Установление факультативного гражданского брака в Англии

В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путём взаимного согласия сторон, а действительность брака не была связана с определённой формой. В результате отсутствовало единообразие в формах заключения брака. В 1538 г. законом был введён церковный брак. Регистрация брака была возложена на священников господствующей англиканской церкви. При этом закон не требовал согласия родителей, свидетельства о возрасте, оглашения о предстоящем браке. Наряду с церковным англиканским браком, получили распространение браки «по общему праву», то есть вообще не оформленные перед лицом церкви, а также многочисленные тайные браки, которые хотя и оформлялись священником, но без соблюдения всех необходимых условий. Английский закон облагал браки «по общему праву» и тайные браки только штрафами, но не лишал их обязательной юридической силы.

Отсутствие определённой формы брака приводило в Англии к странным явлениям. Браки заключались в тюрьмах, у священников, которые находились в заключении за свои долги, так как таких священников трудно было наказать за нарушение законов о браке. Штраф для них не существовал, потому что у них и так все имущество было взято за долги, нельзя было их и лишить должности, так как они уже потеряли должность. Затруднительно их было наказать и тюрьмой, так как они уже были в тюрьме. Особенной популярностью пользовалась в этом отношении лондонская тюрьма Флит, поэтому такие браки назывались «флит-браки». Дело было поставлено серьёзно, с широкой рекламой, с агентами, которые вербовали в городе желавших сочетаться браком. Насколько успешно шло дело показывает факт, что один священник Джон Гэйнам, известный под ласковым прозвищем «дьявола из ада», просидел в тюрьме с 1709 по 1740 год. За это время, несмотря на сильную конкуренцию своих коллег, успел повенчать 36 тысяч браков. Такие тайные браки не могли быть признаны по закону недействительными.

В 1753 г. законом о браке лорда Гардвика в Англии был объявлен обязательным исключительно церковный брак по обряду государственной англиканской церкви англиканским священником в церковном здании в присутствии двух свидетелей, после предварительного троекратного оглашения. Жених и невеста, не достигшие 21 года, должны были иметь согласие своих родителей. Закон обязал всех лиц, не принадлежащих к господствующей англиканской церкви, венчаться у англиканского духовенства по англиканскому церковному обряду, что было для них стеснительным.

Соседство с Шотландией позволило англичанам уклоняться от действия закона 1753 г. Реформация в Шотландии имела не англиканский, а пресвитерианский характер, вследствие чего английские брачные законы здесь не применялись. В Шотландии сохранилась простейшая средневековая форма брака, существовавшая до Тридентского собора. Для действительности брака здесь нужно было лишь заявление сторон в присутствии хотя бы одного свидетеля. Так как по английскому праву законность брака определялась по месту его совершения, то англичане массами стали переходить шотландскую границу и доходили до первой деревни Гретна-Грин, где заключали браки по законам Шотландии. Обычно на краю деревни находился дом кузнеца. И вот новобрачные обращались за заключением брака к кузнецу, и мало-помалу возникло убеждение, что почему-то именно кузнец и есть полномочный совершитель брака. Деревня разрасталась, дом кузнеца оказывался уже на середине, и все-таки за свидетельствами о вступлении в брак обращались к кузнецу. От отца это выгодное занятие перешло к сыну, была установлена такса, заведены особые книги. Только в 1857 г. английским законом в Англии объявлены были законными только такие шотландские браки, заключению которых предшествовало проживание в Шотландии в течение трёх недель. Вследствие чего для англичан стало уже невозможно заключать тайные браки в Шотландии тотчас по переходе английско-шотландской границы. Наконец, в Англии заключение браков было настолько облегчено, что отпали прежние мотивы путешествия в Шотландию.

В 1836 г. законом о браке был введён факультативный гражданский брак, по которому форма брака выбиралась по соглашению, выбору супругов. Они могли выбрать либо церковный, либо гражданский брак. Церковный брак заключался как священником англиканской или какой-нибудь другой церкви и секты, а гражданский брак - государственным регистратором в помещении регистратуры в присутствии двух свидетелей.

Брак мог быть заключён как в церквах, так и молитвенных домах, так и помещении гражданского регистратора. Священник мог венчать вступающих в брак супругов только после того, как государственный регистратор совершит законное оглашение брака и даст ему удостоверение, что для брака нет никаких препятствий. А когда венчание совершало духовное лицо не государственной (англиканской), а какой-нибудь другой церкви, то регистратор с двумя свидетелями присутствует и при самом акте венчания. После совершения церковного бракосочетания должна быть произведена государственная регистрация, то есть внесение в реестры гражданского состояния государственным регистратором.

Три вида гражданского брака

Так как церковный брак имел глубокие корни в обычаях и верованиях народных масс, то в европейских государствах возникли три вида гражданского брака:

1. Обязательный гражданский брак есть необходимая форма заключения брака для всех граждан без исключения, как для религиозного большинства, так и для религиозного меньшинства и для иноверцев. Каждый отдельный верующий может освятить совершенный им гражданский брак церковным благословением после гражданской регистрации брака.

Обязательный гражданский брак был впервые введён во Франции законодательством революции в 1792 г. и сохранён Французским гражданским кодексом 1804 г. Под влиянием Франции и Кодекса Наполеона обязательный гражданский брак был введён и во многих других европейских и американских государствах - Голландии, Бельгии. В 60-х годах XIX в. обязательный гражданский брак был введён в Италии, Румынии, Испании и Португалии, а в 1875 г. в Германии. Германский гражданский кодекс 1900 г. признает законной формой брака обязательный гражданский брак перед чиновником гражданского состояния в присутствии двух свидетелей. Церковное венчание должно следовать после государственной регистрации.

2. Необходимый (вынужденный) гражданский брак предписывался законом для религиозного меньшинства. Для религиозного большинства, принадлежащего к господствующей государственной религии, был обязателен церковный брак. Для религиозного меньшинства был введён обязательный гражданский брак. При существовании необходимого гражданского брака обязанность заключения брака делилась между государственными и церковными организациями.

Необходимый гражданский брак для религиозного меньшинства был впервые введён в 1580 г. в двух нидерландских штатах - провинциях и вскоре распространен был на все Нидерланды. В 1868 г. обязательный гражданский брак по необходимости был введен в Австрии.

3. Факультативный гражданский брак предоставлял вступающим в брак лицам самим выбирать форму брака. Супруги могли выбрать либо церковный, либо гражданский брак. Факультативный гражданский брак существовал недолго во Франции при Людовике XVI (1787 - 1792). В 1836 г. был введён в Англии. Точно такой же свободный выбор церковной или гражданской формы брака существовал и в США.

Первый вид гражданского брака основан на идее отделения государственного элемента в браке от церковного: государство ведает браком как юридическим союзом, церкви предоставляется ведать им как религиозным актом. Два последние же вида гражданского брака основаны на компромиссе между государством и церковью.

При обязательном гражданском браке с его антицерковной направленностью, церковь венчает лишь тех лиц, гражданский брак которых уже зарегистрирован. При этом светское брачно-семейное право содержит меньше препятствий к браку, чем церковное право. Во многих случаях гражданский брак регистрируется при наличии несомненных препятствий к браку с точки зрения церковного права. Например, брак после расторжения третьего брака, брак при наличии кровного родства в четвертой степени между двоюродным братом и сестрой. Священник или епископ не может принимать решение о допустимости венчания во всех тех случаях, когда существует гражданский брак.

Обязательный гражданский брак, удобный для государственных чиновников, имеет на себе явные признаки своего антицерковного происхождения. Брак может быть заключён только один раз, и государство, предписывая гражданский брак до церковного венчания, как бы ведёт пропаганду против церкви. Оно как бы говорит вступающим в брак: «вы можете идти и в церковь, но это, в сущности, излишняя церемония: вы - муж и жена от того момента, как вас провозгласил супругами мой чиновник, и несколько комично, что вы в церкви опять выдаёте себя за жениха и невесту»; «женись сначала для меня и в той форме, которую я предписываю, а потом можешь женится и для церкви, в той форме, которой она требует». С другой стороны, благодаря обязательному гражданскому браку достигается единство регистрации брака.

Англия фактически восстановила порядок заключения брака, который существовал уже в римском праве. Англичане принципиально отрицают право государства определять форму брака, так как это право входит в число прирожденных прав личности, которые должны лежать вне границ государственного вмешательства. «Все люди имеют право на брак, - мотивировали этот закон в английском парламенте, - и все имеют одинаковое право заключать брак в той форме, в которой хотят, тогда как государство может участвовать в этом лишь настолько, насколько это участие необходимо для борьбы с тайными браками». Право выбора формы брака - это лишь частный случай права свободы совести (вероисповедания), которое принадлежит всякому человеку, точно так же, как ему принадлежит свобода слова, союзов, передвижения и т. д.

С другой стороны, факультативный гражданский брак представляет собой как бы поощрение религиозного безразличия со стороны государства, заявляющего, что для него совершенно безразлично, на какой из двух форм остановятся вступающие в брак супруги. Государство говорит подданным: «по мне всё равно, каким бы способом ни вступали вы в браки: желаете венчаться в церкви? - прекрасно, венчайтесь, ваши браки будут признаны законными; не желаете венчаться и предпочитаете обратиться к государственному чиновнику, с тем, чтобы он выслушал и записал ваше согласие на вступление в брак? - и это прекрасно, такие браки точно также будут признаны законными».

При ослаблении влияния религии и соответственно с упадком нравственных идеалов, непосильности условий христианского брака для части населения, приходится предпочесть для стран Западной Европы XIX в. факультативный гражданский брак. Церковная форма брака может иметь место только при религиозной однородности населения.

Условия вступления в брак

Препятствия к браку определяются гражданским законом с гражданской точки зрения. Исходя из принципа свободы вероисповедания, ослабления влияния религии, непосильности условий христианского брака для части населения государственный закон не признал некоторые препятствия к браку, установленные каноническим правом. Светский законодатель по сравнению с каноническим правом уменьшил препятствия к вступлению в брак. Он отменил такие религиозные препятствия к браку как различие религии, нахождение в духовном сане и монашестве. С введением гражданского брака различие религии перестало быть препятствием к браку: во Франции с 1791 г., в Германии - с 1875 г. Брак, заключённый католическим священником или монахом вопреки их религиозным обетам, признавался действительным.

Светский закон сузил круг препятствий по родству сравнительно с каноническим правом. Французский гражданский кодекс 1804 г. запретил браки только между братом и сестрой, между родственниками по прямой линии, между усыновителем и усыновленным, между дядей и племянницей, тёткой и племянником. Тем самым браки, заключённые двоюродными братьями и сестрами, признавались законными. Германский гражданский кодекс 1900 г. ещё более сузил пределы кровного родства сравнительно даже и с французским гражданским кодексом, разрешая браки между двоюродными братьями и сестрами, между дядей и племянницей, тёткой и племянником. Германский гражданский кодекс установил такое препятствие к браку, которого не знает наполеоновский гражданский кодекс. Виновный в прелюбодеянии не может вступать в брак с соучастником в прелюбодеянии.

Минимальный брачный возраст был несколько повышен вместо канонических 14 лет для мужчин и 12 - ти лет для женщин. Брачное совершеннолетие наступало раньше совершеннолетия гражданского. По Французскому гражданскому кодексу мужчины могли вступать в брак по достижении 18 лет, женщины - 15 лет (ст. 114, 145). По Прусскому земскому уложению 1794 г. для мужчины брачный возраст составлял 18 лет, а для женщин - 14 лет. По Германскому гражданскому кодексу брачный возраст был увеличен: для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год, достижение гражданского совершеннолетия (§ 1303).

Согласие родителей требовалось до достижения детьми определённого возраста. Прусское земское уложение требовало согласия родителей на брак детей до достижения ими 24 лет. По Германскому гражданскому кодексу 1900 г. до достижения 21 года законные дети должны были получить согласие отца, а незаконные дети - согласие матери. За отказом родителей разрешение по уважительным причинам может быть дано опекунским судом (§ 1305). По Французскому гражданскому кодексу было необходимо согласие родителей для сына, не достигшего 25 лет и дочери, не достигшей 21 года вместо установленных королевскими ордонансами 30 лет для сыновей и 25 лет для дочерей (ст. 148).

Дочери в возрасте от 21 до 25 лет и сыновья в возрасте от 25 до 30 лет могли вступить в брак и без родительского согласия, но лишь при условии, что они ежемесячно в течение трёх следующих один за другим месяцев трижды безуспешно через двух нотариусов обращались с почтительной просьбой к родителям о разрешении. Цель этого акта - побудить жениха и невесту на размышление в случае отказа родителей и попытка примирения через нотариуса, обычно друга семьи. Однако столетний опыт показал, что практика почтительных просьб бесполезна и сеет раздражение. После 30 и 25 лет было необходимо только одно почтительное обращение.

Наши рекомендации