаны на правомерное поведение людей. Охранительные нормы права связаны как с правонарушениями, так и иными юридическими фактами (составами), при возникновении которых необходима реали-зация мер принуждения (например, при реквизиции). Поэтому регуля-тивные и охранительные правовые нормы имеют различную логиче-скую структуру. Первые состоят из гипотезы и диспозиции, вторые – из гипотезы и санкции. Комплексное воздействие регулятивных и ох-ранительных норм права на сознание и поведение людей и позволяет упорядочивать, закреплять и охранять общественные отношения.

6. По способам юридического воздействия выделяются импера-

тивные и диспозитивные, управомочивающие, обязывающие, запре-щающие, поощряющие и рекомендующие (см. п. 7.2).

7. Важное значение имеет классификация норм права по юриди-ческой силе.Так,правовые нормы,содержащиеся в конституциях иконституционных (органических) и иных законах, обладают более высокой юридической силой по сравнению с нормами права, закреп-ленными в подзаконных актах (указах президента, постановлениях правительства и т. д.).

8. Нормы права могут быть классифицированы по субъектам правотворческой практики.Они издаются государственными и него-сударственными учреждениями.

9. Существенное значение в правовом регулировании общест-венных отношений имеет классификация норм права по формам их закрепления.Одни из них составляют содержание нормативных пра-вовых актов (законов), другие – нормативных правовых договоров, третьи – судебных прецедентов.

10. По срокам действия они бывают постоянными и временными.

11. Нормы права могут быть адресованы юридическим и физиче-ским лицам, гражданам и иностранцам, следователям и судьям. В ка-честве критерия деления здесь выступают соответствующие адреса-ты предписаний.

12. По территориальной сфере действия различают нормы пра-

ва общероссийского, ограниченного (Крайний Север), местного зна-чения (муниципальный район) и локального характера (действует на территории, например, предприятия).

13. Многие авторы выделяют так называемые специальные нор-мы права: нормы-принципы, нормы-декларации и др., которые мы относим к нестандартным нормативно-правовым предписаниям.

Нормы права могут быть классифицированы и по другим осно-ваниям. Например, по служебной их роли можно выделять правокон-кретизирующие (изменяющие, отменяющие, пролонгирующие), кол-лизионные , компетенционные, правовосстановительные, компенса-ционные и др.

Каждый из рассмотренных типов (например, нормы частного права) подразделяется на определенные виды (например, нормы гражданского и торгового права) и подвиды (нормы институтов куп-ли-продажи, мены).




Глава 9. НЕСТАНДАРТНЫЕ НОРМАТИВНО­ПРАВОВЫЕ

ПРЕДПИСАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА – ПРОДОЛЖЕНИЕ)

9.1. Нестандартные нормативно­правовые предписания: общее и особенное

В отечественной литературе наряду с нормами-правилами мно-гие авторы выделяют нормы-принципы, нормы-начала , нормы-дефи-ниции, нормы-декларации и др. Поскольку эта группа «норм» непо-средственно не устанавливает прав и обязанностей, то одни авторы (А. В. Мицкевич) называют их «нормами всеобщего содержания»; другие (В. К. Бабаев) – «исходными (отправными , первичными , уч-редительными) нормами»; третьи (И. Н. Грязин) – «суждениями нар-ративного типа»; четвертые (А. В. Поляков) – «когнитивными прави-лами законодательства»; пятые (В. М. Горшенев) – «нетипичными нормативными предписаниями».

По нашему мнению, более точным, грамотным и уместным в данном случае является употребление словосочетания «нестандарт-ные нормативно -правовые предписания». Дело в том, что многие из них (принципы права, легальные дефиниции, предписания-сроки) возникли и существуют с древнейших времен. Появление новых их разновидностей (например, легальных схем, формул, нормативных рисунков) – это закономерный процесс, связанный с научно-техническим и социально-правовым прогрессом, развитием и совер-шенствованием экономической и политической, духовной и других сфер жизнедеятельности общества. Удельный вес данных норматив-но-правовых предписаний во всех правовых семьях постоянно воз-растает. Поэтому ошибочным является представление о них как об «аномалиях права», «нетипичных нормативно-правовых предписани-ях». Стремление свести все их к нормам права свидетельствует о том, что отдельные отечественные и зарубежные авторы недооценивают значительное разнообразие специфических (нестандартных) средств, приемов, способов, форм, методов и т. п. правового регулирования общественных отношений.

Нестандартные предписания имеют много общих признаков с нормами права. И те и другие являются разновидностью нормативно-правовых предписаний , составляют важнейшие компоненты юриди-ческого содержания и системы права, представляют логически за-вершенные и цельные веления (распоряжения), выражены и непо-средственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абза-

цах, частях) текста нормативного акта (договора, судебного преце-дента), носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рас-считаны на конкретно неопределенное число жизненных обстоя-тельств, обязательны для исполнения, обеспечены мерами государст-венного и иного воздействия, регулируют поведение людей, их кол-лективов и организаций (см. п. 7.2.).

Особенность нестандартныхнормативно-правовых предписа-ний заключается в том, что, в отличие от норм права, они не имеют традиционной классической структуры, т. е. таких элементов, как ги-потеза , диспозиция, санкция. Для нестандартных предписаний харак-терны нетрадиционные логические, грамматические, юридические и иные способы изложения правового материала (например, норматив-ные рисунки выражены с помощью пятен , графических и иных спо-собов; юридические формулы – числами и другими математическими средствами). Неслучайно Л. Эннекцерус называл их «незавершенны-ми правовыми нормами».

В отличие от норм права, они регулируют общественные отно-шения нетрадиционно. Норма права воздействует на поведение лю-дей путем наделения их правами и обязанностями (диспозиция), за-крепления условий возникновения, изменения и прекращения право-отношений (гипотеза) и мер государственного и иного принуждения (санкция). Нестандартные же предписания раскрывают, например, юридические понятия (легальные дефиниции), представляют фунда-ментальные идеи-идеалы, имеющие базовый характер (принципы права), устанавливают временные пределы деятельности субъектов права (предписания – сроки). Однако это не означает, что нестан-дартные предписания не обязательны для их адресатов, как полагают некоторые авторы (И. Н. Грязин). Они действуют в правовой системе либо самостоятельно, либо совместно с нормами права, а их обяза-тельность также обеспечивается мерами государственного и иного воздействия. В случаях нарушения, например, принципа законности или легальных юридических сроков, вынесенные решения могут быть признаны недействительным, изменены в определенной части или отменены в целом.

9.2. Краткая характеристика отдельных видов нестандартных нормативно­правовых предписаний

В отечественной и зарубежной науке выделяются и более или менее подробно исследуются разнообразные нестандартные норма-тивно-правовые предписания. Кратко рассмотрим наиболее распро-страненные из них.

1. Одно из центральных мест в содержании права занимают принципы права (подробнее см.гл. 10).Они могут быть изложены ввиде норм права, т. е. правил поведения. Тогда следует говорить о нормах-принципах. Таким образом, в ст. 8 ГПК РФ 2002 г. сформу-лирован принцип независимости судей: «При осуществлении право-судия (гипотеза. – В. К.) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспо-

зиция. – В. К.)».

Однако в большинстве своем, по своей природе, логическим, грамматическим, юридическим и пр. способам выражения они пред-ставляют относительно самостоятельный элемент содержания права. Трудно, например, отнести к нормам права положение, содержащееся

в ст. 13 Конституции Итальянской Республики: «Свобода личности нерушима».

В отечественной науке, к сожалению, не отработана достаточно четкая и эффективная технология построения принципов права, что, несомненно, негативно сказывается на их закреплении, содержатель-ном и текстуальном выражении в соответствующем законодательстве и практике реализации.

2. Цели-задачи – это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т. е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия. Целями трудового законодательства, напри-мер, является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, за-щита прав и интересов работников и работодателей (см. ст. 1 ТК РФ 2001 г.).

Все нормативно-правовые цели могут быть разграничены: а) по уровню и функционированию – на общеправовые, специальные и ча-стные; б) по времени достижения – на ближайшие и перспективные; в) в зависимости от формы выражения – на цели-задачи, цели-модели

и цели- мотивы; г) по степени реальности – на реальные и нереаль-ные; д) в зависимости от соответствия объективным и субъективным закономерностям развития общества – на истинные и ложные; е) в зависимости от закрепляемых ими позитивных или негативных на-чал – на прогрессивные (демократичные, гуманные) и реакционные (антигуманные, аморальные).

3. Нормативные справки бывают самых разнообразных видов. Наиболее распространенные из них закрепляют юридические осно-вы деятельности субъектов права, определенный нормативно-правовой массив, регулирующий соответствующий тип, вид или подвид общественных отношений. Например, ст. 3 СК РФ 1995 г. («Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы се-мейного права») устанавливает , что семейное законодательство на-ходится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно состоит из указанного кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов , законов субъектов Федерации, а также подза-конных нормативных правовых актов.

Примером другой нормативной справки является «Талон-уве-домление», изложенный в Приложении 3 к Порядку уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в це-лях склонения федерального государственного гражданского служа-щего Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к совершению коррупционных правонарушений, утвержден-ного приказами Россельхознадзора от 28.04.2010 г. № 143 и от 10.05.2012 г. № 228. Талон -уведомление состоит из двух частей: ко-решка талона-уведомления и талона уведомления. После заполнения корешок талона-уведомления остается у уполномоченного лица, а та-лон-уведомление вручается гражданскому служащему, направивше-му уведомление.

Рекомендуемые образцы, утвержденные данными приказами.

Талон-корешок Талон-уведомление
№ __________ № __________
Уведомление принято от Уведомление принято от
_______________________ _______________________
_____ _____
_______________________ _______________________
_____ _____
_______________________ _______________________
_____ _____
(Ф.И.О. гражданского служащего) (Ф.И.О. гражданского служащего)
Краткое содержание Уведом- Краткое содержание Уведом-
ления ления
_______________________ _______________________
__ __
_______________________ _______________________
____ ____
_______________________ _______________________
____ ____
_______________________ _______________________
____ ____
  Уведомление принято:
_______________________ _______________________
____ ____
_______________________ _______________________
____ ____
(подпись должностного лица, (Ф.И.О., должность лица,
принявшего Уведомление) принявшего Уведомление)
«____» _________________ 20___ г. «____» _________________ 20___ г.
_______________________ _______________________
________ ________
(подпись лица, получившего талон- (подпись гражданского служащего, при-
уведомление) нявшего
«____» _________________ 20___ г. Уведомление)
  «____» _________________ 20___ г.
   

4. Нормативно-правовой рисунок –это изображение нормативно-

правового материала, выполненное на плоскости с помощью графи-ческих и иных средств – контурной линии, штриха, пятна и др. Одни из рисунков носят иллюстративный, другие – нормативный характер.

Как верно подмечено в литературе, юридическую природу ри-сунка можно проверить с помощью следующего приема: необходимо мысленно удалить из текста изложения анализируемого предписания указание на рисунок. Если в результате этого окажется, что предпи-сание теряет часть своего содержания, то данные рисунки имеют нормативную природу.

К числу нормативно-правовых следует отнести, например, пого-ны. Дорожные знаки по своей юридической природе являются сме-шанными. Они одновременно носят нормативно-правовой и иллюст-ративный характер.

5. Нормативно-правовая формула –это комбинация буквенных ицифровых знаков, выражающая общеобязательное, обеспеченное ме-рами государственного и иного воздействия предписание (распоря-жение, веление). Например, с помощью такой формулы определяется размер платы за предоставление государственной услуги, предметом которой выступает выдача лицензии на право приобретения оружия. Она выглядит следующим образом:

С = С1 + С2 + С3 + С4, где С – расходы на оказание необходимой и обязательной услуги,

оказываемой в целях предоставления государственной услуги, предметом которой выступает выдача лицензии на право приобретения оружия;

С1 – расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профи-лактический прием врача-терапевта»;

С2 – расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профи-лактический прием врача-офтальмолога»;

С3 – расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профи-лактический прием врача-психиатра»;

С4 – расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профи-лактический прием врача-психиатра-нарколога» (Формула закрепле-на приказом № 139 Минздравсоцразвития России от 17.02.2012 г.).

Отличительными признаками формулы являются следующие: нормативно-правовой характер, буквенный и числовой способы обо-значения математических символов, наличие в ее структуре элемен-тов пояснения (экспликации).

6. Нормативные сроки устанавливают определенные временные границы деятельности субъектов права. Например, глава 10 АПК РФ 2002 г. закрепляет процессуальные сроки деятельности субъектов и участников арбитражного судопроизводства.

Следует иметь в виду, что сроки могут составлять неотъемлемую часть нормы права и закрепляться в отдельных элементах их структу-ры – гипотезе, диспозиции и санкции. Так, в случае открытия наследства в день предполагаемой гибели гражданина (п. 1 ст. 1154 ч. 3 ГК РФ 2001 г.) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (п. 1 ч. 2 ст. 1154 ГК РФ). Или, например, убийство, т. е. умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (п. 1 ст. 105 УК РФ 1996 г.).

Наши рекомендации