Подоходный налог с физических лиц

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, являются:

- НК (гл. 16);

- постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц", с изменениями и дополнениями;

- международные договоры Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Плательщиками подоходного налога с физических лиц (далее - плательщики) признаются физические лица.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:

- от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 НК;

- от источников в Республике Беларусь, - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся, в частности, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских ИП (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).

Исчисление подоходного налога с физических лиц осуществляется по ставкам в размере 13%, 9%, 10% и 4% в соответствии с нормами статьи 173 НК и Указом Президента Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. N 235 "О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области".

Белорусские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц в соответствии со статьей 23 НК и главой 16 НК.

Налог на недвижимость

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость, являются:

- НК (гл. 17);

- постановление № 42.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица (как белорусские, так и иностранные) с учетом особенностей, установленных статьей 184 НК.

Объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются:

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), классифицируемых в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств;

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам - физическим лицам, и одноквартирные жилые дома или квартиры, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые физическим лицом в финансовую аренду (лизинг) по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга;

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, организациями у белорусских организаций (индивидуальными предпринимателями у организаций), в случае, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организаций-лизингодателей;

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь);

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат государственной регистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до государственной регистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций.

В целях налогообложения налогом на недвижимость капитальным строением (зданием, сооружением) у организаций признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям). К капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств, передаточные устройства - устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в том числе магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств.

Зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, сроки возведения (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых с учетом периодов приостановления строительства, оформленных в установленном законодательством порядке, превысили нормативную продолжительность строительства, определенную утвержденной проектной документацией.

Не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у организаций:

- объекты сверхнормативного незавершенного строительства, относящиеся к объектам жилищного строительства, за исключением встроенной, пристроенной, встроенно-пристроенной нежилой части жилого дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией);

- объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости объекта строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами;

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по правилам, установленным в отношении находящихся на балансе основных средств, доходных вложений в материальные активы);

- капитальные строения (здания, сооружения), их части, объекты сверхнормативного незавершенного строительства, возведенные, приобретенные за счет средств или полученные в виде международной технической помощи, на срок их использования в целях непосредственного осуществления такой помощи.

Перечень льгот по налогу на недвижимость установлен статьей 186 НК.

Так, например, освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части:

классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения;

включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций;

сельскохозяйственного назначения, используемые (предназначенные для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства;

научных организаций и научно-технологических парков.

При сдаче организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, такие капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места подлежат налогообложению налогом на недвижимость в установленном порядке.

Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год.

Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается:

- для организаций - в размере 1%;

- для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, - в размере 2% от стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

На территории г. Минска в 2017 году решением Минского городского Совета депутатов от 21.12.2016 № 255 «Об установлении коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога и признании утратившим силу некоторых решений Минского городского Совета депутатов» (рег. № 9/80803 Национального реестра от 06.01.2017) установлены коэффициенты к ставкам налога на недвижимость.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налог на недвижимость исчисляется по ставке, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решением местного Совета депутатов по месту постановки таких организаций на учет в налоговых органах Республики Беларусь.

Организации не позднее 20 марта отчетного года представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость.

Уплата налога на недвижимость производится организациями по их выбору один раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода или ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой годовой суммы налога.

ВАЖНО!

Иностранные организации при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.

Налоговое обязательство у иностранной организации в части уплаты налога на недвижимость в бюджет Республики Беларусь возникает при наличии объектов налогообложения налогом на недвижимость, расположенных на территории белорусского государства.

Земельный налог

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исчисления и уплаты земельного налога, являются:

- НК (гл. 18);

- Кодекс Республики Беларусь о земле;

- постановление N 42;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Плательщиками земельного налога признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.

Объектами налогообложения организаций земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки:

- находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций;

- предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.

Льготы в виде освобождения от земельного налога установлены ст. 194 НК и отдельными нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 3.2 пункта 3 Декрета № 10 инвестор (инвесторы) и (или) организация освобождается от земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности. При этом данная льгота действует в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с первого числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором. При прекращении инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) своих обязательств по этому договору инвестор (инвесторы) и организация утрачивают право на эту льготу с даты такого прекращения.

Следует отметить, что согласно подпункту 2.1 пункта 2 Декрета № 10 в случае прекращения инвестиционного договора по вине инвестора он должен возместить все суммы льгот и преференций, а также уплатить неустойку (штраф, пеню), предусмотренную договором. При этом под суммами льгот и преференций понимаются суммы налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет, которые инвестор или организация не платили с учетом заключенного инвестиционного договора.

Обращаем внимание, что взыскание с инвестора сумм предоставленных льгот по уплате таможенных платежей и налогов происходит в полном объеме вне зависимости от степени реализации инвестиционного проекта.

Льгота по земельному налогу не распространяется на земельные участки (их части), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемые таковыми для целей взимания земельного налога, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, а также самовольно занятые.

Льготы в виде освобождения от земельного налога установлены ст. 194 НК и отдельными нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

Так, статьей 194 НК предусмотрено освобождение от земельного налога земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), - на период их строительства.

Земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, освобождаются от земельного налога в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, подлежат освобождению от налогообложения в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.

В рамках поддержки научных организаций, научно-технологических парков таким плательщикам предоставлена возможность применить льготу в отношении выделенных им земельных участков до 1 января 2020 года.

Внимание! Освобождение от земельного налога, предусмотренное пунктом 1 статьи 194 НК статьи, не распространяется на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, а также занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в том числе на части таких земельных участков.

В случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплата земельного налога производятся пропорционально площади капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, переданных в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Кадастровая стоимость участка используется для определения налоговой базы по земельному налогу (за исключением участков, по которым налог исчисляется исходя из их площади). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство».

В 2017 году осуществлен переход в определении налоговой базы земельного налога от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях.

Исчисление земельного налог производится в зависимости от функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны), которое указано в документах, удостоверяющих право организации на земельный участок (например, в решении о предоставлении земельного участка).

Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к НК.

Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от категорий земель и установлены двух видов: в процентах (приложение 5 НК) и в виде фиксированного платежа за гектар. Ставки земельного налога в зависимости от категории земель определяются в соответствии со статьями 196 – 201 НК.

На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2, кроме объектов сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета, а также строительство которых осуществляется собственными силами.

На земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

Областные (Минский городской) Советы депутатов также имеют право увеличивать (но не более чем в десять раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

На территории г. Минска в 2017 году решением Минского городского Совета депутатов от 21.12.2016 № 255 «Об установлении коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога и признании утратившим силу некоторых решений Минского городского Совета депутатов» (рег. № 9/80803 Национального реестра от 06.01.2017) установлены коэффициенты к ставкам земельного налога.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Основаниями для исчисления земельного налога являются, в том числе:

- государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

- фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, включая случаи такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, сведения о которых представляются налоговым органам землеустроительными службами исполнительных комитетов.

Земельный налог исчисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или перехода права на земельный участок в случае, если в соответствии с законодательством такое решение не требуется.

Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года.

По вновь отведенным земельным участкам или при прекращении права постоянного, временного пользования или права частной собственности на земельный участок (за исключением земельных участков, в отношении которых решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, принято уполномоченным государственным органом или прекращено право пользования земельным участком в декабре текущего года) с (после) 1 января текущего года налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или прекращено право пользования им.

В отношении земельных участков, по которым в декабре текущего года уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или прекращено право постоянного, временного пользования или право частной собственности на земельный участок, плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу не позднее 20 февраля года, следующего за годом принятия такого решения или прекращения права пользования таким земельным участком.

Уплата земельного налога производится:

организациями по их выбору без изменения в течение налогового периода один раз в год в размере исчисленной суммы за год - не позднее 22 февраля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала - в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога (кроме земель сельскохозяйственного назначения);

за земельные участки, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре текущего года, - не позднее 22 декабря текущего года.

Наши рекомендации